04:22, 23 Января
Новости
Подробно

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

22.01.2025, 22:50

Местные власти с начала года пытаются утихомирить челнинцев после обновления маршрутной схемы. Чиновники ездили делегациями в другие регионы, изучали опыт коллег и привлекали московских разработчиков за 15 млн рублей, но так и не смогли безболезненно провести реформу. Все это время властям готов был помочь любимец народа, известный как требовательный, но при этом достаточно сильный управленец – Дени Абрамашвили. Бывший начальник управления транспорта автограда проработал на посту 10 лет в самые сложные годы для Челнов, при двух мэрах – Рафгате Алтынбаеве и Рашите Хамадееве.

«Я не езжу на автобусах, потому что сердце кровью обливается. Не то обслуживание пассажиров», - рассказывает Дени Абрамашвили, который долгие годы сам курировал городской транспорт. В беседе с журналистом Chelny-biz.ru он поделился, как его супруга однажды пришла домой в слезах, потому что ее хотели выгнать из автобуса из-за социального проездного. Абрамашвили говорит, что нужно сказать «газелистам» спасибо», ведь они пришли, когда вообще никакого транспорта не было. Но при этом он жестко критикует местных чиновников, которые не могли найти управу на частников и не могут разобраться сейчас с транспортной системой. Он призывает призывает их не подводить своих руководителей – и мэра Челнов Наиля Магдеева, и главу республики Рустама Минниханова.

 Заслуженный работник транспорта Татарстана, почетный гражданин Набережных Челнов, один из основателей трех общин автограда рассказал Chelny-biz.ru о том, как в 90-е годы спасал город от топливного кризиса, рассчитываясь за бензин КАМАЗами, как находил управу на директоров предприятий, как ездил в автобусах и лично проводил беседы с «зайцами», как обещал водителям трамваев взять их под свое крыло.

КАК СПАСАЛ ГОРОД ОТ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА

«ГОВОРЮ ЭТОМУ ГЕНДИРЕКТОРУ: «НАДО ТОПЛИВО, ПРЕДУПРЕЖУ, ЧТО ДЕНЕГ НЕТ. КАМАЗАМИ ОТДАДИМ»

- Дени Сергеевич, до работы госслужащим вы были начальником Камского подотдела Куйбышевской железной дороги, как вы пришли в мэрию Челнов?

- Дело в том, что меня попросили прийти работать в мэрию Челнов. Ситуация была следующего характера: 90-е годы, перестройка, везде и всюду в стране было тяжеловато экономически и финансово. Налоги не платят, бюджета нет. Что касается транспорта, в городе он практически прекратил движение, так как не было топлива. И не только городской транспорт, милиция, скорая помощь тоже не могли выезжать на вызовы. В это время мэром Челнов был Рафгат Закиевич Алтынбаев. Он был очень хорошим человеком во всех отношениях. Мы договорились, что я приду на время, потому что хотел вернуться на работу на железной дороге.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Вам пришлось решать проблему с топливом?

- Приступил к работе, прошла неделя, и топлива не осталось на транспорт. Необходимо было где-то найти, а у меня круг друзей за почти 40 лет работы на железной дороге большой – приятели всюду и везде. В то время мой «однокашник» работал в Волгограде на железной дороге на такой же должности, как я до прихода в мэрию. Есть очень прекрасный человек – мой друг Михаил Николаевич Кулиш. Вместе с ним мы полетели на самолете в Волгоград. Приехали с к моему другу, у него фамилия была Лебединский. Он обрадовался, а я ему говорю: «Я к тебе не в гости приехал, приехал, чтобы ты меня выручил. Я теперь работаю не на железной дороге, а в мэрии». В то время был просто отдел, я был начальником отдела транспорта в мэрии Набережных Челнов. Говорю: «Мне нужно топливо». Я приехал к нему, потому что через железную дорогу отправляется все – топливо, носки, чулки, колбаса, лес… Буквально все.  Там есть завод по переработке нефти, производится бензин, солярка. Он говорит мне: «Сейчас я позвоню директору завода». Сообщаю Лебединскому, что нужно четыре тысячи тонны – это целый состав цистерн. Он говорит: «Да ты что! Я думал, что нужна всего одна цистерна». Я ему говорю: «Я за одной разве приехал бы… Но денег нет».

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Разрешили бартером? В 90-е, кажется, вся экономика Челнов была построена на товарообмене.

- Да, было такое понятие как бартер. Приехал генеральный директор волгоградского завода по переработке нефти. Садимся за стол, открыли бутылку коньяка - гости же все-таки. Мы привезли чак-чак. Если я куда-то еду, всегда беру с собой чак-чак. Говорю этому гендиректору: «Я бывший коллега вашего друга. Надо топливо, предупрежу, что денег нет. КАМАЗами отдадим. За четыре тысячи тонн сколько нужно будет КАМАЗов?». Он посчитал на калькуляторе – 25 грузовиков. Я звоню Рафгату Закиевичу, сообщаю, что 25 КАМАЗов за четыре тысячи тонн топлива – половина солярка, половина бензин. Он говорит: «Хорошо, дай согласие». Мы даже договор не составляли, я клянусь. Потому что есть слово мужчины и слово руководителя. Договорились, по рукам. Буквально на второй же день они отгружают топливо. Мы даже еще не отправили КАМАЗы. Оно приходит составом на станцию в Круглом поле, там рядом нефтебаза. Кстати, я специально выбрал квартиру с видом на железную дорогу и нефтебазу, чтобы из окна смотреть. Когда топливо доставили, я сказал Рафгату Закиевичу, что состав пришел, теперь надо отправить КАМАЗы. Он позвонил директору «КАМАЗа» и 25 грузовиков отправили. Я сказал Рафгату Закиевичу, что топливо попросил на городской транспорт, для милиции и скорой, чтобы он сам распределил, кому сколько и на какую заправку. Каждый заправлялся на определенной АЗС.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Это было ваше боевое крещение на новом посту?

- Это была первая глобальная задача, которую я должен был решить. Всегда говорю: когда нового руководителя назначают, он должен сделать что-то. Не то, что делал предыдущий. Тогда зачем нового руководителя назначили? 

КАК УЧИЛ ДИСЦИПЛИНЕ ДИРЕКТОРОВ

«ЕСЛИ ТЫ К ЛЮБОВНИЦЕ ПОЙДЕШЬ, КЛЯНУСЬ НЕ СКАЖУ, НО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ПО КАКОМУ АДРЕСУ ТЫ НАХОДИШЬСЯ»

- При вас, если не ошибаюсь, функционал отдела расширили, добавив связь и дороги.

-  Да, отдел стал управлением. Дороги тогда, например, относились к «КАМАЗу». Каким образом? «КАМАЗ» нужен, чтобы выпускать машины, а не дороги строить и ремонтировать. Дорога создана для транспорта, а не транспорт для дороги. Тогда у нас был заместителем мэра Ильсур Магизов. Я к нему зашел, сначала посоветовался. Потом приняли решение, разработали устав управления (все собственноручно расписал, не знаю, есть ли сейчас устав). Потом издали постановление о создании управления транспорта, связи, автомобильных дорог. К нам относились и все автостоянки, автомойки, заправки. Я считаю, что все должно быть в одних руках, а не так, что этих важных начальников полным-полно. Важность подключается делом конкретным. Это был 1993-1994 год.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Вас характеризуют как довольно строгого руководителя. Как заработали такую репутацию?

- Когда я только приступил к работе в мэрии, приближалось празднование Сабантуя. Решил собрать на совещание транспортные предприятия, чтобы определиться, как будем перевозить жителей и гостей города. Пришли все, кто связан с транспортом, кроме одного руководителя – директора «ПАТП-2» Кожанова. Когда совещание закончилось, я попросил остаться начальника ГАИ: «Вам поручение. Я обычно всегда прихожу на работу рано и ухожу поздно. Буду ждать этого директора, пока он не придет. Пожалуйста, найдите его». В восемь часов вечера заходит этот Кожанов с начальником ГАИ. Он стоит, у него аж слюни от злости. Говорит мне: «Кто вы такой, что меня ищете? Я подчиняюсь только Казани. Какое у вас образование?». Я отвечаю: «Четыре класса образования, но мне хватит, чтобы вами управлять». Хотя у меня два института за плечами. Дал ему высказаться. Спрашиваю: «Вы все?». Он садится. Говорю: «Нет, отставить, я вам не разрешал садиться. Теперь слушай меня внимательно. Я имею такое-то образование – инженер железнодорожного транспорта, где все работает четко по минутам. С того дня, как я приступил к работе, ни один руководитель в моей отрасли без меня никуда от предприятия не отлучается. Случись чего, например, пожар, где тебя искать? Если ты к любовнице пойдешь, клянусь не скажу, но я должен знать, по какому адресу ты находишься». Раньше ведь не было мобильных телефонов. Он выслушал, стих. И Кожанов, когда проводил совещания у себя, всегда говорил подчиненным мои слова – «Где вы были? Я должен знать, где вы находитесь».

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Как дальше складывались отношения с коллегами? 

- Кстати, я разговаривал потом с его непосредственным начальником в Казани. Вызвал его и сказал: «Я дам сейчас команду ГАИ, вас отсюда не выпустят. Скажите вашим так называемым подчиненным, что они в начале подчиняются мне». Всех на место поставил, да, жестко, но ради дела.

ПОЧЕМУ ВОЗНИК МАРШРУТНЫЙ КРИЗИС

«Я ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧТО В МЭРИИ СИДЯТ ЛЮДИ НЕ ГЛУПЫЕ. ОНИ ГОРАЗДО УМНЕЕ МЕНЯ, ГРАМОТНЕЕ, НО ОПЫТ – ОН МНОГОЕ ЗНАЧИТ»

- Дени Сергеевич, сегодня в Челнах обновляется маршрутная сеть. Вы уже говорили нашему изданию, что была плохая работа с информированием населения. Но исполком вряд ли согласится с вами.

- Видимо, этого было недостаточно. Надо держать контакт с населением – оповестить, узнать мнение жителей. Опрашивать людей прямо в автобусах, которые идут по новому маршруту. Если есть необходимость отменить определенный маршрут, нужно сообщить. Но важно то, как это будет сделано. Например: «Уважаемые горожане, мы отменяем этот маршрут, так как никто им не пользуется. Зачем тратить топливо, платить зарплату водителю? Лучше этот автобус переключить на другой маршрут». Ставить людей перед фактом нельзя.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

Существует же инженерный расчет – сколько необходимо единиц техники на каждом маршруте. Нужно учитывать интервал движения автобусов в разное время, а также заполняемость. Сейчас даже не надо заканчивать академию, открывай интернет, там все написано. Не знаю, зачем они специалистов из Москвы приглашали…

- Горожане критикуют исполком за потраченные деньги. Вам известно, что на разработку новой маршрутной сети город заплатил московскому НИИАТ 15,2 млн рублей?

- 15 миллионов?! Лучше бы купили на эти деньги автобусы… Я должен сказать, что в мэрии сидят люди не глупые. Но есть понятия знания, ума и опыт. Они гораздо умнее меня, грамотнее, но опыт – он многое значит. Какие-то маршруты, наверное, отменили, но как житель автограда, я об этом не знаю. Значит, надо информировать население, помимо публикаций в СМИ. Я даже не знаю, кто сейчас отвечает за транспорт. Он мог бы нет-нет навестить бывшего начальника управления транспорта города, держать со мной контакт. Ни разу их не видел. Если бы хоть кто-то пришел и сказал: «Дени Сергеевич, как вы выходили из положения, у нас такие-то сложности»… С одной стороны, даже обидно, я почетный гражданин Челнов, заслуженный работник транспорта. Да, мне уже 86 год идет, приходите, навестите, подскажу вам кое-что, если интересно. Мэр города Наиль Гамбарович, спасибо ему большое, он сам лично присылает на праздники открытки. Он ко мне очень хорошо относится на самом деле. Но мы знакомы еще с Бугульмы.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Вы работали в Бугульме?

- Я когда работал на железной дороге, Бугульма тоже ко мне относилась. Хочу сказать, что при нем построили столько же, сколько при строительстве города. Раньше едешь по городу - видишь бурьян, овраги, а сейчас стоят красивые дома, школы. Мэр города у нас мужик во всех отношениях. Но когда один идейный руководитель что-то делает, весь аппарат должен подключаться, предлагать решения, обосновывать свои предложения. Некоторые может даже боятся к нему подойти, как и везде. Но надо обосновывать, отстаивать. Знаете, вопросы, которые решают неграмотно - все сказывается на уважаемом мной президенте России, президенте Татарстана и на мэре города. Аппарат не должен подводить своего руководителя.

КАК САМ РАБОТАЛ С НАСЕЛЕНИЕМ

«ЗАХОЖУ В АВТОБУС, ПРЕДСТАВЛЯЮСЬ ЖИТЕЛЕМ. КТО-ТО МЕНЯ РУГАЕТ: «ВОТ, СТОЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ». ГОВОРЮ: «ВОТ, БУДУ СТОЯТЬ»

- В ваше время ведь тоже были непростые ситуации, как сейчас у исполкома с маршрутной сетью и критикой горожан. Как выходили из ситуации? Как выстраивали диалог?

- Конечно, и ругали, и хвалили. Когда обозленный человек тебя критикует, необходимо выслушать, дать ему высказаться. Он немного успокоится, а потом надо убедить его. Никогда и никому нельзя говорить: «Это не моя вина». Это обязательно. Это твоя вина, потому что твоя отрасль. Что ты сделал, что человек высказывает тебе претензию?

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

За мной всегда рано-рано водитель приезжал. Едем, вижу толпа людей, к примеру, на остановке «Студенческая», там хоть на любой остановке. Говорю водителю: «Ильдар, поезжай, я вместе с народом постою и на автобусе приеду». Захожу в автобус, представляюсь жителем. Кто-то меня ругает: «Вот, стойте вместе с нами». Говорю: «Вот, буду стоять». Иногда еду в автобусе, говорю: «Здравствуйте, уважаемые жители, вы извините, пожалуйста за то, что вам доставляем неудобства». Но я никогда не говорил, что не хватает топлива, автобусов. Единственное, спрашивал, кто взял билет на автобус, а кто нет. Будучи начальником управления транспорта, я брал билеты в автобусе. Спрашиваю пассажиров - в результате полно безбилетников. Если в каждом автобусе проедет таких пять человек… А нужно же заправлять, платить зарплату людям… Я готов на колени встать перед водителями автобусов, которые вставали в четыре часа утра голодные. Им зарплату не платят, а они идут. Говорили мне: «Дени Сергеевич, из уважения к вам».

- Тогда был еще и трамвайный кризис.

- Был такой момент. Раньше трамваи относились к «КАМАЗу». Им не платили зарплату, они объявили забастовку. Автобусники тоже были в таком положении, но до такого не доходило. Думаете, что кто-нибудь приехал их утихомирить? Я приехал туда к людям: «Вместе с вами буду». Потом сказал: «Знаете что? Трамвайное управление должно быть в собственности города. Или пусть будут на «КАМАЗе», но я буду их курировать».

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- О чем просили жители Челнов начальника управления транспорта в те годы?

- Единственное, о чем мой пассажир просил – чтобы автобусы ходили почаще. Это было самое главное. Были моменты, когда не было топлива, но я никогда не говорил, что это не моя вина. Но напоминал, что это зависит от того, как население оплачивает проезд. Родители деньги дают студентам на билет, они покупают сигареты и становятся безбилетниками. 

Да, были трудности. В сильные морозы отказывали автобусы, сейчас таких холодов нет. Но можно обратиться к жителям: «Пожалуйста, одевайтесь потеплее, возможно, придется подольше стоять на остановке». Есть такое понятие как попросить, а не так: «Ну и стойте там».

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

ЧТО НЕ ТАК С ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ

«Я НЕ ЕЗЖУ НА АВТОБУСАХ, ПОТОМУ ЧТО СЕРДЦЕ КРОВЬЮ ОБЛИВАЕТСЯ. НЕ ТО ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ.

- Дени Сергеевич, вы застали появление на маршрутах малогабаритный транспорт? Их сейчас называют «душегубками».

- После того, как ликвидировали городские перевозки, появились частники на маршрутках. Не стало огромного предприятия «ПАПТ», которое располагалось напротив БСМП. Там все было отлажено. Ликвидировали пассажирский автокомбинат, который занимался междугородними перевозками, пассажирско-транспортное предприятие №2, которое занималось перевозом камазовцев на работу, государственное грузовое автопредприятие и так далее. Хочется спросить - зачем? Касаемо частников, я всегда говорю: «Почта, связь, транспорт, оборона должны принадлежать государству, а не частникам». Это слова Владимира Ленина, он был не дурак. Частный парикмахер, сапожник – да, пожалуйста. Но нельзя вот это отдавать в руки дилетантам. В жизни всякое бывает.

Но тем не менее, надо сказать спасибо этим «газелистам». В какой-то мере они помогли населению, когда другого транспорта не было. Понятно, что они это делали для заработка. Но, извините, они были не подготовлены для пассажирских перевозок. Раз создали коммерческие перевозки, должен быть устав, в котором говорится, что они подчиняются транспортному отделу. Я уверен, что его у них не было. Я уже рассказывал, как мне люди звонили по старой привычке и жаловались на плохое движение транспорта. В мэрии мне отвечали: «Они частники и нам не подчиняются». Недостатки во все времена есть, но можно взять хорошее, что было во времена Советского союза.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

- Что можете сказать о нынешней системе управления транспорта Челнов?

- Отдел транспорта соединили с отделом ЖКХ - я не понимаю, зачем. Какое ЖКХ имеет отношение к перевозкам пассажиров? Задача этого отдела, чтобы люди ноги не ломали по дороге домой (ходить невозможно по тротуарам зимой), чтобы свет был, улицы и подъезды убирались. Вот чем они должны заниматься. Транспорт должен быть отдельно и напрямую подчиняться мэру города. Должен быть гараж, где автобусы ремонтируют, диспетчеры, как это было во времена «ПАТП». Одно хорошее предприятие, обустроенная база, а не кустарным образом.

- Сегодня вы пользуетесь общественным транспортом? Как можете оценить работу?

- Честно говоря, я мало пользуюсь общественным транспортом. У меня своя машина – это раз. Во-вторых, я не езжу на автобусах, потому что сердце кровью обливается. Не то обслуживание пассажиров. Моя супруга однажды пришла домой в слезах. Рассказала, как ее чуть не выгнали из автобуса из-за проездного. Извините, но он ей положен и гарантирует проезд. Таких случаев полно, я уверен, что не первый, кто о таком рассказывает. Поэтому я думаю, что не буду ездить на автобусе, лучше на своей машине потихоньку.

«Транспорт практически прекратил движение - не было топлива. Милиция, скорая не могли выезжать на вызовы»

Ангелина Самцова

Комментарии

Оставьте первый комментарий