В Набережных Челнах сегодня презентовали новую маршрутную сеть, над которой с лета трудились московские эксперты из Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Документ составляли исходя из опроса горожан и профессиональных исследований. По сути, эксперты подтвердили жалобы, на которые долгие годы указывали челнинцы и которые каждый раз упорно опровергали чиновники, демонстрируя личные поездки на общественном транспорте, выходя в рейды и якобы внезапные проверки. В итоге получили 11 трамвайных маршрутов и 10 автобусных, рекомендации сократить интервал в часы-пик до 10 минут, а работу транспорта продлить до 23 ночи. В общем, реформа Наиля Магдеева вошла в новую стадию: с другой маршрутной сетью, с новым автопарком и с подготовленной (правда, не до конца) инфраструктурной базой. После Нового года станет понятно, насколько верно рассчитали москвичи маршруты и как услышали специалистов местные власти.
С ЧЕМ ПРИШЛИ
«ВСЕ ЖЕ ХОРОШО, С 2003-ГО ГОДА МЫ ГОРОД ВОЗИЛИ. Я НА ЭТУ ТЕМУ УЖЕ СПОКОЕН»
Городской общественный транспорт сегодня обслуживают две муниципальные организации «Горкоммунхоз» и «Электротранспорт», а также «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина. Впрочем, последнего уже не считают за полноценного игрока: часть водителей перешли в МУП, остальные дорабатывают срок с перевозчиком. Свой уход с рынка Тятюшкин обозначил эмоционально: «Контракт завершается и все… до свидания!». Сегодня он рассказал, что водителей «перетаскивают» в МУП с лета. Автопарк «Пассажирских перевозок», которые обслуживали город долгие годы, распродают, кто-то ушел на вахту.
– В парке около 80 единиц. Закончим контракт и будем думать. Я никогда не унывал и сейчас не буду. Не пропадем. Все же хорошо, с 2003-го года мы город возили. Я на эту тему уже спокоен, - прокомментировал сегодня Николай Тятюшкин.
Таким образом, предполагается, что со следующего года в автограде будут работать две муниципальные конторы. На сегодня в парке автобусного перевозчика 135 единиц НЕФАЗов, 44 из которых буквально на прошлой неделе вручил Рустам Минниханов.
На территории «Горкоммунхоза» реконструированы и доработаны существующие боксы и ремонтные зоны, построена автоматическая мойка. Были организованы четыре конечные станции – «Мясокомбинат», «Улица корпорации Хайер», «Тула-2» и «Улица Шамиля Усманова». Из них две уже функционируют, по двум работы завершат к концу года. Здесь организовали санузлы, кафе для питания, медпункт, кассу. Параллельно велась работа по инфраструктуре для пассажиров: на 52 остановках появись информационные табло (пока работают в тестовом режиме) и освещение. В следующем году табло установят еще на 100 остановках, а также оснастят их видеокамерами. Появилось специальное приложение, где в онлайн-режиме можно отслеживать передвижение техники.
Как доложил Фарид Салахов, сегодня штат водителей МУП укомплектован, численность составляет 216 человек. Это позволяет задействовать на маршрутах все 135 больших автобусов.
– Особое внимание мы уделили вопросу автобусного движения. Здесь есть вопросы, связанные с выделенными полосами, – обозначил сегодня сити-менеджер. – У нас их достаточное количество, при этом не было механизмов контроля. В этом году уже оснастили шесть своих автобусов системами «Паркон-а», которые выявляют тех, кто нелегально перемещается по автобусной полосе. Кроме того, мы стационарные камеры, которые сегодня работают на контроль скоростного режима, будем применять для фиксации нарушителей.
Большое значение, как отметил сити-менеджер, имеет также и вопрос оплаты в общественном транспорте. Сегодня, к слову, лишь 10% пассажиров оплачивают свой проезд наличными.
Салахов озвучил данные по опросу среди горожан, который проводили в конце прошлого-начале текущего года. 42% опрошенных просили увеличить количество автобусов большой вместимости, 27% – изменить маршрутную сеть, 16% – увеличить время курсирования до 23 часов, еще 15% жаловались на отсутствие расписания движения.
– Второй по популярности ответ натолкнул нас на мысль о том, что пришло время разрабатывать новую маршрутную сеть, совершенствовать ее с учетом того, что все-таки у нас и город увеличивается, появляются новые микрорайоны, – продолжал рассказывать спикер.
На разработку нового документа город направил 15,2 млн рублей, в числе заявившихся было семь компаний. В итоге победителем стал Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта из Москвы. В их портфеле: разработка маршрутных сетей Курска, Хабаровска, Пскова, Уфы, Казани. Набережные Челны специалисты изучали с начала лета.
К ЧЕМУ ПРИШЛИ
«НЕ ВЫХОДИТ ЕХАТЬ БЫСТРО ПО ПЛОХИМ РЕЛЬСАМ ПЛОХИМ ТРАМВАЯМ. ЭТО БОЛЬШОЙ МИНУС»
К чему пришли эксперты? В НИИАТ рассказали, что в первую очередь был проведен анализ текущей сети и выявлены болевые точки.
– Я не буду говорить, что текущая сеть совсем плохая или совсем что-то с ней не так. Да, у нее есть свои плюсы, есть свои минусы, потому что она была сформирована на базе небольшой такой, стихийной, наверное, работы. Но так или иначе время двигаться вперед настало, – обозначила Татьяна Михеева, заведующая отделом комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ».
Специалисты компании проводили опросы на улице, обзванивали челнинцев, изучали пассажирский трафик, замеряли транспортные потоки на ключевых магистралях. В результате была разработана специализированная модель, по факту - цифровой двойник города. Он отображал, как перемещаются люди, автобусы и машины, в каких местах есть заторы. Среди минусов текущей сети эксперты отметили высокий уровень дублирования маршрутов, перегруженность центральных магистралей, низкую доступность для маломобильных граждан, высокий износ трамвайных вагонов и рельс, несоблюдение расписания, неудобный режим работы, а также… микроавтобусы.
– Есть большая доля автобусов малой вместимости. Есть сложности с организацией приоритета движения общественного транспорта, – перечисляла Михеева. – То есть, хоть и есть выделенная полоса, все равно на ней так или иначе оказывается личный автотранспорт, и из-за этого не получается инфраструктуру задействовать нужным образом. Это плохо. И при этом мы видим, что на маршрутах эксплуатируются транспортные средства малого класса вместимости, срок действия которых уже на грани. Эти изношенная техника не очень удобная, не очень хорошая.
Михеева коснулась и вопросов электротранспорта. Плюсом эксперты обозначили то, что трамвайная сеть обособлена на всем протяжении пути и это «дает очень большой потенциал».
– Это дает возможность использования стабильной системы каркасного транспорта за счет трамваям, – продолжала Татьяна Михеева. – Потому что у него и большая провозная способность, и, может быть, в теории большая скорость. По факту - для этого есть все предпосылки. Но мы при этом понимаем, что эти предпосылки сейчас не соблюдаются, потенциал в полной мере не реализован ввиду высокого износа.
Власти автограда, вероятно подкрепившись вердиктом специалистов, только недавно открыто заявили, что износ сетей превышает 70%, а подвижной состав давно требует замены. На эти цели Челнам необходимо 10 млрд рублей.
– За счет того, что изношен подвижной состав и инфраструктура, тот потенциал средней скорости, который может быть обеспечен, здесь реализовать пока не получается – потому что не выходит ехать быстро по плохим рельсам плохим трамвая. Это большой минус. То же самое касается тяговых подстанций и кабельной сети… – продолжала спикер.
По данным НИИАТ, сейчас среднее время поездки челнинцев составляет 25 минут. «Для такого города как Челны – это очень хороший показатель», добавила Михеева. В Автозаводском районе, например, это время составило 24 минуты, в Центральном – 25, в Комсомольском – 28.
– Сейчас самым предпочитаемым видом транспорта является личный автомобиль. Это на самом деле не очень хорошо и связано с высоким уровнем автомобилизации. Понятно, что людям комфортнее сесть в свой автомобиль и поехать, но они не думают таким образом о других. Наша задача сейчас сделать так, чтобы приоритет общественного транспорта сыграл именно за счет эффективности, за счет повышения его качества обслуживания, – выступала Михеева.
Эксперты замеряли степень удовлетворенности транспортом общего пользования по 10-балльной шкале. В Челнах средний показатель – шесть баллов.
– Это умеренно хорошие показатели, но мы не можем закрывать глаза на проблемы, – добавила Михеева.
Так, в первую очередь жаловались челнинцы на низкую регулярность движения утром и поздно вечером, а также загруженность подвижного состава в пиковые часы.
– То есть автобус есть, но не уехать. В том числе из-за того, что, например, используется автобус малого класса. В маршрутку не залезешь, ждешь другую, она не приехала, а может приехала, но тоже уже забитая. Это плохо. Так быть не должно. И поэтому мы здесь как раз сформировали предложение по увеличению класса обслуживания, то есть установке автобусов большой вместимости на тех маршрутах, где высокие пики производительности и пассажиропотоки. Отдельный момент связан с тем, что неудобный, может быть, некрасивый, изношенный подвижной состав. В городе, который растет, развивается, ну нехорошо, когда транспорт в таком состоянии находится. Такой запрос от жителей тоже есть. И мы его учли. <…> Мы понимаем, что для того, чтобы сделать транспорт привлекательным, важно сделать так, чтобы в него было приятно сесть, в нем было приятно ехать.
Новая сеть во многом основана на существующих маршрутах, поэтому основные направления движения остались. Маршруты трамвая в новой сети не меняются, но при этом снижается уровень дублирования между трамваем и автобусами. Для удобства НИИАТ предлагает новую нумерацию: от одного до 10 для автобусов и от 16 до 27 – для трамваев. При этом НЕФАЗы будут курсировать по маршрутам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 10, маршрутки же останутся на 8 и 9.
– Водители будут устроены в МУП «Горкоммунхоз». Есть необходимость на двух маршрутах использовать автобусы малой вместимости. Как раз там они будут работать, – пояснил Фарид Салахов, – на своей технике. Закупка малых автобусов именно для муниципального предприятия не планируется.
Как подчеркнул Салахов, все автобусы будут принимать оплату различными способами, их треки будут отображаться в мобильном приложении города и на табло на остановках.
Ожидается, что за счет увеличенной частоты движения, средний интервал составит от 10 до 15 минут. А продолжительность работы общественного транспорта будет с 5 до 23 часов. Новая сеть, к примеру, увеличивает число маршрутов, курсирующих в Замелекесье, – с четырех до шести.
Тем временем, город вышел в Госкомитет по тарифам с предложением повысить стоимость проезда до 45 рублей – решение пока не принято. Фарид Салахов тем не менее подчеркнул, что себестоимости тарифа сегодня составляет 71 рубль. Получается, что сейчас 36 рублей выделяет город в качестве дотаций. В 2022 году, к примеру, на эти цели бюджет направил 71 млн, в 2023-м – 168, в 2024-м – 328 млн.
– Конечно, будут выделяться средства на улучшение инфраструктуры: на табло, остановочные пункты. Есть планы по изменению некоторых разворотов и съездов в рамках улучшим проезды наших общественных транспортов, автобусов в большой вместимости. Вся эта работа ведется и будет вестись, – подытожил сити-менеджер.
Лилия Хамитова
Снег кружится