Конкуренция за людской ресурс среди городов Закамья становится реальным толчком для развития общественных пространств. Челны в этом проигрывают, считает урбанист Любовь Егорычева. «Если раньше я говорила, что это второй город после Казани, то сейчас сильно сомневаюсь», - говорит она. У нас нет, к примеру, мастер-плана, который мог бы снять самые острые вопросы с точки зрения развития города, нет места для креативной индустрии, которая в некоторых странах движет ВВП, а «у людей с экспертным мнением нет открытого микрофона».
Куда стоило бы присмотреться городским властям, что не так с Прибрежным, над которым работали казанские архитекторы, и как позиционировать 400-летние Челны, которые еще недавно были молодым автоградом? Подробнее об этом - в интервью с урбанистом, дизайнером интерьеров, художницей, куратором проекта «Том Сойер Фест» Любовь Егорычевой.
«ИЗНАЧАЛЬНО НАШ ГОРОД ГРАМОТНО СПРОЕКТИРОВАН, И ПРОФЕССИОНАЛАМ ОСОБЕННО БОЛЬНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, ВО ЧТО ОН ПРЕВРАЩАЕТСЯ»
- Любовь, раньше в Челнах, недолгое время, существовал градсовет. Его до сих вспоминают, как нечто обнадеживающее на тот момент. Это была единственная за долгие годы площадка, где профессионалы могли высказываться относительно освоения той или иной территории. Сейчас этого нет, архитекторы возмущены. Люди вашего сообщества находят возможность выразить свое мнение?
- Я не застала градсовет в Челнах, но периодически прихожу на городские слушания, когда обсуждаются городские проекты создания новой среды. Помню, когда люди возмущались после обсуждения генплана. Много было негодований в комментариях о том, что люди не знали, когда будут слушания. Оказывается, что информацию публикуют в газете, о которой мало кто слышал. Если будет выстроен честный и открытый диалог, то тогда люди будут ощущать это честное желание их услышать. Мы хотим, чтобы общество было неравнодушным, но у желающих проявить себя нет площадки, нет своего рупора и инструментов влияния.
Что касается, сообщества моего профиля. Зная, что скажут «А кто ты такой, ты точно знаешь, как это должно быть?», я получила урбанистическое образование в РАНХиГС по курсу «Городские проекты для креативных индустрий». В Аргентине креативная индустрия – это основной источник ВВП в стране, они научились на этом зарабатывать. Люди придумывают что-то новое и делают из этого экономические модели. У нас креатив воспринимается наравне с хипстерством.
- Но при этом стало много блогов с подобным профилем, даже в Челнах есть.
- Принцип партисипации, иными словами - соучастия. Сейчас мы находимся на таком этапе урбанистики, когда общество готово участвовать в развитии городской территории. Люди стали больше внимания обращать на городскую среду и больше в этом разбираться. В Набережных Челнах вообще мало подобных мероприятий, такая практика еще не устоялась, но предпосылки имеют место быть. Так, застройщик «Талан», заявив о планах на участок на Раскольникова, делал соучаствующее проектирование, компания нанимала социологов, работала с разными группами населения. Я была приглашенной на это мероприятие. И когда меня спросили о городе, я получила свое право голоса и меня внимательно выслушали. Честно - было ощущение сеанса психотерапии, наконец-то я была услышана. Так же и для любого жителя Челнов, кого волнует будущее города – это целебная практика, которая влияет на его ощущение качества жизни в городе. Не факт, что все его предложения применимы, но когда человек ощущает, что его мнение важно, к нему прислушиваются – он становится не только потребителем этой среды, но и человеком, который влияет на ее формирование. Считаю, что это влияет и на отношение к городу, в котором он живет, и на самоощущение: мне здесь нравится и чувствую, что могу на что-то положительно влиять. А это взрослая позиция, потому что у кого есть права, есть и обязанности.
Когда городской активизм не переходит в фазу созидания, то переходит в застоявшуюся позицию своей правоты. Но если ничего не делаешь, то остаешься у разбитого корыта. Когда осознаешь, что помимо твоего мнения есть еще куча скрытых процессов и не всегда все получается идеально, то начинаешь делать то, что от тебя зависит. Недостаточно просто писать в комментариях с предложениями, важно иметь возможность делать.
- К концу этого года будет завершена работа по мастер-плану Камской агломерации. Есть подобные локальные документы у отдельно взятых городов – мы видим, что в Нижнекамске разработали свою стратегию, в Менделеевске. Знаем, что урбанисты всегда выступают за мастер-план (генплан это все же более технический документ), но в Челнах его, например, нет. Нужен ли он нам?
- Да, есть некий тренд на разработку мастер-планов городов – это такая более сложносочиненная история. Он более актуален, потому что подразумевает, в том числе, не только планировку, инженерию, назначение объектов, но и социально-экономическую стратегию. Таким образом мы можем понять, что в ближайшие пять-десять лет может появиться в городе, то есть будущее становится ожидаемым. Тогда житель понимает, становится ли пространство соразмерно его амбициям в плане развития. И соответственно формируются планы - оставаться жить в этом городе или нет. Ему создают видение будущего в городе, где он впоследствии выстраивает свои долгосрочные планы.
Изначально наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он сейчас превращается. Я тоже была на слушаниях генплана города, было много критики, которая связана с тем, что в процессе с жителями эти проектируемые решения не обсуждались. Вероятно, мастер-план снял был многие вопросы.
- Сейчас многие города Закамья идут по пути развития креативных индустрий. В Челнах это возможно?
- Наблюдаю за Нижнекамском, Альметьевском, Менделеевском и тем, какие проекты там рождаются вместе с градообразующими предприятиями, вижу, что имидж этих городов меняется. Если раньше я говорила, что Челны – это второй город после Казани, то сейчас сильно сомневаюсь, можно ли так сказать (я не имею в виду масштабы населенного пункта). По имиджевой составляющей они уже с нами хорошо конкурируют.
Идет активная конкуренция между регионами за людей – власти думают, что предложить жителям, какие сценарии, чтобы здесь жить. Хороший пример – Альметьевск, где создали, например, индустриальный сквер рядом с городской котельной. Они выбрали развиваться за счет креативных индустрий, формировать имидж города, в том числе, для его жителей. Градообразующему предприятию Альметьевска нужны эти люди, чтобы они не уезжали в столичные города. Поэтому здесь начали создавать среду, и это не про работу и школу с садиком. Этим креативным развитием занимаются не альметьевские специалисты, они их нанимают и грамотно работают с локальностью этого места. На нескольких обычных панельках есть муралы, где изображены работы, которые основаны на татарских сказках, на локальности этого места. Водят экскурсии по этим панельным домам. Помимо этого делают резиденции художников, лаборатории, городские проекты, где любой желающий горожанин может в этом поучаствовать. Они создают такие сценарии, где креативность можно развить. Да, это делают приезжие специалисты. Но взойдут эти первые ростки, а дальше это будет уже альметьевский креатив. Они уже открыли школу креативных индустрий на 10 тысячах «квадратов». Вовремя ставят на рельсы параллельную экономику, основанную на деньгах нефти, которая через несколько лет будет пополнять их бюджет. Это стратегический подход.
- Какие проекты поддерживает челнинская команда урбанистов?
- У нас работает парковая команда Челнов от Института развития городов РТ, но при мэрии города. Проводят масштабные праздники: гастрофест, фестиваль «Точка» и другие. Они работают с челнинскими сообществами, подключают участников. Для людей креативной сферы – это площадка для проявления. Разнообразие этих мероприятий может быть большим. Есть потенциал для таких событий, нам не хватает культурной жизни в городе, в основном это привозные артисты. Есть возможность привлекать новые творческие единицы.
Почему креативный кластер называется кластером? Потому что это большая территория, где сочетаются разные единицы творческих индустрий. Они между собой коммуницируют и вместе придумывают, рождают новые проекты и коллаборации. У нас такого пространства в городе нет. Есть молодежные центры, но если тебе 35+ и ты придешь туда со своими идеями, то будешь им не интересен.
«ПО-НАСТОЯЩЕМУ МЫ МОЖЕМ ГОРДИТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕМ, ЧТО ДЕЛАЛИ ЗДЕСЬ АРХИТЕКТОРЫ И ХУДОЖНИКИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»
- Неоднократно слышали от местных архитекторов, что их не привлекают к крупным проектам по типу реконструкции парка Прибрежного или набережной Табеева. Обычно над ними работают казанские специалисты, но с позиции властей это понятно – процессы по всей республике выстраиваются централизованно и в единой концепции. Что думаете по этому поводу?
- В Челнах когда-то был Союз архитекторов, сейчас его нет. К сожалению, у людей с экспертным мнением нет площадки, нет открытого микрофона, через которые они могли бы влиять на городские решения. Да, крупные объекты и проекты реализуют не челнинские архитекторы, хотя именно они обладают локальным патриотизмом – иначе говоря, где родился, там и пригодился. Я много общаюсь с архитекторами, и они высказывают разочарование: когда много лет старались, занимались общественной деятельностью (это называется сдаешь кровь городу), а потом это стало ненужным.
Хорошо, что над новыми проектами благоустройства работают профессиональные команды, которые много общаются с жителями и сообществами. Да, они делают достойные проекты, побеждают с ними на конкурсах. Но по-настоящему, я считаю, мы можем гордиться только тем, что делали здесь архитекторы и художники, которые работали с городской средой в советское время - это Ильдар Ханов, Борис Рубаненко.
К примеру, на фасаде мэрии, до которой рано или поздно доберется капремонт, шикарный камень. Я переживаю за него, ведь его чем-нибудь обошьют, а он должен остаться. Это советский модернизм, здание не надо переделывать в современный «космолет». У нас есть привычка все перестраивать, однако важно бережно относиться к тому, что было построено до нас, переосмыслив к современным реалиям. То, что было создано до нас, нужно актуализировать, а не перечеркивать и отказываться.
- Часто от жителей Челнов можно услышать фразы типа «город безликий и серый», «не за что глазу зацепиться». Вы разделяете это мнение?
- В своем telegram-канале я ссылаюсь на статью одного архитектора «Очеловечивание: руководство для создателей нашего мира». Автор критикует архитектурное сообщество, которое строит эти утилитарные здания: «Стремление к визуальному разнообразию на самом деле является биологической потребностью, заложенной в нас, как в людях. Утверждается, скучные здания представляют реальную угрозу для нашего психологического благополучия». Он предлагает оценивать эти здания через «скучнометр». Но я люблю наше советское наследие, я даже хочу, чтобы оно сохранилось в нашем городе. Этот принцип застройки был принят из-за быстрой урбанизации. Кроме того, тогда действовал декрет об архитектурных излишествах, о том, чтобы упразднить их – мол, не надо нам такой красоты. Строили попроще и побольше, а сейчас нам эта эстетика снова становится нужна. Например, я езжу за ней в другие города с исторической частью. Все детство провела у бабушки в Чистополе, а это купеческий уездный город с архитектурой 19-го века. Я понимаю, что это очень красиво, стоит уже больше 100 лет, и оно построено гораздо лучше, чем то, что строится сейчас.
Но на самом деле, мне нравится идея, которая была заложена в Набережных Челнах изначально как белого города. На фасадах были размещены работы советских художников. Мы живем в Челнах с ощущением, что у нас город молодой, нет в сознании такой практики сохранения. Эпоха поменялась, все затянулось рекламными баннерами, появляются элементы, которые формируют новый облик города. Но беспокойство людей связано с тем, что по генплану не понятно, как город будет выглядеть в будущем, есть ли у него стратегия, есть ли осознанное движение в формировании внешнего вида в том числе как имиджа города.
- Специалисты часто выражают мнение о том, что у Челнов нет центра города, вы с этим согласны?
- У нас центр растянутый, нет такой улицы как в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде. Я предполагаю, так вышло из-за того, что не получилось реализовать прошлый генплан. Начиная от площади Азатлык в сторону торгового центра Sunrise City должна была быть объединенная территория, то есть сам центр. Началась хаотичная застройка. В центре города строятся торговые центры, а театры – у леса, в поселке ЗЯБ. Тот же татарский драмтеатр как космический аппарат, приземлившийся в старом части города, смотрится чужеродным. В этом же здании сделали коворкинг, но он так и не заработал. Возможно, нужно было работать с жителями этой территории, чтобы оно стало их местом.
- Есть улица Центральная, к примеру, не растянутая, с историческим духом. Но она не стала привлекательной.
- Мы не осознаем, что нам сейчас сохранять, не понимаем, что наследовали. Центральную сохранили как дань месту. Половину улицы делать кинематографичной – для чего? Это смотрится нелогично - как будто ее сюда воткнули. Люди не приходят здесь гулять, а идут на набережную Тукая. Что там делать?
- Что сейчас нужно сохранять, по-вашему?
- К примеру, сейчас разрушаются скульптуры Ханова, которые простояли более 40 лет, приходит пора их ремонтировать. Можно получить консультации у казанских специалистов, получить экспертизу, рекомендации. Мы обсуждаем варианты решений, исходя из того, как мы осознаем это наследие - ценно это или нет.
- Архитекторы завершают работы по благоустройству Прибрежного парка. Место становится одним из самых посещаемых, но вместе с тем вокруг объекта множество споров, которые касаются в том числе озера Лесное.
- Это мое самое любимое место в Челнах. Я рада, что у нас за пять минут из города можно попасть в лес - это психотерапевтически хорошо действует. Здорово, что его благоустроили, но где-то перестарались. Кажется, что как будто и не нужно столько благоустройства. Есть опасения: а хорошо ли экосистеме от такого наплыва людей? В выходные там уже какой-то майдан происходит. Я видела, как, например, танцевальные коллективы устраивают там родительские собрания, приезжают с колонками, шумят, не думая о том, что могут кому-то мешать. Ведь люди приходят в парк, чтобы послушать лес, отдохнуть. Мы общались с руководителем парков Челнов, говорили о том, что нужно начинать уже сейчас регулировать эти процессы, потому что в парке много людей, мы стали друг другу мешать. Нужно выстраивать правила этой коммуникации. Кроме того, многим не нравятся катамараны на озере - это большой триггер.
И опять мы возвращаемся к теме общественного дискурса. Нет желания друг друга слышать, не только выпустить пар на городских слушаниях, запротоколировать и на этом все. Мы не разговариваем друг с другом, и поэтому у нас на озере появляются пластиковые цветные лебеди. Раньше здесь водились бобры, а сейчас картина иная. Получается, мы выселили обитателей, потому что пришло благоустройство, поселили пластиковые катамараны, которые несоразмерны озеру. У нас достаточно катамаранов на побережье Камы. Можно на озере запустить деревянные лодки, ладьи, но нас об этом никто не спросил.
Замечаю, что в Прибрежном приготовили много саженцев деревьев, но параллельно много чего вырубили. На набережной Табеева повырубали 20-летние березы, потому что кто-то посчитал эти деревья порослью. На косе волнорезов растет облепиха, которую архитекторы видели, как смысловую часть проекта, а сейчас ее срезают.
Вообще городу не хватает зелени. Заезжаем в Прибрежный, где «Тулпар» - с одной и с другой сторон вырубили деревья.
- Есть крупные площадки – это территории заводов ЗЯБ и ЗСК – которые долгое время были местом проведения неформатных мероприятий. Молодежь переживала и переживает, что их лишают части жизни. Такие объекты, мы знаем, любят урбанисты и так называемые креативные сообщества.
- Скорее всего, ЗСК ждет такая же история, как и ЗЯБ. Раньше на территории завода проводили диджей-вечеринки. В этом плане у нас город очень стерильный, настолько чистый во всех отношениях. И с точки зрения риск-менеджмента в Челнах пресекаются подобные события. В этом, конечно, есть ядро здравого смысла, но в то же время таким образом рубятся на корню уникальные проекты, которые рождаются на территориях нашего города. Может есть смысл продумывать какие-то меры безопасности для таких мероприятий, чтобы не маргинализировались такие общества.
Эпоха клубной жизни в Челнах ушла, сейчас она трансформируется. Участники, которым это интересно, перетекают в другие формы, но как будто становятся нелегализованными. Это субкультуры, которые имеют право на развитие. Если это кажется опасным, тогда давайте совместно решать, каким образом сделать это безопасно. Нужно общаться и договариваться, а не просто запрещать и закрывать. Возможно, в нашем городе не хватает коммуникаторов, которых слышит администрация. Если налаживать коммуникации и создавать доверие между участниками этих процессов, то тогда возможностей для развития будет больше.
«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ СЕБЯ КАК 400-ЛЕТНИЙ ГОРОД, ТО ДАВАЙТЕ КОПАТЬ. ЭТО ВОПРОС РАБОТЫ С ТЕРРИТОРИЕЙ»
- Может ли яхтинг стать неким символов города, есть ли здесь потенциал? Недавно Сhelny-biz.ru сообщал, что исполком хочет изъять землю у парусной школы «Навигатор».
- 50 лет яхтингу в Челнах. Я 38 лет живу на берегу Камы и не имею возможности попасть на воду. У нас такая среда, что мы можем на реку только смотреть. Хотя в 1990-е годы мы перемещались по воде. Я выросла на метеорах, чувствуя запах воды, песка и сосен – это мой культурный код. А сейчас развитие детского парусного спорта держится на честном слове. Те яхтсмены, которые занимались раньше, они уже все взрослые люди, но после них, по сути, нет смены. Когда я выкладываю сторис, что где-то ходила под парусом в Челнах, меня спрашивают: «Где это, я тоже хочу?». Мой интерес в том, чтобы в городе появился яхт-клуб в удобном месте, чтобы выросло новое поколение детей, воспитанное в духе самостоятельности, ответственности и умении работать в команде. Я вижу, что развитие яхтинга в Набережных Челнах идеально сформировало бы имидж города. У нас на гербе города парусник и вода. И если бы крупные предприятия увидели в этой идее потенциал, то яхтинг действительно серьезно работал бы на имидж города. К слову, в 1989 году уже был концепт проекта яхт-клуба, но время было переломное, поэтому он не реализовался. Как раз пришло время вернуться к этому вопросу.
- Что думаете про 400-летие Набережных Челнов. Как позиционировать эту дату в молодом, как вы говорите, городе?
- Объявили юбилей города, но сами еще не знаем, как позиционировать историю Челнов. Недавно представляли его как автоград, который развивался с 1960-х годов, а здесь, оказывается, в дореволюционное время у Стахеевых стояла своя пристань. О том, что церкви построены на деньги Стахеевых, мы узнаем только сейчас… Под такие даты, конечно, необходимо проводить археологические раскопки, и тогда будет, чем удивлять. А сейчас мы пытаемся представить, какими были Челны 400 лет назад. На основании каких артефактов мы можем узнать о том, что здесь была городская жизнь? У нас недостаточно этих исследований, но если мы хотим позиционировать себя как 400-летний город, то давайте копать. Это вопрос работы с территорией.
Альфия Андросенко
Местный