Предстоящий капремонт ДК «КАМАЗ» - важнейшего городского объекта – уже вызывает опасения у сообщества архитекторов: лишь бы не обшили алюкобондом и не вернули ярмарки шуб. Специалисты беспокоятся, что проект (его еще нет) удешевит облик здания и предлагают сделать ДК ярким акцентом на фоне обыденности, вернуть скульптуру «Журавли» с фонтаном и быть смелее. С другого фронта подоспели предложения от творческой челнинской молодежи – готов эскизный проект экстерьера ДК, вдохновленный штаб-квартирой корпорации Alibaba в Китае и трудами британских/голландских архитекторов. Сам ДК в 80-х открывался в недоделках и со скандалом, мимо которого не прошла и советская пресса. Что делать, чтобы легендарное и уникальное здание с почти полувековой историей получило достойную реконструкцию – в материале.
ЧТО БЫЛО И ЧТО ЕСТЬ
«СЦЕНА, ВВИДУ АРХИТЕКТУРНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОСЧЕТОВ, НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ НИ ПЕВЦОВ, НИ ТАНЦОРОВ. ЗАНАВЕС НЕ ОПУСКАЕТСЯ. ПОЛ СЦЕНЫ РАССОХСЯ»
Дворец культуры «КАМАЗ» был заложен в 70-х годах. Открытия тогда ждали почти две сотни творческих коллективов, строительство продолжалось десять лет и объект успели назвать долгостроем. Власти и подрядчика тогда жестко критиковала местная пресса. Мол, объекты в городе строятся так долго, что при сдаче их уже впору снова капитально ремонтировать. СМИ тогда следили за освоением денежных средств по смете, строительно-монтажными работами и фиксировали, что деньги осваивать подрядчик не торопился. Писали, что на строительной площадке работы идут «ни шатко, ни валко». Говорили также о проблемах с поставками стройматериалов и кадрами.
Официально объект запустился в 1980 году. Событие, на которое прибыли первые лица города, не обошлось без скандала. На церемонию сдачи нового объекта строители явились в перепачканной краской комбинезонах, с малярными кистями, отбойными молотками. И вместо того, чтобы принять участие в празднестве, начали перебирать полы, дырявить стены, сваривать арматуру. Произошедшее тогда описывалось в газете «Труд».
«Сдача дворца оказалась такой же символической, как и ключ. Дворец тут же и закрыли. Генподрядчик – СМУ-51 управления строительства города - не мог не знать, что сдает далеко не то, что ждет от него заказчик. Не готов к эксплуатации главный зал на 700 мест, киноаппаратная. Сцена, ввиду архитектурных и строительных просчетов, не может принять ни певцов, ни танцоров. Занавес не опускается. Надо капитально переделывать рампу. Пол сцены, выстланный обычными досками, рассохся и требует замены специальным брусом. К тому же строители «забыли» установить систему противопожарной сигнализации, и пожарная служба при УВД города опломбировала здание. Пожар все-таки произошел, не причинив, к счастью, особых бед», - писала тогда газета.
Даже после открытия здание не пользовалось популярностью. Поначалу оно не понравилось жителям Нового города, которые считали, что автогигант достоен лучшего в архитектурном решении дворца, говорится в книге «Набережные Челны: подвиг поколений». Поэтому лидерство все равно держал за собой ДК «Энергетик». При этом объект, спроектированный Борисом Рубаненко, считали уникальным с точки зрения архитектуры советского периода. В 1983 году он даже вошел в десятку лучших дворцов культуры страны, и до сих пор является показательным примером. Например, проект ДК в этом году стал одним из экспонатов на выставке в Центральном Манеже в Москве, посвященной архитектуре СССР.
Со временем ДК «КАМАЗ» стал универсальной площадкой – здесь выступают звезды регионального и федерального масштаба, проводятся ярмарки, чемпионаты по бодибилдингу, торговые выставки, гражданские панихиды. В период мобилизации ДК стал основным штабом призывной комиссии, так как не хватало мощностей военкоматов. О необходимости ремонта ДК неоднократно говорили не только жители, но и мэр Наиль Магдеев. Вопрос, как всегда, упирался в деньги. Однажды, в 2018 году, градоначальник даже озвучил примерный бюджет капремонта – 300 млн рублей.
Здание сейчас находится в плачевном состоянии. Антураж в залах, отделка помещений и прочее морально устарели, есть большие проблемы с инженерными сетями. Как, например, протекающая крыша. И если руководство учреждения пытается поддерживать здание посильным текущим ремонтом (в хореографических и прочих залах), то глобальные задачи уже не под силу. Сегодня не только крыша, но и фасад здания, и прилегающая территория с фонтаном нуждаются в реконструкции. Как выглядит ДК «КАМАЗ» сегодня – показывал Chelny-biz.ru.
В этом году в бюджете наконец заложили 9,3 млн рублей на разработку проектно-сметной документации капремонта. Вскоре появился и соответствующий тендер, согласно которому исполнителю придется предусмотреть в проекте огромный список нюансов и требований. Как стало известно изданию, были поданы две заявки на участие в торгах. Один из участников в итоге был отклонен в связи с нарушением требований законодательства о проведении госзакупок.
Когда приступят непосредственно к работам – не озвучивалось. Но уже известно, что в ДК «КАМАЗ» рассчитывают провести полный капитальный ремонт – от прилегающей территории с фонтаном до новой сцены и санузлов.
ЧТО ГОВОРЯТ АРХИТЕКТОРЫ
«ОБНОВИТЬ ФАСАД И ПРОДОЛЖАТЬ ПРОВОДИТЬ ВЫСТАВКИ ШУБ – НЕ НАШ СЦЕНАРИЙ. ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
Вячеслав Нилов, заслуженный архитектор России:
- В этом ДК не было ничего особо достопримечательного и оригинального, потому что он построен на основе типового проекта. Единственное, что в то время облицовка мрамором считалась роскошью. Сейчас трудно сказать, что необходимо предусмотреть при реконструкции и капремонте. Но мое мнение – я обоими руками за то, чтобы вернуть скульптуру «Журавли», изображающую огромную вереницу журавлей, которая стояла перед ДК «КАМАЗ» перед его открытием. Было бы справедливо, так как это был бы возврат к первоначальному образу ДК «КАМАЗа». Это такая ностальгическая скульптура, которая может стать визиткой Челнов. Мало кто ее застал и запомнил, но она была великолепной! С фонтаном! Но и фонтан убрали, и скульптуру. Она, если мне не изменяет память, вроде как не приглянулась бывшему мэру Рафгату Алтынбаеву. И ее перенесли в охотхозяйство «КАМАЗа» за Менделеевском. Она жива-здорова, я ее как-то видел. Вернуть бы ее хоть во внутренний дворик... Это же знак ностальгии о прошлом.
Поскольку не было никакого оригинального и индивидуального замысла в этом сооружении, нет необходимости восстанавливать первоначальный вид. Вспомню слова эксперта из Греции, с которым мы работали при восстановлении Собора Казанской иконы Божией матери. Спорили о том, как надо его восстановить. Он мудрую фразу сказал: «Восстанавливайте так, чтобы было удобно для молитвы». Она мне запомнилась на всю жизнь. Поэтому и ДК надо реконструировать так, чтобы было удобно для общения и работы внутри этого здания. И здесь не может быть никаких ограничений. Архитекторы и дизайнеры могут позволить себе больше свободы и внести свою изюминку, характерную для города. Это будет оправдано тем, что здание располагается на перекрестке основных магистралей, то есть на царском месте. Поскольку оно царское, надо придать соответственный и внешний, и внутренний образ с учетом современности. Думаю, нужно делать его на контрасте с окружающей средой – она если не сказать, что унылая, то точно малоинтересная. А нужно, чтобы здание стало акцентом. Архитекторов в городе и их мастерства достаточно для того, чтобы такое знаковое сооружение сделать интересным. Здесь важно правильно сформулировать корректные условия для конкурса и творческой команды.
При проектировании, как я помню, пользовались каталогом типовых решений районных Домов культуры. На площади Азатлык, где сейчас стоит ТЦ «Палитра», был точно такой ДК, построенный полностью в кирпиче. Потом его законсервировали, стройку заморозили из-за недостатка финансирования. Следом выкупили, реконструировали и сделали «Палитру». И сейчас сложно представить, что внутри ТЦ находится такой же типовой Дом культуры. Но это как раз наглядно демонстрирует необычный подход к реконструкции. Здесь произошло переформатирование, а в случае с ДК пусть будет новый образ общественного здания.
Равиль Сафиуллин, главный архитектор Нижнекамска:
– С градостроительной точки зрения значимость этого здания для города – исключительная. Советские инженеры и архитекторы оставили нам в наследие уникальные градостроительные и архитектурные решения. ДК «КАМАЗ» – яркий пример советского модернизма, ключевые характеристики которого – простота, честность и функционализм, применение самых передовых технологий и материалов: натуральный камень на фасаде, бетон, стекло, алюминий. Радует, что отдельно были выделены деньги на проект, это хороший подход. Но нужно обратить внимание на техзадание – будет это капремонт или реставрация. Капремонт предполагает, что фасад просто зашьют керамогранитом или алюкобондом. Да, юридически он не представляет исторической ценности, так как здание построено в 70-х. Но этот объект ценен для жителей. В наших интересах сберечь его архитектуру в первозданном виде, молодому городу важно сохранять исторические слои. Так получилось, что объекты 60–70-х годов – это и есть наше наследие. Скорее всего, возникнет конфликт: власть будет требовать сделать все попроще, а активная общественность будет отстаивать первозданный вид. Такой пример уже есть на территории Завода ячеистых бетонов. Но можно прийти к компромиссу.
На фасаде применены дорогие технологии и материалы. Сейчас бюджет их не потянет. Современные решения сделают фасад проще, хуже и дешевле. Было бы лучше оставить его без изменений, заменив те элементы, которые физически устарели, и сместить акцент на внутреннее оснащение ДК, чтобы он активно работал как дворец культуры, как точка притяжения, оснастить залы хорошим оборудованием для проведения разнообразных мероприятий для молодежи, первостроителей, креативного сообщества. Это гораздо важнее. Тогда объект получит новую жизнь. А обновить фасад и продолжать проводить выставки шуб – это не наш сценарий. Сегодня внутреннее содержание объекта не соответствует его первоначальному назначению. Это проблема не Набережных Челнов, это проблема ДК всей страны, где продают пальто и проводят ярмарки. ДК «КАМАЗ» – это, можно сказать, репетиция будущего ремонта здания мэрии. А мэрия – это ключевой объект. Мы должны сейчас сформулировать правильную позицию относительно этих объектов с сообществами, с жителями, с людьми, принимающими решения.
Нина Бубекова, архитектор:
– Здание ДК «КАМАЗ» лежит на маршруте, который был заложен первостроителями города – зеленого прогулочного кольца. Он является частью целой сети зданий, архитектурного ансамбля, расположенного на этом променаде: мэрия, шахматно-шашечный клуб, кинотеатр «Россия» (сейчас Органный зал). Они должны были быть взаимосвязаны между собой, это было исторически заложено в городскую структуру. У них есть одинаковые элементы на фасадах, есть глубинная связь с точки зрения материалов и объемных решений. Все эти социальные объекты должны были создавать ощущение монументальности и возвышенности. А дворец культуры – это как раз тот объект, который должен возвеличивать человека. А сейчас есть риск, что натуральный камень на фасаде во время капитального ремонта заменят на дешевый алюкобонд. Любая деятельность должна вести к удорожанию объекта. Если мы меняем дорогое решение на менее качественное, лучше от этого не становится.
КАК ВИДИТ МОЛОДЕЖЬ
«БЫЛА ПРОВЕДЕНА РЕКОНСТРУКЦИЯ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «ОКТЯБРЬСКИЙ» И ТЕПЕРЬ ТЦ ВЫГЛЯДИТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ»
Свой взгляд на обновление ДК предложила Екатерина Букатина, выпускница колледжа искусств Набережных Челнов. Она защитила дипломную работу на тему «Концептуальный дизайн-проект реконструкции фасадов здания ДК «КАМАЗ»». В беседе с Сhelny-biz.ru девушка поделилась, что одним из косвенных аналогов проекта является штаб-квартира корпорации Alibaba в Ханчжоу. Так же она вдохновлялась работами архитекторов Нормана Фостера и Рема Колхаса. Материалы подбирались на основе того, что применяется в городе и особенностях, которые возникнут при реконструкции. Выпускную работу комиссия оценила на «отлично» и отметила, что это «смелое решение».
Так, концепция заключалась в выборе такого стилистического решения, которое будет актуально долгие годы. В своем проекте Букатина предложила гармонично вписать ДК «КАМАЗ» в архитектуру окружающих зданий за счет зеркальных панелей.
– В проекте зеркальные панели расположены по периметру всех фасадов здания. Через них мы хотели передать непостоянство, течение времени и изменение города. Таким образом мы скрываем остекление на некоторых фасадах и получаем отражение окружающей среды. Именно благодаря отражению фасад всегда будет неповторимым, – прокомментировала она. – Очень много людей считает, что нужно оставить нынешний фасад здания и просто сделать косметический ремонт. Любое мнение имеет место. Может, косметический ремонт тоже можно сделать уникальным, но я считаю, что это не совсем правильно. Косметический ремонт устранит только обломленные плиты, но по сути ничего не изменится. А изменения нужны, так как развитие не стоит на месте, все меняется и плавно перетекает от одного к другому. Как раз эти изменения мы и хотели передать через зеркальные панели на здании.
Причем выбор пал на ДК «КАМАЗ» неслучайно, говорит Букатина. Это актуальный вопрос, так как несмотря на многочисленные реконструкции в городе («Шатлык», новое здание «Мастеровых» и др.) ДК нуждается в реконструкции не меньше всех.
- Нынешний облик здания не вписывается в новые постройки города. Уже была проведена реконструкция торгового центра «Октябрьский», и теперь ТЦ выглядит выразительнее, чем ДК. Вносить что-то новое в реконструкцию здания я считаю смелым решением, ведь жители города настолько привыкли к обычным квадратным вентфасадам, штукатуркам, что не принимают чего-то нового и можно столкнуться с огромным количеством критики. Но я не боюсь критики и просто хочу услышать мнение жителей города, которые готовы к изменениям. Ну и от мнений специалистов я бы не отказалась, все-таки пока что не архитектор.
Chelny-biz.ru
.юрист
Читатель
Марина
Александр
Читатель
Дамир Анварович Ибрагимов
Раушания
Раушания
Челнинка