На финишную прямую вышло рассмотрение уголовного дела в отношении риелтора агентства недвижимости «Респект» Албины Созоновой. Сегодня в горсуде прошли довольно эмоциональные прения сторон, в которых гособвинение запросило для Созоновой вполне реальные 12 лет колонии. После шквала аплодисментов, адресованных представителю прокуратуры, выступили потерпевшие. Их на заседание пришло около 40 человек. Все они по очереди высказали свою позицию: большинство поддержало прокуратуру, некоторые просили максимально ужесточить наказание, а кто-то выразил надежду «отбить» вложенные деньги. Защита Созоновой, в свою очередь, приложила к делу две справки – о наличии на иждивении малолетнего ребенка и о состоянии здоровья риелтора, а сама Созонова в прениях просила вернуть дело на допрасследование и подчеркнула – в нем много пробелов.
ЧТО ПРОСИЛА ПРОКУРАТУРА
«СОЗДАЛА О СЕБЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ УСПЕШНОГО РИЕЛТОРА, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ ШИРОКИЙ КРУГ ЗНАКОМСТВ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Сегодня в горсуде Набережных Челнов прошли прения по делу Албины Созоновой, риелтора агентства недвижимости «Респект». На заседании успела выступить и прокуратура, и около 40 потерпевших, и сама Созонова. Не заслушали лишь речь адвоката – она якобы не успела подготовиться к процессу. Но обо всем по порядку.
Так, в самом начале объявили о замене государственного обвинителя, в связи с этим Созонова заявила отвод новому участнику процесса.
– Я заявляю отвод прокурору, так как последнее судебное заседание было 8 сентября. За такой короткий срок новый прокурор не мог изучить мое дело надлежащим образом и подготовиться к прениям. Я считаю, что это очень важно. Тот прокурор, который у нас был по делу, был с первого дня и до конца. Он каждый эпизод знал очень хорошо, – заявила подсудимая.
Судья Мансур Саитгареев отметил, что замена гособвинителя ранее уже была. Напомним, изначально громкое уголовное дело вел Евгений Лизунов, старожил челнинского надзорного ведомства. В прошлом году он ушел на заслуженный отдых, а дело перешло Марселю Галиуллину. Ранее именно он поддерживал гособвинение. Судья также напомнил, что и до этого в заседаниях участвовали другие гособвинители. После перерыва Созоновой было отказано в отводе и заседание продолжили, чему очень обрадовались пришедшие на процесс потерпевшие.
Первым выступила сторона обвинения в лице Алины Ахметвалиевой. Напомним, 46-летней Созоновой вменяют 171 эпизод мошенничества, из них 146 в особо крупном размере.
– Среди населения Челнов создала о себе впечатление успешного риелтора, который имеет широкий круг знакомств среди сотрудников строительных организаций и в связи с этим способна оказать гражданам услуги по приобретению квартир по ценам, значительно ниже рыночных, – огласила сторона обвинения.
При этом Созонова для создания «видимости законности» своей деятельности действовала перед покупателями не только от своего имени, но и через ИП уже бывшего супруга. Он, по версии обвинения, о ее преступных намерениях знал. Сама же обвиняемая не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, также не являлась учредителем или сотрудником каких-либо юрлиц.
– Она не имела каких-либо устойчивых договорных взаимоотношений с предприятиями, занимающимися строительством жилых домов и куплей-продажей объектов недвижимости, – продолжил гособвинитель.
Ахметвалиева отметила, что супруг, от имени которого выступала обвиняемая, также не владел «договорными отношениями» с застройщиками. В связи с этим сторона обвинения считает, что Созонова не имела возможности продавать недвижимость по ценам ниже рыночных. Однако, несмотря на это, подсудимая вводила в заблуждение людей, побуждая их к передаче ей денег.
– Потерпевшие, введенные в заблуждение Созоновой, передавали ей денежные средства как лично, так и через находящихся в ее подчинении восьми сотрудников (риелторов) АН «Респект», а также через сотрудничающую с Созоновой Гимадиеву путем передачи денег в наличной форме, а также посредством перевода средств в безналичной форме на личные расчетные счета Созоновой, ее мужа и иных лиц, не осведомленных о ее преступных намерениях, – огласил представитель прокуратуры.
Деньгами, как считает обвинение, риелтор распоряжалась по своему усмотрению. Также, после получения стопроцентной предоплаты и по истечению оговоренных сроков на исполнение ее обязательств, Созонова продолжала умышленно вводить в заблуждение клиентов. Она сообщала им и при встрече, и по телефону, и через подчиненных сотрудников «Респекта» различные причины того, почему ей необходимо дополнительное время для завершения оформления квартир. Вину Созонова не признала ни по одному эпизоду обвинения. Всего от ее действий пострадал 171 человек, среди которых есть пенсионеры и имеющие инвалидность жители. Общей материальный ущерб – свыше 371 млн рублей.
– Ни одному из потерпевших материальный ущерб в полном объеме не возмещен, – отметила гособвинитель, – Вышеназванные потерпевшие не только не получили квартиры, но и попали в тяжелое финансовое положение, поскольку брали кредиты в различных банках для получения денежных средств, которые передали Созоновой как лично, так и через находящихся в ее подчинении сотрудников агентства недвижимости «Респект» для оплаты квартир. Кроме того, в результате умышленных преступных действий Созоновой некоторые потерпевшие и вовсе лишились единственного жилья, поскольку продали его и внесли полученные средства для оплаты квартир в «Респект».
Вина Созоновой, по мнению обвинения, доказана в полном объеме. Она подтверждается в том числе исследованными письменными материалами уголовного дела, показаниями потерпевших и свидетелей.
– Оснований для переквалификации действий подсудимой на менее тяжкую статью, постановления в отношении подсудимой оправдательного приговора, прекращения уголовного дела и освобождения от уголовной ответственности не имеется, – отметила спикер.
Смягчающими обстоятельствами посчитали наличие у Созоновой малолетнего ребенка, ее состояние здоровье. К тому же она ранее не привлекалась к уголовной и административной ответственности, а по месту жительства характеризуется положительно.
Гособвинение запросило владелице «Респекта» окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет колонии общего режима. Также ей просят назначить штраф в миллион рублей, а также удовлетворить гражданские иски всех потерпевших. Кроме того, представитель прокуратуры просил заключить Созонову под стражу после оглашения приговора. Сейчас она находится под подпиской о невыезде. Выступление гособвинителя вызвало шквал аплодисментов со стороны потерпевших.
ЧТО ГОВОРИЛИ ПОТЕРПЕВШИЕ
«МНЕ САМОМУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСТАЛОСЬ МАЛЕНЬКО. Я ТЕБЯ С СОБОЙ ЗАБЕРУ, ПОНЯТНО?»
На заседание пришли около 40 человек – для них едва хватило места в зале. Всего по делу проходит, напомним, 171 потерпевший, каждый из них был предварительно приглашен и каждому предоставили возможность выступить в прениях. Так, кто-то просил поддержать гособвинителя, который запросил Созоновой 12 лет колонии, кто-то требовал ужесточить риелтору наказание, «умножив его на два», а часть продолжала сохранять робкую надежду вернуть свои деньги. Так, одним из первых вне очереди попросился выступить мужчина. Он был краток.
– Мне самому по состоянию здоровья осталось маленько. Я тебя с собой заберу, понятно? – обозначил он.
Отметим, что ранее Созонова настояла на очном допросе каждого из потерпевших в суде и их история была более-менее известна. Тем не менее, некоторые из присутствующих лаконично напомнили, как обратились в агентство недвижимости и что после этого потеряли.
– Совершено циничное преступление по отношении ко всем. Я лично вложил свои деньги, которые зарабатывал долгие годы. Думал обеспечить себе безбедную старость. Поверил ей и потерял ту сумму денег. Большинство присутствующих здесь – люди преклонного возраста. Мы должны держать ответ и перед всевышним. Мне хотелось бы попросить суд удовлетворить требования прокуратуры в полном объеме, – обозначил потерпевший. – Я прекрасно помню тот момент, когда она у меня забирала деньги. Ее дочка сидела у нее на коленях. Вот в таком виде, входя в доверие, она совершила такое действие.
– Я ей не верю. Квартиру я продала, единственное жилье. Хотела расшириться. Теперь я без денег и квартиры. Живу на пенсию. У друзей, – высказалась женщина. – Я не верю, что она вернет деньги. Тем более сейчас на них ничего не купишь.
– Мы квартиру брали сыну. Он так и прожил все это время на съемной. Месяц назад умер. Поэтому по большому счету мне все равно, – поддержал гособвинение мужчина.
– Это сумасшедший дом. Когда это все началось, ее закрыли под стражу, Албина писала во все инстанции: «Вытащите меня, пожалуйста! Я все решу, всем помогу!». Я лично неоднократно посещала суды. Люди, прошло пять лет, и вы наивно думаете, что она вам деньги отдаст? Она за пять лет должна была так [постараться], найти. Конечно, все в нашем городе знают, где деньги. Но никто с этим сделать практически ничего не может. Может тогда это пусть будет хаер? Пусть мы останемся живы, – эмоционально выступила еще одна потерпевшая. – Пусть эти деньги небольшие, но как они заработаны! И сейчас предоставляя справки, что у нее ребенок… А у нас что?! Нет детей? Знаешь, если тебе эти деньги были нужны – пожалуйста, пусть будет тебе хаер на всю жизнь. Как ты не понимаешь, столько горя, слез, сколько семей разрушенных! Кто-то до сих пор в гараже живет! А вы говорите – мы надеемся. На что?! Пять лет мы ждали! «Я обещаю, я обещаю…». Мы тоже надеемся в глубине души. Дай бог нам здоровья, чтобы от этого инцидента в наших семьях больше никто не умирал. Эти справки – дети, онкология.... Да мы тут все покалеченные, все тут больные – у кого инсульт, у кого инфаркт. Ну как можно с таким по земле ходить? Столько горя, страдания, избитых судеб! Раз ничего за это время предпринято не было, я бы ей больше срок назначила.
Среди присутствующих были и те, кто несколько лет назад просил выпустить Созонову из СИЗО под домашний, чтобы у риелтора была возможность рассчитаться с людьми.
– Обвинение прокурора полностью поддерживаю. Это – мошенница. Один раз мы ее уже выпустили. Все мы надеялись, что она нам эти деньги отдаст. Уже понятно, что никаких денег не будет, – добавила еще одна потерпевшая.
– В принципе, по совокупности срок неплохой, но, по моему мнению, обвинение запросило минимальное наказание за столь яркое преступление. Многие пострадавшие потеряли здоровье, кто-то умер. Смешно и цинично выглядела ситуация во время короновируса, когда Созонова сидела под домашним арестом, также, как и остальные граждане, которые не имели права выходить на улицу. Обстоятельства у нас были примерно одинаковые. А срок у нее засчитывался. Деньги Созонова могла вернуть за эти шесть лет многократно. Я был одним из инициаторов того, чтобы возбудили уголовное дело и ей определили меру пресечение в виде СИЗО – был свидетелем того, как в первые дни, когда ей предъявили обвинение, из ее квартиры ее же риелтора в пакетах выносили документы. Албина закрывала за ними дверь, я это все видел, заявление было написано. Уже тогда она предпринимала меры для того, чтобы скрыть следы преступления, – выступил еще один потерпевший. – Созонова затягивала следствие, поэтому оно шло столько лет. Также она затягивала суд, ярким примером было начало сегодняшнего заседания, когда она в очередной раз, я так понимаю, хотела отсрочить вынесение приговора ввиду того, что якобы гособвинение не успело ознакомиться с материалами дела. Поэтому считаю, что решение слишком мягкое, хочу попросить более строгий срок и прямо сегодня взять Созонову под арест.
РЕЧЬ СОЗОНОВОЙ
«ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ: Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ЗАКАЗ. ЛЕГЧЕ ВСЕГО ЗАКРЫТЬ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА…»
Сама Созонова в самом начале своей речи отметила, что к прениям готова, но не до конца. Тем не менее она решила выступить сегодня, не прося о перерыве. Так, обвиняемая отметила, что умысла на хищение денег у нее не возникало, а все суммы она относила застройщикам.
– Легче всего обвинить человека – на скамье подсудимых он ничего не может. Я с 2013-го года честно работала, многие покупали квартиры себе, родственникам, друзьям. Нет ни одного дня, чтобы я спала спокойно. Эти деньги я у себя в кармане не оставляла, у меня ничего нет. Все деньги я передавала застройщику. После того, как меня закрыли, в пять утра, в офисе прошли обыски. Все документы оттуда забрали, этих документов, квитанций, договоров займа, в деле нет, – начала Созонова. – Я приобретала квартиры за наличный расчет у застройщика на стадии фундамента со скидкой – им нужна была наличка, так как они с ООО не могли снять деньги. Мы вносили им деньги и ждали справку о выполнении работ. Потом шли на сделку в МФЦ. В марте мы также оформляли квартиры по сниженным ценам, но начался короновирус.
Созонова напомнила – после начали поступать заявления в полицию от потерпевших.
– Как чистосердечное признание – я считаю, что это заказ, – сорвалась Созонова на слезы. – Легче всего закрыть одного человека, обвинить его в мошенничестве, чем развернуть дело на допрасследование. […] Я не оправдываю себя, я не знала, что окажусь в такой ситуации, я работала, думала, что мои клиенты получат свои квартиры. Да, вы можете меня хоть на пожизненное закрыть, я тоже уже жить не хочу, мне все равно.
Затем Созонова обратилась к потерпевшим, чтобы они добивались возврата своих квартир у застройщика, который, по ее словам, ей даже угрожал.
– Моими руками создали этот резонанс, а сами живут дальше, развиваются, так как закрыв меня, не нужно будет никому возвращать. Вину я свою признаю только в том, что я действительно работала с застройщиком честно, никогда таких ситуаций не было. Умысла на хищение денежных средств у меня не было, любила работать, делать добро, всегда всем помогала.
Созонова также обозначила, что в деле присутствуют лица, у которых она якобы не брала денег и не подписывала с ними договора, или же документы подписывались не ею. И добавила – это гражданско-правовые отношения.
– Я думала, что выйду, оформлю эти квартиры. Но все всего боятся, – продолжила подсудимая. – Умысла на хищение денег и мошенничество не возникало. Если на то пошло, я могла бы забрать такие большие деньги, куда-нибудь уехать и жить спокойно.
Следующий на очереди был адвокат Созоновой, но она просила время для подготовки к прениям – Созонова якобы только сегодня предоставила свою позицию. Заседание перенесли на 22 сентября. Тогда же планируется заслушать последнее слово риелтора.
Сhelny-biz.ru
Бывший опер