Новости
Подробно

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

29.10.2025, 13:41

По одному из 13 эпизодов, которые вменили профессору Анатолию Макарову, прекратили уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям – истек срок давности. Накануне представитель прокуратуры завершил зачитывать обвинительное заключение (первую часть озвучили в августе). Так, в последних семи эпизодах Макарову вменяют служебный подлог и получение взяток на общую сумму в 150 тыс. рублей. После «оплаты» Макаров способствовал восстановлению студентов и получению ими хорошей оценки за экзамен. Делал это профессор, как считает следствие, при помощи сообщений заведующему другой кафедры, а также президенту КФУ. К слову, на заседании озвучили часть таких «посланий». С обвинительным заключением Макаров не согласился и вину свою не признал. Подробнее – в материале.

ЧТО ВМЕНЯЮТ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

«УДАСТСЯ ЛИ СОХРАНИТЬ ЕГО В ЧИСЛЕ СТУДЕНТОВ? ПРИКАЗ ОТПРАВЛЕН НА СОГЛАСОВАНИЕ. ДОЛГ ПО ФИЗРЕ»

В горсуде Набережных Челнов зачитали последнюю часть обвинительного заключения по делу профессора НЧИ КФУ Анатолия Макарова. О первых шести эпизодах Chelny-biz.ru писал здесь. Гособвинитель Ксения Самарина озвучила семь эпизодов, два из которых связаны со служебным подлогом, четыре – с получением взятки и один – с мелким взяточничеством. В общей сложности в деле Макарова 13 эпизодов. Забегая вперед отметим, что сам профессор с обвинением не согласится.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Продолжилось чтение обвинительного с эпизода о служебном подлоге, который датирован апрелем 2023-го года. Макаров, по версии следствия, пояснил своему посреднику, бывшему студенту учебного учреждения Байрамгелди Абдулаеву, что за взятку в три тыс. рублей он готов поставить положительную оценку в зачетную книжку и экзаменационный лист за экзамен по экономической теории первокурснику Джангелди Полатову. При этом фактического контроля и проверки знаний не было, а сам Полатов на экзамене вовсе не присутствовал.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

В следующем, майском эпизоде того же года, фигурирует студент первого курса Хеким Реджепов. Его собирались отчислить из-за академической задолженности по предмету «Начертальная геометрия». Реджепов, считает следствие, решил обратиться к Абдулаеву, чтобы он помог восстановиться за деньги. Абдулаев, как и в первом случае, обратился к Макарову. После профессор, действуя умышленно и из корыстных побуждений, а также с целью личной наживы и в силу своего должностного положения пояснил Абдулаеву, что за взятку в 50 тыс. рублей готов решить вопрос о восстановлении студента. Реджепов согласился и передал деньги Абдулаеву, передача суммы прошла в «Торговом квартале». После того, как Макаров получил сумму, он написал президенту КФУ Риязу Минзарипову сообщение, в котором сказано, что Реджепова нужно перевести на кафедру государственного и муниципального управления КФУ (пунктуация автора сохранена):

«Реджепов Хеким 2221117 отчислен по дисциплины начертальная геометрия нужен перевод на ГиМУ с 1 курса на 1 курс проект приказа лежит у директора», – огласила гособвинитель содержимое сообщения.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Тем самым, считает следствие, Макаров способствовал студенту в восстановлении на учебе. Этот эпизод в обвинительном заключении квалифицировали по статье «Получение взятки» (ч.2 ст. 290 УК РФ).

Третий эпизод, который зачитали (в обвинении он девятый), датирован октябрем 2023-го года. Здесь посредником Макарова вновь выступает Абдулаев, который получил от студента третьего курса Никиты Мельникова 10 тыс. рублей. Пять тысяч рублей он передал Макарову в 435-м кабинете учреждения, остаток присвоил себе. В итоге Макаров принял зачет по мировой экономике у Мельникова без фактической сдачи и его присутствия, уверено следствие.

Здесь с ходатайством выступил адвокат Макарова Ильдар Мусавиров, который настаивал на прекращении уголовного преследования по этому эпизоду – истек срок давности. Несмотря на возражение гособвинителя, который предложил вернуться к этому вопросу после завершения судебного следствия, судья удалилась в совещательную комнату, а после вынесла решение – прекратить уголовное дело по нереабилитирующему основанию (п. 3 ч.1 ст.24 УПК РФ). Однако это не исключает вину Макарова по этому эпизоду.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Следующая статья, которую вменили Макарову – «Служебный подлог» (ч.2 ст. 291.1 УК РФ) – также касается эпизода с Мельниковым.

– Преступные действия Макарова Анатолия Николаевича повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. А также авторитета государственных органов в глазах лиц, которые обучаются в ВУЗах, утере государством возможности получить квалифицированных специалистов, утрате возможности гражданами получения полноценного высшего профессионального образования, – считает гособвинение.

В следующих трех эпизодах Макаров, по версии следствия, обращался к заведующему кафедрой юридических дисциплин НЧИ КФУ Рустему Магизову, чтобы он помог в восстановлении студентов. При этом отмечается, что завкафедры не был осведомлен о преступном умысле профессора. Эти эпизоды следствие квалифицировало как получение взятки.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Так, один из них датирован 2023-м годом, к посреднику Макарова Абдулаеву тогда обратился Аймырат Сейдаев, студент второго курса юридического отделения, которому грозило отчисление из-за академической задолженности. Профессор через того же посредника обозначил «таксу» в 30 тыс. рублей, за эту сумму он якобы готов решить вопрос о его восстановлении. После Сейдаев передал сумму взятки Абдулаеву, а Макаров вновь написал сообщение завкафедры Магизову.

– В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение путем перевода с очно-заочного отделения контрактной формы на обучение по индивидуальному учебному плану, – зачитала Самарина.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Следующий студент – Керим Керимов – на момент преступления, которое вменяют Макарову, обучался на экономическом отделении местного филиала КФУ. История практически аналогичная – у молодого человека есть задолженность по физкультуре, приказ об отчислении, как и у Сейдаева, уже готов. Восстановить студента в этом случае стоило 40 тысяч, посредник также озвучил свой процент – 30 тысяч рублей. В общей сложности 70 тысяч рублей Керимов передал в 11-м комплексе. Далее Магизову от Макарова поступило сообщение (пунктуация автора сохранена):

«42221103 Керимов Керим. Удастся ли сохранить его в числе студентов? Приказ отправлен на согласование. 1 долг по физ-ре», – значится в сообщении. После приказ об отчислении Керимова был отменен.

Ну и последний студент Мердан Ялкапов, второкурсник отделения юридических и социальных наук, у которого есть долг по предмету «Теория государства и права». Сумма вопроса, которую Макаров называет Абдулаеву – 30 тыс. рублей. Передача денег между студентами прошла в кафе. Далее последовало сообщение тому же завкафедры юридических дисциплин Магизову, а после, по версии следствия, Ялкапов лично сдаст Магизову экзамен и получит удовлетворительную оценку.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАЩИТА

«НЕТ ГАРАНТИИ, ЧТО УКАЗАННЫЕ СВИДЕТЕЛИ ЯВЯТСЯ В СУД, ЧТО ПРИВЕДЕТ К ДЛИТЕЛЬНОСТИ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА»

После слово предоставили Макарову.

– Ваша честь, не согласен полностью, вину не признаю полностью. Не согласен, – обратился к судье он.

Далее суд определил порядок рассмотрения уголовного дела: допрос свидетелей, явку которых должен будет обеспечить гособвинитель, исследование материалов и допрос Макарова. Последний, в свою очередь, просил вызвать в качестве свидетеля некоего Григорьева, который якобы застал разговор профессора с Абдулаевым, когда все трое ехали в автозаке. В конвойной машине, как ранее профессор сообщал изданию, Абдулаев признался, что его якобы вынудили дать показания, угрожая увольнением брата. Ходатайство о вызове Григорьева уже было принято на прошлом заседании, так как Григорьев находится под стражей, вопрос о его явке будет решаться вне судебного заседания.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Еще одно ходатайство со стороны защиты – о возвращении дела прокурору для устранения недостатков.

– Мы считаем, что обвинительное заключение составлено с нарушениями действующего уголовного законодательства, что исключает возможность постановления всего приговора, – обратился к суду Мусавиров. – Так как по результатам качественного ознакомления с материалами дела, с обвинительным заключением были установлены многочисленные нарушения, которые служат препятствием для рассмотрения дела. Согласно материалам уголовного дела, по линии Макарова не были проведены очные ставки с основными свидетелями, это Реджепов, Седаев, Ялкапов. Что касается обвинения в совершении преступления по ч. 2 ст. 290 УК РФ и обвинения по ч.2 ст. 292 УК РФ, не были проведены очные ставки с основными свидетелями Усмоновым, Бабаевым, Джамакуловым, Халтаджовым. В рамках предварительного следствия по указанию прокурора Набережных Челнов проведение данных очных ставок с вышеуказанными свидетелями выполнено не было. Кроме того, следствие не предпринимало оперативных мер вызова данных свидетелей. Показания с очных ставок необходимы для устранения имеющихся противоречий, которые приобщены к материалам дела. Считаем, что нет гарантии, что указанные свидетели явятся в суд, что приведет к длительности рассмотрения уголовного дела. В нашем ходатайстве перечислены все нарушения, противоречия по каждому эпизоду.

«В результате исключительного содействия Макарова, его должностного положения и авторитета, Сейдаева восстанавливают на обучение…»

Судья на ходатайство защиты сделал замечание – письменные документы уголовного дела еще не были исследованы, а показания не оглашались. Гособвинитель просила отказать в ходатайстве, а Макаров согласился с защитой.

– Прошу принять. Там есть исправленные замечания прокуратуры, противоречия можно проверить, – сказал Макаров. – Метаморфозы, которые связаны с посредниками, они же ни разу не дотошные. Та же Силапова, она получала деньги от всех на карту. Четыре эпизода передачи денег есть.

Суд в удовлетворении ходатайства отказал. Следующее заседание по делу профессора Макарова назначили на середину ноября. Планируется допрос преподавателей учебного учреждения.

Сhelny-biz.ru

Комментарии
29.10.2025, 14:06

Справедливость восторжествовала. Наконец то известный препод города и уважаемый человек продолжит обучение студентов. Мы вас любим