Новости
Подробно

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

«Было много разных: ДТП, ножевые ранения, падения с высоты, всевозможные травмы. Приходилось делать сердечно-легочную реанимацию», – рассказывает о более чем 600 своих вызовах депутат горсовета Марсель Тухватуллин. Спасатели-волонтеры заканчивают работу и выходят на дежурство ради людей, которым нужна помощь. Они сталкиваются с экстренными эвакуациями, людьми без сознания, драками и многим другим. Все вызовы в общественные места, поступающие по 112 и 103, направляются обученным спасателям-волонтерам, которые мгновенно реагируют через приложение «Спасатель.Рядом», оперативно приезжают и оказывают первую помощь. Для некоторых пострадавших этого достаточно, и скорая может сконцентрироваться на других вызовах, тем самым спасая больше жизней.

В преддверии дня спасателя Chelny-biz.ru собрал истории волонтеров, которые после трудового дня мчатся на подмогу – проводят реанимации, часами обогревают на морозе, разнимают потасовки, эвакуируют с высоких этажей, ищут родственников потерявшихся пенсионеров через соцсети.

ГУЛЬНАЗ НУРУЛЛИНА, СОВЛАДЕЛИЦА МАГАЗИНА АНТИКВАРИАТА

«ЛЮДИ ПОРАЖАЮТСЯ ТОМУ, ЧТО Я СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ И СИЛ УДЕЛЯЮ ПОМОЩИ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ»

Первый спасатель, о котором мы расскажем – Гульназ Нуруллина, совладелица двух магазинов нумизматики и антиквариата «Аладдин» в Набережных Челнах и Нижнекамске. Девушка помогает людям с мая этого года. Она рассказала изданию, что стать спасателем-волонтером решила после того, как у ее отца случился инфаркт. Челнинка не знала, что делать, ее охватил страх. После этого инцидента девушка решила обучиться оказанию первой помощи.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

– Все вызовы эмоциональные. Наверное, самый запоминающийся случай произошел на ГЭСе. Нужно было эвакуировать женщину, которая весила 200 килограммов. Она была полностью в катетерах, не могла шевелиться. Ее выносили восемь человек, и при этом не работал лифт, а это был восьмой–девятый этаж общежития. Это мне показало, к чему может привести, если не следить за своим здоровьем. Как я знаю, ее положили в стационар, состояние стабильное, – рассказала Гульназ.

Волонтер поделилась, что близкие реагировали на ее деятельность по-разному.

– Разные реакции есть. Кто-то задается вопросами, надо ли мне это, так как мы сами все покупаем. Люди поражаются тому, что я столько времени и сил уделяю помощи незнакомым людям. Есть те, кто, наоборот, поддерживает. Например, мои подруги прошли обучение, мы вместе дежурим, помогаем людям. Самое главное – моя дочь меня поддерживает, она рядом, мне этого хватает, – улыбается Гульназ Нуруллина.

МИЛЯУША САЛИМГАРЕЕВА, БЬЮТИ‑СПЕЦИАЛИСТ

«У МЕНЯ РАСТЕТ БУДУЩИЙ СПАСАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ТОЖЕ ХОЧЕТ ПОМОГАТЬ, КАК МАМА»

Спасатель Миляуша Салимгареева – мама двоих детей, она работает парикмахером и визажистом уже 20 лет, а волонтерской деятельностью занимается с февраля. Поворотным моментом стал инцидент, когда муж героини потерял сознание.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

– Я не знала, что с этим делать. Даже забыла номер скорой помощи. Единственное, что я помнила, что у меня в квартире включена станция «Алиса». Я крикнула: «Алиса, как позвонить в скорую на МТС?». И она мне ответила – 103. Я набираю 103, благо скорая помощь приехала очень быстро, в течение нескольких минут, как будто они просто где-то около дома находились. К тому моменту муж уже пришел в себя. Но на будущее я вообще хотела знать, как правильно оказывать первую помощь, – рассказала Салимгареева. – У меня всегда было это желание, и когда 1 декабря того года это случилось, я поняла, что вот он, знак.

Волонтер рассказала, что ни на секунду не задумывалась о прохождении обучения и сразу записалась.

– Мое обучение прошло в феврале. Мне очень нравится, это безумно интересно. Это очень позитивно мыслящие, добрые люди. Поверьте, я по работе с людьми общаюсь 20 лет, и таких добрых, прикольных, интересных людей очень мало. Мы все абсолютно разные, но нас объединяет одно. Не представляю жизни без них, – поделилась Салимгареева. – Даже если на дежурство приходишь, у нас главное правило – приходить только в ресурсе. Если ты не в настроении, у тебя какие-то проблемы, лучше посиди дома и отдохни. Из-за этого у нас очень теплая, дружеская атмосфера. Многие люди находят на дежурствах то, чего им не хватает дома. То, чему нас обучают, должен знать каждый, потому что до приезда скорой хотя бы поддержать жизнедеятельность человека – это очень важно.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

Вызовом, который запомнился больше всего, стал «человек без сознания» в одном из заведений города. Подруга пострадавшей дала ей таблетку от боли в животе. После нее челнинке стало тяжело дышать, появился сильный зуд по всему телу. Оценив ситуацию, спасатели поняли, что у нее развилась аллергическая реакция на препарат, был риск остановки дыхания из-за отека и риск дальнейшей остановки сердца. Тогда спасатели сообщили в скорую помощь о серьезности ситуации и сами были готовы приступить к реанимационным действиям до приезда бригады. Медики приехали быстро – девушке вкололи необходимые препараты и увезли в больницу.

Изначально муж Салимгареевой не был рад тому, что она уходит из дома. Однако спустя время он увидел, какой воодушевленной стала супруга.

– Хочется нести добро. Сейчас на улицах города замерзают люди, даже не бездомные, а прилично одетые, из-за того, что перебрали, не умеют пить. Всякое бывает, но человек падает, лежит на снегу и замерзает. То есть ему, в принципе, в данный момент хорошо, ему тепло. Но если не спасти этого человека, не укрыть его, вообще ничего не сделать, это, по сути, через два часа труп. Скорой помощи на всех не хватает. Сейчас очень много вируса ходит по городу. Люди просто по четыре–пять часов ждут, чтобы к их ребенку с температурой 40 приехала скорая. А скорая не может оставить без внимания людей, которые на улице лежат. Мы, получается, тем самым облегчаем участь скорой помощи, то есть они едут к детям, а мы провожаем домой «плохо лежащих», которые сами отказываются от скорой помощи. Я понимаю, что этот человек чей-то отец, чей-то ребенок, чей-то муж, на которого все надежды, на котором все просто держится. И он просто не придет сегодня, потому что переборщил. А эта семья останется без отца, без сына, на которого были большие надежды. Я после каждого дежурства понимаю, что я живу прекрасно, у меня прекрасная семья. Я сейчас лягу в теплую мягкую постель, обниму своего мужа, который жив, здоров, слава Богу. Я счастлива, я всегда прихожу с дежурства и говорю: я счастливая женщина, у меня есть дом, у меня есть, что поесть, у меня есть дети, которых я могу обнять, – поделилась Салимгареева. – Моему сыну шесть лет, он гордится, что я спасатель. Он всем рассказывает, что его мама спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям.

МАРСЕЛЬ ТУХВАТУЛЛИН, ДЕПУТАТ ГОРСОВЕТА

«ПРИХОДИЛОСЬ ДЕЛАТЬ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНУЮ РЕАНИМАЦИЮ»

Депутат горсовета Челнов и директор ООО «Приборкам» Марсель Тухватуллин с 2024 года в свободное время спасает людей. По его словам, он неоднократно становился свидетелем серьезных ДТП. Однажды на его глазах умер мужчина. Именно эта трагедия и эмоциональное потрясение побудили депутата записаться на курсы по оказанию первой помощи, где он познакомился с другими волонтерами-спасателями.

– Одна из моих «сокурсниц» рассказала, как на отдыхе в Турции чуть не утонула двухлетняя девочка. Спасатели на пляже отеля смогли только вытащить ее из моря, но не знали, как правильно оказать первую помощь ребенку. Челнинка не растерялась и начала делать сердечно-легочную реанимацию, которой научилась как раз на этих курсах. В итоге ребенок задышал самостоятельно. Эта история вдохновила меня присоединиться к движению спасателей, – поделился Тухватуллин.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

Предприниматель также воспитывает четверых детей, один из них – мотогонщик. Это обязывает его быть всегда готовым к экстренной ситуации. Тухватуллин в качестве спасателя выезжал уже на более 600 инцидентов.

– Было много разных вызовов: ДТП, ножевые ранения, падения с высоких этажей, всевозможные травмы. Приходилось делать сердечно-легочную реанимацию, – вспоминает депутат. – Был случай, когда на первой дороге обнаружили бабушку с деменцией. Она приехала в гости к сыну в Челны из деревни. Однако ни адреса, ни телефона не помнила. В карманах только кулек с мелочью, никаких документов, записок с адресом. Время было уже позднее, около одиннадцати вечера. Я зашел в группу этой деревни в соцсетях и начал отправлять сообщения всем подряд. Нашел номер председателя деревни, у которого узнал данные ее родственников. Так нашел ее сына, отвез к нему бабулю. Такое спасение было.

РЕНАТА АМИРОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА МОДЫ И ТАНЦА

«ЭТО У КАЖДОГО СПАСАТЕЛЯ БЫВАЕТ: «ВОТ ТЫ КАКУЮ-ТО ЗАРАЗУ ДОМОЙ ПРИНЕСЕШЬ»

Волонтером в организации «Спасатель.Рядом» также является Рената Амирова. Она – руководитель театра моды и танца «Мисс Эрика». Девушка помогает людям с февраля этого года.

– Информация об обучении первой помощи сразу же заинтересовала, так как я работаю с детьми уже 18 лет. Мы часто выезжаем с детьми и родителями на конкурсы в разные города. Поэтому различных внештатных ситуаций может случиться много. В институтах этому, к сожалению, не учат. Следующая причина из жизненного опыта: при мне стало плохо прохожему дедушке, он шел, шел и упал и позже оказалось, что он умер. Возможно, если бы кто-то рядом смог правильно оказать первую помощь, а не стоять смотреть, человек был бы жив, – рассказала Амирова. – Сподвигло и то, что в профессиональной сфере это очень важно и нужно, и в обычной жизни тоже навык по оказанию первой помощи не лишний. Изначально не было желания выходить помогать бездомным и людям в алкогольном опьянении, но обучение было настолько интересным и захватывающим, что я передумала. После первого дня обучения (их два) сразу захотелось купить красные штаны и сказать: «Давайте мне жилетку!».

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

Амирова, как и коллеги, отмечает, что спасатели сильно помогают скорой помощи.

– Мы приезжаем на место, осматриваемся, оцениваем ситуацию и сообщаем собранную информацию диспетчеру скорой помощи. Если необходимо, мы человека поднимем, до дома доведем, убедимся, что все у него хорошо. И сам прохожий отзванивается, говорит, что по данному адресу бригада скорой помощи не нужна. Скорая очень благодарна, что они едут на более важный вызов к маленькому ребенку или к человеку с болью в сердце, – поделилась Амирова. – Еще одна причина, почему я спасатель – мы приносим пользу людям. Особенно, психологическую: успокоить, направить, поговорить. Обычно у человека в такой нестандартной ситуации начинается паника.

Наиболее запоминающимися для волонтера оказались именно первые вызовы. Один из них был связан с медицинской эвакуацией.

– Мы поехали к дедушке, нас два экипажа – 10 человек. Заходим в квартиру, там два фельдшера, и бегают две бабушки, они переживали за своего дедушку. Конечно, паника включилась, но, слава Богу, наши мужчины сразу на носилки погрузили его аккуратно, и мы быстро эвакуировали дедушку в машину скорой помощи. Там ему уже подключили третий кислородный баллон. И все успокоились, – рассказала волонтер.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

Еще один случай, который запомнился спасателю, вызов – «эпилепсия». Он также произошел в первый день ее дежурства.

– Приезжаем, видим – молодая девушка, как будто у нее судорожный приступ. На самом деле она просто его имитировала, не реагировала ни на что, стояла долго-долго и мило улыбалась. 19 или 20 лет ей, как мы потом поняли от мамы. Мама приехала и сказала: «А я что сделала? Я прав лишена давным-давно, она со мной не живет. Она из приюта, пускай идет туда». Мы уговаривали ее до часу ночи в подъезде. Девушка ни в какую не хотела идти домой. И мама отказалась ее забирать. Конечно, было очень жалко девочку, обидно, – вспоминала Амирова. – Наши спасатели в итоге договорились с одной бабушкой. Три месяца она жила с ней, помогала ей по хозяйству. Наши ребята держат с ней связь, потому что, как выяснилось, она часто так сбегала из приюта, где росла.

Амирова рассказала, что изначально ее родные не поддерживали в волонтерстве.

– Это у каждого спасателя бывает: «Вот ты какую-то заразу домой принесешь. Тебе делать нечего? Зачем тебе это надо? Своему ребенку время больше уделяй». Зато после каждого дежурства я возвращалась домой, рассказывала о дежурствах, родные понимали, что, действительно, мы делаем полезные вещи, и главное – мне нравится этим заниматься, – поделилась челнинка.

МАРАТ ГАТИН, ИНСТРУКТОР ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ

«ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ ХВАТАЕТ. МНОГИЕ УВИДЯТ ИЗ ОКОШКА И ПОЗВОНЯТ. НО НЕКОТОРЫЕ БОЯТСЯ»

Марат Гатин занимается ремонтом квартир и работает инструктором по скалолазанию. В проект «Спасатель.Рядом» его привел друг из скалолазного центра, который на тот момент уже был спасателем и вдохновил Гатина историями с дежурств.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

– Он рассказывал, кому и как они помогли, а мне нравится изучать науку, особенно что-то близкое к медицине. Кроме того, я увлекаюсь экстремальными видами спорта – велоспорт, сапборд, прыжки в воду с большой высоты. Я подумал, что получить такие знания было бы полезно. Плюс обучение тогда проходило бесплатно от Фонда президентских грантов. Зимой этого года решил попробовать. Обучение длилось два дня. Во второй, когда мы прошли экзамен, я первый поднял руку, чтобы поехать на дежурство. Сразу же попался интересный вызов – сотруднику шаурмичной прилетела бутылка в затылок, – вспоминает Гатин. – Приехали, нашли работника и оказали ему первую помощь. Там был и тот, кто бросил эту бутылку. Мы отвели их друг от друга на большое расстояние, чтобы избежать продолжения конфликта. Понял, что обучился не зря, так как спасение людей меня зацепило. Больше всего мне нравятся такие же спасатели, так как с ними можно обо всем поговорить. Здесь достаточно тех, с кем можно поболтать о разном, выйти на дежурство. Я научил ребят играть во фрисби. Когда вызовов нет, играем. В среднем мы с шести до часу ночи находимся на дежурстве.

Теперь Гатин продолжает привлекать к добровольческому движению своих коллег, клиентов. Отмечает, что помогать людям желание у них есть, но многие не терпят вида крови или опасаются бездомных.

– Мало людей, кто готов с кровью связываться или трогать бездомных. Многие девчата у нас работают и не хотят видеть кровь, но хотят помогать людям. У меня были вызовы, когда у человека была разбита голова, глубокий порез руки почти до кости. Я привык, так как вырос на «ужастиках». Один раз был вызов, когда я делал сердечно-легочную реанимацию. К сожалению, мы тогда не спасли парня, хоть и приложили к этому все усилия. Помню, как мы тренировались на манекене, который сразу показывает проходит ли в легкие дыхание, глубину и частоту компрессий. В случае с человеком все по-другому, – отмечает собеседник издания. – Бывает, что на вызовах встречаем пожилых бездомных людей или тех, кого выгнали из дома, привезли в другой город, отобрав все. Их очень жалко. Сейчас начались сильные холода. Приехали к 59-летнему бездомному, а он уже заледенел – отморозил пальцы. Мы его обогрели, ждали вместе скорую помощь. Он нам говорил, что уже не хочет жить, устал. Я ему тогда сказал, что мы его не бросим. Его забрали в БСМП, потом выписали.

«Моему сыну шесть, он гордится, что я спасатель. У меня растет мужчина, который тоже хочет помогать людям»

По словам Гатина, главное для спасателя – понимание, что каждый может оказаться в тяжелой ситуации и нуждаться в помощи, а также быть дружелюбным и общительным.

– Честно говоря, добрых людей хватает. Многие увидят из окошка и позвонят. Но некоторые боятся – думают, что их потом будут преследовать или что это платно. Сколько таких случаев было… Некоторые говорят: «Пускай мне не звонят, мой номер не давайте, это было инкогнито». И думаешь потом, что в этом такого? Люди переживают, что их будут мотать по судам, полиции. Но им же ничего не грозит. Наоборот, нужно звонить, – рассказывает спасатель. – Мы много чего покупаем для вызовов за свой счет – бинты, перчатки, рюкзаки. Мама спрашивает иногда: «Зачем тебе это?». Отвечаю, что я же не пропиваю их, а работаю во благо людей.

Фото предоставлено героями публикации

Ильнара Миннебаева

Комментарии
26.12.2025, 15:16

Габдулла

Молодцы! Побольше бы таких, глядишь и мир стал бы лучше!
26.12.2025, 15:27

молодцы ребята! Достойны похвал и уважения!