15-е место по итогам праймериз «Единой России» получил Ильнур Закарин – чемпион России по велоспорту. Это значит, что депутатский корпус с большой долей вероятности получит профессионального спортсмена, которого, например, нет в этом созыве. Собеседники издания прогнозируют ему одно из топовых мест в партийном списке на выборах: якобы Закарин - спортсмен с мировым именем, и партии такая узнаваемость не помешает. Сам велогонщик ничего об этом не говорит и утверждает, что никто не просил его выдвигать свою кандидатуру: мол, вернулся на родину, возглавил Федерацию велоспорта Татарстана, а дальше увлекся – захотелось больше вкладываться в развитие спортиндустрии.
О том, как завлекает филантропов, как будет формировать визитную карточку Челнов, как ходил на бокс и пел в хоре, почему завершил карьеру велогонщика и зачем продал бизнес на Кипре? Ильнур Закарин – в интервью Chelny-biz.ru.
ЧТО ДУМАЕТ О ПРАЙМЕРИЗ И ДЕПУТАТСТВЕ
«ЭТО МОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ. Я РАССКАЗАЛ ТО, ЧТО ХОЧУ СДЕЛАТЬ В СТАТУСЕ ДЕПУТАТА»
- Ильнур, в этом году вы впервые намерены выдвигаться в горсовет. От кого было предложение?
- Последние несколько лет я жил на Кипре, так как был профессиональным велогонщиком. Там комфортный климат для тренировок, поскольку зимой, весной, осенью — одна погода. В июне прошлого года мы приехали в Челны с семьей и решили остаться. Наша дочка пошла в «Адымнар» - в школу напротив дома, а сыновья ходят в садик. Спустя полгода я стал председателем Федерации велоспорта, и в процессе решил, что хочу развивать не только это направление, но и в целом спорт. Так мне пришла мысль баллотироваться. Для меня работа во благо развития отрасли - дополнительная социальная нагрузка. Не было такого, чтобы кто-то попросил – это исключительно мое желание.
- Сегодня опубликовали результаты праймериз, вы на 15-м месте по партийному списку. На какое рассчитываете на выборах? Изменения маловероятны, но все-таки?
- Это мой первый опыт. Позицию в списке на предварительном голосовании определили выборщики. Я рассказал то, что хочу сделать в статусе депутата. Если меня поддержат и дальше, буду рад.
- В кулуарах обсуждают вашу кандидатуру в рамках предвыборной кампании. Озвучивается мнение, что поскольку вы человек известный на мировом уровне, то вас разместят в начале списка. Допустим, это будет мэр, участник СВО, учитель, врач и спортсмен, то есть вы.
- Узнают, это правда. Я как-то приехал во двор в 10-й комплекс, где жил 15-20 лет назад. Думал снять на телефон, где вырос, чтобы жене показать. Уже убегал, а из третьего подъезда примерно со второго этажа мне бабушка кричит: «Ильнур, ты что там? Решил вернуться в 10-й комплекс?» Я родился и вырос в Челнах, здесь, конечно, многие меня знают.
- Как хорошо вы знаете проблемы рядового челнинца? Вы жили на Кипре, насколько погружены сейчас в ситуацию в городе?
- Я много, где был, участвовал в соревнованиях, и могу сказать, что уровень жизни в Татарстане в целом очень высокий. Думаю, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать. Я человек из спорта и максимально буду двигаться в этом направлении.
КАК БУДЕТ РАЗВИВАТЬ СПОРТ
«ПРОШЛЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЕСТНО, НЕ ЗНАЮ, ЧЕМ ЗАНИМАЛАСЬ, НО У НАС БЫЛ ЗАСТОЙ. Я ВСЕГДА ЗА ЭТО ПЕРЕЖИВАЛ»
- Вы хотите развивать массовый спорт?
- В целом задача такая, чтобы развить детский спорт, а далее любительский. Необходимо думать о таких соревнованиях, которые стали бы визитной карточкой города. Примеры в Татарстане есть: это Казанский марафон в столице республики и Гонка героев в Менделеевске. С начальником управления спорта исполкома мы предварительно обсуждали идею.
- Какой вид спорта это может быть?
- Вряд ли можно сделать массовым велоспорт. Он ударит по карману: нужно купить велосипед, каску, другую амуницию. Я думаю, что это будет бег - надел кроссовки и побежал.
- Вы наверняка знакомы с Вадимом Янгировым, который несет в массы бег на республиканском уровне? Тоже челнинец.
- Мы с ним хорошо знакомы, общаемся семьями. Я еще Вадима помню, когда он только-только начинал Timerman, это было очень давно. В последнем Казанском марафоне участие приняли более 34 тысяч человек - масштабность, конечно, поражает. Я снимал его во время соревнований и спросил, гордится ли он? Вадим ответил, что волнуется, и это было заметно.
- Могут ли у вас быть совместные проекты?
- Мы сотрудничаем с ним в рамках Чемпионата Татарстана по велоспорту. На данный момент утвердили трассу, а поскольку у него есть опыт, хочу попросить помощи в организационных вопросах. Потому что это не просто перекрыть дорогу, а нужно, к примеру, доставить питание в школы и много чего еще. Вадим хорошо подкован в этом, и он мне помогает. И с будущими проектами, думаю, тоже не откажет.
- Давайте уточним про чемпионат: где он будет проходить, в какой роли будете вы?
- Не как спортсмен точно. Проводиться будет в Татарстане в два этапа - в Иннополисе и в Казани. Для нашей республики это впервые, такого еще не было. Я выступаю директором гонки, на мне все организационные вопросы.
- Кто будет участвовать?
- У нас будут все сильнейшие спортсмены страны, вся элита. Это не любители, не юниоры, не дети, а сильнейшие спортсмены со всей страны.
- Как получилось так, что вы возглавили Федерацию велоспорта? Писали, что заявились только вы.
- В Челнах очень сильная школа велоспорта - есть чемпионы Европы, мира, участники Олимпиады. Город - не миллионник, а история действительно мощная. Прошлый председатель федерации, честно, не знаю, чем занималась, но у нас был огромный застой. Я всегда за это переживал. И мне действительно, когда еще участвовал в соревнованиях, предлагали возглавить федерацию. Но так как я был действующим спортсменом, это было нереально… Я пришел и озвучил в президиуме свои идеи и как нужно их реализовывать, и абсолютно все поддержали за исключением предыдущего председателя федерации.
- Вы пишете в телеграм-канале, что хотите в Татарстане шесть отделений по велоспорту. Какие это города? Расскажите подробнее про Челны.
- Первоочередное — в Челнах, потому что у нас сильная школа, повторюсь. Далее это Зеленодольск. Я написал письма в Казани - очень хотим запустить велоспорт при школе «Адымнар». Раньше в столице Татарстана было пять отделений, сейчас ни одного. И хотелось бы также открыться в Нижнекамске.
В Челнах у нас есть две спортшколы, где хорошо работают по велоспорту - «Яр Чаллы» и «Виктория». В «Яр Чаллы» занимаются порядка двухсот детей, из них нужно воспитывать штучно чемпионов.
В целом я думаю, что со временем будет больше отделений, чем четыре.
- Откуда финансирование?
- Это моя первоочередная задача. Привлекаем спонсоров.
- Известно, кто будет спонсировать отделение в Челнах?
- Пока нет. Но могу сказать, что в этом году мы точно откроем академию в Казани при училище Олимпийского резерва, собираем 15 детей по всей России 15-16 лет. Нашу идею поддержал Рустам Нургалиевич. Есть спонсор – московская компания «ТерраЛинк», второй предполагаемый еще не определился.
В целом есть много крупных компаний, которые готовы откликнуться. Когда говоришь о том, что нужно поддержать именно детский спорт, у многих отзывается. Это не коммерческая история, а филантропство. Сейчас ведь действительно проблема – дети постоянно в телефонах, подростки с электронными сигаретами. Как у нас было в детстве? Нужно направить энергию либо в учебу, либо в спорт! Вот тогда вырастет действительно здоровое и адекватное поколение.
- Как оцениваете инфраструктуру в Челнах?
- Любительский велоспорт на хорошем уровне – велодорожки есть, аренда есть. Я и с детьми катаюсь на велосипедах. Единственный вопрос возникает к арендодателям: почему сдают велосипеды без касок? Это большая проблема. У нас в велоспорте без каски вообще никуда не допускают, нужно думать о мерах безопасности. У меня есть друг, который головой ударился, сотрясение получил - вот здесь, на набережной. Каски в аренде есть, я беру их для детей.
В прошлом году компания «Урал-Логистика» проводила велогонку – стартовало 150 детей и порядка ста любителей. То есть потенциал любительского спорта есть, условия для этого тоже. Исполком тоже поддерживает, дает трассы при необходимости. Детский спорт на хорошем уровне. Например, в спортшколе «Яр Чаллы» пять дисциплин, там все забито.
- Нам нужны еще спортшколы?
- Возможно, да. Точно еще одно отделение, потому что в Челнах любят велик. Даже вот выйти в хорошую погоду - здесь очень много людей катается.
- В целом Челны можно назвать спортивным городом?
- Да. Любительский спорт шагнул вперед после пандемии. Столько, сколько сейчас людей бегает, плавает, пробует себя в триатлоне или велоспорте раньше не было. Думаю, что это влияние пандемии и локдауна. Такой активности я не замечал.
ПОЧЕМУ ЗАВЕРШИЛ КАРЬЕРУ
«Я НАХОДИЛСЯ ВО ФРАНЦИИ, НА TOUR DE FRANCE, КОГДА РОДИЛАСЬ ДОЧКУ, А У МЕНЯ ВСЕ, ГОНКА УЖЕ НАЧАЛАСЬ»
- Давайте поговорим про то, как вы завершили карьеру. Причины как таковой, как я поняла, не было?
- Я хотел завершить сезон к 32-33 годам. Я записал ролик, где заявил, что следующий год будет моим последним сезоном, а далее занимаюсь семьей - она всегда для меня на первом месте. Я находился во Франции, на Tour de France, когда родилась дочка, а у меня все, гонка уже началась. Я увидел ее только спустя месяц после рождения. С сыном абсолютно такая же история, только я уже был в Москве, должен был улетать, а вернулся снова через месяц. И я понимал, что спортсменом всю жизнь быть невозможно, я достиг, чего хотел и решил, что дальше буду заниматься детьми. В марте 2022 года я выступал в «Газпром Русвело», но главная организация UCI закрыла команду без объяснений каких-либо причин. Кто-то нашел себе другую, а я не стал даже ничего предпринимать - понял, что это и есть конец сезона. И произошел он не в декабре, а в марте-апреле, тогда и завершил карьеру.
- Какой у вас самый запоминающий момент в вашей спортивной карьере?
- В один год, когда я был на соревнованиях, у меня умер папа. Потом, через два дня после этого, умерла мама моей жены. А у спортсменов есть такая традиция: когда ты побеждаешь на соревнованиях, первый пересекаешь линию, то поднимаешь руки и посвящаешь эту победу кому-либо. У меня была цель в этом же году посвятить им победу. Восемь раз я был вторым и много раз представлял, уже видел финишную черту, но в последний момент меня обходили. В 2017 году была многодневная велогонка «Вуэльта Испании», 21 день. Я закончил соревнование третьим. Пьедестал, тысяча болельщиков, я стою и поднимают русский флаг. Когда это произошло, я посвятил эту победу семье. После этого я сел в машину и разревелся. Эмоции были связаны с семейными обстоятельствами и тем, чего я достиг.
- Когда вы только начинали свою карьеру в велоспорте, думали ли, что добьетесь таких высот, что спустя годы возглавите Федерацию велоспорта?
- Нет, это было как хобби. О профессионализме и заработке абсолютно не было и речи. Когда я получил первые 20 рублей, не думал, что могут быть и тысячи, и миллионы. Это все было в радость, в те времена было круто просто выезжать в другие города на соревнования. Потом уже это стало работой: континентальные команды, проконтинентальные, профессиональные, там задержался.
- Какие планы на ближайшее время?
- Сейчас у меня в приоритете развитие Федерации велоспорта Татарстана. Действительно, там огромная работа, потому что я многого пока не знаю. Если изберут в горсовет, буду заниматься не только велоспортом, но и в целом спортом в Набережных Челнах. Это колоссальная работа. Я не говорю, что он у нас сейчас на плохом уровне, но знаю наверняка, что всегда можно сделать что-то чуточку лучше. И вот я этим буду заниматься.
КАК ПОЛУЧИЛ ПЕРВЫЙ ЗАРАБОТОК
«ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ МНЕ ДАЛ УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ — ЧЕТЫРЕ МОНЕТКИ ПО ПЯТЬ РУБЛЕЙ»
- Ильнур, вы в велоспорте с 12 лет. Сами захотели заниматься или вас привели родители?
- Нас было 100 человек, желающих заниматься велоспортом. Понятно, что велокружок столько человек не смог бы принять одноразово. И был отбор: через стадион «Строитель» мы бежали километр, из них взяли только первых 51. Я попал в эти последние 49 и не отобрался. Потом каждое утро перед школой ходил бегать в лесопарк, длилось это полгода. После пришел, всех победил, и только тогда меня взяли в велоспорт. Как раз эти полгода, которые я занимался, выступал за школу, и первые деньги в спорте мне дал учитель физкультуры — четыре монетки по пять рублей. И я эти 20 рублей с такой гордостью домой принес. Вот как-то так и затянуло.
- Ваши дети любят спорт?
- Любят, не любят - не знаю. Вот у меня сын, допустим, ходил на хоккей, я ему купил полностью обмундирование, а это действительно дорого. Он походил месяц и сказал мне: «Пап, что-то ерунда какая-то». Сейчас мы с ним два раза в неделю ходим на плавание… С детьми мы каждый день по набережной пять километров бегаем. Я их абсолютно не дергаю, не говорю, идти велосипед крутить или что-то еще. Я сам помню, как сходил в детстве на бокс. В первую же тренировку почему-то тренер вызвал на бой, меня ударили, и я понял, что бокс не люблю. Потом полгода ходил на татарский хор, выступил с экзаменационной песней «Яратам сине, Татарстан». Понял, что это спортом не пахнет и пошел на велосипед.
- Почему вы вернулись именно в Челны, а не в мегаполис?
— Я здесь родился, у меня в Челнах живет мама, все друзья школы, детства, велоспорта. Родители супруги в Воткинске, мы и туда гоняем. А в Москве, например, я никогда не представлял свою жизнь. В целом меня пока все устраивает. У нас очень красивый город, без пробок, спокойный. Чтобы развести детей по школам, по садам уходит полчаса. Такое мало где, наверное, есть.
- Как дети ваши адаптировались после Кипра?
- Они владеют английским и русским языками свободны, быстро адаптировались. Единственное, есть проблемы с татарским, дочке, например, приходится помогать с домашним заданием… Дети впервые здесь увидели зиму. Перед тем, как сесть в машину, они все время делали снежного ангелочка - были настолько рады зиме.
ПОЧЕМУ ПРОДАЛ ZAK АРЕНУ
«СНАЧАЛА РАССМАТРИВАЛИ ВАРИАНТ ТЕРМ И SPA, НО НЕ РАЗБИРАЛИСЬ В ЭТОМ, ПОЭТОМУ ОСТАНОВИЛИСЬ НА СПОРТЕ»
- У вас на Кипре был семейный спортклуб. Писали, что вы его продали. По какой причине?
- Я решил полностью обрубить какие-либо связи и остаться на родине. Продал его троим другим акционерам, которые участвовали в проекте. Это был не совсем семейный бизнес.
-Давайте поговорим про Zak Арену. Бываете ли вы там, на что рассчитывали, когда строили объект?
- Давно не был. Изначально там был пустырь, мы думали с братом Айдаром, как можно использовать участок. Сначала рассматривали вариант терм и SPA, но не разбирались в этом, поэтому остановились на спорте. Айдар полностью из пустыря сделал футбольный манеж, где проводил корпоративные соревнования. Они с утра до ночи там играли. Я до сих пор убежден в том, что если ввести в корпоративную культуру спорт, то сотрудники будут более результативными, режимными и меньше болеть. Zak Арена приносила по тем временам очень хорошие деньги. Потом со временем у меня появился другой бизнес, мы продали арену и вложились в строительный бизнес.
- Как называется ваша компания?
- Пока никак, но будет «Макрити». Это соединение имен моих детей: Максим, Кристина и Тимур. Такого названия, наверное, еще никогда не было. Когда дети услышали, обрадовались и одобрили.
- Вы отбили вложения в арену?
- Сколько мы вложили, столько и забрали.
- А кому сейчас принадлежит манеж?
- Я знаю, кто управляет, а кому принадлежит - нет. По-моему, его перепродали. Не был там года два-три точно.
- Но там же и название сохранилось – образованное от вашей фамилии…
- Я просил, чтобы его сменили, но мне сказали, что у спортсменов и любителей оно уже на слуху. А я уже и не был против.
Ильнара Миннебаева