, 24 Мая
Новости
Подробно


«Давайте говорить в тоннах, потому что вера в деньгах не измеряется»

28.04.2016, 10:57

Продукция халяль уверенно осваивает российский рынок. Ежегодный прирост халяльной продукции составляет 10-15%, подсчитали в ДУМ РТ. Спрос на товары с таким логотипом постепенно выходят за конфессиональные рамки. Перспективы рынка халяль накануне обсудили на предприятии «Челны-Бройлер», где прошло заседание коллегии Духовного управления мусульман РТ. Челнинский птицекомплекс, кстати, планирует удвоить выпуск продукции халяль и вывести ее на рынки ОАЭ, Ирана, стран Северной Африки и Средней Азии. Эксперты Chelny-biz.ru, между тем, отмечают интерес к халяль со стороны немусульманского населения. А комитет «Халяль» говорит о попытках предпринимателей незаконно использовать этот бренд.

«ЕСЛИ КТО ОЧЕНЬ ХОЧЕТ КРОВЬЮ ПОПАЧКАТЬСЯ, ТО, ПОЖАЛУЙСТА, БОГА РАДИ, МЫ ГОТОВЫ ПРОВЕСТИ В ЦЕХ»

В Набережных Челнах накануне состоялось выездное заседание коллегии Духовного управления мусульман РТ с участием представителей регионов России. Обсуждали перспективы и проблемы развития рынка халяльной продукции. Заседание прошло в птицекомплексе «Челны-Бройлер», который называет себя одним из лидеров этого сегмента рынка в России.

Председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин (в центре)


Для начала гостям-имамам (в мероприятии приняли участие председатель ДУМ РТ Камиль хазрат, муфтии из Свердловской, Челябинской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Самарской областей) и журналистам показали владения птицефабрики. На подконтрольной «Агросиле» Ильшата Фардиева территории в несколько сотен гектаров расположились 11 птичников, рассчитанных на выращивание более 50 млн голов в год, племрепродуктор, два крупнейших в Поволжье инкубатора общей мощностью 65 млн яиц в год, завод по переработке куриного мяса и цех по производству колбасных изделий.

По данным топ-менеджеров компании, количество бройлеров составляет 5,7 млн единиц. Ежегодно предприятие забивает порядка 50 млн голов весом 2,4- 2,5 кг. Кроме того, птицефабрика занимается реализацией живой птицы населению. В планах на этот год – продажа 1,2 млн единиц ( в минувшем году продали около 700 тыс. голов).

Во время объезда территории гостям сообщили, что в компании большое внимание уделяется биобезопасности. К примеру, на работу здесь принимают по строгому отбору – сотрудники предприятия не должны содержать дома декоративных птиц (попугаев, канареек). На территории компании не ездят частные машины, трансфер осуществляется автобусами предприятия, колеса которых периодически обрабатываются специальным физраствором, а дороги поделены, как условно называют в компании, на «чистые» и «грязные».

Вернемся к основной теме мероприятия – производству халяльной продукции. «Челны-Бройлер» работает в этом направлении с 2004 года. Ежегодно производит свыше 11 тыс. тонн такой продукции (на начальных этапах этот показатель составлял не более 40 тонн), которая распространяется по 21 субъекту России. Ассортимент превышает 50 наименований, в списке ветчина, колбасы, копченые, запеченные изделия, полуфабрикаты и сырая продукция.

Фоат хазрат Мухаметов


Фоат хазрат Мухаметов, руководитель экспертного отдела Комитета по стандарту «Халяль», заместитель имам-мухтасиба Набережных Челнов, предупредил гостей, что весь процесс забоя и разделки гости смогут посмотреть через галерею, где установлены мониторы, правда, тут же отметил:

– Но если кто очень хочет кровью попачкаться, то, пожалуйста, Бога ради, мы готовы провести в цех.

– Хазрат просто хочет предупредить, что были случаи, когда люди в обморок падали, – поддержал председатель Комитета «Халяль» при ДУМ РТ Марат Низамов.– На самом деле зрелище не для слабонервных.

– Вы нам предложили «кровью попачкаться», чтобы никто, что ли, зайти не решился?! – в свою очередь пошутил муфтий ДУМ РТ Камиль Самигуллин.

«ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНО, НО ЕСЛИ НЕ УПОМЯНУТО ИМЯ ВСЕВЫШНЕГО, ТОГДА ЕДА СЧИТАЕТСЯ ЗАПРЕТНОЙ»

Как рассказал главный технолог предприятия Рамиль Мухаметшин, ручной забой птицы начинается в 5.40 утра и завершается к 10 часам. Ночью все инструменты и оборудование тщательно промываются от остатков нехаляльной птицы (ее забивают механическим способом). Птицу подают к месту навешивания на конвейер переработки и закрепляют за ноги на подвесках конвейера. После она продвигается к аппарату электрооглушения. Процесс проходит при напряжении 20-22 В во время движения птицы на конвейере. Оглушение предназначено для того, чтобы курица «не трепыхалась», в противном случае, она ломает себе ноги и крылья.

Процесс забоя одной птицы занимает несколько секунд, работу выполняют 5-7 человек. Ежедневно они умерщвляют 32-35 тыс. голов (50-60 тонн мяса). Чуть поодаль от забойщиков имеется ванна обескровливания, над которой птица весит около 3 минут. Тут же стоят контролеры, которые следят за тем, чтобы после процедуры обескровливания она не попала живой в ванную тепловой обработки (в противном случае продукт уже не будет считаться халяльным). Температура воды для ошпарки составляет 54 градуса. Затем идет потрошение.

– Все они (забойщики–ред.) – мусульмане. Это обязательное условие, – воодушевленно рассказывая о деталях забоя, отметил Фоат хазрат. – Каждый из них перед работой говорит «Бисмилляхи Аллаху Акбар». Это еще одно условие. Все может быть нормально, но если не упомянуто имя Всевышнего, тогда еда уже не считается халяльной.

Помимо этого, согласно нормам шариата, забойщик должен быть совершеннолетним и в разуме. Для упаковки халяльной продукции используется зеленый цвет.

– Я это все по телевизору видел, – немного заскучав от экскурсии, заметил один из гостей-имамов. – Мне бы спуститься, самому посмотреть…

— Спустишься! — пообещал «экскурсовод».

«СФОРМИРОВАВ ПУЛ ПРОДУКЦИИ, МЫ ВЫЙДЕМ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ»

Пока имамы совещались, коммерческий директор компании Роман Устенников отвечал на вопросы журналистов. По его данным, в ближайшее время «Челны-Бройлер» начинает выпуск новых брендовых линеек, в числе которых и продукция халяль (специально будут созданы торговые марки для Татарстана и России). По словам Устенникова, таким образом, ассортимент товаров увеличится вдвое.

Коммерческий директор ООО «Челны-Бройлер» Роман Устенников


– Да, это тяжело, да это затратно. Но мы на это идем, понимая, что потребительский спрос растет. В минувшем году мы реализовали 11,8 тыс. тонн халяльной продукции, при этом прирост составляет 15% к предыдущему году. Это очень хороший показатель. От всего объема на халяльную продукцию приходится порядка 16%, – отметил Устенников. – Ее выпуск происходит при более медленной скорости, все-таки это ручной забой. Поэтому в 1,5-2 раза выпускаем меньше продукции.

Правда, отвечать на финансовые вопросы журналистов коммерческий директор отказался:

– Давайте говорить в тоннах, потому что вера в деньгах не измеряется.

В основном продукция «Челны-Бройлер» распространяется на Приволжский федеральный округ. Помимо домашнего рынка, бойко продажи идут в Пермском крае, Челябинской, Нижегородской, Самарской, Кировской областях, Удмуртии.

– Естественно, мы хотим поставлять по всей России и мы будем поставлять, – уверенно заявил Роман Устенников.

Для этого компания сейчас развивает строительство складских комплексов. В мае планируется открытие в Екатеринбурге, затем в Нижнем Новгороде, а концу года – в Самаре. Рассчитывают таким образом развить системы мерчендайзинга, работу с федеральными сетями, а также ключевую и мелкую розницу.

Что касается экспорта, Устенников отметил, что запросы есть, однако все упирается в мощности производства:

– Все, что мы производим, реализуется на 100%, запасов нет. Поэтому сейчас поставлен вопрос (и он реализуется) по увеличению мощностей по выращиванию, убою и переработке, что позволит нам почти в два раза увеличить объем реализации. Тогда сформировав пул продукции, мы выйдем на зарубежные рынки. В первую очередь это будет Средняя Азия (Казахстан, Узбекистан и т.д.), а также страны Северной Африки, Ближнего Востока, Арабские страны и т.д. Запросы есть постоянно.

«МЫ СПЕЦИАЛЬНО СДЕЛАЛИ НА ЭТОМ УПОР. ЧТОБЫ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗДЕСЬ РАБОТАЮТ, РАБОТАЛИ ИСКРЕННЕ»

После почти получасового совещания к журналистам вышли имамы. Председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат отметил, что Комитет по стандарту «Халяль» ведет постоянную проверку предприятий, в том числе и челнинских.

– Я лично увидел все воочию. Все соответствует нормам шариата, – отметил он.

– «Челны-Бройлер» прошли сертификацию в Комитете «Халяль». Есть определенные требования к производству, мы сегодня убедились, они тут соблюдаются, – подхватил председатель Комитета «Халяль» Марат Низамов. – Здесь ежедневно находятся несколько имамов, которые ведут контроль. Все это на договорной основе. Мы сотрудничаем долгое время, это сотрудничество полезно для всех.

Председатель Комитета «Халяль» Марат Низамов


При этом Низамов отметил, что наблюдается повышенный рост потребления халяльной продукции, так как ее покупают не только мусульмане, но и представители других конфессий. Рост рынка халяль, по данным Марата Низамова, ежегодно составляет 10-15%.

– Проблема в том, что в некоторых магазинах нет отделов халяльной продукции. Есть отдельные магазины, кафе, которые используют наш знак «Халяль». Поэтому мы ежегодно проводим рейды, – рассказал о сложностях глава комитета. – Первоначально мы их предупреждаем, а потом готовим материалы в Роспотребнадзор.

По завершению мероприятия Марат Низамов со своими коллегами подарили руководству «Челны-Бройлер» картину священного города «Булгар» с сурой из Корана «Искренность».

— Мы специально сделали на этом упор. Чтобы люди, которые здесь работают, работали искренне, – отметил Марат Низамов.

«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ДОЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТАКИХ ТОВАРОВ, КОТОРАЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, ВОЗМОЖНО, ЗА СЧЕТ МОЛОДЕЖИ»

Стоит отметить, что рост интереса к продукции халяль отмечают и в торговых сетях города.

– Мы наблюдаем такую тенденцию: сейчас и православная молодежь, и представители ислама с каждым годом все больше придерживается религиозных канонов. Многие молодые люди держат пост, например, и отдают предпочтение продукции халяль. Соответственно, у покупателей растет интерес к этой продукции. Мы, в свою очередь, делаем все, чтобы этот спрос подкрепить предложением, – говорит операционный директор ТД «Челны-хлеб» Алия Шокилбаева. – В магазинах создаем специальные отделы для того, чтобы реализация продукции халяль была при соблюдении всех требований канонов ислама. Это отдельная выкладка, отдельные инструменты для обслуживания покупателей. Мы увеличили ассортимент. Сотрудничаем с мясокомбинатом «Ихляс» (Тольятти), который специализируется исключительно на продукции халяль.

Собственное производственное предприятие холдинга – Chelny food – тоже разработало линейку продукции халяль. Производственный процесс также происходит под наблюдением представителей сертификационного центра «Халяль». Дважды в течение смены продукция проверяется на наличие ДНК запрещенных к употреблению мусульманами продуктов и их компонентов.

– Спрос на продукцию халяль ежегодно растет, – отмечает и директор по развитию ТД «Дуслык» (сеть супермаркетов «Тэмле») Андрей Куликов. – Есть определенная доля регулярных потребителей таких товаров, которая увеличивается, возможно, за счет молодежи. Покупатели обращают внимание не только на мясную продукцию халяль, но также и на сухофрукты, орехи, замороженную и молочную продукцию. Насколько целесообразно сегодня увеличивать сегмент продукции халяль для розничных сетей? Это зависит от формата сети. Если это маленькие магазины у дома, то тут, как правило, сложнее сделать какую-то специальную выкладку и, соответственно, продукция не будет сильно выделена на общем фоне. Что касается гипермаркетов и супермаркетов, наверное, стоит сделать акцент на халяль.

Впрочем, эксперты не исключают, что на фоне возросшего интереса упоминание халяль используется производителями и ритейлерами в качестве маркетингового хода.

Chelny-biz.ru

Видео