Новости
Подробно

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

03.04.2024, 16:00

Медеплавильный завод на Шильне, казни на Боровецком роднике, высадка красных партизан на берега Камы – эти и другие детали из истории Набережных Челнов может рассказать Дмитрий Русин. Алтарник Свято-Вознесенского собора занимается краеведением и проводит экскурсии для желающих. Он может рассказать множество историй о предках современных челнинцев, которые те слышали от дедов. Про расстрелы и репрессии, про подвиги и героизм. Привычные места обретают новые смыслы, начинают восприниматься по-другому. Как церковнослужитель увлекся историей, в чем видит задачи хорошего экскурсовода и что думает о предстоящем праздновании 400-летия Челнов – он поделился с Chelny-biz.ru во время прогулки у «хамадеевского» Боровецкого родника, который и мы теперь видим несколько иначе...

ОБ УВЛЕЧЕНИИ ИСТОРИЕЙ

«ПУСТЬ НЕ СОХРАНИЛОСЬ КАКИХ-ТО ПАМЯТНИКОВ, НО ТЫ НА МЕСТЕ РАССКАЗЫВАЕШЬ ЛЮДЯМ, КАК И ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИЛО»

– Дмитрий, как вы взялись водить экскурсии по Челнам, служа в храме?

– Мне самому, моим друзьям это показалось очень интересно. Они меня и надоумили, что можно этим заняться. Я служу в храме, увлекаюсь историей и вожу экскурсии как по церквям, так и в целом по городу. Интересующий меня период – времена гражданской войны и репрессий. История города, связанная с «КАМАЗом», она, по большому счету, всем известна и широко освещена. А вот период до и во время революции – он мало кому известен. И я этим занимаюсь. В частном порядке, при поддержке нашего храма. Бывает, паломники приезжают, бывает, школы просят провести экскурсию.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Что показываете?

– Если есть возможность, я начинаю с края города – с родника у домика лесника и до Сидоровки. Кто-то хочет только здесь, в Боровецком – им рассказываю историю этого села.

– Каково это – рассказывать об истории города, в котором не так много сохранившихся исторических мест? Насколько вообще экскурсии востребованы в Челнах?

– Я не официальный канал, и это не мой бизнес. Я просто пишу у себя в соцсетях, что готов провести экскурсию, и люди откликаются. То есть определенный запрос есть. Пусть не сохранилось каких-то памятников, но ты на месте рассказываешь людям, что здесь располагалось, как и что здесь происходило. Например, тут, на Боровецком роднике, во время гражданской войны расстреливали людей. И уже как-то по-другому смотришь на это место. Или, например, что за камень стоит у родника? На старых фотографиях он попадается. А это часовенный камень. В Елабуге, например, по дороге у порта много таких. На нем, как правило, стоял крест. Любопытно было бы отвезти его на экспертизу. Я рассказываю про местных священников, про их семьи, показываю фотографии (Дмитрий показал несколько четно-белых снимков – ред.). Несколько лет назад сын этого мальчика был еще жив.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Вы сотрудничаете с музеем? Нам известно, что вы нашли редкие кадры, которые сейчас там хранятся.

– Иногда сотрудничаем. В частности, когда я писал свою научную работу в духовной семинарии об истории Боровецкой церкви, мне на глаза попалось упоминание о документальной пленке, на которой показана высадка в нашем городе во время гражданской войны десанта «красных» партизан. Эту пленку снимал известный оператор Эдуард Тиссэ. Он известен по работам с Сергеем Эйзенштейном. Здесь он был в составе штаба Красной армии, и у него была задача еще и фиксировать происходящее на пленку. Часть его работы попала в фильм Дзиги Вертова «История гражданской войны» (знаменитый советский кинорежиссер, который снял, например, «Человек с киноаппаратом»). И в этом документальном фильме есть примерно пять минут высадки красноармейского десанта в районе Набережных Челнов. Найти пленку оказалось не так уж и трудно, надо было просто вплотную заняться этим вопросом. Корни были в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Нужно было найти карточку, съездить туда. Правда, в карточке было указано, что высадка в районе Мензелинска. Что такое Челны в те годы? Маленькое село. Но известно, что отряд высадился именно здесь. Так что я поехал в архив, нашел и сделал черновую запись на телефон с экрана. А потом я обратился на «КАМАЗ», они заинтересовались, выкупили эту пленку и привезли сюда. Сейчас она находится в историко-краеведческом музее Челнов.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– А что на ней можно увидеть?

– На самом деле трудно понять, что это Челны. Понятно, что там нет как таковых видов – домов, церквей. Они были не интересны автору. Важна была сама высадка, участники. Но видны окрестности. Это действительно достоверная пленка. Посмотрите (Дмитрий показал распечатанные раскадровки – ред.), вот они садятся на корабль, вот высаживаются в районе Челнов. Много любопытных деталей тут, на самом деле. Например, на корабле флаг «Антанты». Почему? Начинаешь искать источники. Оказалось, что в наших краях были очень серьезные речные бои, целые эскадры кораблей, на берегах стояли батареи. Есть много свидетельств. Здесь воевал командир красной Волжской флотилии Раскольников, в честь которого названа улица, со стороны белых был адмирал Смирнов. И вот оказалось, что за белых тут воевали британские добровольцы под флагом «Антанты». Так что это был хитрый ход – белые увидели бы флаг и подумали бы, что это свои.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

О 400-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ ЧЕЛНОВ

«ЭТИМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ ВЫПАЛО НЕМАЛО ИСПЫТАНИЙ. ТУТ БЫЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ВОССТАНИЯ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ОНИ СМОГЛИ ТУТ ОСЕСТЬ»

– Город готовится к празднованию 400-летия. Дата вызывает у горожан много споров, все-таки статус город получил в 1930-м. Вы сами, как исследователь, как относитесь к такому определению возраста Челнов?

– Почему нет, почему не 400? Мы говорим о тысячелетии Казани, но это не значит, что тысячу лет назад она появилась в таком виде, как есть сегодня, с Кремлем, мечетью «Кул Шариф», Богоявленской колокольней. Или Елабуга. Понятно же, что тысячу лет назад там все было иначе. Поэтому я считаю, 400-летние Челны – это нормально. Это достоверно известный факт, зафиксированный в государственном архиве, где хранятся документы, где есть запись о крестьянах, которые получили тут земли в 1626 году и основали поселение. Совершенно четкая дата стабильного поселения. Понятно, что статус города Челны получили в 1930 году. Но и Казань, и Елабуга не тысячу лет назад стали городами. Здесь была ничья территория, на которую претендовали башкиры, были проблемы с кочующими народами. Этим переселенцам выпало немало испытаний. Тут были и конфликты, и серьезные восстания. Тем не менее, они смогли тут осесть. Я считаю, это совершенно справедливо считать 1626 год датой основания.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Высказывается такая идея – старую часть города считать Челнами, а новую – Автоградом, и возраст им отсчитывать отдельно. И тогда никаких споров не будет: Челнам 400 лет, Автограду – 55. Как вам такая инициатива?

– Встает вопрос, что считать старой частью города. Боровецкое село – тоже старинное, примерно 1647 года. Во всех частях современного города есть такие села. В середине – Орловка, в районе «КАМАЗа» были Новые Гардали, есть Мироновка, Сидоровка… Понятно, что между Боровецким и Орловкой были поля, но люди тут жили. Понятно, что Бережные Чены – это было крупное поселение. Им еще во времена Российской Империи собирались дать статус уездного города. Это поселение соперничало с Мензелинском, у которого было не такое выгодное положение. Но я не считаю, что Боровецкое, например, можно взять и отбросить. Были и другие села, которых сегодня уже нет.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Какое здание можно назвать самым старым в Набережных Челнах?

– По сути, у нас от старинных зданий, от исторических объектов вообще мало что осталось… На той же Центральной (бывшей Дворянской) их по пальцам можно пересчитать, и многие из них давно потеряли свой первоначальных облик. Кое-что сохранили. Мало кто знает, что там стоит, например, особнячок Стахеевых, в котором сейчас работает стоматология. И получается, что церкви – Орловская и Боровецкая – одни из старейших сохранившихся зданий в Челнах. Поэтому я обязательно рассказываю историю храмов, они свидетели многих событий. Кладбище Боровецкое – тоже интересное место с точки зрения истории, там сохранились надгробия 18-го века, времен гражданской войны. Боровецкое – это последнее село, которое появилось на территории известного нам города. У него своя любопытная история. Это было монастырское село. Здесь была земля, которая принадлежала небольшому Казанско-Богородицкому монастырю – он был в районе Элеваторной горы, но относился к Седмиозерной пустыни недалеко от Казани. В селе постепенно появился один, второй храм, потом рядом выросло село Шильзавод.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Такого на карте сегодня нет…

– На карте Российской Империи 1792 года (показал Дмитрий – ред.) можно увидеть и Боровецкое, и Орловку, и Шильну. А вот этот треугольный значок – медеплавильный завод. Село было за Боровецким мостом, где стоял завод. Можно сказать, «градообразующее предприятие», часть системы горнодобывающей промышленности Российской Империи. Он довольно быстро пришел в упадок, но в свое время активно работал. Боровецкие жители тоже работали там. Сейчас там уже ничего нет, разве что, насыпая дамба в районе Лебяжьих озер и горы шлака, такие медные камешки с дырочками. Любопытное место. Заводские рабочие участвовали в Пугачевском восстании. И гражданская война прошла по этой территории. Многие не знают, но здесь были очень серьезные бои. Мензелинский в то время уезд был житницей, потерять его красные не могли, особенно когда юг отошел белому казачеству. Не даром у нас тут был расположен один из крупнейших речных элеваторов в Российской Империи. Он был под завязку забит зерном. Несколько раз территория переходила из рук в руки – сначала пришли красные, потом белые, потом опять красные… Кровавый был период. На этом роднике, как я уже говорил, расстреливали людей. Недалеко сохранилась могила местного жителя, командира полка Красной армии, который вернулся домой после ранения. Буквально через несколько дней пришли белые, и местные его выдали. Его с братьями пытались повесить, но веревки не выдержали, и его очень жестоко добивали. Буквально через несколько месяцев уже красные убили здесь жену псаломщика церкви из-за того, что ее сына мобилизовали в Белую армию. Тоже была очень жестокая расправа – бросили в дом с детьми гранату, ее застрелили в огороде. И эти два человека похоронены здесь, рядом.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Страшные события… Откуда вы черпаете информацию о них?

– Чем еще интересны церкви с точки зрения истории – раньше они выполняли функции современного ЗАГСа. Были три метрические книги: о рождениях, венчаниях и смертях. И эти книги, слава Богу, сохранились. Это сложно, но в них можно найти очень много информации о судьбах людей. Например, в книгах за 1919-й год записаны по 20-30 расстрелянных в месяц – кто красноармейцами, кто контрреволюционерами. И батюшка записывал все это, местами путался, где-то можно увидеть, что зачеркнута часть слова «контр». Потому что была такая чехарда! Но батюшка отпевал всех. Страшные времена репрессий напрямую коснулись местных жителей. Есть в архиве книга памяти жертв политических репрессий – там около 1800 челнинцев. Часть из них реабилитированы. Это в основном чисто политические статьи. И это только официально записанные. Представляете, сколько людей здесь погибло!

Это было очень суровое время, настоящее испытание для нравственности. В храме Серафима Саровского, например, есть икона Спаса Нерукотворного, она вся изрублена топором. В какой-то момент ее использовал как столешницу мясник. То есть он рубил мясо на столешнице с изображением человека. Даже если он неверующий, странно себе представить, что для таких целей можно использовать поверхность с человеческим лицом. Это говорит о какой-то нездоровой злобе. Гражданская война, репрессии – это было страшное время, об этом нужно рассказывать, чтобы люди поняли, что это не сухая история. Тот же расстрел командира полка – его ведь выдали местные жители. Или убийство матери белогвардейца – кто-то же сдал семью. Представляете, какое было противостояние? Столько историй могут рассказать люди. Тут жила бабушка, она рассказывала мне, как в 14 лет ее посадили в машину, в которой везли зерно, а она так хотела кушать, что ладошкой зачерпнула горсть зерна, съела, и два месяца провела под арестом.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– Вы знакомите людей с историей, основываясь больше не на сохранившихся зданиях, а на накопленных рассказах, на живых примерах.

– В этом смысл – показать, что история касается нас напрямую. Это не просто предмет в школе, это то, что направлено на каждого. Какие страшные моменты были, какие были героические подвиги. Люди, которые переселились сюда в 1626 году, они боролись за эту землю. Или те же Стахеевы – не секрет, что эта купеческая династия много чего построила: Орловский, Боровецкий храмы, в Елабуге столько всего. Говорят, чуть ли не в половине российских губерний что-то да построили Стахеевы. Их экономическая стратегия, отношение к людям, система благотворительности могут быть учебником для любого современного коммерсанта. Когда был неурожай, один из столичных питерских журналистов писал про них: «Интересно поступили Стахеевы. Казалось бы, неурожай, и можно поднять цену повыше. Но они подняли ее лишь настолько, чтобы не быть в убытке, и тем самым помогли сохраниться более мелким производителям».

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

О ПЕРСПЕКТИВАХ ТУРИЗМА В ЧЕЛНАХ

«ПОЧЕМУ НЕ ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК? ИХ У НАС В ГОРОДЕ НЕ ХВАТАЕТ. ДУМАЮ, ЭТИ ЛЮДИ ЭТОГО ДОСТОЙНЫ»

– Что можно посмотреть в Челнах без экскурсовода?

– Можно по Центральной пройтись, составить впечатление, посмотреть храмы, погулять в Боровецком лесу. Но у нас действительно мало что сохранилось. Это очень обидно. И без экскурсовода сложно составить картину. А у нас действительно много чего интересного. Я сам челнинец, мне здесь нравится, я не хочу никуда переезжать. Просто без экскурсовода здесь в историю не окунешься. В Боровецком лесу, например, на старых деревьях можно найти зазубрины. Там собирали в годы войны смолу для разных целей. Местные рассказывают, что они ее еще и жевали, когда есть было нечего. Или на берег Лебяжьих озер можно прийти покопаться в песке и найти медяшки. Откуда? Экскурсовод расскажет, что там был завод, откуда медь отправляли в Санкт-Петербург.

– Какие перспективы развития туризма в Челнах вы видите? Какие точки притяжения можно было бы здесь создать? В тех же храмах, например.

– Может быть, стоило бы развивать это направление на Элеваторной горе. Сам элеватор – старинное здание, он видел войну. Но про него редко говорят, хотя это интересное место. Там даже есть музей хлеба. Или тот же медеплавильный завод. Там тоже можно сделать что-то любопытное, реконструировать, восстановить. Будет классное место. На Центральной, наверное, уже ничего не сделаешь. Хотя особняк Стахеевых, например, сегодня живет. Можно пристальнее приглядеться к тому, что осталось. Я думаю, кому-то это будет интересно. Что касается храмов – все они в свое время были зернохранилищами. Внутри там ни одной старинной росписи, к сожалению, не найдешь. Но знаете, дело тут даже не в памятниках и постройках, а в подготовке экскурсовода: что он покажет, что сможет рассказать, насколько интересно.

«Люди освоили новую землю. Это было выгодно, но опасно. Поставить им памятник было бы прекрасно»

– А к 400-летию? В Челнах нет сейчас никакой привязки к этой дате.

– Действительно, можно было бы создать памятник, посвященный высадке крестьян на этот берег. Место ведь вполне понятное, в районе Элеваторной горы. Оно старше, чем та же улица Центральная. Почему не поставить памятник? Их у нас в городе не хватает. Думаю, эти люди этого достойны. 1626 год – смута только прошла, первый русский царь из династии Романовых воцарился, только-только народ стал приходить в себя, и кто-то решил основать здесь поселение. Понятно, что были определенные преференции. Это было выгодно, но опасно. И тем не менее, они сюда пришли и освоили новую землю. Поставить им памятник – это было бы вообще прекрасно.

Анна Перебаскина

Комментарии
03.04.2024, 18:18

Спасибо, очень интересно!
05.04.2024, 09:12

"Буквально через несколько месяцев уже красные убили здесь жену псаломщика церкви из-за того, что ее сына мобилизовали в Белую армию. Тоже была очень жестокая расправа – бросили в дом с детьми гранату, ее застрелили в огороде." -Помилуйте, бросить !гранату! (заметьте ценный боеприпас) в дом с детьми???!!! Вы серьезно? Да просто бы сожгли дом и все! Зачем так заморачиватся. Ну и сказочники эти "историки"!
07.04.2024, 12:57

Дмитрий

Это свидетельство очевидцев,а не сказки
08.04.2024, 13:07

Момент выглядит спорным, но не забывайте, история преподносит и не такие факты. Бандит дорвался до безнаказанности, белый, красный или зелёный, не суть важно. Он себя так утверждает и не заморачивается расходом боеприпасов. Ещё найдёт! Как там Абдулла говорил: садись на коня и возьми всё, что тебе нужно! Бандит он и есть бандит, не человек.
03.04.2024, 19:26

Для кого новую? Для кого опасную?
03.04.2024, 20:29

Дмитрий

В те времена район Закамья был местом диким и опасным для поселенцев. Правительство стремилось освоить эти земли путем образования тут поселений. У нас реально тут калмыцкие кочевники решали поселенцев и башкирские восстания тут свой след оставили
04.04.2024, 11:53

Эти земли на момент «освоения» уже были освоены Булгарами и Казанским ханством. Новым «осваивателям» тут были не рады, что не удивительно. А из вашего рассказа получается чуть ли не освоение Марса какое-то.
04.04.2024, 15:13

Ну и приведите конкретные примеры из того времени, только со ссылками на источники, материальные подтверждения. Иначе получается голословная обида - как это кто здесь был "раньше нас"? История она дна для всей
04.04.2024, 15:40

ну ты с Ананьенской эпохи начни, потом фино-угормкие племена, потом уже Болгары и потом их уже поглотило Казанское ханство, которое поглотило Московское ханство. А вот именно здесь в Челнах, к сожалению, следы человеческой цивилизации остались от тех времен , про которые и рассказывается в статье
08.04.2024, 13:03

Не может же он себя ананьевцем назвать, не поймут. А самым коренным хочется быть, чтобы других шпынять при случае: дескать, вас здесь не стояло!
03.04.2024, 20:16

Цари это люди, а первостроители автограда потом.
04.04.2024, 08:22

ночной мэр

Дмитрий молодец. ему бы развивать это направление или хотя бы посотрудничать с теми, кто хотел бы заняться развитием туризма в городе. электронный путеводитель создать бы для начала. управление культуры в мэрии не тем занимается. финансирование можно найти легко, одни отговорки у мэрии. читал книжечку Дмитрия, очень познавательно. думаю и сейчас еще ее можно найти в церковной лавке Боровецкого храма. думаю он вполне мог бы написать серьезную книгу по истории Челнов.
04.04.2024, 09:04

Очень интересно!
04.04.2024, 09:14

"Правда, в карточке было указано, что высадка в районе Мензелинска. Что такое Челны в те годы? Маленькое село. Но известно, что отряд высадился именно здесь". т.е., здесь в карточке ошибка))) а вот здесь "Поэтому я считаю, 400-летние Челны – это нормально. Это достоверно известный факт, зафиксированный в государственном архиве, где хранятся документы..." ошибки быть не может?))) ох и лукавый человечек. когда словам визуального нет подтверждения говорить можно, что угодно, типа "видишь суслика? - нет..- и я нет, а он есть". медеплавильный завод? у нас медь добывали? интересное дело, стало быть тогда люди думали, что если хотят здесь алмазы/золото/серебро/медь/уголь/руду добывать, то значит оно должно быть здесь, отсутствие сопутствующих признаков породы/залежей это несущественно)))))))). кстати, а, если уж медь плавили, то для доставки по реке наверное нужна глубина, чтобы судно могло для загрузки подойти, медь ведь не пух, что-то да весит...и где возле с.Боровецкое такие места? как я для себя понял, цель поставлена-под неё и подгоняют факты)
04.04.2024, 10:18

Дмитрий

Я за свои слова отвечаю. Все архивные документы об основании села и о заводе имеются в свободном доступе в гос архиве древних актов. О логистике завода - тема отдельная. Но завод был, и даже на немецких развед картах времен Великой Отечественной войны указаны кстати старые медные рудникив районе челнов.
04.04.2024, 15:41

да вы не спорьте, это эксперт диванный, он и в свое рождение не всегда верит
08.04.2024, 13:01

То есть только челнинцы должны быть исключительно щепетильны и отказаться от юбилея, так как нет визуального подтверждения - не сохранились видосы, отснятые крестьянами на китайские смартфоны. Впрочем, тогда были ещё монгольские смартфоны)))
04.04.2024, 10:59

Эльвира

Круто!!! Хоть кто-то выносит в массы историю!! Как-то пыталась найти в интернете историческую информацию о Н.Челнах - крупицы((
04.04.2024, 13:05

Молодец Дмитрий! Приятно что такие люди ещё есть в Челнах.
04.04.2024, 13:06

Коренной

Правильная статья молодец Русин, интересно читать,мои предки жили еще до революции и сейчас здесь живут и пора прекратить со стороны титульников, не зная материала, искажать факты. Поселение русское и это подтверждено гос. документами.
04.04.2024, 13:50

Дмитрий

Нае мой взгляд, не стоит спорить о том, какой национальности был первый крестьянин, ступивший на нашу землю. Просто это не важно и не полезно. Крестьяне основали поселение, и это главное.
04.04.2024, 13:56

Русский период начинаеться здесь после взятия Казани. Если служишь в храме, напиши Дитрий из чего полы и фундамент залит у церкви?
04.04.2024, 15:18

Да что ты говоришь? Только Казань-то в двух с половиной сотнях км отсюда за Камой и Волгой. Что здесь было в тот момент, большой вопрос. Дмитрий пытается на него ответить, а ты пытаешься его троллить. Кто из вас достоин внимания, думаю, очевидно.
04.04.2024, 19:58

Очевидно пока только то, что вы, любитель всем «ты»кать, ничего не смыслите в географии, и с картами тех времён не знакомы даже приблизительно.
08.04.2024, 10:40

Тыкаю только в ответ на тыканье (посмотрите предыдущее сообщение). О географии вы смешно пошутили, видимо ни разу не ездили Казань - Челны)) И причем здесь карты "тех времён"? Что, реки иначе текли или тайга начиналась? В географии не нужно "смыслить", как вы. Её знать нужно. Начните с малого, поинтересуйтесь расстоянием между Казанью и Челнами.
10.04.2024, 09:33

В Казанское ханство входили и земли современной Башкирии а это 500 и более км.А фундамент и полы Боровецкой церки сделаны из из татарских могильных камней. В 2000 залили все бетоном. Их тоже из Казани привозили когда строили церковь? Это вам про русскоое поселение, так на чьих камнях?
10.04.2024, 15:38

Они вам сейчас про вечную дружбу «Альдермана» с «Евстигнеем» расскажут. У них на все готов ответ.
11.04.2024, 15:08

Судя по написанию имени героя классики татарской литературы, вы, при всей озабоченности древними камнями, не уважаете культуру народа и не цените его мудрость. По-русски тоже с ошибками пишете. Несолидно как-то.
11.04.2024, 15:00

Ну да, а до этих камней ничего не было, только волки по степи шарахались. Ловко получается. А бетоном кто заливал, тоже пришельцы из других мест?
11.04.2024, 17:10

Ага, до Казанского ханства ничего не было, сплошной сферический вакуум. Потомки финно-угров тоже предъявят счёт, на наших камнях ханство появилось. Башкиры также вряд ли будут рукоплескать вашим историческим построениям. Неразумно всё это и опасно, в наше то время.
12.04.2024, 14:32

Не сейте лживые слухи!
08.04.2024, 11:12

И откуда такие сразу вылезают. Крайне им важно, что первый был их соплеменник. Хотя за 500-1000 лет люди так перемешивались, что называть современных итальянцев римлянами просто наивно. А кто-то всерьез думает, что в первом тысячелетии жили такие же народы, что и сейчас. Успокойтесь, это были совсем другие люди, которые не признали бы вас своими и не поняли бы ваших забот.
04.04.2024, 16:49

Шумбай

Не стоит спорить, кто раньше, кто позже, не дело это. Давайте считать, что пришли когда-то в эти края Альмандар с Евстигнеем, два друга, как в «Әлдермештән Әлмәндәр» и стали жить и трудиться честно.
05.04.2024, 08:21

Дмитрий

Дело говорите! Согласен.
05.04.2024, 09:17

Так мы про историю или про мифологию (придуманную для нужд текущей конъюнктуры)?
08.04.2024, 10:44

Шумбай

Э-э, малай, какая тут конъюнктура... Давай еще будем спорить, кто первый ковш вынул на стройке КамАЗа, кто первую плиту положил на стройке Нового города. Что скажут строители? Они работали, не делясь на нации, одной бригадой как братья. Это и есть история. А думаете, тысячу лет назад жили совсем глупые люди, не понимали этого?
08.04.2024, 11:38

Верно, а то выскакивают озабоченные. У одного только русские жили, у другого совсем русских не было. А кто жил еще раньше, чего-то неинтересно. Мало кто себя скифом или сарматом называет, хотя и такие встречаются. Но очень редко и это хорошо.
08.04.2024, 11:55

Дружба народов - это конъюнктура?
08.04.2024, 16:45

Это политический термин. Дружба это всегда нечто личное, индивидуальное. Дружба между городами, государствами, народами это уже инструмент манипуляции. И, рассуждая таким образом, да, в данном контексте это конъюнктурное явление. В то же время история это наука. И достаточно строгая, со своими требованиями к качеству фактов и доказательств. Хоть ее и портили уже не раз те же конъюнктурщики, любители пофантазировать про "Альмандара" с "Евстигнеем".
09.04.2024, 13:18

Руслан

Пьеса про старика из деревни - это, конечно, фантазия, ка и вся художественная литература. Относить ли её к конъюнктуре - ваше право. Однако здесь другая ситуация. В данном интервью рассказывается о результатах реальных поисков. Кто-то пытается их оспаривать, ссылаясь на аргументы "мы тут раньше были всё равно". Такое оспаривание и есть конъюнктура, противоречащая материальным подтверждениям, по сути, научному поиску. И в ответ на это говорят: не загорайтесь, не меряйтесь древностью, чтобы там ни было раньше, надо дружить сейчас. Это нормально, и в этом нет сиюминутности, антиисторичности. А история наука социальная и без конъюнктуры невозможная, это вам не сопромат. Если мы, по вашему вполне аполитичному совету, будем очень строгими в трактовке событий, то опять придём к соросовским учебникам и к истории, котрую нужно срочно забыть и громко стыдиться, по примеру иноагентов. Если проще, нельзя победить в поединке противника, играя по правилам и зная, он, противник, меняет правила, как ему выгодно. А в исторической науке всё так и есть. К сожалению.
09.04.2024, 13:48

Шумбай

Историю люди пишут. И такие сказки сочиняют, куда там Шурале. А мы, хоть не ученые историки, просто дружим и в согласии живем по соседству. И Альмандар с Евстигнеем также дружили много лет назад, хотя, может и звали их по другому. Это наша история, вашей нам не надо.
05.04.2024, 10:07

В музее годами история собирается, надо факты в кучу собрать, и в книги, в туризм, в памятники, в 90-е теплоходы прогулочные приставали на Центральной, люди по городу гуляли Побольше туристической рекламы и маршрутов
19.04.2024, 16:29

Аделя

Ой как интересно то. Думала в Челнах и истории нет, ан нет, вон комментарии не менее интересны, чем сама статья. Книжку нада зайти купить, почитать. Вот про родник удивительно получилось. Для меня это хорошее место, мне там нравится бывать, а там расстрелы оказывается были, но место то чистым ощущается. В комментах про могильные камни в полу церкви написали, а почему так поступили то? Это ж историческое наследие, зачем в бетон закатали? В музей нада было :)