Самое высокое здание в Набережных Челнах могло появиться чуть ли не 50 лет назад – в автограде проектировали 25-этажный объект вдоль первой дороги. Здесь, рядом с заводами, должна была разместиться генеральная дирекция «КАМАЗа». Проект, по сути, копировал разработку аналогичного объекта АвтоВАЗа – визитную карточку Тольятти.
На месте гипермаркета «Лента» советские архитекторы «посадили» еще один проект «КАМАЗа» – полигон со вспомогательными элементами и объектами, а в 53-м комплексе – патриотический центр с парашютной вышкой. Орловская церковь могла стать частью школы архитекторов, а вместо строящейся соборной мечети «Джамиг» должен был появиться памятник Владимиру Ленину.
Chelny-biz.ru собрал 10 нереализованных проектов советской эпохи.
СПОРТИВНАЯ АРЕНА НА 40 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
Одним из самым масштабных нереализованных проектов по праву можно считать спортивный комплекс вдоль проспекта Чулман. Его стоимость по тем временам оценивалась в 13 млн рублей. Объект должен был появиться прямо напротив участка пересечений Чулман – Вахитова. Сейчас это пустырь между школой «Адымнар» и ипподромом. Судя по всему, ипподром как раз должен был войти в состав комплекса. Проектировали дворец на пять тысяч зрителей. Трибуну должен был накрывать монолитный железобетонный купол, диаметр которого составил бы 115 метров. Вокруг дворца был запроектирован ряд спортивных сооружений. Газеты тех времен писали, что здесь же должна была появиться главная спортивная арена города с трибунами на 40 тысяч мест, комплекс открытых бассейнов, а также крытый, помещения для спортсменов, хозяйственный блок, около десятка спортивных площадок.
Интересно, что в 1984-м его строительство даже было начато: были забиты сваи. Но на этом стройка, увы, остановилась.
ДВУХЪЯРУСНЫЙ БУЛЬВАР ОБЩЕГОРОДСКОГО ЦЕНТРА
Не менее масштабный - проект бульвара-эспланады в общегородском центре Набережных Челнов, который должен был появиться между улицей КАМАЗ-мастер и проспектом Сююмбике. Первые упоминания о нем датированы серединой 70-х. По задумке это была большая торгово-пешеходная зона в два яруса. Верхний пешеходный уровень поднят на шесть метров и расположен на одном уровне с главной торгово-пешеходной улицей и театральной площадью. В нижнем – остановки общественного транспорта, гаражи-стоянки, выставочный зал, инженерные сооружения. Его проект был разработан московским ЦНИИЭПжилища, авторским коллективом под руководством академика, народного архитектора СССР Бориса Рубаненко.
Композиционно центр включал в себя центральную городскую площадь с примыкающими к ней бульваром с общественными зданиями, главную пешеходную торговую улицу, культурно-зрелищную площадку с театром, дворцом культуры и другими объектами. Здесь же планировали разбить центральный городской парк. Выбор этого участка был не случаен: планировка, благодаря расположению на самой высокой точке рельефа, позволяет увидеть его с Камы, тогда рассказывали проектировщики местности.
Силуэт бульвара должны были формировать четыре монолитные высотки башенного типа, стоящие вдоль пешеходно-торговой улицы и у центральной городской площади (в итоге был построен лишь дом 19/01).
Но времена изменились и проект канул в лету. Кстати, площадь стоянки на мосту у мэрии и некоторые объекты вдоль улицы КАМАЗ-мастер – как раз элементы нереализованного проекта.
ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ НА МЕСТЕ МЕЧЕТИ «ДЖАМИГ»
Именно здесь – в условном центре – в будущем планировали проводить общегородские митинги и демонстрации. Неслучайно празднование 1 мая и 7 ноября в 1986-м году перенесли из старой части города в новую.
Подразумевалось, что демонстрации будут проходить от проспекта Вахитова вдоль бульвара и до территории мэрии (чуть ли не до проспекта Беляева). Здесь в районе строящейся соборной мечети «Джамиг» должен был появиться памятник Владимиру Ленину. Работу по увековечиванию вождя мирового пролетариата должен был выполнить советский скульптур-монументалист Исаак Бродский.
«Памятник должен вписываться в окружающую среду, зависеть от характера самого города. То есть, образно выражаясь, он должен иметь своеобразный адрес, чтобы все могли понять – он соответствует именно Набережным Челнам и никакому другому городу, – рассказывал журналистам знаменитый скульптур. – Хочу сказать, что чествую большую ответственность, что именно мне доверено быть автором памятника Владимиру Ильичу в Набережных Челнах. Ленинская тематика – не нова для меня, но к ней каждый раз надо подходить по-новому».
АЛЛЕЯ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
Началом общегородского центра должен был стать парк Победы. Здесь была запроектирована Аллея трудовой славы, где планировали увековечивать имена выдающихся камазовцев и ударников всесоюзной стройки. Эскизный проект советских архитекторов напоминает существующую городскую аллею парка, правда, она носит название Аллеи Героев. Здесь установили бюсты 11 героям Советского Союза, погибшим в Великую Отечественную войну или умершим после войны, жизнь которых была связана с городом.
Кстати, на территории парка Победы (ближе к ШШК) в 80-х годах планировали построить детское кафе-мороженое. Но этот проект, к сожалению, не сохранился.
РЕСТОРАН НА 300 МЕСТ
Здесь же в парке, в районе, примыкающем к Автозаводскому проспекту, планировали построить ресторан на 300 мест. Двухэтажное здание с цокольным этажом проектировался в форме шестигранника. К его граням примыкают трехэтажные трапециевидные блоки, где планировали разместить производственные цеха, складские помещения, комнаты администрации. Трапеции вышележащих этажей имеют меньшую площадь, чем нижние, за счет чего на фасадах со стороны производственной зоны образуются три террасы. На цокольном этаже здания планировали разместить бар на 50 посадочных мест, попасть сюда можно было бы как с улицы, так и изнутри помещения.
Максимальная вместимость ресторана в зимний период – 300 мест, в летний – 450. К ресторану примыкает бассейн и искусственный рельеф, образующий три террасы, которые в случае необходимости использовались бы для летней посадки или сезонной торговли.
«В отделке здания планировали применить естественный камень. Наружные стены по всему периметру облицованы травертином, за исключением стен под витражами, которые отделаны черным гранитом. Витражи – из черного металла с алюминиевыми штапиками, – писали тогда газеты. – Интересно решены интерьеры зала ресторана и бара. В их отделке использован травертин с декоративными элементами из цельных пород дерева, подвесные алюминиевые потолки и вставками из цветного органического стекла; деревянные панели, искусственная кожа».
ДОМ АРХИТЕКТОРОВ
Коллектив «Челныгорстороя» в свое время планировал приступить к строительству школы архитекторов, которая должна была разместиться на территории Орловской церкви (официально храм Космы и Дамиана). Она должна была стать одним из элементов будущей школы. В 1989 году главный архитектор ДСК рассказывал СМИ, что здесь появятся учебные классы и мастерские для занятий будущих архитекторов и художников. Планировалось создать зимний сад, класс ландшафтной архитектуры.
ГЕНДИРЕКЦИЯ «КАМАЗА»
В районе нынешнего ИТ-парка, ближе к заводам, планировали «посадить» 25-этажное здание генеральной дирекции «КАМАЗА». Проект дублировал аналогичный объект АвтоВАЗа. Сегодня в Тольятти оно считается самым высоким объектом города. Его торжественное открытие состоялось 15 декабря 1995 года, хотя каркас здания начали сооружать еще в конце 1960-х – начале 1970-х годов, почти одновременно со строительством самого автозавода. Но достроить в советское время так и не получилось.
В Челнах за проект браться не стали. В итоге камазовская дирекция долгие годы размещалась в 4-м комплексе на проспекте Мусы Джалиля и только в 2007-м переехала в нынешнее здание. Кстати, его проект – работа Вячеслава Нилова, который долги годы работал на автогиганте в должности заместителя директора по капитальному строительству.
ПОЛИГОН ЗАВОДА
Понятно, что многие нереализованные проекты связаны с автогигантом. Так, в 1986 году группа сотрудников главного архитектора завода под руководством Георгия Иванова создала проект музейно-информационного комплекса. Он мог появиться на территории между Московским проспектом и Машиностроительной улицей. Сейчас здесь разместился гипермаркет «Лента».
В проект был заложен небольшой полигон для демонстрации возможностей камазовской автотехники. Маршрут экскурсии завершался у объекта, который в некоторых случаях мог выполнять роль сцены, а дальше – по заводским корпусам автомобильного завода.
КОМПЛЕКС ДОСААФ
Еще один нереализованный проект – центр ДОСААФ «КАМАЗа». Речь о нем зашла в начале 90-х. Объект должны были разместить на территории Нового города на пересечении Автозаводского проспекта и улицы 40 лет Победы в районе 53-го комплекса. Он предназначался для организации военно-патриотической и оборонно-массовой работы на «КАМАЗе» и в городе, развития технических видов спорта, совершенствования и развития материальной базы комитета ДОСААФ.
Проект предполагал комплекс зданий и сооружений. В их числе Дом военно-технического обучения, лабораторный корпус и парашютная вышка.
К сожалению, изображения макетов не сохранились.
БОРОВЕЦКАЯ ЦЕРКОВЬ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗОНА ГОРОДА
В начале 80-х годов, встал вопрос сохранения исторической зоны города. Обсуждали Центральную улицу на ГЭСе, территорию Боровецкой церкви и ее окрестности с частным сектором. Согласно сохранившемуся макету, архитекторы планировали сохранить первозданность территории для привлечения туристов. Планировалось облагородить местный родник, разместить ремесленные мастерские. Судя по макету, облагородить планировали и береговую зону. Но, как известно, ни первый, ни второй проекты реализованы так и не были.
Материалы предоставлены Александром Чухонцевым, хранителем истории «КАМАЗа».
Лилия Хамитова
Вадим
Сергей
Василий Алибабаевич
Коренной
Вадим
Вадим
Руслан
Руслан
Гульнара
Ла
Злой