Набережные Челны переживают новую волну кибермошенничеств. Заявления в правоохранительные органы несут беспрерывным потоком, а специально созданное на базе УВД отделение в цейтноте – одновременно у следователя в работе может находиться более 50 уголовных дел. Этот вид преступлений уже успели окрестить маркером современного беззакония – только за четыре неполных дня ИТ-мошенники обобрали челнинцев почти на семь миллионов рублей. Одна из пострадавших, пенсионерка, и вовсе продала свою квартиру, а все деньги положила на «безопасный счет». Тревогу забила прокуратура города.
О том, раскрываются ли подобные дела или уходят в архив «глухарями», почему кибермошенники нацелились на Челны и как обезопасить себя – в интервью с зампрокурора Набережных Челнов Олегом Ульянченко.
«ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭТОМ «ПРОСОЧИЛАСЬ» ИЗ КАКОГО-ТО БАНКА. ВНУТРЕННЕЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПОЛУЧАЕТСЯ»
– Олег Евгеньевич, вы несколько месяцев были в командировке в Альметьевске – исполняли обязанности прокурора города. По возвращению в Набережные Челны столкнулись с новой волной кибермошенничеств. Объем ИТ-преступлений в автограде больше, чем в нефтяной столице?
– Только за четыре неполных дня я согласовал возбуждение пяти уголовных дел в сфере ИТ-преступлений. Первое – хищение на 4,1 миллиона рублей, второе – на 921 тысячу, третье – на полтора миллиона, четвертое – на 175 тысячи и последнее – на 172 тысячи. Получается, что только за четыре неполных дня причиненный челнинцам ущерб составил почти семь миллионов рублей. Если точнее, то 6 897 665 рублей. Такая статистика лишь по двум отделам полиции – «Комсомольскому» и «Электротехническому». В Альметьевске, к примеру, за неделю может быть зафиксировано максимум одно-два ИТ-мошенничества. Я могу связать это с тем, что преступники подробно анализируют города, которые «атакуют». Набережные Челны – платежеспособный город. Его, помимо мошенников, атакуют и наркоторговцы.
– Эпизод на четыре миллиона – это про пенсионерку, которую мошенники заставили продать квартиру, а деньги положить на «безопасный счет»?
– Да, пожилая женщина как раз хотела расширить жилплощадь, для этих целей она взяла кредит в банке на 600 тысяч рублей. В какой-то момент ей позвонил мошенник, представился сотрудником МТС, сказал, что у нее заканчивается тариф и его нужно продлить. Спустя некоторое время пенсионерке по мессенджеру позвонили якобы специалисты портала Госуслуг и сообщили, что ее личный кабинет взломали. Затем третий по счету «специалист», уже из Центробанка, навязал ей оформление кредита: чужие 118 тысяч женщина перевела на «безопасный» счет. Но преступники на этом не остановились: они убедили человека в том, что мошенники якобы оформили на нее большую сумму под залог квартиры и даже уже продали жилье от ее имени. Чтобы его «спасти», нужно было пойти в агентство недвижимости и самой выставить имущество на продажу, а все вырученные деньги перечислить им. Свою жилплощадь в конечном итоге она продала за три миллиона, что значительно ниже рыночной стоимости. Даже после этого они не успокоились – каким-то образом прознали про кредит на 600 тысяч, впоследствии она перевела и эти деньги. Информация об этом просочилась из какого-то банка. Внутреннее предательство, получается. Сейчас риелторы будут выселять бабушку через суд. Я думаю, что процесс будет долгим. У нее, насколько я знаю, есть сын. Надеюсь, что он приедет и поможет матери разобраться со всем этим.
– Это, насколько помню, не первый случай, когда пенсионер остается без квартиры из-за мошенников?
– За полгода было два подобных случая. Это резонансные преступления. Мошенники нарабатывают схему, продумывают новые способы, а потом бьют по самому больному – жилью. До этого уголовное дело возбуждали в ОП «Комсомольский», там дед продал свою квартиру, а все деньги перевел мошенникам. Больше всего в этой ситуации возмущает жадность агентств недвижимости. Риелтор видел, что пенсионер выставил квартиру по цене ниже рыночной! Спроси, в связи с чем, как, почему, состыкуйся с родственниками, в конце концов! Прояви человечность.
– В последнее время участились случаи, когда мошенники «атакуют» в мессенджерах, хотя сравнительно недавно они активно пользовались обычной телефонией. Почему они перешли в это «поле»?
– Потому, что ряд операторов сотовой связи прокуратура России уже привлекла к административной ответственности за то, что они предоставляют подменные номера. Подобные иски есть и в Челнах. Это такая услуга – когда кто-то звонит из-за рубежа, ему предоставляется российский номер. Сейчас операторы уже включились в борьбу с мошенниками и блокируют подобные вызовы. Часто бывает так, что звонит неизвестный, отвечаешь, а звонок прерывается – это работает блокировка. Именно поэтому преступники уходят в мессенджеры и их мы заблокировать не можем. Поэтому если вам звонит неизвестный через приложение, то в 99,9% случаях это мошенник. Тем более, если они поставили иконку банка или Госуслуг. С Госуслуг вообще никому и никогда не звонят. И не будут. Прошу никогда не отвечать неизвестным номерам, которые звонят через интернет-приложения, тем более переводить им деньги.
«У НИХ БЕШЕНЫЙ ТЕМП РАБОТЫ, ОДНОВРЕМЕННО НА СЕМЬ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ НАХОДИТСЯ БОЛЕЕ 350 ДЕЛ»
– Эта сфера – довольно сложная и специфичная. Какая статистика по раскрываемости подобных преступлений?
– Я читаю комментарии граждан, которые пишут, что сотрудники полиции не работают. Приведу в пример цифры: за десять месяцев 2022 года было раскрыто 534 подобных преступления, в этом году за тот же период – 696. Раскрываемость растет, но при этом увеличивается и количество совершенных злодеяний. Работа проводится, но мы прекрасно понимаем, что расследование преступлений этой категории представляет исключительную сложность. Они совершаются в той сфере, которая позволяет контактировать на расстоянии, не видя друг друга. К тому же потерпевшие не могут идентифицировать человека, который их обманул. У нас, по сути, остаются только компьютерные следы, которые мы должны идентифицировать, а потом привязать к конкретному человеку. При этом люди находятся на значительном расстоянии.
– В этом году на базе УВД был создан отдел, который специализируется на раскрытии подобных преступлений…
– Руководство УВД по Челнам понимает важность этого направления и старается укомплектовать отдел лучшими следователями. У них бешеный темп работы, одновременно на семь следователей в производстве находится более 350 дел. На каждого – минимум по 50. Как сосредоточится на чем-то, когда у тебя такой объем? А мы со своей беспечностью ежедневно становимся потерпевшими, только добавляя работы. У сотрудников полиции сейчас цейтнот, поэтому наша главная цель – профилактика.
– Как часто удается вернуть деньги?
– Возврат денег минимален. Большая часть уходит за границу. В России мы, в основном, задерживаем тех, кто работает посредством фишинговых писем и рассылок. Эти суммы небольшие и их удается возместить в полном объеме. Телефонные мошенники же сидят за рубежом. Мы все уже прекрасно знаем о колл-центрах на Украине: там идет четкая аналитика, под каждого человека готовится целая операция. В этой цепочке мы задерживаем дропперов, так называемых «бегунков», которые приходят к бабушкам за деньгами. Вот, к примеру, во вторник я согласовал возбуждение уголовного дела с ущербом на полтора миллиона. Легенда – родственник попал в ДТП. Деньги передали курьеру, он, в свою очередь, положил их на счет, оставив себе какой-то процент. Когда мы установим его личность, то сможем привлечь к ответственности, в суде потерпевшая сторона заявит иск о возмещении причиненного ущерба. Но у него этих денег нет и взять с него, по сути, нечего.
– Чем они объясняют подобный заработок? Ведь процент, который они получают, мизерный, а срок будет реальным. К тому же чаще всего этим промышляют несовершеннолетние.
– Все они в итоге пытаются выстроить свою линию защиты на том, что они не знали, что совершают мошенничество. Давайте будем честны: далеко не первое уголовное дело направлено в суд, ряд курьеров получили свой срок. Всем понятно – человек, если ему надо, сам может передать или перечислить деньги, для чего вообще нужен посредник? Нужно понимать, что когда его поймают, а чаще всего дропперы – несовершеннолетние, то за него ответственность понесут родители. И когда его признают виновным в хищении у бабушки-дедушки этих 300-500 тысяч рублей, которые они скопили, весь причиненный ущерб взыщут с родителей.
– И то они могут платить условно по десять тысяч до конца своей жизни.
– Да. Проблема с возвратом денежных средств есть. Мы, прокуратура, ставим вопрос о том, чтобы был принят законопроект, позволяющий во внесудебном порядке блокировать счета по представлению оперативных служб. Чтобы условно по звонку следователя банк смог арестовать мошеннический счет, на который перечисляются деньги. Мы их будем видеть и сможем обратно вернуть. К тому же это будет непрерывное профилактическое воздействие – бандиты поймут, что деньги из России таким образом не уйдут, подобные хищения сократятся в разы. Этот момент уже прорабатывается в Госдуме РФ. Но нужно сделать так, чтобы в дальнейшем этим не злоупотребляли.
«ДЛЯ КАЖДОГО ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕРНЫ СВОИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ТОГДА ИХ БЫЛО ЛЕГЧЕ РАСКРЫВАТЬ – ОНИ ПРОИСХОДИЛИ В ЧЕРТЕ ГОРОДА»
– Олег Евгеньевич, от какого вида ИТ-преступлений страдают именно Челны?
– Наша самая больная тема – как раз хищение денег и имущества под предлогом их сохранности – 41,8% от общего количества мошенничеств. Подавляющее большинство потерпевших – люди пожилого возраста. Мошенники буквально сковывают их волю своим психологическим воздействием. Мы вроде как говорим, говорим, но, может, пожилые люди и не читают этой информации. Дети, молодое поколение – разговаривайте со своими родителями, чтобы они, перед тем как совершить какую-то финансовую операцию, звонили вам. Если нет никого из близких, придите в прокуратуру. У нас всегда есть дежурный прокурор, который объяснит, что это – мошенники и подключит сотрудников полиции.
Также для Набережных Челнов характерен обман под предлогом дополнительного заработка (7,3%). Связываются с человеком, предлагают ему работу, но просят за что-то заплатить: выкупить товар и так далее. Еще один характерный для Челнов блок ИТ-преступлений (8,2%) – под предлогом инвестиций: вложиться в биржу, пирамиду и так далее. Я не могу понять, как люди до сих пор на это ведутся. Фишинговые ссылки – 13,1%. Пришла ссылка с каким-нибудь предложением, не переходи ты по ней. В телеграм даже существует бот, который их формирует специально для мошенников. Таким методом чаще всего пользуются для совершения преступлений через сервис транспортных услуг. Самая частая легенда – водитель якобы находится за рулем, поэтому кидает ссылку на оплату, человек по ней переходит и с его карты списываются все деньги. «Ваш родственник попал в беду (ДТП)» – 4,4%. Здесь мошенники пытаются держать человека на связи до тех пор, пока к нему не придет курьер и не заберет деньги. Они специально звонят ночью или рано утром, когда сложно быстро сориентироваться. Просто прервите разговор и перезвоните этому родственнику. Все эти действия нужно объяснять родителям, старшему поколению.
С каждым днем случаев взлома учетной записи становится все больше. Я призываю всех, к кому приходят сообщения от «знакомых» с просьбами занять – перезвоните этому человеку. Один телефонный звонок может решить все. Также распространено открытие банковских карт и счетов для продажи их неизвестным лицам. Реальный пример: девушка оформила на себя карту и за тысячу рублей ее перепродала. Потом выясняется, что через нее мошенники проводили деньги. Сейчас в гражданско-правовом поле активно нарабатывается практика: если на счет человека поступили деньги от потерпевшего, то владелец карты незаконно обогатился. В дальнейшем в отношение него может быть подан гражданский иск о возврате незаконного обогащения.
– Если сравнивать с показателями прошлого года, выросло ли в Челнах количество киберпреступлений? Или напротив, подобный вид мошенничества плавно сходит на нет?
– Я могу однозначно сказать, что по итогам года в Челнах будет отмечен кратный рост ИТ-преступлений. Для примера – за десять месяцев 2022-го в Челнах в этой сфере было совершено 2 197 преступлений, а за аналогичный период этого года – уже 2 780 (рост на 26,5%), ущерб составил более 500 миллионов. Мы все прекрасно понимаем, куда идут эти деньги, это наша внутренняя борьба. В 2022 году по России ущерб от всех преступлений в ИТ-сфере составил 14 миллиардов 200 тысяч рублей. В 2021 – 13 миллиардов 600 тысяч. Рост на 4,3%. Отмечу, что, по информации Банка России, в этом году было отражено более девяти миллионов попыток мошеннических действий списания денежных средств со счетов граждан на сумму 1,6 триллиона рублей. Эти деньги Банк России похитить не дал.
– Есть стопроцентный прием против кибермошенников?
– Если вам позвонили мошенники, то просто ничего не делайте, кроме звонка в полицию. Даже если они действительно каким-то образом продадут вашу квартиру, то мы, правоохранительные органы, сможем защитить и отстоять ваши права. Если вам говорят, что на ваш счет идет атака – пусть говорят. Положите трубку и не совершайте никаких манипуляций, тем более – не сообщайте никаких личных данных, а также паролей и кодов, которые пришли к вам на сотовый телефон. Если финансовая организация без вашего ведома списала деньги, то их всегда можно вернуть. К слову о банковских сотрудниках. Хочется сказать им спасибо – они действительно ведут работу по профилактике подобных преступлений. Когда я заходил в банк, то видел картину: люди снимают большие суммы, специалисты спрашивают – для чего, не звонил ли им кто-то. Есть и просто неравнодушные граждане. Недавний пример: мужчина снял крупную сумму в кассе и направился к банкомату, но его остановили клиенты того же отделения. Заметили, что 70-летний дедушка пытается положить крупную сумму. Они его отговорили и сказали, что это мошенники, пенсионер вернулся домой. Там злоумышленники по телефону снова на него насели – якобы он срывает операцию по задержанию преступника. Надавили и дед перевел почти миллион. Мы пытаемся комплексно бороться с волной ИТ-преступлений, но снизить этот процент можно только по средствам профилактики и личной настороженности каждого гражданина. Конечно, можно заблокировать интернет и телефонию, тем самым пресечь кибератаки на корню, но мы понимаем, что нам никто не даст запретить интернет.
– Для каждого отрезка времени характерен свой вид беззакония. Можно ли назвать ИТ-мошенничества маркером современной преступности?
– Я изучал старые дела. К примеру, для 1986-го года были очень характерны кражи джинсов. Преступники вскрывали ящики на заводах, снимали с прохожих. Как-то наткнулся на одно дело, долго смеялся. Молодой человек привез из Германии костюм Montana, постирал и повесил его на балкон сушиться. Так воры поставили лестницу, залезли на третий этаж и украли брендовую вещь. В начале 1990-х преступники перешли на кражу норковых шапок. К концу 1990-х – снимали лобовые стекла и колеса с ВАЗ-2106. Было очень много таких дел. Для каждого времени характерны свои преступления. Но тогда их было легче раскрывать – все они происходили в черте города. Сейчас их география просто огромная, сотни километров. Интернет всех сблизил и разъединил одновременно.
Пока материал готовился к выпуску, было возбуждено еще одно уголовное дело – 50-летняя женщина перевела мошенникам почти 800 тысяч рублей.
Анастасия Клевцова
мистер
Рустам
гражданин