, 23 Мая
Новости
Подробно


«Женщина кричала, пока падала, и этот крик до сих пор звенит у меня в ушах»

29.05.2014, 19:27

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту, который произошел накануне в жилом комплексе «Солнечный парк» - на территории объекта, когда вовсю шли строительные работы, упал башенный кран. В официальном сообщении говорится, что в рамках расследования будет дана правовая оценка действиям должностных лиц, которые осуществляли контроль над производством работ. Никаких версий официальные органы пока не выдвигают. Тем не менее, пока ведется следствие, Портал Предпринимателей опросил специалистов строительной отрасли, в том числе производителей крановой техники, и узнал, что версия, которую выдвинул вчера гендиректор подрядной организации «Евростиль» Ильнар Гайсин, имеет место быть. Но наши эксперты все же полагают, что погодные условия могли сыграть только «роль дополнительного фактора». Кроме того, Портал Предпринимателей выяснил, что подобный случай уже был в Челнах: башенный кран упал на стройке в 56-м комплексе в 1984 году.

«ВАЛЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЛ О КРАНЕ ВСЕ. ОНА НЕ МОГЛА СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ»

Сегодня стало известно, что в реанимации БСМП скончалась 61-летняя Валентина Баклонова, ставшая накануне жертвой падения башенного крана. Точную причину смерти установит судмедэкспертиза. На данный момент известно лишь, что женщина поступила в больницу в крайне тяжелом состоянии: с переломами ребер, пневмотораксом, тупой травмой живота и травматическим шоком. Был ли это так называемый человеческий фактор или, как выразился вчера в интервью Порталу Предпринимателей Ильнар Гайсин (который тоже находился в шоковом состоянии) – «ошибка пилота»? Коллеги, которые работали с Валентиной Баклоновой долгие годы, не хотят верить в ее вину.

- Все руководство компании «Евростиль» – это мои бывшие подчиненные, - рассказывает Владимир Сидорин, исполнительный директор ООО «Челны-Град», - мы долгое время работали вместе. Валя пришла крановщицей после окончания училища в 1970-х годах. Я тогда работал начальником участка СМУ-61. Она всегда была дисциплинированной, ответственной. Как летчик-испытатель садилась на любую технику, испытывала новые краны. Ей был 61 год, и она не могла жить без работы, она приносила ей большое удовольствие. У нее огромный стаж и опыт. Она могла работать на кране с закрытыми глазами, потому что прекрасно его ощущала. Валя – это человек, который знал о кране все. Поэтому я более чем уверен, что она не могла совершить какую-либо ошибку. В том районе ветер дует, как в аэродинамической трубе, он очень сильный. Поэтому, считаю, он тоже мог повлиять на падение крана. Тем более он был без груза, имел большую парусность и его понесло. Если был бы с грузом, то кран бы немного прижало к земле.

«ВСЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО НА МОИХ ГЛАЗАХ. И МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО ЖУТКАЯ КАРТИНА»

Мунавир Гимазетдинов, совладелец компании «Подряд», строитель с многолетним опытом вспоминает 1984 год: в то время в Челнах случилась аналогичная трагедия – при строительстве одного из домов в Новом городе также упал башенный кран.

- Вчера мне сразу же сообщили об этом ЧП, о том, что там пострадала женщина, - рассказывает Мунавир Гимазетдинов. - Я тут же вспомнил похожий случай, который произошел в городе зимой 1984 года в 56 микрорайоне. В результате падения крана также погибла крановщица. Все это произошло на моих глазах. И могу сказать, что это жуткая картина. Женщина кричала, пока падала, и этот крик до сих пор звенит у меня в ушах. Тогда причиной падения крана стала работа с «мертвым грузом», который примерз к земле.

По словам Гимазетдинова, причины трагедии, которая произошла вчера, могли быть самые разные - «мертвый груз», падение опоры, либо что-то другое. Строитель ждет официальной версии. Но он уверен, что ветер сам по себе не мог сотворить подобное.

- Сильный порывистый ветер мог сыграть роль дополнительного фактора, - говорит Гимазетдинов. - Кроме того, нужно проверить работу надзорных служб. Кто-то ведь допустил к эксплуатации этот кран. На площадке должен быть сотрудник, ответственный за исправное состояние техники, прораб, контролирующий правильную эксплуатацию крана, а также опытные стропальщики. Так что, вопрос о причинах инцидента довольно сложный, однозначно ответить невозможно. Тут может иметь место неисправное состояние крана и крановых путей, либо нарушение техники эксплуатации, а возможно и то, и другое. Обвинять кого-то, не зная истинных причин, не в моих правилах. Но эта стройка уже показала себя с плохой стороны. Насколько мне известно, на этом же объекте произошел несчастный случай в прошлом году. Во времена Советского Союза на стройплощадках города работали генподрядчики в самом высоком смысле этого слова. Они выполняли самые сложные работы, в том числе и монтаж зданий. А рабочих сторонних организаций, субподрядчиков, привлекали только на строительство инженерных сетей, установку отопления, автоматики, сигнализации, выполнение отделочных работы. В наши же дни генподрядчик – это посредник, живущий за счет процентов. Основную работу выполняют субподрядные организации, а генеральный только подписывает бумаги и контролирует качество работ. Поэтому, если происходят ЧП, обвинять только генподрядчика неправильно, по каждому случаю нужно разбираться.

«ДАЖЕ ЕСЛИ КРАН БУДЕТ ДВИГАТЬСЯ ЗА СЧЕТ ВЕТРА, ОН ВРЯД ЛИ ОПРОКИНЕТСЯ, ЕСЛИ ПУТИ РОВНЫЕ»

Игорь Созонов, генеральный директор компании «КАМКРАНМАШ» также не берется утверждать, что причиной аварии мог послужить только ветер. Специалист, предприятие которого производит крановую технику, предположил, что, скорее всего, речь идет о неисправности крановых путей.

- В большинстве случаев опрокидывание крана происходит из-за неисправного состояния крановых путей, рассказывает Игорь Созонов, генеральный директор ООО «КАМКРАНМАШ». - Сама конструкция собирается очень жестко, идет большая вертикальная нагрузка на башню крана, поэтому его нельзя расшатать ветром или другими внешними факторами. Состояние рельсов должно ежесменно проверяться специалистами, которые контролируют их наклон. Если он больше нормы, то кран может опрокинуться только за счет своего веса. Даже если кран будет двигаться за счет ветра, он вряд ли опрокинется, если пути ровные. Тем более, что на конце рельсов есть так называемые безударные тупики – они как бы задраны вверх. Покатившийся кран доходит до конца и откатывается назад. Еще одна версия – возможная халатность и несоблюдение техники безопасности самой крановщицы. Согласно правилам безопасности, при завершении смены рабочий должен поставить кран на тормоза, отключить питание, снять груз и прочее. Нельзя исключить и вероятность оплошности со стороны организации, обслуживающей кран. Та компания, которая проводила плановые и внеплановые осмотры, несет ответственность за эксплуатацию крана и возможные риски. Осмотр проводится раз в 20-24 смены, результаты они заносят в журнал техобследования, который хранится у предприятия-собственника. Кроме этого, существуют так называемые внеплановые проверки, которые производятся после таяния снега и сильных ливней. Ведь часто из-за неблагоприятных погодных условий земля под краном проседает и он падает. Надо смотреть, соблюдались ли эти правила.

Сегодня Данил Подгорных, заместитель гендиректора компании «Риэлт-К», заказчика строительства, сообщил Порталу Предпринимателей, что кран остается на месте. Его увезут только после того, как свое согласие дадут следственные органы. Строительные работы на объекте приостановлены.

Анастасия Абзалова-Цой 

Видео