«Пока не было коридора, была перестрелка сильная, выходить было опасно», – вспоминают переселенцы из Мариуполя, которые оказались в Набережных Челнах. Люди почти месяц сидели в подвалах домов, несколько дней назад их перевезли в Россию, затем – поездами и автобусами – в автоград. Граждане Украины остались без вещей и имущества. Но их мысли заняты другим. У многих там остались дети и внуки, связь с которыми пока оборвана. Прибывшие благодарны, готовы осваиваться на новом месте, водить детей в сады и школы, работать. Многие рассчитывают в будущем вернуться на родину и с содроганием вспоминают, как бежали оттуда. От некоторых рассказов кровь стынет в жилах. Люди поделились, как были вынуждены прятаться в подвалах без воды, принимали там роды, хоронили соседей прямо за домом, а снаряды взрывались под окнами их квартир...
КТО ПРИЕХАЛ
«ОНИ 21 ДЕНЬ СИДЕЛИ В ПОДВАЛЕ. ОБОСТРИЛИСЬ ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»
В Набережные Челны из Мариуполя приехало 297 человек. Большинство из них – 197 – разместили в санатории «Жемчужина», остальных – в общежитии «КАМАЗжилбыт». 144 приезжих – женщины, 97 – мужчины, 56 – дети. Правда, 10 человек уже уехали из города по своим родственникам. Известно, что одна женщина – в Екатеринбург, супружеская пара – в Саратов, семья из пяти человек решила отправиться в Москву.
В челнинские школы пойдут 46 ребят. Их определили в 14-ю гимназию (для тех, кто временно проживает в санатории) и в школу №13 (кто в общежитии). Форму для них обещала бесплатно сшить компания Brossko. Обучение они начнут с 6 апреля, после завершения весенних каникул. Их планируют обеспечить питанием.
Среди прибывших 151 человек трудоспособного возраста. Это электромонтеры, монтажники, слесари КИПиА, фармацевты, медики, электросварщики, закройщики, портные, пекари, озеленители, машинисты автокрана, слесари-ремонтники, продавцы, водители автопогрузчика. В будущем для них планируется организовать ярмарку вакансий. «КАМАЗ», кстати, уже выразил готовность трудоустроить временных переселенцев.
11 человек сегодня находятся на обследовании в БСМП – по разным причинам и диагнозам. К примеру, госпитализирована женщина с сахарным диабетом. Есть люди с воспалительными процессами. Помощь оказывают всем, кто в ней нуждается. В санатории, в частности, круглосуточно работает медкабинет, сегодня у здания дежурила карета скорой помощи. Вопросами лично занимается руководитель управления здравоохранения Александр Николаев.
– Они 21 день сидели в подвале. Соответственно, обострились и хронические заболевания, – рассказала руководитель аппарата исполкома Гульнар Ахметова. – В основном с простудными заболеваниями: ОРЗ, ОРВИ, пневмония и бронхит. Ковид у них отрицательный.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
«НАС НИГДЕ ТАК НЕ ВСТРЕЧАЛИ, КАК ЗДЕСЬ»
Не все были готовы общаться с журналистами, но те, кто все же решился, рассказали подробности своего вынужденного переселения из домов на чужбину. Пенсионер Петр Осаенок, родом из Белоруссии, в Мариуполе прожил более 30-ти лет. В Набережные Челны приехал с женой. На родине было все – квартиры, машина – но что из этого уцелело, он не знает.
– Снаряд попал прямо в гараж с машиной. А мы ее только купили... Сами живы остались – это уже хорошо! – поделился мужчина с журналистами. – Сын и внучка 17-летняя остались там. Не знаю, живы или нет. Может, они меня увидят. Даже не знают, что я здесь. Они в таком районе находились, где нацистов натыкано столько! За восемь лет что там творилось! Жили так, что слово нельзя было сказать. Скажешь – по голове получишь. Молодежь очень повернутая, особенно малолетки, над которыми пропаганда поработала.
Петр Осаенок рассказал о последних неделях в Мариуполе:
– С подвала нас вытащили. Месяц без воды. Вода закончилась – все, надо уходить. Потому что и дети малые. Чеченцы и ДНРовцы нас вывели. А так бы сидели до последней капли воды. Они пришли, коридор нам организовали. Пока не было коридора, была перестрелка сильная, выходить было опасно. А когда русские подошли, нас к морю и сюда.
Дальнейший маршрут переселенцы сами уже не определяли. В какой регион России поедут, узнали только в поезде.
– На границе делали фильтрацию, чтобы националисты…не прошли. С границы нас в Таганрог направили. Там ночь на морозе, в пунктах обогрева. Потом довезли до вокзала. В поезде говорят: вы едете в Татарстан. Мы думали, что останемся в Таганроге ближе к Мариуполю, чтобы можно было вернуться. Хотели бы посмотреть на наши дома, целы или нет. Когда уходили, были еще целы.
Мужчина доволен условиями приема:
– Мы рады, что нас так встретили. Нас нигде так не встречали, как здесь. Война помогла побывать в Татарстане. Все хорошо, нет слов.
Планы Петр Осаенок пока не строит, рассчитывает вернуться домой:
– Если бы я знал точно, что там все развалено, я мог бы оставить. Мне нравится здесь, например, особенно Набережные Челны. Нам рассказывали, что город молодой. Перспектива с квартирой? Я не знаю. Дочка, например, поехала в Белоруссию, там нет перспектив. Работу должны предложить. Я пенсионер, но чего сидеть на шее? Надо работать, что-то делать.
«НЕ ЗНАЕМ, ГДЕ ДОЧЬ И ДВОЕ ВНУКОВ. ЭТО САМОЕ СТРАШНОЕ»
Многие из переселенцев не знают, что с их родными и сегодня мечтают, прежде всего, найти информацию.
– Состояние тяжелое. Может быть, родные увидят, – устало соглашается на разговор Татьяна Акрамова. – Не знаем, где дочь и двое внуков. Это самое страшное. Связь потеряли 28 февраля. Они хотели меня забрать к себе домой. Я сказала: «У меня больная нога. Дети, бегите. Я под пулями вас буду только задерживать». Они ушли в свой дом, тогда еще была связь. Просила прислать смску, как дойдут. Они прислали, что дома. Больше связи не было. 3 марта меня ранило. Снаряд разбился под окном моей квартиры, все полетело и меня контузило.
Настроения у приехавших разные, в зависимости от ситуации. Марина Улагинова, например, улыбается. Не теряет оптимизма. С ней произошло, буквально, чудо - уже в Челнах, в санатории, она встретилась со своей кумой. Оказалось, что женщин определили в одну группу, но приехали в город они на разных поездах и автобусах.
– Дом в Мариуполе надеюсь, что все-таки целый, – рассказала она. – 24 числа, когда я уходила в убежище, он еще был живой. Соседние уже были полностью разбиты. Приехала сюда со свекровью. Как мы сюда попали? У нас было право выбора до Таганрога и Ростова. А там нам уже не стало места. Нас так много в Мариуполе, что нам надо было куда-то выезжать! Мы рады, что попали к вам. Замечательный город, прекрасные люди. Хорошо относятся. Мы почувствовали, что действительно, как родные. Всего хватает, спасибо огромное! Порции очень большие, столько не съедаем (смеется). Планы – для начала оформить все документы, чтобы мы чувствовали себя людьми. У меня сын в Краснодаре, можно поехать туда. Можно в Белоруссию, там у нас родственники. А можно и здесь остаться. Предлагают трудоустройство.
«МИНУС 10 БЫЛО, МЫ В ПОДВАЛЕ СИДЕЛИ. И РОДЫ ТАМ ЖЕ ПРИНИМАЛИ»
Женщина средних лет Ольга просит не называть ее фамилию. До сих пор боится. Она 34 дня просидела в подвале после того, как ее дом разбомбили.
– Жили в доме четырехкомнатном, хорошем. Начали стрелять 24 февраля. Планомерно обстреливать кварталы, чтобы разрушить. Нацисты, – рассказывает жительница Мариуполя. – Добрались и до моего дома. Разметали в стороны. Я пошла искать убежище. Говорили, что можно спрятаться в супермаркете. Шла – не дошла. Обстрел начался. Забежала в подъезд. И то случайно. Кодовые замки. Кто-то не успел закрыть, щель была, я заскочила. Села на ступеньках. Трясет всю. Потом на половичок чей-то у двери. Вышла хозяйка: «Пойдемте, вас в подвал отведу». В подвале нас уже много было. Дома 1933-го года постройки, стены толщиной 70 см. Я там осталась на 34 дня. Света нет, воды нет, газа нет. Минус 10 было, мы в подвале сидели. И роды там же принимали. Это вам каждый здесь скажет.
Ольга поделилась, как выбегали из подвала в поисках воды – от колодца к колодцу. Как многие погибали под пулями, и как порой некому было хоронить умерших.
– Страшно! Человек пожилой вышел из дома, не успел спрятаться – умер. Осколок – и все. Похоронили прямо за домом. Прикопали. А что делать? – вопрошает женщина. – 27 марта решили выбираться, потому что в наш дом пришли нацисты. Взломали двери, заселились, оборудовали точку. Я поняла, что, если дом будут брать, нас накроют.
ВЛАСТИ
«МЫ ВАС НЕ БРОСИМ ОДИН НА ОДИН С ВАШИМИ ПРОБЛЕМАМИ»
Мэр Наиль Магдеев зашел к нескольким приехавшим семьям, пообщался, узнал о потребностях, убедился, что с людьми работают медики.
– Окажем помощь, не переживайте, – заверил он одну семью. – Мы сюда для того и приехали, чтобы посмотреть глаза в глаза, сказать, что мы вас не бросим один на один с вашими проблемами, окажем существенную материальную поддержку по согласованию с руководством республики. Город Набережные Челны – достаточно дружный.
– Люди прекрасные. Я просто не ожидала, – подтвердила женщина. – Даже по сравнению с нашими вы на порядок выше. Насколько дружные, гостеприимные, открытые. Персонал санатория не отходит от нас.
– Люди приняли хорошо. Все прекрасно, – рассказала мэру еще одна семья. – Доброжелательные, отзывчивые. Мы просто соскучились за теплом людей. Все есть. Всего, что дают, хватает. Работать хотим.
После градоначальник подробно прокомментировал журналистам, как дальше будет вестись работа с переселенцами.
– Сегодня мне удалось пообщаться с несколькими жителями Мариуполя. Безусловно, первое, что им необходимо, – отдохнуть, набраться сил после того, что они там пережили, видели, пропустили через свое сердце. Нужно немного отогреть их душевно.
Созданы хорошие условия для проживания. Номера для семейных пар, для людей с детьми. Трехразовое горячее питание. Город на первом этапе сделал все, чтобы на хорошем организационном уровне встретить людей, которые потеряли многое в жизни. Не только имущество и документы, но и родных и близких. Они находятся в очень непростом психологическом состоянии. Первое, что мы смогли сделать, – создать условия для приема. Сегодня с каждым гражданином, с каждой семьей идет предметная работа. У всех своя ситуация – кому-то нужно оказать медицинскую помощь, кому-то материальную, кому-то место в детском саду, в школе. Некоторые написали заявление о получении российского гражданства. Этот вопрос будем в ближайшее время рассматривать с федеральными коллегами. У каждой семьи своя особенная ситуация. Их совместно отрабатывают все наши службы муниципального, республиканского и федерального уровня.
По моему решению открыт счет для поддержки таких граждан. Сегодня он аккуратно и ритмично пополняется. Эти денежные средства решат ряд жизненно-важных для вынужденных переселенцев вопросов. Каждому будет оказана матпомощь. Гражданам оформили банковские карты. На них есть определенные финансовые ресурсы, которые идут по линии РФ. Решается вопрос о выделении дополнительных средств с нашей стороны.
Женщины и мужчины, умудренные опытом, просили устроить их на работу. Есть востребованные специальности. У нас более пяти тысяч вакансий. Для желающих мы обязательно найдем возможность работать. Наша задача – сделать все, чтобы вынужденные переселенцы из Мариуполя могли жить здесь полнокровной жизнью. Жить, трудиться и радоваться тому, чему не удавалось все эти годы.
Сделаем все, чтобы люди (в том числе, дети) могли посетить, например, дельфинарий, кукольный театр, русский драмтеатр, концерты, картинную галерею. Мы обязательно найдем и организационные, и финансовые возможности, чтобы люди могли радоваться жизни и почувствовать себя в безопасности. Понимать, что здесь им окажут помощь и поддержку.
Безусловно, мы поможем установить потерянную связь с родными, которые остались в Мариуполе. Через соответствующие структуры попытаемся сделать все, чтобы родственники нашли друг друга. Это тоже часть нашей работы. Будем отрабатывать эти вопросы по своим каналам.
Можно и нужно оказывать помощь, если это хотят сделать неравнодушные челнинцы. Работает оперштаб. Этими вопросами занимаются Илья Зуев и Гульнар Ахметова, волонтеры. Любая помощь – моральная, материальная, имущественная – необходима. От помощи никто не отказывается. Мы не единожды убеждались, что челнинцы – добрый и отзывчивый народ. В такой ситуации, в которой оказались приехавшие к нам граждане, они, безусловно, найдут тепло, уют и всемерную поддержку. В этом нет никаких сомнений.
Утром на аппаратном совещании я озвучил предложение своим коллегам и депутатам горсовета и Госсовета. Каждый, в том числе ваш покорный слуга, возьмет шефство над одной семьей. Я попросил составить списки. Депутаты от партии «Единая Россия» и политсовет нашей первичной организации эту идею сегодня рассматривают. Завтра решение будет принято. По крайней мере, каждое должностное лицо в мэрии будет патронировать отдельную семью. Я сам уже определился. Попросил, чтобы это была семья с детьми. Для того, чтобы я мог сопровождать их по жизни, оказывать помощь и поддержку. При этом я как руководитель города в целом отвечаю за то, чтобы каждая семья была согрета вниманием.
КАК ВСТРЕЧАЛИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
«ЛЮДИ КАЗАЛИСЬ ПОТЕРЯННЫМИ»
Поезд с вынужденными переселенцами (более 500 человек) приехал в Татарстан, на центральный казанский вокзал, в минувшую пятницу ближе к полуночи. Людей встречали полиция, МЧС, Росгвардия, сотрудники скорой помощи и волонтеры. Для прибывших определили четыре места временного размещения: санатории-профилактории «Санта» в Лаишевском районе и «Васильевский» в Зеленодольском, а также «Жемчужина» и общежития «КАМАЗжилбыта» в Набережных Челнах.
В Челнах переселенцев встречали волонтеры. Они ждали их с трех часов ночи и дождались только ближе к шести утра. Волонтеры помогали перенести вещи, потом сопровождали переселенцев на ПЦР-тестирование, на осмотр вещей сотрудниками полиции и медосмотр. Потом всех отправили в номера.
– Люди казались потерянными, уставшими. Мы с ними особо не общались, все только по делу, – комментировал один из волонтеров. – Много было домашних животных: собаки, кошки и даже черепаха. Кто-то с минимальным набором вещей приехал. Но была одна женщина, которая собрала семь сумок.
Увидев, с каким багажом приехали люди, для них в городе тут же объявили сбор помощи. В особом внимании, отмечали активисты, нуждаются дети. В исполкоме сообщили, что необходимости в продуктах и б/у-одежде нет. Желающим помочь предложили направлять деньги в фонд, чтобы из поступивших средств покупать одежду и прочее необходимое. Тем не менее, гости оказались рады, когда неравнодушные челнинцы сами привезли в «Жемчужину» пакеты с вещами – средствами гигиены, носками, тапочки и т.д.
Вчера вечером в Татарстан прибыл еще один поезд с вынужденными переселенцами – 486 человек, среди них 112 детей, 32 человека с ограниченными возможностями. В Челны никого из них не отправили. Людей отвезли в казанский санаторий «Ливадия» и в гостиницу «Кварт».
При этом в Челнах пока не ожидают новых партий переселенцев. Приехавшие будут находиться в местах временного пребывания.
Chelny-biz.ru
Фото: nabchelny.ru, ТАСС/Дмитрий Рогулин, REUTERS/ Alexander Ermochenko
Шаймарданова-Зайнуллина Зульфия
Ирина