, 28 Января
Коронавирус. Заражено: 367 423 717 человек. В России: 11 502 657. В Татарстане: 47 030. В Челнах: 6 183
Новости
Подробно


«Покупатели берут автомобиль за 1,5 млн и требуют, чтобы им подарили коврики»

05.05.2016, 16:44

Авторынок Набережных Челнов по итогам первого квартала этого года несколько оправился после прошлогодней шоковой ситуации. Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики, так и оценки дилеров. Ситуация, по их словам, несравнима с тем, что было три–четыре года назад, когда автосалоны показывали большие прибыли, но уже не так бесперспективна, как в январе–феврале прошлого года, когда рынок просел более чем на треть. Число новых автомобилей в Челнах сегодня растет, хоть и незначительно. При этом покупатели обходят вниманием авто с базовой комплектацией и, как ни странно, делают выбор в пользу комфорта и дополнительных опций. В то же время у челнинцев проснулся интерес к отечественным машинам. Какие перспективы у челнинского авторынка, что сегодня ставят во главу угла при покупке машины и откуда у горожан деньги на автомобили – в материале Chelny-biz.ru.

«ПРИБАВКА ЕСТЬ, НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС»

В Набережых Челнах, по данным ГИБДД, по итогам первого квартала этого года зарегистрировано 176 246 транспортных средств. После резкого сокращения автомобилей в 2015 году в этом наблюдается небольшой прирост. Согласно статистике местной Госавтоинспекции, в 2012–2014 количество зарегистрированных автомобилей ежегодно росло: с 154 810 до 179 914, более чем на 25 тыс. В 2015-м оно сократилось почти на 4,2 тыс., до 175 717. В то время, как шла естественная убыль машин (списывались старые автомобили или машины после аварий), на новые авто челнинцы не тратились. В этом году количество автомобилей ненамного, но увеличилось – на 529.

– Прибавка есть, несмотря на кризис, – отметил ранее на пресс-конференции главный госавтоинспектор челнов Радий Кадиков. – Машин меньше на улицах нашего города не становится.

В целом по стране автопарк новых машин в начале этого года уменьшился на 3,5% по сравнению с первыми месяцами 2015 года. По данным агентства «Автостат», он составил 168 млн автомобилей. Первые места с точки зрения прироста занимают Москва и Московская область. В первую десятку регионов, на которые приходится больше 55% всего прироста парка новых машин, вошел и Татарстан.

Положительную динамику по отношению к первому кварталу 2015 года наблюдают в автоцентрах Челнов – падение замедлилось.

– Ситуация стала однозначно лучше, хотя ее не сравнить с тем, что было три–четыре года назад, – считает директор автоцентра «Германика Авто» в Набережных Челнах Александр Апатьев. – В прошлом году в январе–феврале люди были напуганы, и им было явно не до машин.

Аналитики агентства «Автостат» подсчитали выручку от продажи новых легковых автомобилей на российском рынке в первом квартале 2016 года. Она составила 408,3 млрд рублей. Это на 4,3% меньше, чем за тот же период прошлого года (426,8 млрд рублей), но учитывая, что в начале 2015 года объем рынка в денежном выражении снизился по сравнению с 2014 на 25%, можно сделать вывод, что падение замедлилось и стремится к нулю.

«СЛАВА БОГУ, «АВТОВАЗ» ВЫПУСТИЛ НОВЫЕ МОДЕЛИ XRAY И VESTA»

В то же время в автосалонах города отмечают рост продаж отечественных автомобилей LADA.

– Наших покупателей LADA до этого не интересовала, а в последнее время она стала популярнее. Отечественной маркой интересуются очень часто, продажи однозначно выросли, – считает Александр Апатьев.

– Ситуация по продажам в целом неплохая. Сейчас идет государственное субсидирование, автомобили стали больше покупать в кредит. Слава Богу, «АвтоВАЗ» выпустил новые модели XRAY и Vesta, в последнее время приобретают именно их, – пояснили в отделе продаж дилерского центра «Авто-1».

Отметим, что российская LADA вошла в пятерку лидеров ТОП-20 рейтинга «Автостата» по выручке на российском авторынке по итогам первого квартала этого года. Показатель по продажам у отечественной марки самый высокий в «двадцатке» – 55 тыс. 691 автомобиль. При этом LADA представляет самые дешевые среди участников рейтинга автомобили – в среднем 533,2 тыс. рублей за авто. Это позволило компании заработать 29,7 млрд, но не дало при этом возможность улучшить показатели прошлого года. LADA заработала меньше на 3,7%. Весьма неплохой результат, если учесть, что в первом полугодии 2015-го она потеряла 19%.

FORD УДВОИЛ ВЫРУЧКУ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ, А CHEVROLET И MITSUBISHI ПОТЕРЯЛИ ТРЕТЬ

По итогам трех месяцев этого года лидером по выручке стал немецкий Mercedes, который за счет реализации 9 тыс. 550 легковых автомобилей (при средней цене более 5 млн рублей) получил в итоге 49,2 млрд рублей выручки. При этом Mercedes улучшил прошлогодний показатель на 3%.

На втором месте – Toyota, которая выручила на российском рынке 48,7 млрд рублей, продав более 22 тысяч автомобилей средней стоимостью 2 млн рублей. Японская компания заработала на 4,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Третью строчку рейтинга с ощутимым отставанием от лидеров удерживает корейский бренд KIA. Чуть менее 33 тысяч проданных автомобилей стоимостью в 1 млн рублей принесли компании 33,5 млрд, что на 5,4% больше, чем в том году.

LADA – на четвертой, на пятой строчке рейтинга – корейский Hyundai с 26,5 млрд прибыли и потерями в 21,7% по отношению к прошлогодним показателям. Отметим, что Hyundai в этом году «просел» не больше всех. Наибольшие потери на российском рынке у Chevrolet (-37,4%) и Mitsubishi (-35,5%), не так плохи дела у Renault (-4,5%).

В то же время половина производителей показали прирост по сравнению с первым кварталом прошлого года. Некоторые небольшой, как лидеры рейтинга, а другие – значительный. Так, у американского Ford выручка удвоилась: +97,3% (8,8 тыс. проданных автомобилей по цене 1,3 млн рублей). Более чем на 55% увеличилась выручка у японского Lexus (почти 5 тыс. авто по 3,8 млн) и отечественного УАЗ (5,8 тыс. авто по 889 тыс.).

Что интересно, Land Rover и Porsche, чьи автомобили стоят в среднем по модельному ряду по 6,3 и 6,8 млн соответственно, также показали ощутимый прирост: 29% и 23,3%.

«ЛЮДИ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ С БОЛЕЕ ДЕШЕВЫХ МАШИН»

Интересная тенденция, которую отмечают в автосалонах города, заключается в том, что люди сегодня пересаживаются в автомобили уровнем выше.

– Люди пересаживаются с более дешевых машин. С Калины, например. Сдают ее и покупают машину значительно дороже, – говорит руководитель отдела продаж дилерского центра «АКОС-Челны» Евгений Фомин. – Люди боятся потерять деньги, которые накопили, и вкладывают их в новый автомобиль. Многие «ловят» депозиты. Так, в первом квартале многие покупатели были депозитчиками – кто в прошлом году, когда банки давали большой процент, положили деньги на счет на год, а в первом квартале этого года начали их снимать. Деньги надо куда-то вложить, многие потратили их на машину.

В целом, отмечают дилеры, покупатели стали подходить к покупке автомобиля более тщательно и требовательно, предпочитая экономить на чем-то другом.

– При покупке нового автомобиля клиенты перестали обращать внимание на год его выпуска. Если до этого кризиса люди выбирали машины нового года выпуска, то сейчас им уже не важно, 2015-й год или 16-й, лишь бы дешевле, – продолжает Евгений Фомин. – Все ищут возможность купить авто со скидкой, и на авторынке наблюдается демпинг цен. В регионах это не так сильно развито, а вот в больших городах, в Москве, это хорошо видно. Даже из Челнов многие едут в Москву и покупают машины там, потому что дешевле. Там у продавцов, у крупных дилеров, больше возможностей сделать скидку. Более того, клиенты сами сейчас прямо выпрашивают скидку или подарки в автосалонах. Если раньше люди как-то брезговали этим, то сейчас – другая ситуация. Например, покупатели брали автомобиль за полтора миллиона и требовали, чтобы им подарили коврики. «Дайте» и все, как дети. Или пенсионеры недавно пришли купить машину за 1 миллион 200 тысяч (за наличные) и просили у меня скидку в 15 тысяч.

«БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ СЕЙЧАС НИКОМУ НЕ ИНТЕРЕСНА»

Экономия на комплектации автомобиля – не вариант для нынешних покупателей. Запросы людей возросли, потому как «раз уж тратиться на автомобиль, так уж выбрать что-то стоящее и упакованное по высшему разряду». Это может быть автомобиль подешевле, классом пониже или даже подержанный, но максимально комфортный. И даже автомобили LADA покупатели предпочитают в полной комплектации.

– Год, два, три назад покупателей интересовали автомобили меньшей комплектации, подешевле. Главное – чтобы «обертка» была. А что у нее внутри – никого не интересовало. Сейчас наоборот, базовая комплектация никому не интересна, – говорит директор автоцентра «Германика Авто» в Набережных Челнах Александр Апатьев. – Все хотят, чтобы у них было какое-то дополнительное оборудование внутри, не «пустышки». Такая ситуация наблюдается с конца прошлого – начала этого года. Люди согласны купить автомобиль классом пониже, но комплектацией получше.

Соответствующим образом на запросы покупателей реагируют и производители. Например, Chevrolet Niva практически полностью поменял комплектацию.

– Производитель усовершенствовал ее в связи с возросшими запросами клиентов. Добавились, например, подогрев сидений, подогрев лобового стекла, аудиоаппаратура. Люди сейчас не экономят на комфорте, – говорит гендиректор компании «Регион Авто-1» (официальный дилер) Айдар Шамсетдинов.

К слову, продажи улучшенной Chevrolet Niva в новом автосалоне в Челнах растут. Более 110 автомобилей было продано в первом квартале этого года, это на 10% больше, чем в начале прошлого. По итогам весеннего периода здесь ожидают сезонный рост продаж. В марте–мае, как правило, марка востребована.

Чутко реагируя на покупательский спрос, многие автосалоны активизировали работу по продаже подержанных автомобилей.

– Мы с прошлого года начали продавать автомобили с пробегом, но динамика достаточно хорошая, – говорит руководитель отдела продаж дилерского центра «АКОС-Челны» Евгений Фомин. – Новые машины, конечно, покупают больше, но соотношение сейчас примерно два к трем. То есть если новых, допустим, продается 50 машин, то с пробегом – 30–40. Если человек за те же самые деньги может купить новую машину, но меньшей комплектации, он не готов терять в комфорте, он лучше возьмет подержанную, но более богатой комплектации.

По словам директора автоцентра «Германика Авто» Александра Апатьева, спрос на подержанные авто на челнинском рынке стабильно растет.

– Я бы не сказал, что в прошлом году б/у автомобили плохо продавались. Продажи в этом секторе выросли с началом кризиса и сейчас продолжают расти, – говорит он. – В то же время нельзя сказать, что люди не берут новые автомобили, хотя рост спроса на подержанные автомобили более стабилен.

Дилеры отмечают также заметный рост доли автокредитов и лизинга. Хорошо стимулирует продажи сегодня программа трейд-ин. В «Регион Авто-1», например, порядка 90% автомобилей были куплены именно по этой программе. При этом по автокредитованию по итогам первого квартала автосалон сработал 50/50, каждый второй автомобиль брали в кредит. В «АКОС-Челны» доля автокредитов увеличилась до 30–40%.

«ИСЧЕЗНУТ ТЕ, КТО НЕ СМОЖЕТ ПРИНЯТЬ, ЧТО ДВА–ТРИ ГОДА В НАШЕЙ СФЕРЕ НЕ БУДЕТ ПРИБЫЛЬНОСТИ»

Вместе с общей нестабильной ситуацией в автосалонах города кризис отразился и на сервисных центрах. Владелец центров «Ньютон», BOSCH Вадим Зарухович в интервью журналу «Управление автобизнесом» отметил, что в целом стало меньше заездов и сервисные центры тоже теряют долю прибыли, но не «просели» так сильно, как другие сегменты.

– Клиенты накапливают проблемы (поэтапный ремонт не по потребности, а по бюджету, часть работ остается «на потом»). Переход на более дешевые запчасти мы не наблюдаем, наоборот, виден интерес к деталям высокого качества. А вот по маслам есть смещение на более дешевые бренды. Клиент стал смотреть на экономическую целесообразность. Он понимает, что автомобиль будет эксплуатироваться дольше, ему важен вопрос долговечности запчастей.

Цикл смены автомобиля увеличится, что весьма беспокоит дилеров, считает Зарухович. На рынке останутся только фанатичные игроки.

– Самое печальное, что многие игроки не понимают, что кризис затяжной, – говорит бизнесмен. – В прошлые кризисы исчезли компании, которые не смогли перейти с 300% прибыли на 70%. Затем исчезли те, кто не ушел с 70% на 50%. Сейчас исчезнут те, кто не сможет принять, что два–три года в нашей сфере не будет прибыльности.

Анна Перебаскина