История о нераскрытом тройном убийстве и женщине, с которой сняли обвинения спустя долгие 23 года, вызвала общественный резонанс. Тогда, в 2001-м году, неизвестный расправился с «сахарным королем» автограда Калининым и двумя его пожилыми родителями. Каждый из них получил по 25-30 ножевых. Задержали «по горячим следам» 18-летнюю школьницу. В тот же год уголовное дело было прекращено, девушку выпустили из-под стражи. Но есть одно «но»: никакого процессуального решения в отношении нее не принимали два десятилетия. Только недавно Екатерина (имя изменено), которая все это время ходила в статусе обвиняемой, подала в суд на Минфин РФ с требованием признать за ней право на реабилитацию и выплатить моральную компенсацию. На разговор с Chelny-biz.ru Екатерина неохотно, но все же согласилась. Что случилось в тот роковой день, как получилось, что задержали школьницу и как сложилась ее жизнь после – в материале.
2001-Й ГОД
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НАНОСИЛ УДАРЫ, ОДНОЗНАЧНО БЫ ЗАПАЧКАЛСЯ В КРОВИ. ЭТО НЕ ТАК ПРОСТО – НАНЕСТИ 30 УДАРОВ НОЖОМ И НЕ ИМЕТЬ НИКАКИХ СЛЕДОВ»
Сhelny-biz.ru отыскал ту самую женщину, которая фигурировала в деле 23-летней давности в качестве обвиняемой. Фактически она находилась на свободе, но никакого процессуального решения в отношении нее не принимали десятилетиями. Из этических соображений и в целях безопасности ее имя будет изменено. Так, встреча с Екатериной прошла в кабинете ее адвоката Альфии Гараевой – она ведет гражданское дело о компенсации морального вреда. Сама женщина была немногословна, было заметно, что вспоминать тот период своей жизни она не хотела – время от времени срывалась на слезы. По большей части отсылки к прошлому и путь к реабилитации комментировал защитник. Но начнем с самого начала.
Жестокое убийство бизнесмена из Набережных Челнов Калинина и его пожилых родителей произошло 13 апреля 2001-го года. Согласно материалам дела, которые оказались в распоряжении редакции, мужчину зарезали в гараже в 20-м комплексе. Он ставил свою «девятку» в бокс, когда на него напали и нанесли 30 ударов ножом в грудь. Затем, по версии следствия, злоумышленник достал из кармана куртки ключи от его квартиры. В два часа ночи неизвестный проник в жилище, подошел к кровати, где спали его пожилые родители и зарезал их. На каждого пришлось по 25-30 ножевых ранений. Супруги, как и их сын, скончались на месте.
Единственной подозреваемой на тот момент была 18-летняя Екатерина – молодые люди некоторое время общались. По версии следствия, они распивали спиртные напитки, когда между ними произошла ссора. Екатерина якобы схватила нож из салона автомобиля и зарезала парня. А потом якобы расправилась с его родителями. Девушку задержали спустя два дня, в содеянном она созналась. Изначально ей вменяли три эпизода убийства, кражу и разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище. Однако позднее от своих признательных показаний Екатерина отказалась.
– Мы с ним общались примерно полгода. Потом перестали. Мне позвонили, сказали, что человека и его семью убили. 14 апреля 2001-го года меня задержали. Мне тогда было 18 лет. Вечернюю школу я не успела закончить – все произошло в апреле, а выпуск в мае, – начала Екатерина. – Там сидели люди, которые не первый раз с подобным сталкиваются. Они добились того, что хотели, и я дала признательные показания. Но с его родителями я не была знакома. Мне было неинтересно, какой бизнес был у человека.
– Отмечу, что не она дала признательные показания, ей написали текст, – вступила в диалог адвокат Альфия Гараева. – Человек не знал о событиях и последовательности, о том, как это происходило. Исходя из характера признательных показаний можно сказать, что человек, который совершил преступление, не так в этом сознается. Здесь было расписано вплоть до того, как были нанесены удары ножом в отношении Калинина, но брызги крови на нее абсолютно не попали. Человек, который наносил удары, однозначно бы запачкался в крови. И ногтевая пластина, и руки, и лицо, и одежда. Это не так просто – нанести 30 ударов ножом и не иметь никаких следов. В ее показаниях сказано: «Я встала под определенным углом». Откуда человек, который совершает преступление от обиды, может продумать, под каким углом нужно встать, чтобы нанести эти удары и не забрызгаться кровью? Откуда она могла знать, как будут лететь брызги после удара? Исходя из ее первоначальных показаний, мотив был в том, что он ее якобы обозвал малолеткой и оскорбил. И это якобы послужило тому, чтобы совершить преступление. А в отношении родителей мотивы раздваиваются. Указано, что у них вроде как какие-то деньги были, и вроде они также оскорбляли Екатерину.
После Екатерину заключили под стражу, она содержалась в СИЗО шесть месяцев и 21 день. В сентябре того же года Верховный суд отправил дело на допрасследование, в отношении Екатерины изменили меру пресечения и отправили под подписку о невыезде. 5 ноября 2001-го года уголовное преследование было прекращено – не доказана вина, а предварительное следствие приостановлено за не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Спустя неделю постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о приостановлении уголовного дела были отменены, а предварительное следствие возобновлено. Затем снова приостановлено. При этом, как утверждает сторона защиты, процессуального решения в отношении Екатерины принято не было.
2025-Й ГОД
«БЫЛ СТРАХ, ЧТО ЕЕ ПРЕСЛЕДУЮТ. ЧТО МОГУТ ЗАЙТИ И ОБВИНИТЬ В ЧЕМ УГОДНО, НЕ ПОПЫТАВШИСЬ ВЫСЛУШАТЬ»
Екатерина и ее адвокат пояснили – о том, что 23 года женщина была в статусе обвиняемой, они узнали лишь тогда, когда подали иск на компенсацию.
– Я думала, что дело приостановили, мне никто о другом не сообщил. У меня на руках было постановление. О том, что оно было отменено, мы узнали только в 2024-м году, – отметила Екатерина. – Мне сказали: «Попробуй подать на компенсацию». Я пошла.
В августе прошлого года материалы снова направили на допрасследование в следком. Екатерину допросили снова, свою причастность она отрицала. Так как кроме ее первоначальных признательных показаний вина ничем не подтверждалась, уголовное преследование в отношении нее прекратили. За Екатериной наконец признали право на реабилитацию.
– Сотрудник прокуратуры нам сказал: «А вы знаете, что в отношении нее не принято вообще никакого решения?». Мы начали переживать, что уголовное дело могут возобновить, а ее допросить снова. Я подумала, что Екатерине могут вновь предъявить обвинение, а потом прекратить уголовное дело в связи с истечением срока давности. Вроде и виновата, но к привлечению к уголовной ответственности не подлежит по истечению срока давности. На мой взгляд, так могли сделать. Не совсем хорошо по отношению к ней. Тогда бы она не имела права на получение какой-либо компенсации и на реабилитацию, – отметила Гараева. – У нее остался страх, в том числе и перед правоохранительными органами – нет возможности защитить себя. У нее постоянно был страх, что ее преследуют. Что могут зайти и обвинить ее в чем угодно, не попытавшись выслушать. Мы с Екатериной много разговаривали по этому поводу, поэтому я где-то поясняю, так как ей тяжело говорить. Это ребенок, который на тот момент попал в руки следователей. Те времена, сами знаете, были непростыми. У нее было состояние отчаяния, что ничего не может изменить. Этот страх отразился на всей ее жизни. Она не может нормально себя реализовать, какой-то путь определить. Живет обычной жизнью, не создала семью – нет доверия к кому-то.
Сама Екатерина скупо рассказала, как жила после.
– Родители постарались, я получила бакалавр. Очень меня поддерживали, им тоже досталось… Работу искала там, где меня не могли узнать. Я боялась куда-то ходить, старалась быть незаметной. Старалась не вспоминать всего этого. Меня сломили.
В суде сумма моральной компенсации была заявлена в размере 26,5 миллионов рублей. В конечном итоге определили 450 тысяч. Екатерина вместе с защитником готовит апелляцию. К слову, само уголовное дело не было раскрыто, виновный в убийстве трех членов семьи так и не понес своего наказания.
Анастасия Клевцова
Неравнодушные жители Челнов
Валентин
ПЬЕР ДУНН
Андрей
Уважающие жители
Правда
Неравнодушные граждане
апа