Новости
Подробно

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

21.08.2025, 16:54

Сегодня в горсуде Набережных Челнов стартовал допрос свидетелей по делу бизнесмена Валерия Чулакова. Первым заслушали показания Флера Ихсанова, бывшего главы Нижнесуыксинского сельского поселения, в период работы которого произошли махинации с землей. Отметим, что всего свидетелей девять, в их числе экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев и уже осужденный бывший председатель Палаты имущественных и земельных отношений Азат Надершин. Их троих – Чулакова, Камаева и Надершина – как раз и объединяет один эпизод с меной. Так, Ихсанов сообщил, что один из 24 участков, которые позднее Чулаков обменяет на пять массивов, местные жители просили отвести под строительство образовательного учреждения. Однако было несколько нюансов, один из них – частная земля. Вполне возможно, что для возведения муниципального объекта как-раз и могла произойти мена.

СВИДЕТЕЛЬ ИХСАНОВ

«ЛЮДЯМ НУЖНО ЖЕ КУДА-ТО ВЫХОДИТЬ, ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ. БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ БЫЛИ»

Первого свидетеля, который проходит по делу бизнесмена Валерия Чулакова, допросили сегодня в суде. К трибуне в зал заседания вызвали Флера Ихсанова, бывшего главу Нижнесуыксинского сельского поселения. Теперь он занимает пост директора МУП «Коммунальные сети» и обслуживает инфраструктуру в районе. В основном, допрос Ихсанова сводился к одному из 24 участков, который в конечном итоге определили под строительство образовательного учреждения. Он в «компании» с остальными был обменен на пять земельных массивов, которые принадлежали муниципалитету. Именно этот эпизод вменяют Чулакову, по нему же уже «отсудился» бывший председатель Палаты имущественных и земельных отношений Азат Надершин, и ждет приговора экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев (в совокупности с остальными вменяемыми ему эпизодами).

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

Так, судья огласил первоначальные показания Ихсанова, которые он давал в ходе предварительного следствия – времени, как уточнил экс-чиновник, прошло много, поэтому «подзабыл». Согласно ним, Ихсанов проработал на посту главы Нижнесуыксинского сельского поселения с 2017-го по 2024-й год. За это время к нему в том числе обращались местные жители с просьбой определить землю под строительство социального объекта – детского сада или школы. По их мнению, самым подходящим участком был один из участков Чулакова. Однако было несколько «но» – он находился на балансе частного лица, к тому же был близок к скотомогильнику (к этому вернемся немного позднее).

«Как глава сельского поселения я подчинялся главе Тукаевского района. С 2018-го по 2024-й год главой был Фаил Камаев. С Чулаковым, застройщиком и собственником земельных участков на территории сельского поселения, не общался. Какие-либо вопросы с ним не обсуждал, в том числе и по вопросам обращения граждан о передаче земельных участков Чулаковым для нужд сельского поселения. Весной или летом 2022-го года в адрес Камаева и в мой поступило обращение от жительницы о строительстве на территории микрорайона Новые Суык-су, образованного из земельных участков Чулакова, которые проданы гражданам в двух километрах от села Нижние Суык-су по поводу детского сада и спортплощадки. Обращение рассматривал глава района Камаев», – зачитал показания Ихсанова судья.

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

В своем допросе свидетель подчеркивал, что лично по поводу строительства соцучреждения ни с Камаевым, ни с Чулаковым не общался, публичных слушаний по этому поводу не проводилось. Исханов также говорил, что ряд земельных участков, принадлежащих Чулакову в селе Нижние Суык-су, находились в охранной зоне и имели ограничения и обременения, которые не позволяли осуществлять на них строительство. О том, что был произведен обмен массивами с исполкомом, сам он узнал из СМИ.

Вопросы к свидетелю нашлись у адвоката Руслана Ганиева. Он уточнил, как именно шла застройка Чулаковым земель и было ли предусмотрено проектом планировки территории отведение участка под образовательное учреждение.

– Несмотря на то, что в мои обязанности это не входило, я, бывало, заезжал. Это, все-таки, моя территория, – ответил Ихсанов. – Люди очень просили [построить детсад, школу, детские площадки], всегда обращались. Эта территория отдалена от села Нижние Суык-су примерно на три километра. Людям нужно же куда-то выходить, детские площадки организовывать. Благие намерения были. Там 400 участков, если на три умножить, то 1,2 тысячи жителей. Молодые семьи переезжали, из города переселялись, дома строили, дети маленькие. До города и до села Нижние Суык-су далеко. Всегда обращались, население активное.

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

– Жители обращались с просьбой построить детсад, школу. Было ли место, где можно было бы построить? – уточнил адвокат Руслан Ганиев.

– Люди сейчас информированы, открой любую публичную кадастровую карту, там видно пустующие земли. Наверное, они подразумевали земельные участки, которые пустовали, – ответил Ихсанов.

Руслан Ганиев просил приобщить письмо местной жительницы к Камаеву и Ихсанову. В нем женщина указывает на один из участков Чулакова, где можно было бы, по ее мнению, развернуть строительство детской площадки, сада или школы и просит у властей содействия в этом. Что касается близкого соседства со скотомогильником, то, как сообщил Ихсанов, Чулаков работал над уменьшением санитарной зоны.

– Занимался, принимал меры. Люди обращались, не могли дома оформить, такие моменты были, – отметил Ихсанов. – По моим пониманиям, эта территория должна быть благоприятна. Законом предусмотрено, что эту зону можно уменьшить.

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

Адвокат сослался на новый проект планировки, в котором тот самый участок уже отвели под строительство детсада.

– Правильно ли я понимаю – для строительства детского сада необходимо изъять у Чулакова эти земли? – поинтересовался Руслан Ганиев.

Судья снял с обсуждения это уточнение – земельные вопросы не входят в компетенции Ихсанова как главы сельского поселения.

– Перефразирую: что было необходимо сделать для того, чтобы построить детсад? Какие условия должны быть выполнены? – уточнил адвокат.

– Земельный участок. Он должен быть в собственности исполкома района, – ответил Ихсанов.

Бывший глава поселения также подтвердил, что если земля отведена под строительство социального учреждения или общественные пространства, то возвести там жилые здания уже не получится. Ганиев уточнил – требовалось ли изъять землю у Чулакова, если она согласно новому проекту планировки была отведена под строительство социального объекта.

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

– Могу ошибиться, но, если земля «родилась» под общественное пространство, она должна передаваться как общественное пространство. Я так понимаю, Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры. Он там же не застраивал дома, – ответил Ихсанов.

ДЕЛА ТРЕХ VIP-АРЕСТАНТОВ

«КАМАЕВ ДАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПИЗО НАДЕРШИНУ НЕЗАКОННОЕ УКАЗАНИЕ ПОДГОТОВИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОБМЕНА ВЫБРАННЫХ ЧУЛАКОВЫМ ПЯТИ УЧАСТКОВ»

Всего по делу главы европоселка «Маленькая страна», а также владельца гостиницы «Татарстан» Валерия Чулакова проходят девять свидетелей. Помимо Ихсанова в их числе Фаил Камаев, Азат Надершин, а также бывший руководитель местного исполкома Айрат Хабибуллин. Надершин уже успел заслушать приговор (бывшему чиновнику вменяли служебный подлог и превышение должностных полномочий) – ему назначили два года условно.

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

Надершина задержали, когда он был в статусе действующего госслужащего – он сразу же признал вину и рассказал о махинациях. Именно поэтому экс-главу ПИЗО не стали закрывать в СИЗО, а назначили запрет определенных действий. Судили его в особом порядке.

Фабула, по сути, одна на троих. Следствие считает, что в 2023-м году у Чулакова возник умысел – обменять свои 24 участка в селе Нижние Суык-су. Они были размежеваны плюс-минус по 10 соток под жилое строительство. Но земли были проблемными – часть из них расположена в охранной зоне, на некоторые наложены обременения. Взамен Чулакову «выписали» три массива сельхозназначения в Калмашском сельском поселении (площадью почти в 300 га: 116, 113 и 62 га) и два в Шильне (10 и 64 гектара под сельское производство). Их общая стоимость составляла около 109 млн рублей. Чулаков, якобы действуя умышленно, заказал оценку 24 участков (один участок не вошел в этот список) у компаний ООО «РусОценка» и ООО «Оценка и консалтинг». Считали без учета ограничений и обременений, таким образом их стоимость составила 107 млн рублей. По версии следствия, она была завышена на 65 млн рублей, ведь фактическая рыночная стоимость участков при объективной оценке составила бы около 46 млн рублей.

«Чулаков пытался передать участок исполкому для создания социальной инфраструктуры…»

Дело в отношении Камаева находится стадии судебного следствия, оно куда «тяжелее», чем у Чулакова и Надершина – ему вменяют три эпизода злоупотребления должностными полномочиями, два – получения взятки и два – превышения должностных полномочий (в их числе и эпизод с меной). Камаев, считает следствие, знал об ограничениях на землях Чулакова.

«Камаев дал председателю Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского района Надершину заведомо незаконное указание подготовить необходимые документы для производства обмена выбранных Чулаковым пяти земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципалитету, на 24 земельных участка Чулакова и произвести обмен», – говорится в обвинительном заключении Камаева.

Очередное судебное заседание по делу бывшего главы района назначено на конец сентября. Суд закончил исследование материалов, стороны готовятся к прениям.

Chelny-biz.ru

Комментарии

Оставьте первый комментарий