Земля под долгостроем Дамира Бибишева задрожала. Коллективный иск с требованием не церемониться и снести «скелет» предполагаемого выставочного центра направили в горсуд жильцы, которые держат оборону практически 10 лет. Интереса этому факту добавляет то, что всем разделяющим их скорбь по скверу предлагают присоединиться и как один отстоять-таки позицию в суде. Платформой для этого стал официальный сайт Набережночелнинского городского суда. К слову, подобного пируэта до этого момента практически не исполняли – это, можно сказать, редчайший случай. Мнение экспертов разделились: кто-то уверен, что выставочный центр достоин шанса на жизнь, а кто-то считает, что долгострой, как яркий пример «капиталистического романтизма», должен быть стерт с лица города. Подробности – в материале Сhelny-biz.ru.
НОВЫЙ ВИТОК В ДЕЛЕ О СТАРОЙ ПОСТРОЙКЕ
«У МЕНЯ ЕДИНСТВЕННАЯ ПРАВИЛЬНАЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, МЫСЛЬ – СНЕСТИ ЭТУ ПОСТРОЙКУ»
На днях стало известно о коллективном иске, который в октябре должен рассмотреть Набережночелнинский городской суд. Противники проблемного здания выставочного центра в 17-м комплексе требуют признать постройку самовольной и снести ее под ноль, ссылаясь на то, что территория когда-то была закреплена генпланом, как сквер. Буквально вчера призыв «присоединиться к требованию о защите прав и законных интересов» опубликовали на сайте горсуда – это нонсенс в челнинской судебной практике. Раньше этот ресурс, по утверждению собеседников издания, таким образом не использовал никто.
«На основании изложенного и в соответствии со ст. 244.26 ГПК РФ, предлагаю заинтересованным жителям г. Набережные Челны в срок по 20 октября 2023 г. присоединиться к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц», – говорится в публикации, следом – форма заявления.
Предложение направила управляющий партнер ООО «Ройсс и Партнеры», член Палаты налоговых консультантов России Татьяна Бойко, которая представляет интересы четырех людей. Как отмечает правозащитник, подобных действий требуют корректировки в Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
– Разместить эту информацию я была обязана в силу закона. Когда я подаю групповой иск, то обязана публиковать соответствующее сообщение на сайте суда. В 2019 году в нормы ГПК РФ внесли небольшие корректировки, чтобы соблюдать процесс и порядок. Теперь к группе может присоединиться большое количество людей, раньше они назывались соответчиками. Я сделала все согласно нормам: сформировала текст сообщения, передала на публикацию. Когда готовилась, смотрела подобную информацию по судам в иных субъектах. Вы знаете, такой практики я до сих пор не нашла, – прокомментировала Татьяна Бойко.
Жители просят не просто снести долгострой, но и рекультивировать землю и восстановить сквер.
– Я помогаю жителям уже на протяжении практически 10 лет, с 2014 года. У меня единственная правильная, на мой взгляд, мысль – снести эту постройку. Чем больше я занималась этим делом, тем больше убеждалась, что она подлежит сносу. Земля сквера до сих пор земля сквера. Эта территория закреплена генпланом города. В силу федеральных норм на территории сквера никакого строительства быть не может, – продолжила Бойко. –Так как дело в любом случае будет обжаловаться в вышестоящей инстанции, нужно предельно внимательно рассмотреть дело в нашем суде.
Юрист также направила запросы о проведении строительно-технической экспертизы объекта. Как отмечает Татьяна Бойко, это дело довольно затратное, но шансы выступить в судебном поле у противников долгостроя, по ее мнению, хорошие.
– Помимо того, что эта территория закреплена под сквер, а это наши основные доводы, я еще направила ряд запросов в экспертную организацию – буду инициировать проведение строительно-технической экспертизы. Запросы я направила за пределы Татарстана, это достаточно крупные предприятия, которые много лет работают и обладают всеми ресурсами, – продолжила Бойко. – Это дорогостоящая экспертиза, будем пытаться ее проводить. На следующее заседание суд предложил обеим сторонам подготовить вопросы для экспертов. Они будут касаться как соответствия градостроительным нормам, так и того, опасен ли долгострой для жизни и здоровья населения. В запросах я описала, что дело касается здания площадью больше 20 тысяч «квадратов» на земельном участке в почти восемь тысяч квадратных метров. Эксперты реагируют достаточно интересно – видимо, нечасто встречаются вопросы о сносе таких крупных объектов. Я думаю, что несмотря на то, что многие способы защиты прав уже исчерпаны, были всевозможные обжалования, публичные слушания и постановления, шансы у нас хорошие.
ПЕРСПЕКТИВА СУДЕБНЫХ РАЗБОРОК
«В ХОДЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СПОСОБНЫЕ ПОВЛИЯТЬ НА РЕШЕНИЕ СУДА»
Как отмечает адвокат по арбитражным делам адвокатского бюро «Валеев и партнеры» Павел Терентьев, перспективу судебного иска на данном этапе оценить сложно.
– Рассмотрение гражданских дел по защите прав и законных интересов группы лиц проводится в порядке, установленном главой 22.3 ГПК РФ. Это сравнительно недавний вид искового производства, появившийся в гражданском процессе с октября 2019 года, поэтому практики рассмотрения таких исков немного. В соответствии с требованиями процессуального законодательства, при подготовке такой категории дел к рассмотрению, лица, подавшие иск, должны опубликовать предложение о присоединении к иску в СМИ. Такое опубликование возможно и на официальном сайте суда, что и было сделано в данном случае, – прокомментировал Павел Терентьев. – Такое присоединение к «коллективному» иску возможно до перехода суда к судебным прениям. Необходимо знать, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела по заявлению члена этой группы лиц, который ранее не присоединился либо отказался от присоединения к требованию предъявленному к тому же ответчику, о том же предмете.
Адвокат отметил, что несмотря на уже пройденные перипетии, в ходе судебных разбирательств могут всплыть новые обстоятельства.
– Касаемо настоящего иска, сложно оценить перспективу его удовлетворения именно в части признания самовольной постройки. Насколько мне известно из СМИ, разрешение на строительство и выделение земельного участка было получено на законных основаниях, но в ходе рассмотрения дела могут быть выявлены новые обстоятельства, способные повлиять на решение суда, – заключил он.
ПРОМЕНАД ПО СОСЕДСТВУ С ВЫСТАВОЧНЫМ ЦЕНТРОМ
«В ПРОШЛОМ ЭТА ТЕРРИТОРИЯ НЕ БЫЛА НИ СКВЕРОМ, НИ ПАРКОМ В ПОЛНОМ ПОНИМАНИИ ЭТИХ СЛОВА. ЭТО БЫЛА ЗЕЛЕНАЯ ПОСАДКА…»
Архитектор Николай Сарапулов уверен, что интересы и жильцов, и застройщика все-таки могут уместиться на одной территории. Если одна сторона все же возродит стройку, то на оставшейся территории вполне можно организовать благоустроенный променад для прогулок «соседей». Впрочем, так и было задумано в изначальном проекте выставочного центра.
– Честно говоря, я не очень хорошо знаком с проектом. Но если это пространство превратится в городской общественный центр, то почему бы и нет? Я, с одной стороны, понимаю жителей – у них под окнами появился достаточно большой объект. Это вопрос, наверное, касается больше организации пространства. Я не знаю, как устроена территория между домом и выставочным центром, но там спокойно может поместиться сквер, двор для тех же жителей дома. Хороший, благоустроенный променад, с мощеными дорожками и зонами отдыха, с зеленью. Проект стоит достаточно давно, требования к концепции и направлению благоустройства уже поменялись. На мой взгляд, он требует пересмотра, но, в любом случае, если там появится качественная городская среда, будет хорошо, – прокомментировал Николай Сарапулов. – Если объект все-таки снесут, будет восстановлена зеленая территория. В прошлом эта территория не была ни сквером, ни парком в полном понимании этих слова. Это была зеленая посадка. Однозначного ответа на этот вопрос нет, нужно искать компромисс.
Сарапулов привел пример благоустройства других общественных территорий, где был соблюден баланс.
– Вы, наверное, представляете уровень благоустройства той же площади «Азатлык». Была разработана концепция. Там установлены хорошие, качественные светильники, интересная уличная мебель. Выдержан баланс зеленых насаждений и твердых покрытий, – продолжил Сарапулов. – Оформление должно быть продуманным и достаточно качественным. Нужно смотреть «начинку» самого центра: чем будут заняты первые этажи. Понятно, что на таком приближении выставочного центра к жилому дому серьезной активности там проводить не будешь. Но сделать зону отдыха, когда жильцы могут обойти дом и отдохнуть на более качественной территории, почитать книгу, отдохнуть на скамейке, поработать за ноутбуком – возможно. После пандемии подход у людей к работе настолько поменялся, что многие сейчас работают удаленно. Территория должна быть общественной, но не для массовых мероприятий – соседство не самое хорошее. Жильцов тоже нужно понять и учесть их мнение.
Что касается подписи под коллективным иском, то архитектор считает, что этот диалог должен состояться между самими жильцами и застройщиком.
«ДОЛГОСТРОЙ В ЦЕНТРЕ ВЛИЯЕТ НА ВОСПРИЯТИЕ НАШЕГО ГОРОДА В ЦЕЛОМ»
Дизайнер Любовь Егорычева, представитель креативной индустрии, напротив, готова поставить свою подпись под иском.
– На этом участке не должно быть никаких построек. На таком расстоянии друг от друга в принципе не строятся объекты. Тем более в центре города. Участок на виду. К примеру, в том году в Набережные Челны приезжали урбанисты, мы прошлись с ними по площади Азатлык. Она им очень понравилась, но вид с нее на это все… Долгострой в центре влияет на восприятие нашего города в целом. Я не знаю, почему он там появился, какова его история, почему так долго такая «красота» стоит посреди Челнов, а у жителей открывается соответствующий вид. Но там должно быть общественное место, – считает Егорычева.
Она называет позитивным проявлением активность жителей, а их действия – локальным патриотизмом.
– Люди этим коллективным иском выражают общественное мнение. Считаю, что это может повлиять на решение суда. Я бы поддержала жителей, я подписала бы такое заявление. Это позитивное явление. Для самих жителей в этом, конечно, нет ничего позитивного. То, что они делают – проявление локального патриотизма. Они отстаивают свою гражданскую позицию. Странно, если бы они согласились с тем, что рядом происходит. Что такое город для людей? Не только квартиры, это маршруты, по которым они передвигаются, вид из окна, двор. Все это тоже - их дом. У жителей 17/03 отношение к этому месту как к своему дому. Хорошая позиция, когда тебе не все равно, – продолжила Егорычева.
С точки зрения потенциала арендного помещения Егорычева отмечает, что здание ничем не выделяется в череде других торговых центров.
– Как дизайнер я бы, например, не стала арендовать там помещения. Чисто визуально я понимаю, что это еще один пример современного архитектурного направления, которому дали название «капиталистический романтизм» – это многочисленные «стекляшки». Это здание не представляет ценности даже визуально. Типовой коммерческий объект. Поэтому, конечно, я «топлю» за жителей. У этого недостроя только одно преимущество – локация. И на этой локации он преграждает людям все. Ну, так нельзя делать! Кто первый встал – того и тапки… Даже если я заинтересована, чтобы в Челнах появился выставочный центр, этот объект воспринимаю как новый торговый центр. Через дорогу уже стоит «Палитра». С коммерческой точки зрения этот недострой, возможно, городу выгоднее, чем тот же сквер. При этом будущий бизнес уже сегодня несет такой негативный шлейф, заработал негативный имидж, – считает Егорычева.
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ ДАМИРА БИБИШЕВА
Параллельно с «разборками», которые грядут в городском суде, бизнесмену и застройщику выставочного центра Дамиру Бибишеву придется посещать и другие судебные заседания. Уголовное дело в отношении Дамира Бибишева и его предполагаемого подельника Олега Гордевича рассмотрит Верховный суд РФ. Заседание назначено на 28 сентября. Материалы переданы четвертому составу уголовной коллегии. В него входят семь судей, среди которых двое – заслуженные юристы России. Председатель состава – Николай Безуглый.
Ранее суд в Самаре отменил приговор Нижнекамского горсуда и апелляционное решение, а уголовное преследование в отношении бизнесмена и его предполагаемого подельника Олега Гордевича прекратил. С оправдательным решением Шестого кассационного суда в отношении них не согласилась генпрокуратура РФ. Комиссия ВККС РФ проверила самого председателя Шестого кассационного суда Александра Ефанова на коррупцию – было несколько решений по громким уголовным делам, которые вызывали у общественности вопросы. В их числе и отмена приговора Дамиру Бибишеву. Основанием для создания специальной комиссии, чтобы проверить Ефанова, стали сведения, которые поступили от депутата Госдумы РФ Александра Хинштейна.
Анастасия Клевцова
Ильдус
Ильдус
Ильдар
Олег
Житель
Прохожий