Новости
Подробно


«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

14.05.2018, 17:46

Единственный молодежный театр Набережных Челнов «Ключ» попросили выехать из здания педуниверситета, где он работал последние восемь лет. По словам членов любительской труппы прозвучало выражение «У нас тут не богадельня!» В пятницу актеры отыграли последний спектакль, а в выходные вывозили вещи: реквизит, декорации, костюмы – пригласив журналистов. Режиссер и актеры театр-студии полагают, что вуз, в котором недавно сменилось руководство, сокращает непрофильные расходы. Руководитель театра использует формулировки вроде «новому руководству НГПУ театр оказался не нужен». Молодежный театр остался на улице, хотя в исполкоме города уверяют, новое помещение найдется. Если за лето вопрос не будет решен, «Ключ» рискует вообще исчезнуть. Между тем, руководители коммерчески успешных театров обращают внимание, что «Ключ» не выживет, пока не научится зарабатывать. Какие варианты поворота сюжета есть у театра – в материале Chelny-biz.ru.

«ПУСТЬ СКАЖУТ ПРЯМО, КУДА НАМ КАТИТЬСЯ-ТО? ОТЛИЧНО ПРОСТО – ВЫГНАТЬ ТЕАТР В ПРЕДДВЕРИИ ГОДА ТЕАТРА!»

Молодежный театр-студию «Ключ», который восемь лет располагался на первом этаже общежития Набережночелнинского педагогического университета, попросили покинуть помещение. Театралы заехали сюда при прежнем ректоре вуза Файрузе Мустафиной. По мнению актеров, новому руководству театр оказался не нужен. Коллективу якобы не дали возможности спокойно доработать сезон, по словам членов труппы, последние спектакли прошли при повышенном давлении со стороны администрации вуза. А сразу после крайнего показа «Ключ» начал собирать вещи.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

– Нас аккуратно попросили уйти. Мы искали новую площадку, ходили в «Нур», ходили в исполком, – рассказывает актер театра Роман Батрасов. – Там нам сказали: «Куда вы рыпаетесь? Сидите спокойно». В то же время идет давление со стороны вуза. Одни говорят: «Не дергайтесь». Другие говорят: «У нас тут не богадельня!» На последних спектаклях нас заставили составлять списки людей, пришедших на показ. Вахтер на входе сказала, что ей велели записать все фамилии. Я представляю картину, что в «Мастеровых», например, людей просят предъявить паспортные данные. До такого уже бреда доходит! Мы в шоке, честное слово! Пусть скажут прямым текстом, куда нам катиться-то? Театр с такой историей и с таким весом, уже даже с международным! Честь города защищаем. И такое отношение… Тем более следующий год будет годом театра. Отлично просто – выгнать театр в преддверии года театра!


В репертуаре «Ключа» сегодня восемь спектаклей, в штате – 15 актеров. Большинство пришли помочь собирать вещи. Они убирали немногочисленные черные стулья зрительного зала, снимали черный занавес со стен, демонтировали светильники, собирали реквизит: печь, подсвечники, столы и стулья, гипсовый бюст, посуду, костюмы и прочее. В подавленном настроении люди носили мебель, складывали шторы. Теперь все это надо где-то разместить.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

– Часть развезем по знакомым, часть – к себе домой. Большие конструкции надо будет везти в гараж. Свет, оборудование, костюмы… Благо, все отзываются, многие хотят помочь, – отметила Алсу Хазанова, актриса и педагог театра «Ключ». – Мы очень надеемся на помощь города. Были уже везде: и у мэра, и у начальников управления образования, управления культуры. Везде знают про нашу проблему, все говорят: «Ждите». Чего ждать – не понятно, потому что у нас буквально лето, чтобы где-то обосноваться, все перестроить, возобновить репертуар и начать с сентября свою деятельность. Если мы с сентября не начнем нашу образовательную программу и репертуарный план по спектаклям, то все уйдет в никуда, это будет очень грустно. В педагогический университет пришел новый ректор, и ей мы стали не нужны. Видимо, на это помещение какие-то другие планы, и нас попросили отсюда съехать в ближайшее время.

«Ключ», отметим, существует с 2003 года, поставил более 30 репертуарных спектаклей. Ежегодно (уже 14 лет) он проводит Международный театральный фестиваль «Действующие лица» и Лабораторию Современной Драматургии. Все спектакли, проекты, фестивали «Ключ» финансирует за свой счет, а у актеров другие основные места работы.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«КАК НА РАССТРЕЛ! ЭТО, ЗНАЕТЕ, ТАКАЯ МЯГКАЯ ТАКТИКА СТАЛЬНОЙ РУКИ»

Как оказалось, вуз прекращает все отношения не только с театром, но и со своим штатным режиссером Софьей Федекиной, которая числится в структуре Центра культуры и творчества студентов.

– Меня уведомили заранее, я уже подписала все документы. Мне сказали: «Ничего страшного, идите в Центр занятости, стойте там, вы с голоду не умрете», – рассказала Федекина. – Хорошо, спасибо, буду теперь стоять там. Коммерческие вузы, когда нужно провести какое-то мероприятие, приглашают режиссера со стороны. Режиссер отработал два месяца, поставил программу и до свидания. Я понимаю, что они не могут ставку дать.

Вопрос о будущем театра сейчас остается открытым.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

– Театр вузу не нужен. У нового руководства другие цели. Прозвучала такая фраза, что «мне богадельня не нужна», – цитирует Софья Федекина. – Что дальше – я не знаю. Единственное, что я знаю, – надо репетировать спектакли, восстанавливать репертуар. Как бы там ни было, если сейчас мы этого не сделаем, то сорвем следующий сезон. А к сентябрю он должен быть подготовлен. У нас сейчас три спектакля на восстановлении, плюс один, над которым мы начинаем работать. Зимой мы его повезем на фестиваль. У нас много планов. Сейчас я начинаю думать – у кого просить помощи, где мы будем репетировать. Сейчас площадки нет. Вернее, она будет. Когда-то, где-то. Возможно. Куда могли обратиться, мы обратились. Последний разговор был такой: «Ждите, ждите, ждите, ждите». Я бы, конечно, ждала, я терпеливый человек. Просто, когда у меня подписано увольнение с 20 июня, что я должна делать? Сидеть здесь и ждать до 20 числа? И когда ко мне подходят и говорят: «Идите, сдирайте этот «Ключ» с окон с вашими актерами» – это так меня оскорбило. Ощущение, что тебя выгоняют. Когда мне говорят, что нам туалетом не дадут пользоваться – это как вообще? Этот паспортный режим… Как на расстрел! Дайте нам этот сезон доиграть спокойно, нормально, по-человечески. Это, знаете, такая мягкая тактика стальной руки.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Ключ» не единственный попал под нож. В вузе, как стало известно Chelny-biz.ru, в результате оптимизации сократили целый Центр творчества молодежи. Это шесть преподавателей, которые с 20 июня будут уволены.

Центр существовал в вузе с 2013 года. Согласно положению, он был создан для организации культурно-просветительской деятельности студентов и аспирантов, развития художественного самодеятельного творчества и эстетического воспитания молодежи. В структуру входили молодежный театр-студия «Ключ», смешанный хор «Вдохновение», театр танца «Астерия», вокальный ансамбль «Настроение», театр ведущих и чтецов «Многоточие», ансамбль кураистов «Мирас».

Центр возглавляет кандидат педагогических наук Наталья Лызлова. В НГПУ она работает с 2007 года. С 2007 по 2013 год возглавляла кафедру социально-культурной деятельности. С сентября 2013 года назначена на должность директора Центра культуры и творчества студентов. В штате также дирижер Розалия Шарипова, концертмейстер Алия Шарафутдинова, хореограф Надежда Войницкая, режиссер Софья Федекина и культорганизатор Алина Бабенко. Все они попали под сокращение.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«НАМ ГОВОРЯТ: «КТО ВЫ ТАКИЕ, ЧТОБЫ ДАВАТЬ ВАМ ЗДАНИЕ? ВЫ НИКТО И ЗВАТЬ ВАС НИКАК!». У ГОРОДА ДРУГИЕ ПРИОРИТЕТЫ»

Изначально театр «Ключ» находился в детском центре «Огниво». Ребята выросли, стали старше 18 лет и по закону уже не вписывались там. В педуниверситет их пригласила экс-ректор Файруза Мустафина. Она, как призналась сегодня в разговоре с Chelny-biz.ru, была не в курсе истории с «Ключом» и пока воздержалась от комментариев.

– Она человек необыкновенно творческий. У нее были свои задачи, она хотела не только давать студентам определенные знания, она хотела, чтобы студенты занимались хореографией, вокалом, театром, другими направлениями, чтобы эта часть души была занята. Это была очень сильная поддержка, – рассказывает Софья Федекина. – Когда мы сюда пришли, было странно, было много конфронтаций. Что только ни творилось! Вся общага тут ходила, на стенах писали: «Убирайтесь отсюда, вы – секта!» Но Файруза Зуфаровна сказала: «Это театр, он будет здесь, он под моей защитой». Потом мы все подружились, начали общаться. По сути, это помещение, конечно, принадлежит вузу, и мы за него никакую аренду не платим. Какая может быть аренда? Я, например, бюджетница. Была официально трудоустроена в вузе, являлась штатным режиссером. Конечно, в вузе есть свой проректор по воспитательной работе, очень сильный специалист, много делает. Мы работали в тандеме над большими мероприятиями: Новый год, 1 сентября, день рождения университета – все это делали совместно.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

Напомним, ранее уже вставал вопрос о переезде «Ключа» в другое здание. Была подготовлена петиция на имя мэра города Наиля Магдеева с просьбой о помощи. В качестве самого подходящего варианта здесь называли бывшее здание филиала Нижегородского государственного лингвистического университета на Центральной напротив мечети «Тауба».

– Так совпало, что мы и так искали себе другое здание. К Файрузе Зуфаровне я обратилась еще в декабре. Это помещение замечательное, но все-таки здесь общежитие. Разговор в декабре шел о том, чтобы планировать переезд, искать какое-то помещение. А потом здесь все начало меняться, ректор ушла, и встал вопрос о том, почему мы вообще здесь находимся, на каком основании и тому подобное, – рассказывает Федекина. – Мне друзья советуют: «Софья, быстрее собирай все, что ты наработала, быстрее увози, пока не опечатали». Половину вещей мы должны сдать. Для меня это дико. У нас есть старые стулья, которые мы пять лет используем в спектакле. Их у нас забирают. Забирают даже зрительские стулья, потому что они не наши. Да спишите вы их! Нет, «это наши стулья, мы их не отдадим».

Вместе с поиском нового здания «Ключ» начал оформляться как частный театр – автономная некоммерческая организация. В ближайшее время должны прийти документы. Режиссер рассчитывает, что это поможет разрулить ситуацию. Но АНО тоже должно где-то базироваться.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

– Организация не может в воздухе возникнуть. Я искала бухгалтера для театра, возможности развивать его. Но надо же, чтобы была база, чтобы театр где-то существовал. «Ждите, терпите, мы вам найдем». Я сходила в «Нур», зал совершенно неприспособленный, не театральный. Помещение на Центральной – в собственности федерального вуза. НГЛУ должно передать его. Пока это произойдет… Оно, конечно, шикарное. Для театра это – чудо-здание! Но нам в то же время говорят: «Кто вы такие, чтобы давать вам это здание? Вы никто и звать вас никак!» У города другие приоритеты. Мы слышим: «Вы не справитесь, вы не хозяйственники, вам вообще ничего давать нельзя!» Это просто финиш! Мы пойдем на прием к мэру, как только подойдет наша очередь. Я не знаю, что нам скажут.

«ОНИ НЕ УМЕЮТ МОНЕТИЗИРОВАТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЮТ. ПРИНОСИ ОНИ ХОРОШУЮ ПРИБЫЛЬ, КТО БЫ ИХ ВЫГОНЯЛ?!»

Представители театральной среды Набережных Челнов расходятся во мнениях относительно вероятного будущего молодежного театра-студии. Так, глава татарского драматического театра уверен, что ситуация разрешится наилучшим образом и даже заявил, что в «Колизее», куда труппа рассчитывает переехать в ближайшее время, найдется место и для «Ключа». Отметим, что это ровно через дорогу от НГПУ.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

– Не надо драматизировать ситуацию. Я думаю, с «Ключом» все будет хорошо, у них будет возможность заниматься творчеством, – считает директор Рашат Файзерахманов. – Вопрос на контроле у руководства города, заместитель руководителя исполкома Рамиль Марванович Халимов тоже в курсе. Я общался с ним, он сказал: «Если ситуация будет критичной, то подключимся». «Ключ», с моей точки зрения, не перестанет существовать. Это достаточно хороший и известный коллектив. И руководитель коллектива – профессионал, хороший режиссер, знающий свое дело. Я Софье Юрьевне сказал, что в случае переезда нашего театра в здание «Колизея» после ремонта, она не останется без места. Мы не исключаем, что сможем оказать поддержку молодежному коллективу. Там будет достаточно площадей, думаю, для «Ключа» место найдется. Так что, это временные трудности. Насколько я знаю, несколько предложений Софье Юрьевне от заместителя главы администрации поступило. Думаю, пока надо соглашаться на то, что предлагают – временное размещение в других учреждениях. Это в том числе молодежные центры, учреждения культуры. У нас пока нет такой возможности, потому что, как известно, татарский театр и сам функционирует в приспособленном помещении.

Директор русского драматического театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ тоже считает, что город может найти варианты спасения «Ключа», но его прогноз не такой радужный.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

– Я считаю, город может найти какой-то компромисс, найти помещение и какое-то небольшое субсидирование. Прикрепить театр к какому-то дворцу культуры, например. Нашли же возможность как-то помочь «Метро» (культурно-образовательная платформа заехала в МЦ «Нур» – ред.). «Мастеровые», которые тоже начинали как любительский театр, какое-то время сидели в ДК «КАМАЗ»,– отмечает Диамантэ. – Профессиональный и любительский театры – это немножко разные вещи. Но любительский, безусловно, должен существовать, у него есть своя ниша, свои зрители, свои возможности. Если «Ключ» погибнет, будет печально. Но, вероятно, обстоятельства так сложились, что НГПУ больше не может патронировать театр. Безусловно, город что-то потеряет в таком случае, но так устроена жизнь. Даже хорошие вещи исчезают, появляются другие. Это вечный процесс. Не хотелось бы, конечно, терять «Ключ», но такое тоже может случиться. Такие примеры есть. Был, например, в городе театр «Ника». Кто сейчас вспоминает о нем? Это вопрос выживания. Поможет город – «Ключ» выживет, а нет – умрет. К сожалению, так.

Директор «Мастеровых» считает, что «Ключ» не может сегодня самостоятельно встать на коммерческие рельсы.

– Я анализировал их менеджмент. Мне кажется, у них пока недостаточно опыта, они не умеют монетизировать то, что делают. И это главная проблема, потому что, приноси они хорошую прибыль, кто бы их выгонял?! У них очень много энтузиазма, много фанатов – это большой плюс. Они работают в соцсетях, иногда дают какую-то рекламу. Но квалифицированных менеджеров, разбирающихся в маркетинге, нейромаркетинге, поведенческой экономике, я у них не видел. Просят здание, но я пока с трудом представляю, как они его будут содержать. Потому что театр – это еще и бизнес по всем его законам, и достаточно жесткий. Идет борьба за зрителя, за внимание. Давайте будем реалистами: если город их не поддержит, и если театр не научится монетизации, то он умрет.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

У исполкома Челнов, тем временем, судя по беседе Chelny-biz.ru с начальником управления культуры Эльвирой Ногмановой, уже есть варианты будущего размещения «Ключа». Правда, пока их не озвучивают, ссылаясь на неопределенность. Глава управления обещала конкретику не раньше, чем пару недель.

– Театральный сезон у «Ключа» завершен. Далее идут творческие каникулы и потом – открытие нового сезона. К этому моменту, я абсолютно точно уверена, площадка будет. Работа идет, помещение подыскивается. Как бы нам ни хотелось решить проблему за один день, это нереально. В первую очередь, необходимо подготовить документы. Когда выйдет документ с конкретным указанием их будущего месторасположения, тогда и будет смысл что-либо озвучивать. Площадки были рассмотрены абсолютно разные. Это и молодежные центры, и учреждения культуры. Какое именно помещение будет в итоге предоставлено – очень трудно прогнозировать, потому что сейчас все в работе: просматриваются необходимые квадратные метры, технические особенности по сцене и зрительному залу. Мы с марта занимаемся этой темой. Прорабатывали их изначальную идею по зданию Нижегородского лингвистического университета. Могу сказать, что администрация города будет поддерживать «Ключ». Однозначно, театр на улице не останется.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

Chelny-biz.ru направил вопросы по ситуации руководству Набережночелнинского педагогического университета. И.о. ректора Альфинур Галиакберова на момент подготовки материала не ответила на них. Редакция опубликует позицию вуза, когда она будет озвучена.

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

«Если город их не поддержит, и театр не научится монетизации, то умрет»

Анна Перебаскина

Комментарии
15.05.2018, 01:22

Выпускник

Вообще вся ситуация изначально дикая - как можно разом уволить абсолютно всех руководителей творческих кружков?
15.05.2018, 10:11

жаль конечно
15.05.2018, 11:47

Директор «Мастеровых» считает, что «Ключ» не может сегодня самостоятельно встать на коммерческие рельсы. – Я анализировал их менеджмент. и это говорит человек, который не может анализировать свою работу?! все успехи и становление ""Мастеровых" ни как не связаны с личностью следователя, скрывающегося под псевдонимом. а "Ключ" жалко. Ходил на их постановки, интересно, отличается от виденного ранее в классических театрах. Исполком подключится, когда уже всё порушится, им не до культуры. карманы набивают. успехов театру "Ключ", надеюсь, что им помогут.
15.05.2018, 12:16

ну нашли же для метро помещение. неужели для них не найдут. таких надо поддерживать. это такая показательная ситуация. власть должна показать что поддерживает молодежь. чтобы потом не говорить что таланты покидают город
15.05.2018, 12:17

да уж. никому не нужны творческие люди. Найман уехали, Федекина тоже?
15.05.2018, 12:20

прислушайтесь к Диамантэ, Софья Юрьевна
15.05.2018, 12:27

Городу не нужна молодежь ,не хоккея ,не футбола,не жилищных программдля молодых семей ,институтов нормальных не осталось перспектив в городе 0 последнее добивают ,что сделано руководством города для удержания молодежи в городе?может я чего не знаю?исполком ауууу
15.05.2018, 14:39

Вера

а мы перестали ходить в "Мастеровые". Что -то исчезло с приходом суперменеджера. Игра актеров на высоте, а вот единства нет, все как-то отдельно, режиссура отдельно, актеры отдельно, костюмы отдельно. Возможно стало "богаче", моднее , но душевности нет. С удовольствием посещали спектакли в рамках фестиваля "Действующие лица" . Поразил ТЮЗ из города Чайковск. Цены у них на афише в родном городе 180-200 рублей, в нашем городе Мастеровые (на их сцене был показ) собирали 600-700р . Такой вот бизнес по Диамантовски.
15.05.2018, 15:40

Да, я тоже перестала ходить.
15.05.2018, 15:41

Да, в городе нет заинтересованных лиц, чтобы развивать молодежь. Ничего не делается фактически. Одна показуха.
15.05.2018, 15:42

Неужели руководству не хочется оставить что-то после себя хорошее? Всё ждут, когда их в Казань переведут назад..
15.05.2018, 14:55

Женя

да, мастеровые к сожаленью уже не те. и костюмы неопрятные. скоро в фойе "пятерочка" появиться наверно..
16.05.2018, 23:52

Вот только не надо овечками прикидываться. Просто так вахтёр не будет списки посетителей спрашивать. Чёт не договаривают театралы... И зачем при образовательном учреждении притуливаться организации, не являющейся структурной частью сего учебного заведения???Единственный выход - найти другое место и успокоится. Зачем делать из этого шум? Мало мест в городе?