Новый руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев, которому не так давно передал бразды правления «Синей армадой» ее бессменный «рулевой» Владимир Чагин, рассказал о том, как он справляется с нагрузкой, внезапно упавшей ему на плечи. Пилот обозначил и главную задачу, за которую с него, как с шефа, «спросят в первую очередь». Речь идет о результатах, которые «КАМАЗ-мастер» должен обеспечивать на каждом без исключения ралли-рейде. Ответственности добавляют почтенный возраст команды и ее репутация непобедимой. Также Николаев рассказал и про перспективные проекты, которые при удачном стечении обстоятельств могут пойти в серию – их он ведет лично от чертежей до сборки, правда, пока во внеурочное время.
О том, планирует ли Николаев завершить свою спортивную карьеру, как команда пережила уход иностранных спонсоров и ждать ли в следующем году появления боевых грузовиков «КАМАЗ-мастер» на ралли «Дакар» – в интервью Сhelny-biz.ru.
«СВОИМИ ГЛАЗАМИ ВИДЕЛ ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ, КАК НУЖНО РАБОТАТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ»
– Не можем обойти стороной тему вашего назначения на должность руководителя. Думали ли вы когда-нибудь, что можете стать «рулевым» всей команды?
– Я пришел в команду мальчишкой. Начинал с ночного механика, дорос до экипажного. Так как я – картингист, было большое желание стать пилотом и руководство предоставило мне возможность расти. Мной, как пилотом, лично занимался в том числе и Владимир Чагин – он всегда был для меня примером, и я очень старался его не подвести. Новая должность меня поначалу даже шокировала. Решение вышестоящего руководства – генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Анатольевича Когогина – стало большой неожиданностью.
Работа руководителя – большой труд. Команда «КАМАЗ-мастер» отметила свой 35-летний юбилей. Мне удалось поработать с ее предыдущими руководителями, поэтому я своими глазами видел хорошие примеры, как нужно работать с коллективом. Владимир Геннадьевич и сейчас рядом, помогает мне и подсказывает.
– Какая главная задача стоит перед вами, как перед руководителем?
– Ключевые задачи, которые поставило передо мной руководство – спортивные результаты в течение всего сезона. В первую очередь с меня будут спрашивать за это. Я отвечаю за все выезды, формирование экипажей, техники и так далее. С решением, так скажем, внешних вопросов мне помогает Владимир Геннадьевич. Но в течение времени он полностью передаст мне все полномочия, которые касаются этой должности. На мои плечи упала не сразу вся нагрузка и это очень здорово. Понятно, что есть сложности, но это интересно. К тому же все помогают, это важно, чтобы не ударить лицом в грязь.
– Теперь вам, наверное, приходится заниматься и экономикой команды? Каково это – спортсмену «окунуться» в цифры?
– Потихоньку начинаю перенимать и этот блок – директор должен владеть финансовыми вопросами. Но как я уже сказал, не все сразу.
– Удается совмещать подготовку к ралли в качестве пилота и блок руководителя? Планируете ли вы завершать карьеру спортсмена?
– Я остаюсь действующим пилотом. Здорово, что руководство мне предоставило такую возможность. В этом сезоне, где я впервые выступлю в новой роли, естественно, посмотрю, смогу ли я потянуть две сферы деятельности и насколько это будет правильным. Но буду очень стараться со всем справиться. К тому же у нас есть яркие примеры того, как спортсмены совмещали привычную деятельность с руководящей. Например, Владимир Геннадьевич. Сейчас он сосредоточился на большом проекте «Шелковый путь» – это тоже адский труд. До этого он совмещал абсолютно разные аспекты: от командных вопросов до депутатства в Госсовете Татарстана. Конечно, это непросто. У меня пока одно основное направление – команда «КАМАЗ-мастер». Но я также хочу попробовать совмещать работу действующего пилота и руководителя. На это несколько причин. Например, подрастающее поколение еще не в полной мере переняло весь опыт. Нужно многому их научить: как правильно тормозить, разгоняться, входить в поворот. Когда ты показываешь это на своем примере, информация усваивается гораздо быстрее. К тому же, когда ты одновременно руководитель спортивной команды и действующий пилот, понимаешь всю «внутрянку» и проще отвечать на вопросы вышестоящего руководства – мы несем ответственность перед руководством «КАМАЗа», республики и страны. Сам ездишь и на своей шкуре, как говорится, ощущаешь нюансы. Когда перестаешь ездить, понемногу понимание уходит. Автоспорт ведь не стоит на месте.
– Как отреагировала на новость о вашем назначении семья?
– Конечно, все хотят, чтобы их мужья и папы приходили с работы пораньше. У нас, в связи с нашей трудовой деятельностью, много работы и частые командировки. Сейчас семье, наверное, стало вдвойне тяжелее – приходится возвращаться домой еще позже, так как я пока вникаю в новую должность. Очень много совещаний в течение дня, вплоть до позднего вечера. Приходится задерживаться. Но спасибо родным за то, что они все понимают и поддерживают. В плане домашних вопросов нагрузка легла на плечи супруги. Я очень стараюсь уделять время семье и проводить с ней время.
– Сколько костюмов появилось в вашем гардеробе?
– Костюмов не так много, появилось больше рубашек. Формат одежды стал более официальным – внести изменения в гардероб тоже было интересно. Конечно, немного непривычно.
«ИЗ-ЗА УХОДА ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ МЫ НЕ ОЩУТИЛИ ФИНАНСОВЫХ ПОТЕРЬ»
– Как сказалось внешнее давление на техническом оснащении команды? Стоит ли перед вами задача оснастить боевой грузовик отечественными технологиями?
– Эта задача у нас стояла всегда. Мы – российская команда и российский производитель техники, пробуем все, что есть на нашем рынке. Если мы видим, что эта деталь или узел не дает нужного результата, не позволяет конкурировать с нашими соперниками, используем импортные комплектующие. Взять, к примеру, редуктор - там мосты иностранные, а начинка наша. Те шестеренки по своим передаточным соотношениям не подходят под спортивную динамику грузовика, скоростной режим и где-то даже по надежности не тянут. Мы сами все доводим до ума. Автомобиль полностью создан нами в этом центре, начиная с рамы.
– Команда потеряла заметного спонсора – Red Bull – как удалось перекрыть финансовую дыру?
– Наверное, за счет того, что логотип спонсора был хорошо заметен на борту грузовика, казалось, что это – один из основных партнеров команды. С уходом австрийской компании мы, наверное, потеряли не в деньгах, а больше в части медийности, направленной на Европу и другие страны мира. В финансовом же плане появился более серьезный партнер – ПАО «Газпром». Поэтому из-за ухода иностранных партнеров мы не ощутили финансовых потерь. Отмечу, что большинство из них уходили с большим сожалением.
«ТЕХНИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ МЫ ГОТОВЫ, ЧТОБЫ ПРИЕХАТЬ НА «ДАКАР» И ПОБЕДИТЬ»
– Не так давно широкой публике представили календарь команды – в планах принять участие в пяти гонках. Это четыре этапа чемпионата России и один международный ралли-марафон Silk Way Rally. Нагрузка в течение года увеличилась?
– Да, в этом году у команды действительно большие планы. Первый этап чемпионата России пройдет в Астрахани, второй в Волгограде, третий стартует в Томске, и четвертый – Ульяновск. Ответственная и серьезная гонка - ралли-марафон «Шелковый путь». Она пройдет по территории трех стран: России, Монголии и Китая.
– Команда не участвует в ралли «Дакар», пустует ли окошко? Чем его заполняете?
– В прошлом году в ряде соревнований были результаты, которые не совсем нас устраивают. В нескольких гонках первенствовали мазовцы. С точки зрения интереса – здорово, что есть сильный соперник. Но такие результаты сезона нас подстегнули и взбодрили. В этом году мы должны доработать технику и усилить физическую подготовку экипажей, чтобы взять реванш. Мы усиленно готовимся и те окошки, которые у нас появились, заполняем тренировочными сборами. Нужно подтянуться по прохождению песков. Скорей всего, тренироваться будем в другом регионе и процесс займет не один и не два дня. Кроме того, увеличивается и количество маркетинговых мероприятий, что тоже очень важно и ответственно. График у нас плотный.
– Раз мы затронули тему «Дакара»… Насколько реально увидеть «КАМАЗ-мастер» в качестве участников в ближайшее время?
– Команда допускает участие в ралли «Дакар» в 2025-м году. Как ситуация сложится в разных аспектах, мы увидим уже ближе к гонке. Но технически и физически мы готовы, чтобы приехать и победить.
– Следили ли вы за ралли в этом году? Как поменялся расклад сил в забеге грузовиков с уходом «КАМАЗ-мастер»?
– Конечно, как и любому спортсмену своей дисциплины, который не может участвовать в соревнованиях по тем или иным причинам, нам интересно наблюдать за тем, насколько наши соперники ушли в техническом плане. Сколько участников заявилось в грузовом зачете, в категории джипов и мотоциклов – мы следим за всеми категориями, за регламентом, условиями. Отмечу, что в «Дакаре» особенно поменялась навигация. Ралли стало более «марафонским». В этом году организаторы сделали на этом акцент – внедрили спецучасток «48 часов», где участники ехали почти два дня без технического сопровождения. Здесь нужно было грамотно разложить свои силы. В принципе, этот этап сделал гонку. Те, кто подошел с умом, тот и сделал результат «Дакара». Раньше не было настолько сложных этапов, поэтому нам было очень интересно наблюдать. Но могу сказать, что ралли «Шелковый путь» никак не легче.
Кроме того, стало много молодежи. На пьедестал заехал молодой парень Митчел ван ден Бринк, который занял третье место на «Дакаре».
«ПИЛОТ ДОЛЖЕН ПЕРЕДАТЬ СВОЙ ОПЫТ ПОДРАСТАЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ, ЧТО ДЕЛАЛ В СВОЕ ВРЕМЯ ВЛАДИМИР ЧАГИН»
– К вопросу о молодых пилотах – готовится ли смена поколений в команде? Есть ли на примете талантливые, перспективные пилоты, механики, которые, условно, хоть завтра могут сесть за руль ведущего экипажа?
– В этом году вопросом мы стали заниматься активнее. Ребята есть, они из того же картинг-клуба. Например, Богдан Каримов – он уже третий год подряд будет выезжать на соревнования в качестве пилота. На данный момент он самый перспективный среди молодежи, на него у нас большие планы. Да, есть моменты, которые нужно подтянуть. Опять же, езду по пескам. Дюны и преодоление барханов – самые сложные участки ралли-рейдов. Сейчас, кстати, мы занимаемся поиском площадки, где будем тренироваться. По остальным рельефам Богдан уже полноценно ездит, везет хорошие результаты. Один чемпионат России уже выиграл.
Также у нас есть два перспективных парня, на которых мы смотрим, как на будущих пилотов. Понятно, что в процессе тренерской работы может быть все, что угодно. Один из них – Дмитрий Авдеев. Он в прошлом сезоне ездил в качестве механика боевого автомобиля, был в нашем экипаже. Еще один перспективный – Данил Телепов, мы с ним также занимаемся. Такую же работу ведем и со штурманами – Иваном Мальковым и Сергеем Креневым. Они были механиками в экипажах, сейчас ездят в качестве штурманов. В этом сезоне мы их тоже будем выкатывать. Ну и подрастающее поколение боевых механиков: Алмаз Ахмедов. Он ездит в экипаже Богдана Каримова, штурман – Сергей Кренев. У них самый молодой экипаж.
В зимний период мы каждые выходные выезжаем с ребятами на полигон. Каждый из действующих пилотов (нас сейчас пятеро) уделяет этому время. Каждый должен передать опыт подрастающему поколению, что делал в свое время Владимир Геннадьевич Чагин. Он очень много времени проводил в кабине грузовика.
«БЫТЬ БЛИЖЕ К ТЕХНИКЕ, КРУТИТЬ ГАЙКИ, ЩУПАТЬ ИНСТРУМЕНТ – ЭТО БЫЛО ЗАЛОЖЕНО ЕЩЕ НАШИМИ РОДИТЕЛЯМИ»
– Вы, насколько я знаю, готовите проект заднемоторного карта. Что это за «зверь»?
– Мы – пилоты, которые выступают в команде «КАМАЗ-мастер» – с детства увлекаемся техническим видом спорта. Мы все из картинг-клуба, нас привела туда одна идея – творить своими руками, быть ближе к технике, крутить гайки, щупать инструмент. Это было заложено, наверное, еще нашими родителями. Поэтому мы все технически заинтересованы, у нас всех высшее специализированное образование. Нам по сей день интересно что-то пробовать, экспериментировать. Такая возможность в команде «КАМАЗ-мастер», конечно, есть. Единственное, существует регламент соревнований, за который ты не можешь выйти и вынужден развиваться в рамках этих правил.
Картинг – вид технической деятельности, который широко открыт, здесь можно воплотить все свои идеи. На картодроме прошло два соревнования, где есть так называемый свободный класс – там можно выступать на карте с любым двигателем.
Есть, конечно, технический регламент, который в большей степени связан с безопасностью: должны быть тормоза, боковые отбойники и так далее. Но по двигателям и трансмиссии ты можешь ставить все, что угодно. Появились мысли, как технически сделать так, чтобы быть быстрее. Поэтому мы с Сергеем Креневым решили попробовать сделать заднемоторный карт. В основном в картах двигатель расположен справа относительно пилота. Но зимой, как многие знают, идет пробуксовка шин. Для того, чтобы колеса меньше буксовали, нужно на них «надавить». Поэтому весь вес мы решили перекинуть на заднюю ось: как двигатель, так и посадку пилота. Да, подобные карты были созданы другими командами, но мы немного по-другому подошли к вопросу. Очень интересно было все придумать, скомпоновать. Мы никогда не стоим на месте, это позволяет быть лучшими в своей деятельности. Что, в принципе, много лет подтверждали, когда участвовали в «Дакаре».
– Кто занимается разработкой и сборкой новинки?
– Мы сами. Остаемся вечером, после работы или находим время в выходные дни. Понятно, что все заняты, но, когда есть желание, всегда находишь минутку. Встречаемся после работы или в обед и обсуждаем, как лучше сделать. Готовим чертежи, токари помогают выточить ту или иную деталь. К тому же у нас рядом картодром, можем сразу испытать.
– На каких площадках будет использоваться этот проект?
– Зимние гонки на картах очень распространены по всей России. Конечно, мы на все не ездим, нам достаточно соревнований в Набережных Челнах. Иногда ребята выезжают на чемпионаты Татарстана и в другие города России. Например, недавно был кубок в Челябинске. Новый проект, в первую очередь, испытаем на наших соревнованиях. Дальше, если будет хороший результат, можно будет выехать в другой город.
– Планируете запускать массовое производство?
– Проект экспериментальный. Если увидим, что техническое решение интересно и подходит под зимнюю компоновку карта, то почему бы и нет? В масштабе, может, будет более интересен не заднемоторный вариант, а электро – тоже наш новый проект. Помимо этого, мы занимаемся и выпуском обычных картов. Готовы производить до 500 единиц в год. Есть карты нашего производства, заточенные под детский класс – Микро 4Т (возраст с 6 до 8 лет), и если сравнивать его с профессиональной линейкой мирового уровня, то наш вариант не уступает по параметрам иностранным и при этом он достаточно бюджетный. У него хороший ресурс, не требует щепетильного обслуживания. Очень достойная машина получилась. Его может купить любой родитель, но больше, конечно, производство ориентировано на детские команды и региональные федерации.
– Вы сказали, что у вас есть проект электрокарта. На какой он сейчас стадии?
– Да, мы видим, как набирают обороты электроавтомобили. Как в автоспорте, так и в мотоспорте. Сейчас на «Дакаре» в тестовом режиме ездят электрические мотоциклы. Эта тема очень интересна, она позволит нам продвинуться и в нашей основной деятельности. Начнем с картинга, а в перспективе это технология для спортивных грузовиков. Сейчас проект на стадии воплощения.
Анастасия Клевцова