Прошел год с момента громкого инцидента в Нижнекамске, в котором пострадал полуторагодовалый мальчик. Малышу потребовалась госпитализация после того, как он оступился и упал в лужу с неизвестной жидкостью около киоска, где продавали кукурузу. У ребенка моментально распухли ноги и появились волдыри. Вместо счастливых фотографий с прогулки у многодетной семьи Минимухаметовых появились более сотни снимков и видео с химическими ожогами у сына, жалобами и обращениями в надзорные ведомства. Началось все бодро – возбудили уголовное дело, а отец мальчика собирался на прием к мэру Нижнекамска. Но сейчас у него на руках постановление о прекращении дела, в котором уже два тома материалов. Киоск, к слову, все так же торгует вплотную к детской площадке. Пока ребенок со шрамами от ожогов наблюдается у хирурга, его отец готовится дойти до Бастрыкина, чтобы привлечь к ответственности лиц, которые виновны в ЧП в парке «Семья». Тем временем, в этом году произошло аналогичное ЧП – ребенок упал в лужу масла в том же парке.
НАСТОЯЩЕЕ
ОТЕЦ ПОСТРАДАВШЕГО МАЛЬЧИКА БОРЕТСЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Раиль Минимухаметов, отец пострадавшего мальчика, получил постановление о прекращении уголовного дела по факту получения малышом химических ожогов после падения в лужу в парке «Семья». Его прекратили в связи с отсутствием события преступления.
Изначально было возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
В постановлении неустановленные лица подозревали в преступлениях по следующим статьям: «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» (ч.2 ст. 247 УК РФ) и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (ч.1 ст. 238 УК РФ).
- Изначально дело набирало оборот. А потом все. Один раз его закрыли в декабре. Отправили материалы на проверку в Казань, она шла более трех месяцев. При этом меня никто не уведомил, я сам пошел разбираться в прокуратуру, там говорят: «Закрытие вашего дела отменил прокурор. То есть следственный комитет закрыл, а мы отправили его обратно». Потом тишина. Спустя полгода я пришел в прокуратуру, мне говорят, что мое дело было закрыто три месяца назад. И опять-таки никто не уведомил, а я постоянно проверяю почту, - рассказал отец мальчика.
По словам собеседника, за этот год уволился следователь, который вел их дело.
- Я ему звонил каждый месяц, потом пришел в декабре, а он уволился. Там еще руководитель следственного отдела сменился. Концов не найти было, - рассказывает он.
Минимухаметов после этого нанял адвоката. Правозащитник сейчас знакомится с материалами дела. Ситуацию планируют довести до главы СК России Александра Бастрыкина. Жалобы будут поступать, как по лестнице – сначала обращение получит заместитель руководителя Следственного комитета Нижнекамска.
- Я следственном отделе спросил: «Теперь дело закрыто?». Мне сказали: «Да. Но одно мы отправляем мэру Нижнекамска Рамилю Муллину, а второе экологам, чтобы они решили, что делать с теми, кто разрушал экологию своей работой, - поделился Минимухаметов. – Я пошел к Муллину, подготовил все документы. Хотел побеседовать, так как пострадал мой ребенок. У меня взяли все контактные данные и сказали, что вызовут. Это было в октябре, я был на личном приеме у секретаря. Никто так и не вызвал.
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
«ТАМ ДАЖЕ КОЛЕНА НЕ ВИДНО БЫЛО, ТАК ОПУХЛО, БУДТО КОСТЬ УШЛА ВНУТРЬ»
В июне прошлого года вся семья Минимухаметовых, как обычно, гуляла в парке Нижнекамска «Семья». Мальчик, которому даже не исполнилось двух лет, оступился и упал в лужу рядом с киоском по продаже кукурузы. Ограждения не было. Малыша сразу же подняла мама, они решили сходить домой переодеться – сын был мокрый по пояс. Родители мальчика почувствовали очень сильный химический запах.
- Жена пошла вперед, я шел сзади с двумя детьми, - вспоминает Минимухаметов. – Захожу домой, жена говорит: «Смотри». Я был в шоке, вижу - у сына ноги распухли, увеличились в два-три раза, он весь трясется. Колена не видно было, так опухло, будто кость ушла внутрь. Сначала даже показалось, что это перелом. Так непонятно было. Я сразу зафиксировал произошедшее в 112, и мы поехали в больницу. С момента, как он упал, до приезда в приемный покой прошло около 20 минут.
Малыша вместе с мамой госпитализировали в хирургическое отделение. Диагноз – химический ожог (неизвестным веществом) обеих бедер и голеней I,II и III степени. Тем временем Минимухаметов поехал в парк разговаривать с сотрудниками полиции, а также сам взял пробу воды из лужи.
- Когда я приехал домой, по совету родственника заморозил одежду, в которой сын упал в лужу. Благодаря этому в любой момент можно было сделать экспертизу, - рассказал отец пострадавшего мальчика.
В разговоре он добавил - несмотря на то, что следователи знали о замороженных вещах, их так и не взяли на экспертизу. Одежда до сих пор лежит в морозильнике у семьи.
- Буквально за четыре дня до инцидента мы выписались из больницы. У сына была операция на паховую грыжу. Повезло, что он был в памперсе – раны после операции еще открытые были, - поделился спикер. - Я думаю, памперс спас. И получается, что через несколько дней мы опять попали в больницу.
По словам Минимухаметова, на следующий же день он начал бить тревогу во имя справедливости. Отец мальчика обращался везде, куда можно: Роспотребнадзор, УВД и прокуратуру Нижнекамска, Казани, СМИ республики.
- Все так громко, серьезно началось, дело вел следователь по особо важным делам. Изначально. Потом все утихло, - рассказывает он.
ГОД СПУСТЯ
«УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ ОН ОТКРЫЛСЯ ВНОВЬ, НА ТОМ САМОМ МЕСТЕ, ГДЕ МЫ ПОСТРАДАЛИ И ГДЕ ЕМУ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ»
Уже прошло больше года с момента происшествия. Сыну Минимухаметова исполнилось три.
- У сына остались шрамы от ожогов позади колена. Самое сильное поражение пришлось именно на это место. При купании в тех местах кожа становится темной - как старая неровная, с рубцами. Вроде бы младенец, но там – как у пожилого человека. Я думаю, шрамы у него будут всю жизнь, - поделился отец. – Мы наблюдаемся у хирурга. Он говорит - если в будущем ему будут мешать рубцы, сделаем операцию, будем убирать излишки.
Как рассказал Минимухаметов, в прошлом году злополучный киоск с кукурузой передвинули с того места, но в этом он вновь размещен впритык к детской площадке.
- Возле детской площадки не должно быть таких продовольственных павильонов. А он вплотную стоял, его убрали, - отметил житель Нижнекамска. – В этом году он открылся вновь, на том самом месте, где мы пострадали и где ему нельзя работать. Я писал жалобу в прокуратуру. Мне ответили, что все вопросы к администрации города.
Согласно показаниям индивидуального предпринимателя Гимадиева, который владеет данной точкой, на рабочем месте сотрудники омывают лишь ретромобиль и брусчатку рядом с киоском, так как во время приготовления сладкой ваты она разлетается в стороны и налипает. Брусчатку чистят с помощью мойки высокого давления – это прибор с насадкой для распыления пены. Его заправляют разбавленным средством для мытья посуды. После намыливания брусчатки ее промывают водой, которая стекает на газон. В дождливые дни или в момент мытья торговой точки на газоне жидкость может скапливаться.
В репортаже местных телеканалов продавец торговой точки рассказывал, что сотрудники не раз просили начальство очистить слив. Лужа образовалась месяц назад из-за забитого технического отверстия. Продавец добавил, что на их обращения поступил совет – стараться ничего не лить туда при мытье.
- Потом в ходе дела Следственный комитет все там вскрыл и обнаружил, что никакого слива не было, - рассказал Минимухаметов. – Из-за того, что все перерыли, владельцу точки пришлось купить искусственный газон. Он постелил его, сейчас все чистенько. В этом году они делают все по-другому, я же наблюдаю - не моют оборудование на месте. Но дело не в мытье. В прошлом году говорилось, что ему вплотную к детским площадкам нельзя стоять.
Предпринимателя Гимадиева называют «не последним человеком в Нижнекамске». Помимо владения несколькими киосками по приготовлению кукурузы, сахарной ваты, он занимается продажей пищевой продукции и владеет кафе «Кролик» и «Еж», а также антикафе «Тыква». «Еж», к слову, также расположен в парке «Семья».
ЧТО БЫЛО В ВОДЕ?
«ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА? У МЕНЯ ЖЕ НЕ БЕРЕЗА ВО ДВОРЕ ПОСТРАДАЛА, А РЕБЕНОК»
Согласно показаниям экологов, анализ показал, что превышения предельно допустимой концентрации хлоридов и сульфатов не установлено. А взятые пробы почвы с места происшествия принадлежат к четвертому классу опасности. К нему относятся отходы жизнедеятельности (экскременты и строительный мусор) и они считаются мало опасными, бытовыми.
- Вот они говорят, что все это безвредно. У меня по работе учителя, которые преподают химию, посмотрели результаты анализов и сказали, что pH увеличен. Как мне сообщил следователь, эта кислота не такая опасная, но содержит частички кислот. То есть тот продукт, который там нашли, используют в парфюмерии. Откуда она там взялась, никто не знает. По словам следователя, который вел дело, эта концентрация не опасна для здоровья взрослого человека, но для кожи ребенка она очень сильно превышена, - рассказал Минимухаметов.
По словам спикера, изначально взяли пробы жидкости экологи Нижнекамска.
- Я тоже писал жалобу в Следственный комитет, так как они сделали анализ, который показал 4 класс опасности, безвредный для окружающей среды. Я им задал вопрос - а причем здесь окружающая среда? У меня же не береза во дворе пострадала, а ребенок. В Нижнекамске нет оборудования, которое может определить, что это за жидкость была. То есть они сделали анализ, который не надо было делать, - поделился спикер.
Напомним, Минимухаметов также сам взял пробы жидкости из лужи. Как он рассказал, изначально в Казани пробы на экспертизу у него не принимали из-за малого объема.
- Когда дело было закрыто, его оставалось дошить, мне вечером звонят и говорят, что на удивление пришел анализ. Обнаружили щелочь, - рассказал отец мальчика.
Помимо этого, Минимухаметов ходатайствовал перед руководителем следственного отдела о проведении еще одного анализа собранных им проб жидкости.
- Уже когда Следственный комитет отобрал пробы, я им дал на анализ свою. Я прямо попросил нового руководителя, чтобы сделали анализ именно в Казани. Он не отказал. Сделали. Там только даты другие, а все символы и буквы прямо один-в-один. Мне кажется, все равно какое-то расхождение должно быть, потому что я взял пробы через 30 минут с момента, как сын упал в лужу, а Следственный комитет это сделал в последующие дни, - отметил отец.
Он также сообщил, что при прекращении уголовного дела следователи ссылаются на два документа – четвертый класс опасности и судмедэкспертизу, что ребенку причинен легкий вред здоровью.
Интересно, что пробы экологи взяли с почвы, а не с жидкости в луже. Они и показали четвертый класс опасности.
Минимухаметову пришлось снова писать заявление в Следственный комитет с вопросом – почему отобрали именно землю, а не жидкость.
- Следователь задал им этот вопрос. Они ответили, что на момент отбора проб жидкости не было. Но я присутствовал во время этого отбора и заснял на телефон. На кадрах видно, что воды было предостаточно.
ПОХОЖЕЕ ЧП ЧЕРЕЗ ГОД
РЕБЕНОК В ПАРКЕ «СЕМЬЯ» УПАЛ В МАСЛО
В начале сентября в том же самом парке еще один ребенок попал в необычную лужу. На этот раз уже масляную. Как рассказал Минимухаметов, это произошло у другой торговой точки – повара перевернули фритюрницу и ребенок попал в это масло. К счастью, пострадала только одежда.
Потерпевшей семье владельцы киоска полностью возместили материальный ущерб. Решили инцидент без разбирательств, мирным путем.
Ангелина Самцова
Фото: из личного архива семьи Минимухаметовых, parki.tatar, ВК мэр Нижнекамска Р.Муллин
ПЬЕР ДУНН
Александр