, 17 Мая
Новости
Подробно


«Возобновление полетов стало бы «спасательным кругом» в кризис»

29.03.2016, 18:04

После сегодняшнего захвата самолета в Египте в российском правительстве заговорили о преждевременности возобновления авиасообщения с этой страной. Между тем в аэропорту «Бегишево» возлагали определенные надежды на то, что полеты в Египет разрешат к началу туристического сезона. В интервью Chelny-biz.ru коммерческий директор аэропорта Феликс Козлов рассказал, как «Бегишево» переживает кризис, меняет карту полетов, ведет переговоры с российскими компаниями, а также оценил ситуацию на рынке авиаперевозок и возможное повышение цен.

«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ БИЛЕТОВ – ЭТО НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНЫЙ МЕХАНИЗМ»

– Феликс Тимурович, в последнее время одна из самых обсуждаемых тем в авиаперевозках – повышение аэропортовых сборов. Недовольство многих авиакомпаний вызвала новость о повышении ставок за обслуживание рейсов в московских «Домодедово» и «Шереметьево». Каково ваше мнение на этот счет?

– Если брать ставки сборов московских аэропортов, то они, пожалуй, одни из самых низких в России и будут оставаться таковыми даже после повышения. В столице конкурентный рынок, при любом изменении тарифов авиакомпании могут сменить аэропорт – сегодня летали в «Домодедово», завтра полетят в «Шереметьево». Вспомните, хотя бы, пример авиакомпании «Трансаэро», которая перевела большую часть своих рейсов из «Домодедово» во «Внуково». Даже в тех случаях, когда речь идет об авиакомпаниях, лидерах рынка, подобные перемены имеют место. «Аэрофлот», к примеру, выполняет рейсы своих дочерних компаний из «Домодедово» и «Внуково». К старту летнего расписания «Нордавиа» перелетает из «Шереметьево» в «Домодедово». С этого года государство не контролирует ставки сборов аэропортов московского авиаузла, операторы сами решают, какие цены им установить. Большим плюсом для развития конкуренции будет и открытие четвертой воздушной гавани МАУ – аэропорта «Раменское». Также стоит отметить тот факт, что в московских аэропортах наземным обслуживанием воздушных судов занимаются не только сами операторы аэропортов, но и независимые хендлеры.

– Как в результате повышение аэропортовых сборов повлияет на стоимость авиабилетов?

– Думаю, здесь практически никакой реакции не будет. Цены на авиабилеты в целом не имеют прямой зависимости от закупочной стоимости аэропортовых услуг, или авиатоплива. Всего существует три метода формирования цены на билеты: затратный, доходный и рыночный. В большинстве случаев авиакомпании в своей деятельности руководствуются рыночным методом: будут ли по той или иной цене пассажиры покупать их билеты? Ценообразование билетов – это не всегда понятный механизм. Если есть спрос на билеты, то они начинают дорожать, вне зависимости от того, сколько стоят услуги аэропортов, или авиакеросин. Если нет спроса – билеты дешевеют. В первую очередь на цену перевозки влияет именно спрос.

– «Бегишево» планирует повышать сборы за обслуживание рейсов?

– Мы очень редко меняем свои сборы за обслуживание, за крайние три года мы подняли тарифы лишь единожды. Вместе с тем, для развития новых направлений у нас разработана программа стимулирования авиаперевозчиков. Аэропорт предоставляет существенные скидки на выполнение рейсов по тем направлениям, где на сегодняшний день нет прямого воздушного сообщения. С учетом изменившейся политической ситуации, мы приняли решение поддержать также те авиакомпании, которые открывают от нас рейсы, направленные на развитие внутреннего туризма. Благодаря этой программе лояльности нам удалось привлечь новых перевозчиков на направлениях «Нижнекамск – Сочи» и «Нижнекамск – Симферополь».

С точки зрения топливного обеспечения нам удается держать низкие цены за счет сотрудничества с «ТАНЕКО» и «ТАИФ-НК». Мы закупаемся напрямую с заводов по ценам производителя, а благодаря тому, что оба НПЗ расположены в Нижнекамске, расходы на логистику минимальны. За последнее время наши цены на авиакеросин только снижались.

«МЫ ОДНИ ИЗ НЕМНОГИХ, У КОГО СЕЙЧАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЕРЕЛЕТЫ В СТАМБУЛ»

– Как аэропорт переносит нынешний кризис?

– Прошлый год аэропорт закрыл хоть и в небольшом, но плюсе. В этом году мы продолжаем предпринимать антикризисные меры, стараемся привлечь как можно больше авиакомпаний. В первую очередь, расширяем перевозки на внутренних воздушных линиях, стараемся привлечь субсидии из федерального и региональных бюджетов. Приходится искать дополнительные источники дохода во всем – развиваем собственное агентство воздушных сообщений, увеличили доходы от посещений бизнес зала за счет сотрудничества с международной программой Priority Pass. Вопреки расхожему мнению о том, что предпринимателям невозможно попасть в аэропорт, мы открыты для всех потенциальных арендаторов.

– Есть сообщения от персонала о сокращении зарплат и внеплановых отпусках. Что вы скажете по этому поводу?

– Дело в том, что характер работы нашего предприятия сезонный. В связи с этим отпуска сотрудников планируются в основном на низкий сезон, но при этом речь может идти только о плановых ежегодных отпусках. С учетом той же сезонности происходит и планирование рабочего времени сотрудников. Исходя из меньшего количества обслуживаемых самолетовылетов в осенне-зимний сезон и отмены рейсов в Египет, вводятся неполные рабочие смены, но и здесь речь идет лишь об одном дне в месяц.

– Пассажиропоток продолжает падать в этом году?

– У нас было падение пассажиропотока в прошлом году, порядка 10%. Это было связано с кризисом, запретом на выполнение полетов в Египет. Что будет в этом году, в основном зависит от того, как пройдет летний сезон, а также от общей экономической ситуации в стране. Авиакомпании будут выполнять рейсы, если будет спрос у пассажиров, а пассажиры полетят только в том случае, если смогут себе это позволить. Многое зависит и от того, что будет с Египтом, это хоть и зарубежный отдых, но недорогой. По имеющейся у нас информации, в ближайшее время полеты должны разрешить. В принципе, все, что можно было проверить в аэропортах Египта, уже проверили, российским авиакомпаниям даже предоставлено право самостоятельно обеспечивать авиационную безопасность в аэропортах Хургады и Шарм-эль-Шейха. Определенные требования появились у Ростуризма, они касаются общей безопасности отдыхающих на египетских курортах. С точки зрения аэропорта возобновление полетов в Арабскую Республику стало бы «спасательным кругом» в кризисное время, можно было бы сгенерировать существенный пассажиропоток, снивелировать спад на международных линиях.

– Допустим, если разрешат перелеты в Египет, то насколько быстро «Бегишево» сможет возобновить рейсы?

– Примерно через месяц. Все рейсы в Египет были чартерными, выполнялись по заказу туроператоров. Для того, чтобы туроператор возобновил туристические программы, необходимо зафрахтовать самолет, согласовать расписание полетов, обеспечить наличие номерного фонда в египетских отелях. И, конечно же, необходима определенная глубина продаж.

Если это произойдет ближе к лету, то операторы будут активнее вести подготовительную работу, чтобы не упустить сезон. Если же разрешение дадут только осенью, то спешить никто не будет, туроператоры предпочтут увеличить глубину продаж.

– Какова ситуация по авиаперелетам в Турцию?

– На сегодняшний день из «Бегишево» выполняются регулярные рейсы в Стамбул два раза в неделю – это пока единственное, что может быть по Турции. Мы, наверное, одни из немногих, у кого сейчас есть такая возможность осуществлять напрямую перелеты в Стамбул. С того времени, как осложнились отношения между нашими странами, рейсы в Стамбул закрыли из многих российских региональных аэропортов. Что касается курортов – Анталии, Даламана и Бодрума, то рейсов в этих направлениях в 2016 году однозначно не будет, ни чартерных, ни регулярных. Новость о том, что «Уральские авиалинии» в текущем сезоне будут выполнять регулярные рейсы в Анталию, не соответствует действительности. Показательно и то, что на туристической выставке MITT в этом году не были представлены крупнейшие туроператоры, специализировавшиеся на турецком направлении – Pegas Touristic, Coral Travel, Anex Tour, Tez tour.

«ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ТУРОПЕРАТОРЫ ЗАЯВИЛИ О СОКРАЩЕНИИ ИЛИ ОТМЕНЕ ПОЛЕТНЫХ ПРОГРАММ ИЗ РЕГИОНОВ»

– Судя по расписанию, аэропорт концентрируется на внутренних направлениях…

– Расписание постоянно прирастает. Появились новые рейсы в Санкт-Петербург, Пермь, Сочи, Симферополь. Однако мы однозначно видим по международным рейсам, но это, скорее, общая тенденция по всему рынку авиаперевозок России. Здесь надо понимать, что у пассажиров с учетом роста курса валют нет возможности оплачивать дорогостоящие поездки заграницу. В зарубежных авиаперевозках высокая валютная составляющая, и не каждый себе это может позволить. Раз нет спроса, падает и предложение. На туристической выставке MITT-2016 практически все туроператоры заявили о сокращении или отмене полетных программ из регионов.

Мы нацелены на развитие внутреннего туризма в России. Если в прошлом году от нас в Сочи выполнялся только один рейс в неделю авиакомпанией «Ижавиа», а в Симферополь два рейса в неделю – «Грозный Авиа», то в этом году в Сочи «Ижавиа» выполняет два рейса в неделю, к ним добавились рейсы российского лоу-костера «Победа». В Симферополь вместо авиакомпании «Грозный Авиа» два рейса будет выполнять «Ижавиа», плюс один рейс авиакомпания «ЮВТ АЭРО». К тому же есть Анапа. Надо сказать, что продолжаются переговоры и с другими авиакомпаниями, в их числе «Ямал», «Нордавиа», «Саратовские авиалинии», «Комиавиатранс». По нашим подсчетам, потенциал есть: пассажиропоток в летний сезон на курорты составляет 80 тысяч человек. Под эту цифру надо будет подстраивать провозные емкости.

– Относительно новые направления из «Бегишево» в Пермь, Екатеринбург. Насколько они актуальны?

– Направление Нижнекамск – Пермь пользуется спросом у населения, рейс пока накатывается, но уже показывает достаточно хорошую загрузку. Перелеты по маршруту Нижнекамск – Екатеринбург субсидировались в 2015 году из федерального бюджета, с нового года в связи с сокращением бюджетных ассигнований полеты были приостановлены. Мы сейчас ведем работу по возобновлению субсидирования.

– Как обстоят дела на, скажем так, деловых направлениях: Москва, Санкт-Петербург?

– Загрузка рейсов в Москву высокая, мы предпринимаем усилия для того, чтобы увеличить количество ежедневных рейсов, – сейчас их четыре – три у «Аэрофлота» и один у «S7». На линии «Нижнекамск – Санкт-Петербург» появился новый перевозчик - авиакомпания «Комиавиатранс». Поздно вечером самолеты прилетают в «Бегишево», а утром – улетают от нас. Это удобно для жителей Закамья.

Олеся Аверьянова

Видео