1,2 млн человек составит население Камской агломерации к 2050 году, прогнозируют в Институте пространственного планирования РТ. К этому времени количество трудовых ресурсов вырастет до 763 тысяч человек, а уровень ВТП на всю территорию увеличится более чем в четыре раза. Города при этом плотнее свяжут транспортными магистралями, а Бегишево может стать крупным пересадочным узлом в формате аэрополиса.
Такие прогнозы и предложения звучат в проекте мастер-плана, который в эти дни проходит обсуждение. По сути, это стратегический документ, который выступает неким флагманом в развитии всей территории Закамья на ближайшие 25 лет. На днях наработки представил Олег Григорьев, директор Института пространственного планирования РТ. Основные тезисы услышал и Chelny-biz.ru. Что будет с демографией и трудовыми ресурсами, как будет развиваться производственная логистика, транспортная инфраструктура, жилищная политика, как видят природно-рекреационный каркас и где есть точки развития – подробнее далее.
КАК РАБОТАЛИ НАД МАСТЕР-ПЛАНОМ
«В ГРАНИЦЫ АНАЛИЗА КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ МЫ ВКЛЮЧИЛИ МАМАДЫШСКИЙ, ЗАИНСКИЙ, САРМАНОВСКИЙ И МЕНЗЕЛИНСКИЙ РАЙОНЫ»
Свое выступление Олег Григорьев, директор Института пространственного планирования РТ, начал с пояснения, что такое мастер-план и для чего он нужен. По его словам, в той практике, которая до сих пор имела место быть в России, мастер-план принимался как документ высокого уровня, который определяет общие принципы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, решает стратегические задачи для больших территорий. В проекте Камской агломерации специалисты старались провести две линии: социально-экономическое и пространственное развитие территории. Григорьев объяснил, почему ни генплан, ни Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не решают поставленных задач.
- Генеральный план никак нельзя соединять с ПЗЗ, с нашей точки зрения, потому что разный темп работы с документами, разное назначение. Тем более, для такой территории как Камская агломерация сделать единовременно ПЗЗ невозможно - они устареют на следующий день после принятия, - пояснил Григорьев.
Есть несколько документов, которые формально описывают границы Камской агломерации, подчеркнул Григорьев. Это, в том числе, приказ Минэкономразвития РФ, который определяет Набережночелнинскую агломерацию, и стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, где обозначена Камская экономическая зона.
- Все они, естественно, друг с другом не совпадают, - рассказал Григорьев. - В границы рассмотрения Камской агломерации мы частично включили Мамадышский, Заинский, Сармановский и Мензелинский районы (в названных выше документах этих муниципалитетов не было, - ред.). И в этих границах смотрели производственные связи, передвижение населения, как действительно эта территория работает, в каких пределах есть интенсивные экономические связи. Проектные предложения сделаны по всей территории агломерации.
Институт пространственного планирования выделил три ядра Камской агломерации: Набережные Челны, Нижнекамск и Елабугу. Периферийная зона, представленная Тукаевским, Мамадышским, Заинским, Сармановским, Мензелинским и Менделеевским районами, в меньшей степени участвует во всех процессах.
Перед тем, как внести первые наработки в документ, специалисты встречались с населением, представителями крупных предприятий, органов власти, профильных ведомств. Кроме этого, в течение года работала онлайн-платформа, где можно было оставить свои пожелания, рекомендации, высказать мнение о том, как территория должна развиваться. Порядка 300 предложений поступило, которые тоже учли при разработке.
Сейчас институт заканчивает второй этап - разработку проектных решений мастер-плана. Дальше передадут на рассмотрение и согласование, только потом документ вынесут на утверждение.
- Здесь все-таки более оптимистично смотрим на то, как уложить документ в правовое поле республики, это уже пройдено с Казанской агломерацией. Надеемся, что в течение года мы пройдем путь согласования и утверждения документа, - отметил Григорьев.
Работа началась с детальной аналитики по количеству трудовых ресурсов, миграционным потокам, транспортному вопросу, экологии, рекреации и многим другим. Данные получали разными исследовательскими методами. Например, ставились камеры на перекрестках, использовались данные сотовых операторов и т.д. Несколько главных направлений из проекта мастер-плана – ниже.
ЧТО БУДЕТ С ДЕМОГРАФИЕЙ
«МЫ СЕБЕ СТАВИЛИ ЗАДАЧУ, ЧТОБЫ ТЕРРИТОРИИ КАЗАНСКОЙ И КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ТЕРЯЛИ НАСЕЛЕНИЕ»
В целом, по данным Института пространственного планирования картина такая: в Камской агломерации проживает порядка 1,1 млн человек. В ведомстве уточняют, что официальная статистика выдает на 22 тысячи больше. Но здесь применили другую методику подсчета (в том числе через обезличенные данные мобильных операторов), и она, по словам Григорьева, более точная и всегда показывает расхождение с официальными цифрами. Но это «хороший инструмент, который демонстрирует, что реально происходит по переселению», утверждает он.
По прогнозным расчетам, число проживающих на территории к 2050 году должно вырасти до 1,28 млн человек. Григорьев назвал эту цифру труднодостижимой, ведь коэффициент рождаемости при этом должен увеличиться с 1,37 до 1,75. Поэтому это, скорее, миграционный прирост, без которого не получится достигнуть показателя. Сейчас динамика миграции из других субъектов Российской Федерации достаточно высока, но количество прибывших в Камскую агломерацию за 10 лет реально уменьшилось.
По подсчетам специалистов, через 25 лет население в агломерации вырастет следующим образом: в Челнах будет проживать 565,1 тыс. человек (сейчас 544 тыс.), в Нижнекамске 311,4 тыс. (276 тыс.), в Елабуге – 100,3 тыс. (86 тыс.), в Заинском районе 52,8 тыс. (52 тыс.), в Менделеевске 37 тыс. (30 тыс.) и т.д. Рекордные прогнозы дают по Тукаевскому району: здесь численность населения должна вырасти в два раза – с 51 тыс. человек до 100,8 тыс.
- Мы себе ставили задачу, чтобы территории Камской агломераций не теряли население, чтобы они могли обеспечить жителей рабочими местами, достойным жильем, и отток населения не был бы столь существенным.
КАК УВЕЛИЧИТЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
«ЭТО ДОСТАТОЧНО БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ В РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ЧАСТЬ ИЗ НИХ ИМЕЮТ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ»
Объем валового территориального продукта на всю агломерацию по итогам прошлого года составил 1,2 трлн рублей, а через 25 лет ожидают 5,6 трлн. При этом в общем объеме ВТП на Челны закладывают 33%, а на Нижнекамский район – больше, 36%. Рост ожидают за счет промышленности, нефтедобычи, торговли, научной деятельности и туризма.
Что касается численности занятых в экономике: по итогам 2023-го года это 600 тыс. человек, а к 2050-му должно составить 763 тыс.
- Это при условии того, что численность населения вырастет до 1,2 млн, - уточнил Григорьев.
Основную долю занятых в агломерации заложили Челнам – 44%.
Как отметил Григорьев, Казанская агломерация по трудовым ресурсам подросла за 10 лет на 4%, а вот Камская агломерация потеряла 1%. Такой же минус у Альметьевской. В целом наблюдается достаточно серьезная тенденция по стягиванию населения ближе к Казани за счет остальных территорий Республики Татарстан.
Григорьев отметил, что необходимо выстраивать кадровую политику трудовых ресурсов таким образом, чтобы она была связана с образовательной системой полного цикла и качественной корпоративно-жилищной инфраструктурой на льготных условиях, на условиях найма. Нужно привлекать иностранных специалистов, работников из других регионов, а также побуждать выход на трудовой рынок незанятого трудоспособного населения. Последняя категория – «это достаточно большой процент людей, которые не задействованы в реальной экономике», уверен Григорьев. «Часть из них имеют статус самозанятых, но реально не ведут никакой деятельности».
По данным ведомства, масса молодежи из агломерации уезжает получать образование в столичные города страны. Поэтому необходима разработка стратегии под названием «Камский университет». Она должна отвечать реальным потребностям агломерации. Речь идет о связи образования с конкретными производственными предприятиями.
- Это не только промышленные профессии, но и промышленный дизайн, педагогика, медицина. И в итоге к 2035-му году постепенно нужно подбираться к созданию автономного Камского университета - учебной организации, которая перехватывала бы молодежь и оставляла ее на территории агломерации, - отметил планы на перспективу Григорьев.
Трудовая миграция на территории на данный момент выглядит следующим образом. Елабуга собирает ресурсы из Мамадышского и Менделеевского районов, значительная часть едет из Челнов. В Нижнекамске работают люди из Елабуги, Челнов, Заинска и Камских полян. А Челны притягивают к себе трудовые ресурсы со всей агломерации – Мамадыша, Менделеевска, Сарманова, Заинска, Мензелинска и других городов. Все рабочие из этих территорий подтягиваются к «КАМАЗу».
ПРОИЗВОДСТВО И КЛАСТЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ
«ВСЯ ТЕРРИТОРИЯ АГЛОМЕРАЦИИ РАЗБИТА НА РАСЧЕТНЫЕ РАЙОНЫ, И МОДЕЛЬ РЕКОМЕНДУЕТ ГДЕ-ТО ДОБАВИТЬ НАСЕЛЕНИЕ И РАБОЧИЕ МЕСТА»
Камская агломерация является крупнейшим промышленным центром Татарстана. Существенная доля производств сейчас находится в ТОР Набережных Челнов, Менделеевска, Нижнекамска, либо ОЭЗ «Алабуга». Есть минимум четыре крупные кластерные темы: нефтегазохимическая (это «Аммоний», «Аммоний-2», «Нижнекамскнефтехим», «Этилен-600») машиностроительная («КАМАЗ», «ЕлАЗ») деревообрабатывающая («Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», КБК имени Титова, «Хаят Кимья» и «Зеленая долина» в Заинском районе) и агропромышленная («Заинский сахар», «Челны-мясо» и другие). Кластеризацию учитывали при разработке рекомендаций для размещения новых площадок и роста населения.
- Здесь главный расчетный инструмент, главный помощник - это балансовая модель, математическая, которая работает на свертке нескольких показателей: насыщенности территории рабочими местами и доступности для работающего населения, - сказал Григорьев. - Модель просчитывает варианты оптимального размещения населения и мест приложения труда с учетом существующей и проектной транспортных сетей, предприятий, инженерных сетей, мощностей обеспечения ресурсами. Вся территория агломерации разбита на расчетные районы, и модель рекомендует где-то добавить население и рабочие места.
В основном речь идет о территориях Челнов (северо-восточной части города), Нижнекамска, Елабуги и Менделеевска.
- Большие площадки, по которым решение уже принято, в районе Нижнекамска - это технологический парк «Синергия», «Этилен-600», ОЭЗ «Зеленая долина», логистический парк Дэн Сяопина. Площадки на севере - это развитие «Аммония» и ОЭЗ «Алабуга». Мы рассматривали возможность размещения в районе Камских полян площадки по глубокой переработке зерна. Здесь эффективнее разместить предприятие, а все-таки не в максимальной близости к существующим площадкам Нижнекамска, - отметил Григорьев.
ЧТО С ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
«ПОТЕНЦИАЛ У КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КАК ЛОГИСТИЧЕСКОГО УЗЛА - ОГРОМНЫЙ»
Вопрос транспортной инфраструктуры – особый для разработчиков мастер-плана. Специалисты видят недостаточную связность городов между собой, низкое качество радиальных дорог, дефицит развития железнодорожной инфраструктуры.
- Камская агломерация выгодно расположена и на железнодорожных, и на транспортных, и на водных путях – это говорит о высоком потенциале как логистического узла.
Огромное значение имеет железнодорожное сообщение, отмечает Григорьев. Прежде всего, грузовое, учитывая перспективные объемы отгрузки по всем ключевым предприятиям Нижнекамского промышленного узла, начиная от «Танеко», заканчивая логистическим комплексом им. Дэн Сяопина ОЭЗ «Алабуга».
- Коллеги из компании «Транспортный алгоритм» смоделировали работу всего железнодорожного узла с оценкой объемов нагрузки, с оценкой того, где нужно увеличить пропускную способность путей общего и необщего пользования, а где оптимизировать существующие процессы на станциях, - пояснил директор института.
Ключевые мероприятия подразумевают:
· увеличение локомотивного парка, штата локомотивных бригад и работников железнодорожных станций;
· развитие станции «Тунгуча», изменение технологии формирования поездов и локомотивных тяговых плеч;
· строительство дополнительных путей на станции «Круглое поле»;
· строительство второго пути на перегоне «Круглое поле – Никашновка – Биклянь», «Агрыз-Тихоново» (возможен вариант со строительством разъездов и двухпутных вставок протяженностью 44 км).
Что касается развития городского рельсового пассажирского транспорта, в Набережных Челнах и Нижнекамске предлагается продолжить развитие сети городского трамвая.
Григорьев в презентации озвучил и другие предложения по улично-дорожной сети Камской агломерации. Например, выход из Нижнекамска в продолжение проспекта Мира до М-12, выход из промзоны в районе Иштеряково в Тукаевском районе. Заложена схема с южным обходом Челнов от северной части города до восточной. Он получается эффективным с точки зрения перенаправления транзитных потоков, появляется возможность, не заходя в город, проехать с одного конца до другого, отметил спикер.
- Есть определенные затруднения на северо-востоке Челнов, там, где мы не видим возможности дополнительных коридоров. Есть определенные затруднения движения на дамбе - и в направлении Елабуги, и в сторону Челнов, но оно в пределах нормы, и открытие обхода Набережных Челнов и Нижнекамска должно снизить нагрузку на дамбу - прокомментировал директор института.
По информации республиканского института, порядка 60% населенных пунктов не обеспечены межмуниципальными маршрутами. Поэтому разработаны предложения, которые соединяют районные центры Мензелинска, Сарманова, Заинска, Камских Полян. Заложили и кольцевые маршруты, которые объединяют Елабугу, Нижнекамск и Набережные Челны.
- Эта схема ляжет в основу комплексной системы организации дорожного движения как некая база для того, чтобы у нас не распалась организация движения на отдельные районы. Это будет такая верхнеуровневая схема, которая говорит о том, как связать все территории агломерации межмуниципальным транспортом, - отметил Григорьев.
ГДЕ СТРОИТЬ ЖИЛЬЕ
«НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЕЙЧАС ДОНОРАМИ ДЛЯ ЯДЕР АГЛОМЕРАЦИИ»
В мастер-плане указывают, где и в каких объемах предполагается развитие жилой застройки.
- Модель распределила общий объем застройки на территории агломерации, исходя из оптимального размещения мест приложения труда и мест проживания людей. Набережные Челны – это порядка 4,6 млн кв.м и 34 тыс. человек, Тукаевский район - плюс 3,4 млн и 65 тыс. человек, Нижнекамский район - плюс 4,7 млн, 182 тыс. человек.
Основные площадки для строительства жилья в Нижнекамске - это 33-й, 48-й, 50-й, 52-й микрорайоны, территория «Грин хаус парка» на берегу Камы, в Елабуге - микрорайон «Центральный парк». В Набережных Челнах – это Замелекесье, а также территории, которые расположены на юго-восточной территории (за проспектом Яшьлек).
Сложившаяся застройка, которая тоже требует внимания и занимает особое место в составе мастер-плана, - площадки СНТ.
- Летом пустеет Нижнекамск, люди живут в СНТ на берегу Камы, население выезжает восточнее от города. Набережные Челны переезжают на лето в северо-восточную и юго-восточную части. Это те СНТ, которые сегодня используются как второе жилище, определенная часть населения проживает здесь круглогодично. Перед разработчиками мастер-плана стоит задача - создание условий для проживания на этих территориях.
СНТ, которые требуют особого внимания: в Челнах это «Прикамье», «Дизелист», в Нижнекамске - «Мичуринец», «Строитель», «Медик», «Индустрия».
- Это СНТ, которые являются территориями индивидуального жилищного строительства, они занимают порядка четырех тысяч гектаров. Поэтому нужно решать задачи по обеспечению территорий необходимой инфраструктурой, - отметил спикер.
При этом нельзя забывать те сельские территории, которые сейчас являются донорами для ядер агломерации: Сармановский и Нижнекамский районы, напомнил Григорьев.
- Здесь тоже нужно очень пристальное внимание и очень взвешенное отношение к этим территориям, которые должны включаться и в предоставление участков для многодетных, в повышение доступности социальной инфраструктуры, общественного транспорта. Для сельских территорий мы тоже должны создавать условия, почти равные территориям ядер агломерации, чтобы люди оттуда не уезжали.
ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС И ТУРИЗМ
«МАМАДЫШ, МЕНДЕЛЕЕВСК И МЕНЗЕЛИНСК ОБЛАДАЮТ ОГРОМНЫМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ. НАДО ЭТОТ ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ»
Григорьев в своем выступлении уделил отдельное внимание теме высокой экологической нагрузки. Мастер-план содержит конкретные рекомендации по зонам приоритетного проведения лесовосстановительных и лесоразводительных работ. Особенно это важно для Нижнекамска. Есть предложения по приданию охранного статуса Корабельной рощи и по проекту защитных лесов, которые окружают производственную зону. Они должны появиться в северо-восточной части города, от промзоны до Камы.
Отдельные требования будут к промпредприятиям, поскольку территориально это большие площадки – нужны современные озелененные и благоустроенные зоны для работы и отдыха сотрудников, а также промышленного туризма.
- Это большая задача, которая тоже прописана в материалах.
Есть масса проблем с выбросом загрязняющих веществ, уточнил Григорьев.
- Основное направление - внедрение наилучших доступных технологий на предприятиях. Часть предприятий это сделала, часть - это больше половины - пока еще только движется в этом направлении.
Григорьев пояснил, что речь идет о КЭР - комплексном экологическом разрешении для предприятий первой категории, при котором предоставляются льготы, инвестиционный налоговый кредит, иная поддержка от федеральных структур. КЭР позволяет снижать те выбросы, которые мы имеем на сегодняшний день, пояснил он.
- Не очень хорошая проблема с поверхностными водами, здесь тоже огромные задачи по ливневой канализации, по приведению в порядок стоков. В рамках мастер-плана представлены проектные предложения по строительству и эффективному управлению ливневной канализацией.
Кроме того, по данным ведомства, отмечается загазованность при магистральных территориях.
Большая тема - по введению туристической тематики в рамках Камского потока – это крупная туристско-рекреационная подзона. Здесь необходима концентрация объектов рекреации и туризма, работа с ландшафтом, наращивание услуг, которые пользователи должны получить, подчеркнул спикер.
В материалах мастер-плана есть несколько конкретных предложений по развитию яхтенного туризма – это и яхтенный порт в Набережных Челны, яхтенная марина рядом с островом Хорошим в районе Нижнекамска, которые продолжают тенденцию, заложенную Казань-мариной в Лаишево и концепцией развития речных сервисов в Казани. Есть и предложения по развитию инфраструктуры речного транспорта - развитие речного вокзала в Мамадыше, Елабуге и Мензелинске, установка дополнительных дебаркадеров.
- Есть предложения по речным маршрутам, по городским велосипедным маршрутам, по территории культурного наследия Елабуги, Мамадыша, Менделеевска. Часть из этих проектов курируется республиканским Фондом развития городов Татарстана, с ними тоже мы активно сотрудничаем, - отметил директор института.
В прибрежной зоне Камы проектируется порядка 820 гектаров новых общественных пространств, 210 гектаров объектов туризма и рекреации, 1700 гектаров территории для лесовосстановления и лесоразводительных мероприятий.
- Мамадыш, Елабуга, Менделеевск и Мензелинск обладают огромным привлекательным культурным наследием. Надо этот потенциал реализовывать. Если Елабуга уже известная точка притяжения туристов, то менее раскручены Мамадыш, Менделеевск и Мензелинск. А там тоже масса объектов, которые представляют огромный интерес. Предполагается включение их в определенные маршруты, мероприятия, чтобы эти объекты можно было показывать и работать с ними.
ЛОКАЛЬНЫЕ ТОЧКИ РАЗВИТИЯ
«Я НАДЕЮСЬ, МЫ ДОСТИГНЕМ ТАКОГО РАЗВИТИЯ, КОГДА У НАС ПОЯВИТСЯ АЭРОПОРТ С ПЕРЕСАДОЧНЫМ УЗЛОМ»
Олег Григорьев на презентации отдельно рассказал, как может развиваться территория Бегишево при прохождении ВСМ – как крупный транспортно-пересадочный узел в формате аэрополиса. По примеру московского и казанского аэропортов, когда в непосредственной близости развивается жилая застройка, торговые и выставочные кластеры и другие объекты.
- И предпосылки для развития в этом направлении нужно сохранять уже сейчас и нужно определенное планировочное решение с учетом вот такого варианта развития. Пусть не при нашей жизни, но при жизни наших внуков. Я надеюсь, мы достигнем такого развития, когда у нас появится аэропорт с пересадочным узлом, выставочным и торговым кластерами, а также жилым микрорайоном. То есть полноценный кластер, который мы видим при московских аэропортах, в направлении которого развивается и Казань. Порядка 8 млн кв.м недвижимости, порядка 30 тысяч рабочих мест, 45 тысяч жителей и так далее. Так это может выглядеть в будущем, когда у нас есть транспортно-пересадочный узел, когда у нас есть несколько терминалов в аэропорте Бегишево, вторая взлетно-посадочная полоса, деловые и выставочные центры.
Другой пример - территорию в районе ЖК «Озеро» предлагают отдать под общественный центр, речь идет об улице Карьерной.
- Площадка, которую сейчас занимает улица Карьерная в Челнах, по своему расположению могла бы стать неким общественным центром. По планировочной структуре – это идеальное место для развития городского центра с переформатированием территории вокруг него, - пояснил Григорьев. - С тем, чтобы в Набережных Челнах появилась активная застройка, активный общественный центр с размещением штаб-квартиры «КАМАЗа», торговых центров и так далее. Возможно, это появится здесь.
В перспективе, как считают разработчики мастер-плана, и развитие прибрежной территории Камы – начиная от Нижнекамска и до Челнов.
- Мы видим здесь развитие такой общей рекреационной территории вдоль побережья от Нижнекамска до Набережных Челнов с появлением всевозможных небольших объектов на первом этапе, с дальнейшим развитием лучших технологий на территории промзоны. Здесь могут появиться и достаточно большие объекты с санаторным комплексом, гостиницами, кемпингами, яхтенной мариной. То есть территория могла бы стать рекреационным центром для всех трех ядер агломерации, - пояснил Григорьев.
Альфия Андросенко
Аноним
Гуля
Снег кружится
Житель