Кошмарит Ринат Абдуллин бизнес в Челнах или нет – в этом накануне пыталась разобраться команда Тимура Нагуманова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Татарстане. Владельцы торговых точек на остановках рассказали о том, как их пытаются выселить через суд, лишая прав на объекты. Юристы бизнес-омбудсмена возмутились абсурдностью требований исполкома и прямо назвали ситуацию в Челнах «ненормальной». Как объясняют поход против торговли на остановках глава Службы градостроительного развития и главный земельщик города, и как после трех лет судов они всего за час нашли решения конфликтов – наблюдал Chelny-biz.ru.
«КАК Я БУДУ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ, ЕСЛИ Я СОБСТВЕННИК НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ?!»
Команда бизнес-омбудсмена Татарстана накануне встретилась в Набережных Челнах с предпринимателями, которые на прошлой неделе обратились к Тимуру Нагуманову с открытым письмом о «кошмаривании бизнеса» в городе. Пришли пять человек – владельцы торговых объектов или их представители.
– Было бы больше, забоялись, – заметил предприниматель Андрей Колеев. Такая пугливость людей, не побоявшихся обвинить руководителя исполкома Рината Абдуллина в «кошмаривании», была несколько удивительна.
Исполком представляли глава Центрального района Искандар Галимов, руководитель аппарата Гульнар Ахметова, начальник управления земельных и имущественных отношений Ленар Гизатуллин, начальник управления экономики Гузель Гилязова, директор МУП СГР Ленар Сальманов, начальник отдела судебно-правовой работы Юлия Крикун и другие.
Большинство историй похожи, и Chelny-biz.ru уже подробно писал о них: построенные вдоль проспектов торговые павильоны исполком на основании визуального обследования и заключения МУП «Служба градостроительного развития» признает объектами некапитального строительства и через суд требует аннулировать права на земельные участки.
Первым выступил Ильнур Магалимов, совладелец точки на остановке «Райисполком». Предприниматель считает, что его объект мешает более влиятельным соседям, отсюда и желание властей выселить. Дело, напомним, находится в городском суде, назначена очередная экспертиза.
– Интересный момент – на каком основании они судятся. Объект должен признаваться некапитальным только на основе экспертизы. Глубину фундамента, сидя на диване или просто глядя, невозможно определить, – обратил внимание Магалимов. – Есть письмо МУП СГР еще бывшему начальнику УЗИО Тимергалиеву. Там Сальманов говорит: «На ваш запрос сообщаю, что заключения, составленные на основе визуального обследования, являются предварительными. Для окончательного установления необходимо провести инструментальное обследование с вскрытием конструкций». Но этого же не было сделано. И без этого подается иск. Сальманов пару раз проходит мимо объекта и выносит решение.
– Я представляю Сеидову Айнур. Речь об объекте на остановке «7-й комплекс», – взял слово юрисконсульт Ильдар Садыков. – СГР в 2016 году визуально обследовала объект, составили акт о том, что объект является движимым, некапитальным. На этом основании исполком подал в Арбитражный суд. Собственник Гасанов Шабан Ислам оглы тяжело заболел, болезнь была вызвана, в том числе этими обстоятельствами. Человек умер, имущество перешло жене и детям, которые находятся за границей.
По словам Садыкова, капитальность этого строения подтверждается и досудебным исследованием, и судебной экспертизой. Тяжба идет уже по второму кругу, владелец объекта выиграл все инстанции, осталась кассационная, куда исполком собирается подавать жалобу.
– Прослеживается тенденция: проводятся визуальные исследования, о которых собственники не знают. Есть акты, в которых нет ни утверждений, ни подписей. Эти акты подаются в суды как доказательства. Самое интересное – этот акт запускает процесс оспаривания, а потом предприниматель оказывается в неравном положении, несет колоссальные расходы, – говорит юрист. – Законом определено, что если право собственности зарегистрировано, то оно признается государством. А сегодня делается все, чтобы это право нивелировать. В чем ключевая роль исполкома? Нет преемственности в правоотношениях между бывшими руководителями и теми, кто сегодня. Должны же быть какие-то правила игры, которые определяются раз и навсегда! Предыдущий собственник павильона говорил, что, когда в начале 2000-х получал участок, ему было предложено как меценату поучаствовать в благоустройстве города. Он обустроил всю прилегающую территорию за свой счет. И теперь все это забыто! Это касается всех объектов по первой линии проспектов. Все несли нагрузку по благоустройству, а теперь это перечеркивается!
– Город не мог поставить остановки. Давали землю вместе с остановкой, чтобы за счет предпринимателей сделать! – добавил Андрей Колеев.
Историю Колеева Chelny-biz.ru подробно излагал неделю назад. Предприниматель купил в 2014 году минимаркет «Дуслык» на остановке «Дружбы Народов» по проспекту Чулман. Зарегистрировал в Регпалате и попросил у исполкома землю под объектом в аренду либо собственность, но до сих пор не может получить. В 2016 году исполком после обследования СГР решил, что объект движимый и подал в суд, требуя признать отсутствующим право собственности Колеева на одноэтажный павильон площадью 79 кв. м. Предприниматель выиграл спор, пройдя дважды все инстанции от Арбитража до Кассации. А земли по-прежнему не дают.
– Никаких претензий к бывшему хозяину не было. Фундамент вот на столько находится выше уровня земли, три ступеньки надо пройти, чтобы зайти в магазин. Приезжает комиссия, смотрит и решает, что заглубления фундамента нет. Я три года сужусь. Одна экспертиза – денежка, другая экспертиза – денежка, в Казань, Самару в суды поехать – денежка. Каждый ответ на их ходатайство – денежка. С моего кармана это уходит. Плюс кризис – торговля пошла на убыль. Люди покупают в сетях в основном. Я бы, может, переформатировал, сделал кафе, пекарню. Но как я буду вкладывать деньги, если я собственник на птичьих правах?! Тенденция такая наблюдается. Выигрываю Арбитражный суд, допустим, 5-го числа, дается два месяца на обжалование. Ровно 5-го числа второго месяца отсюда уходит письмо на обжалование. Это в их интересах – затягивать!
– Покупая магазин, знал, что земля просрочена, но надеялся, что продлят аренду, – начал разговор Турган Давудов, чей объект стоит на остановке «Пушкинская» по проспекту Сююмбике со стороны 19-го комплекса. Раньше здесь были продукты, на днях появилась вывеска «Цветы». – По их проекту я готов перестроить объект, готов другое открыть. Когда я купил, хотел вложиться, но тогда было такое же совещание и мне сказали: «Вы ничего не планируйте, будут сноситься павильоны на остановках», – рассказал Давудов.
И наконец, пятый участник Руслан Чернов сообщил, что у него аналогичная ситуация по торговой точке на проспекте Дружбы Народов.
– Также аренду не продлевают, хотя все основания есть. Эпопея длится уже лет восемь.
«ПОЧЕМУ ВЫ НАС ДЕРЖИТЕ НЕ ЗА ЛЮДЕЙ? ПОДЗЕМОК СКОЛЬКО ВЫ СНЕСЛИ! СКОЛЬКО ТАМ ЛЮДЕЙ РАБОТАЛО! ЧЕМ ОНИ МЕШАЛИ?!»
Заместитель уполномоченного по правам предпринимателей в Татарстане Венера Камалова предложила чиновникам пояснить происходящее. Повисло молчание. Представители исполкома изучали свои документы.
– Я не получила ответа по остановочным павильонам, – потребовала Камалова. – Все построили, зарегистрировали права. Потом начались действия исполкома по оспариванию зарегистрированных государством прав. Объясните, пожалуйста, коллеги, в связи с чем вы это делаете и что дальше планируете?
– Вынужден высказаться, – нехотя начал Ленар Сальманов, директор Службы градостроительного развития. – Действительно, наша служба в 2017 году осуществляла выезд по всем объектам на остановках общественного транспорта. Это связано с тем, что ведется реконструкция магистральных проспектов: Чулман, Сююмбике, Мира, Московский, 40 лет Победы. В ходе реконструкции ведется проектная работа. На федеральные и республиканские деньги, как правило, казанскими проектными организациями. Все проектировщики ориентируются на ГОСТы, СНиПы и нормы закона, в частности на ГОСТ «Автобусная остановка на автомобильных дорогах». Там написано, что торговые точки не разрешается размещать в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта. Все эти объекты расположены как раз на площадках ожидания и не соответствует нормам. Поэтому проектировщики не могут запроектировать по стандартам проспекты и остановки. Тут сказали, что мы в ходе визуального осмотра... При определении некапитальности наши эксперты руководствуются методическими рекомендациями. Некапитальные – это объекты из легких конструкций без заглубленных фундаментов, объекты мелкорозничной торговли. Мы обращаем внимание на три фактора. Первый – как был предоставлен земельный участок. Если предоставлен для строительства, то это один из признаков, но во всех договорах говорится «для размещения», а не «строительства». Второе – смотрим, где расположен объект. Как правило, в местах ожидания городского транспорта и все за красными линиями, которые разграничивают земли общего пользования, которые не подлежат приватизации, и обычные земли. Все находятся в зоне действия красных линий. Третье – из чего сделаны. Как правило, все из легких конструкций.
– Но ведь документы, на основании которых предприниматели зарегистрировали право собственности, не они сами выписали, а выдавал исполком! – заметила Камалова. – Выдал орган власти, предприниматель зарегистрировал в государственном органе. Претензия о непоследовательности, получается, обоснована? Почему правила игры начали изменяться?
– Все эти объекты противоречат ГОСТам и установленным требованиям, поэтому мы начали эту работу, – ответил Сальманов.
– Но у нас есть решения судов, которые сказали, что объекты зарегистрированы, они капитальные! – недоумевала зам Нагуманова.
– Мне понравилась сказанная здесь фраза: «Судебная система – право состязательности». Молодцы, отстояли! – злобно бросил в сторону предпринимателей директор СГР.
– Подождите, – возмутилась Венера Камалова. – Вы хотите сказать, что предприниматели должны ходить по судам?!
– Мое мнение – все объекты должны соответствовать стандартам, чтобы безопасно их использовать. Сейчас я не буду говорить о замечаниях других органов к этим объектам, чтобы не быть голословным… – а затем примирительно добавил. – Почему сносить? Давайте диалог вести.
– Почему вы нас держите не за людей? – вскипел предприниматель Андрей Колеев. – Ай, остановочка! Мы «Славицу» развиваем! А сколько в этих павильонах людей?! Подземок сколько вы снесли! Сколько там людей работало! Чем они мешали?! Один ряд снесите, второй оставьте. Сейчас стоит подземка огромная, хоть на самолете садись, а люди на улице!
«СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ – ЭТО НЕ НОРМАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ. ТО, ЧТО ВЫ ВОШЛИ В КОНФЛИКТ, – ЭТО НЕ НОРМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ!»
– Судебные расходы предпринимателей – это не нормальная история, – заявила Венера Камалова, чеканя фразы. – И то, что вы вошли в конфликт, обращаясь в суд за признанием уже зарегистрированных прав собственности, – это не нормальная ситуация! Это означает отсутствие конструктивного диалога между органами самоуправления и предпринимателями! По Колееву и Сеидовой предметом рассмотрения в суде были уже зарегистрированные права на объекты. Предприниматели отстояли свое право, сейчас фактически, как я вижу, оснований у исполкома, чтобы принимать какие-то агрессивные меры, нет. Какие действия дальше?
– Все решения есть, пусть обращается за предоставлением участка, – ответил Ленар Гизатуллин, начальник управления земельных и имущественных отношений.
– У меня решение суда месяц как вступило, но я не писал письмо, потому что знаю, как люди по три года просят, – заметил Андрей Колеев.
– Вот вам говорит человек, который и уполномочен рассматривать заявления о предоставлении земель, обратитесь, – перебила Камалова. – У вас решение вступило в силу, у Сеидовой вступило. Прошу, коллеги, учесть, что конфликт уже исчерпан, надеюсь. Обратитесь, пожалуйста, с заявлением. Вам начальник управления это предлагает. Мы ставим на контроль. Не нужно ничего бояться. Если хотите продавать объект, надо сначала узаконить права на земельный участок. Вы готовы подать заявление? – посмотрела она на Колеева.
– Готов.
– Вы готовы принять?
– Конечно, – ответил Гизатуллин.
– Основания для отказа есть какие-то?
– Нет, если все инстанции…
– Сейчас договоренность достигнута. Если что-то не будет получаться, будем еще раз встречаться, – заявила Камалова. – По Сеидовой я тоже предлагаю это сделать. Кассация – формальная процедура. Посмотрите, – обратилась заместитель уполномоченного к начальнику отдела судебно-правовой работы, – у вас уже отрицательная практика есть. От кассации имеет смысл отказаться.
– Судиться до кассации прописано в моей должностной инструкции, – ответила Юлия Крикун. – Это будет решать руководитель.
– Мы вас будем сопровождать в кассации, – обещала Камалова Ильдару Садыкову, представителю магазина на остановке «7 комплекс». – По Магалимову что будем решать?
Ленар Гизатуллин пояснил, что претензии к объекту связаны с реконструкцией проспекта Мира. На следующий год, напомним, город планирует обновить дорожное полотно, но о реконструкции и сносе объектов пока не говорилось. Стороны обсудили возможность мены участка и договорились встретиться, чтобы обсудить детали. Напомним, такие переговоры велись около двух лет назад, но тогда предприниматели не согласились на условия исполкома.
– Однозначно я вас поддерживаю, – обратилась Венера Камалова к предпринимателю Ильнуру Магалимову. – Исполком не должен был обращаться с иском. Должны были сесть за стол переговоров.
По предпринимателю Тургану Давудову выяснилось, что он еще ни разу не обращался в исполком за землей, потому что наслушался чужих советов.
– Сказали бесполезно. Я же весь город знаю, говорят у Абдуллина папки до потолка лежат, никому ничего не подписывает, – развел руками молодой человек.
– Вы же даже не пробовали! – теперь была очередь Ленара Гизатуллина возмущаться. – Попробуйте!
На этом обсуждение завершилось, по каждому случаю было принято предварительное решение, которое команда уполномоченного по правам предпринимателей взяла под контроль.
– Выражаю негодование ситуацией. Вы завели ее в тупик, – обратилась Камалова к чиновникам исполкома под конец встречи. – Безусловно, убытки, которые вы понесли, имеете право через суд взыскать, – посмотрела она на предпринимателей. – Ваши нервы не вернуть, вашу упущенную прибыль вы почувствовали. Здесь могу только коллег из исполкома попросить не допускать таких случаев. Мы знаем, что это не единичные случаи. К уполномоченному был ряд таких обращений. Есть у вас рычаги и инструменты решения этих ситуаций. Не нужны эти суды, если можно сесть с предпринимателями и определить правила игры. У вас общие интересы: вам и предприниматели нужны, и прибыль нужна, и налогооблагаемая база нужна. И те люди, для которых вы собираетесь делать хорошие дороги, это они же и есть. Я вижу здесь проблему разорванной коммуникации, однозначно. Призываю вас к тому, чтобы вы, прежде чем написать претензию или выйти с заявлением, поговорили со своими предпринимателями. У вас их тут не сотни тысяч. Это ваши люди. Это наши предприниматели.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru
Андрей
Гость
Барыга
Азартный
все помню
чуть больше знаю
еще больше знаю
Больше всех знаю
Ника
Нестер
Challenger
Справедливый
Справедливость
Виктор
Старожил
максим
гость
гость