Новости
Подробно

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

03.10.2025, 17:15

Преподаватель русского языка и литературы средней школы № 35 Набережных Челнов Мария Ерофеева представляла Татарстан на всероссийском конкурсе «Учитель года России». В преддверии профессионального праздника Chelny-biz.ru пообщался с молодым педагогом, которая мечтала быть журналистом, но любовь к детям и литературе изменила ее путь. Сегодня она работает в том же кабинете, где когда-то сама училась. Ерофеева творчески подходит к своей работе, использует современные технологии в борьбе с «клиповым мышлением» и рассуждает о престиже профессии без выходных. О том, как лучший педагог в республике относится к детям и старшим коллегам, где черпает силы и кому благодарна – в материале Chelny-biz.ru.

ШКОЛА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

«СЕЙЧАС В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ НОВЫЕ ПРИЕМЫ. ЭТО НОРМАЛЬНО, ПОТОМУ ЧТО И ДЕТИ ДРУГИЕ»

– Мария Александровна, вы преподаете русский язык и литературу в средних классах. Повлияли ли на выбор вашей профессии педагоги, которые вас обучали?

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

– Я сейчас работаю в школе, в которой сама когда-то училась, в кабинете нашей классной руководительницы. Кроме того, практику я проходила также в своей родной школе. Во многом, выбор именно русского языка и литературы для преподавания – это действительно заслуга моих учителей по данным предметам. Это Артемьева Вера Аркадьевна, которая очень долго была нашим классным руководителем. Сейчас она на пенсии. Именно она привила мне любовь к литературе. Она очень добрый, мягкий человек и на уроках литературы с ней мы много внимания уделяли нравственным ценностям, их важности в жизни человека. В 10-11 классах русский язык и литературу вела Гималетдинова Луция Зайнулловна, которой уже нет в живых, к сожалению… Это тот человек, который открыл мне литературу немного с другой грани, более глубокой и аналитической. То есть я изучала две разные грани литературы, без которых этот предмет представить невозможно – ни без нравственности, ни без анализа. Благодаря этим двум педагогам я выбрала именно русский язык и литературу.

– Я правильно понимаю, что вы пришли в школу и стали коллегой педагогам, которые вас обучали?

–  К сожалению, нет, потому что я пришла работать в школу довольно поздно и из моих учителей почти никого не осталось.

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

Мне, возможно, в этом плане было даже проще, потому что не было снисходительного отношения. Довольно часто, я знаю, молодых коллег, которые приходят работать в свою школу, учителя продолжают воспринимать больше как учеников, которых надо чему-то учить.

Кроме того, рядом с моим кабинетом расположены классы коллег, у которых большой опыт и стаж. И какой бы вопрос у меня не возник, какая бы проблема у меня не появилась, я всегда могу к ним подойти, точно зная, что ни один из них мне не откажет.

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

При этом они никогда не будут лезть и как-то некорректно себя вести. Даже если они видят мои какие-то ошибки, то любые замечания всегда делают очень тактично и корректно. И за это я им очень благодарна. Я у них каждый день многому учусь и продолжаю учиться. Они действуют как наставники.

– Есть ли разница между тем, как идет обучение в школе сейчас и как раньше?

– По моим ощущениям какой-то глубокой разницы нет. Конечно сейчас в ходе обучения применяются новые методики, приемы и подходы. И это нормально, потому что и дети другие, с немного иной психологией. Много внимания на уроках сейчас уделяется цифровым технологиям. Их удобно использовать для интересной подачи учебного материала. Если раньше учителя для визуала использовали какие-то старые журналы, плакаты, то сейчас даже проще, потому что очень много хороших презентаций, и материалов для того, чтобы сделать их самостоятельно и показать детям. Цифровые технологии помогают сделать процесс обучения гораздо легче и интереснее. Например, мы с детьми проводим языковые разминки или словарные диктанты, которые диктую не я, а искусственный интеллект. Ими это гораздо интереснее и проще воспринимается. За счет этого они с большей охотой занимаются. Мне кажется, многие учителя сейчас пользуются искусственным интеллектом в том числе. Многие пытаются даже с помощью него целые уроки проводить для того, чтобы детей заинтересовать. Но это все же не полноценная замена учителя, а именно элемент мотивации для учеников, чтобы включить их в работу, заинтересовать и захватить их внимание. Но главное, что я могу сказать по своей школе – доброе отношение к детям, которых воспринимают как личности, а не как материал для работы, осталось неизменным.

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

– В сфере образования очень много обсуждений на тему «клипового мышления» у молодого поколения. Чувствуется ли это?

– На самом деле даже на взрослых очень сильно сказывается клиповое мышление. Привыкшие смотреть короткие видео в соцсетях, с трудом сосредотачиваются даже на двухчасовых фильмах, так как им уже хочется отвлечься. А уж детей, которые с рождения живут в цифровой среде, еще сложнее вытащить из этого. Поэтому мы пытаемся создать разные проекты. У нас есть, например, проект «Активные перемены», который мы придумали для того, чтобы дети во время перемен не сидели в гаджетах, а были включены в учебный процесс. У нас есть рабочие листы с QR-кодами, которые мы размещаем на стенах. Дети, прочитав, например, какой-то текст, перейдя по QR-коду, могут выполнить задание, записать ответы в Яндекс.Таблицу и получить за это дополнительные баллы. В этом же проекте у нас есть, например, «Классная библиотека». Мы собрали книги, какие-то я сама покупала, какие-то дети приносили для разных возрастов. В середине некоторых из них тоже вложены рабочие листы. Ребенок может прочитать главу во время перемены, ответить на несколько вопросов и получить дополнительную отметку. А для тех, кому не хочется отвечать на вопросы и хочется просто отдохнуть, у нас есть настольные игры. Они в свободном доступе у меня в кабинете находятся. Дети на переменах их достают и играют. Есть игры, которые создавали ребята в рамках школьных проектов. Например, «Литературные мемо».

СТРОГОСТЬ И ДРУЖБА

«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО ТО, ЧТО ТЫ ТРЕБУЕШЬ ОТ НИХ, НЕ ПРОСТО ТАК. ЕСТЬ ПРАВИЛА, ДИСЦИПЛИНА. И НАЧИНАТЬ НУЖНО ВСЕГДА С СЕБЯ»

– Вы мечтали стать педагогом с детства?

Фото предоставлено Марией Ерофеевой
Фото предоставлено Марией Ерофеевой

– Это очень интересный, но в то же время сложный вопрос. В детстве мне нравилось играть в учителя, представлять, что я веду урок. Однако, когда я закончила школу и встал вопрос о том, куда идти учиться дальше, мне не очень хотелось идти в педагогику. Я поступила в Елабужский КФУ на факультет русской филологии и журналистики, потому что у меня была мечта стать журналистом. Во время обучения в университете мы поехали в первый раз на практику в лагерь. Тогда я поняла, насколько мне нравится работать именно с детьми. В тот год я осталась работать на четыре смены. Потом еще очень долго ездила работать вожатой в лагерь. Вот это, наверное, и стало поворотным моментом, когда я действительно осознала, насколько это крутая профессия и насколько мне хочется остаться в ней. Притянула любовь детей, их энергия, открытость, возможность каждый день творить, делать что-то интересное. Больше всего в своей профессии я люблю то, что каждый следующий день никогда не бывает похож на предыдущий. Не бывает двух одинаковых дней. Это та профессия, в которой ты не можешь перестать развиваться. Ты каждый день учишься вместе со своими детьми, ежедневно вместе с ними растешь, и постоянно испытываешь новые эмоции, ощущения. И это, наверное, то, что я больше всего ценю в учительстве.

– Насколько ваши ожидания от профессии педагога совпали с реальностью?

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

– Я думаю, что реальность превзошла мои ожидания процентов на сто. Несмотря на работу в лагере, я не ожидала, что эта профессия моя. Потому что лагерь – это все-таки больше развлечение, какой-то креатив, создание мероприятий. А уроки… Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так. Я в каждый свой урок привношу что-то новое. Например, я не очень люблю работать по учебникам, поэтому каждый день стараюсь придумать для детей какой-то новый рабочий лист, желательно по той теме, которая им сейчас интересна. То есть я знаю, чем у меня дети в каждом конкретном классе интересуются, и, если они смотрят «Импровизацию», я создам им упражнения в похожем стиле.

Фото предоставлено Марией Ерофеевой
Фото предоставлено Марией Ерофеевой

Мне все время казалось, что я не создана для учительства и не смогу работать в школе. А сейчас я не представляю себя где-то еще, вне учительства, своих уроков и работы с детьми. И это то, что меня на самом деле радует. Когда ты каждый день идешь на работу с удовольствием, когда ты искренне ее любишь, мне кажется, жизнь удалась.

– Как вы взаимодействуете с учениками?

– По-разному. Понимаете, не бывает двух одинаковых детей или двух одинаковых классов. С каждым ты все равно разный. У меня есть, например, выпускники, которые закончили школу три года назад, мы с ними до сих пор дружим. Мы общаемся, встречаемся, они поздравляют меня со всеми праздниками. Обращаются ко мне за советом и помощью. Это при этом, что во время их учебы я была очень строгим учителем, требовательным. Дети должны понимать, что то, что ты требуешь от них, не просто так. Есть правила, дисциплина. И, на мой взгляд, начинать нужно всегда с себя. Элементарно, если я требую от девочек, чтобы они ходили в форме, то и сама соблюдаю дресс-код. Если ты требуешь, необходимо соответствовать.

Говоря про дисциплину, стоит отметить, что здесь должна быть еще системность. Когда ты сегодня требуешь одно, а завтра другое, то у детей в голове это не укладывается. Ты должен быть последовательным: если сегодня требуешь это, то нет смысла завтра это разрешать.

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

– Вы сказали, что в этом году первый выпуск вашего класса. К ним тоже удалось найти отдельный подход?

– Для меня было важно, чтобы дети воспринимали школу не как череду контрольных, уроков и строгости. Мне очень хотелось делать для них какие-то мероприятия, где бы они расслаблялись и проявили себя. И не просто проводить мероприятие для них, а самой в этом участвовать. На самом деле, мне кажется, это очень сближает с детьми.

У нас есть традиция – к концу учебного года приходим в школу, например, в странных костюмах, устраиваем какие-то необычные мероприятия, экскурсии, чтобы эти моменты дети тоже запоминали. Чтобы, когда они вспоминали школу, они вспоминали не то, как их ругали, ставили двойки, задавали много домашних заданий, а вспоминали те моменты, когда мы были вместе, веселились, дурачились, приходили в школу в пижамах, бегали по футбольному полю, брызгали друг в друга из водных пистолетов. Чтобы такие моменты превалировали у них в памяти.

При этом, если мой класс спросить, то они хором ответят, что я очень строга и требовательна. Они знают, что у нас жесткие правила и жесткая дисциплина в классе.

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

– На ваш взгляд профессия педагога сейчас немного недооцененная?

– К сожалению, сейчас в обществе большого авторитета у учителя нет. И это очень обидно и досадно. Зачастую сами родители разрушают учительский авторитет, в глазах ребенка в том числе.

Но при этом государство делает много для того, чтобы авторитет учителя поднять и показать, что это действительно ценная, уважаемая и достойная профессия.

УЧИТЕЛЬ ВНЕ УРОКОВ

«ДАЖЕ КОГДА ТЫ ФИЗИЧЕСКИ НЕ ЗАНЯТ РАБОТОЙ, НЕ ПРОВЕРЯЕШЬ ТЕТРАДИ И НЕ ГОТОВИШЬ УРОКИ, ТЫ ВСЕ РАВНО МЫСЛЕННО ПОСТОЯННО В ЭТОМ»

– Сколько времени вы уделяете своей профессии?

– Ты должен быть морально готов к тому, что это не та работа, когда ты пришел домой и можешь спокойно посвятить себе вечер. Учительство – это такая профессия, когда ты в ней 24 часа семь дней в неделю. По-другому невозможно. А русский язык и литература – это еще и огромное количество тетрадей на проверку. В этом году у меня два девятых класса. Это, соответственно, пробники, в которых и изложения, и сочинения. Это 50 работ, которые мне нужно проверить, что занимает очень много времени.

Фото предоставлено Марией Ерофеевой
Фото предоставлено Марией Ерофеевой

Но даже когда ты физически не занят работой, не проверяешь тетради и не готовишь уроки, ты все равно мысленно постоянно в этом. Ты идешь по улице, что-то замечаешь и думаешь: «Круто, надо об этом на уроке детям рассказать или в рабочий лист добавить, в презентацию». Даже во время поездки в Санкт-Петербург я думала: «Так, этот памятник надо вставить в презентацию, расскажу им про Достоевского, про Гоголя, про экспонаты в музее». Где бы ты ни был, ты все равно думаешь о том, что ты можешь применить в своей работе. Творчество зажигает, дает дополнительные силы. Это очень мощная мотивация.

– Откуда вы черпаете вдохновение, силу?

– Я очень люблю путешествовать, особенно по литературным местам России. Я не очень давно открыла для себя такое хобби, но мне безумно нравится. Я посещаю места, связанные с писателями. Летом прошлого года я ездила в Пятигорск, в государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, чтобы посмотреть на место его дуэли. Была в Коктебеле, где находится Дом-музей Максимилиана Александровича Волошина, куда к нему приезжала Марина Цветаева и весь свет Серебряного века.

«Мне казалось, что шаг вправо, шаг влево – расстрел, что все очень строго и нет места для творчества. На самом деле это не так»

Когда совсем грустно и плохо, я просто еду в Елабугу. Город, в котором я жила, пока училась. Меня это морально подпитывает. Ну и дети, конечно, очень вдохновляют, когда ты видишь отдачу от них и их горящие глаза. Дети, мне кажется, больше всех любят делать какие-то подарки и сюрпризы. У меня вчера был день рождения, и меня не было в школе, я была на торжественном мероприятии в ЗАГС. Они мне писали, звонили, ждали, пытались меня поймать, чтобы как-то поздравить. Это всегда очень мило, когда дети помнят. Или, когда весной еще маленькие пятиклассники приносят одуванчики – всегда очень мило и трогательно. Особенно люблю, когда ребята дарят мне наши совместные фотографии. У меня всегда на столе прозрачная пленка, а под ней наши с детьми фотографии с моего первого дня работы учителем.

– Можете рассказать про конкурс профессионального мастерства «Учитель года»?

– Этот конкурс не одного учителя, а целой команды. Когда ты в этом конкурсе один, то далеко не уедешь. Это чистая правда. За каждым показанным уроком стоит такая колоссальная командная работа, что, когда на сцене называют какого-то одного человека, это даже немного обидно. В конкурсе много разных испытаний, которые раскрывают тебя с разных сторон. Работа учителя – не только давать уроки. Она, на самом деле, очень многогранна. И этот конкурс старается охватить все эти аспекты.

Фото: nabchelny.ru
Фото: nabchelny.ru

На всероссийском этапе я представляла Республику Татарстан. Конкурс также состоял из нескольких туров. К сожалению, во второй тур я не прошла. Из 89 регионов выбирали только 20. Глядя на других конкурсантов, я поняла, что ни один регион из 89 не болел за своего участника так, и не поддерживал своего участника так, как это делал Татарстан. И это очень помогало, очень поддерживало и давало силы.

Ангелина Самцова

Комментарии

Оставьте первый комментарий