Новости
Подробно

«В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло»

27.06.2023, 17:34

Джаз-клуб «Модус» и его основатель Александр Колигер – исключительный случай в истории города с периферии. Именно в Набережных Челнах молодой музыкант из Башкирии сумел поставить профессиональную джазовую музыку и возвести ее на пьедестал. Благодаря ему автоград услышал звезд мирового масштаба: джазовые музыканты из США, Дании, Англии, Австрии и других стран обязательно включали в свой концертный тур небольшие по масштабам Челны. В 2005-м году «Модус» начал утопать в пучине экономического кризиса – клуб стали душить налогами и коммунальными платежами. Тогда известный музыкант решил его продать и переехать в Москву, а затем – в Сочи.

Александр Колигер скончался на 76-м году жизни, однако слава о нем, как говорят его коллеги по цеху, будет жить еще долго. Сhelny-biz.ru публикует сборник-воспоминание об истории джазового клуба «Модус», основой для которого стало интервью Анны Чистоделовой для jazz.ru.

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ: ВНУК «ВРАГА НАРОДА» И БИГ-БЭНД

«ИГРАЛИ В ОСНОВНОМ ДЖАЗОВУЮ МУЗЫКУ. КАЗАЛОСЬ БЫ, КУДА ЕЩЕ? НО ТУТ ПРИШЕЛ ВЫЗОВ С «КАМАЗА»

– Александр Николаевич, поделитесь уникальным опытом создания клуба на заре частного предпринимательства. Как это стало возможным еще до 90-х?

– История долгая. Если коротко – спасибо «КАМАЗу» и его гендиректору Николаю Ивановичу Беху, а также такому скорбному происшествию, как пожар на заводе двигателей в 1993 году. Оно подкосило экономику предприятия и сделало меня бизнесменом поневоле. Пришлось в течение долгих лет играть джаз в собственном заведении.

«В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло»

– Давайте совсем сначала: где вы впервые услышали джаз?

– В Башкирии, в городке под названием Октябрьский. Я там родился, вырос, затем учился в институте в Уфе, где уже тогда – в 70-х годах прошлого века – был очень сильный джаз. Во время студенчества в Уфимском авиационном институте в 1966-1968 годах я сотрудничал с джазовыми музыкантами как тенор-саксофонист. В частности, с тромбонистом Вячеславом Назаровым. Наше сотрудничество с ним переросло в крепкую дружбу. Его не стало 24 года назад, в начале января 1996 года попал в автомобильную аварию под Денвером, в США, незадолго до этого, в октябре 1995-го, отыграв наш последний совместный концерт с Игорем Бутманом на сцене джаз-клуба «Модус». С тех пор 2 января для меня черная дата.

– А семья, в которой родились, была музыкальная?

– Родители не были музыкантами, но мама прекрасно пела, а дед, венгр, от которого нам досталась фамилия, работал директором шпалорезного завода под Курганом, в рабочем поселке под названием Кособродск, а вечерами руководил ансамблем струнных инструментов, расписывая партии на всех! Это и есть мои музыкальные корни. Я в деда пошел.

– Как венграм жилось в СССР?

– Они были пленными. И все, человек двенадцать, приняли советскую власть, женились на русских. А потом, в 1937 году, их всех по очереди арестовали и расстреляли. Деда последним. Моего отца в военные годы даже не взяли в армию – сын врага народа – а послали на тяжелые строительные работы в Башкирию. Папа всю жизнь проработал начальником гаража треста, мама – бухгалтером. Там же, в Октябрьском, в возрасте 15 лет я вступил в свой первый биг-бэнд, где мне вручили саксофон и преподали первые навыки игры на инструменте.

Первый состав джаз-клуба «Модус»
Первый состав джаз-клуба «Модус»

– Но в музыкальной школе-то учились?

– Конечно. Я окончил музыкальную школу, училище, потом консерваторию. Партитуры умел и любил писать, поэтому вскоре сам возглавил биг-бэнд в Октябрьском. Наш оркестр принимал участие в фестивалях Стерлитамака, Уфы и Бугульмы. Пришла пора и меня призвали в армию. Служил два года в Самаре, играл в ансамбле, руководил батальонным духовым оркестром, а в последний год службы возглавил клуб батальона, получив звание младшего сержанта. Вернулся в Октябрьский, в свой Дом техники имени Юрия Гагарина, поступил в местное музыкальное училище на теоретическое отделение. Параллельно (до 1975 года) руководил оркестром. Играли в основном джазовую музыку. Казалось бы, куда еще? Но тут пришел вызов с «КАМАЗа» и началась новая страница моей джазовой феерии.

ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ: КАК ЗАРОЖДАЛСЯ ДЖАЗ-КЛУБ

«В «МОДУС» ЕХАЛИ ВЫСТУПАТЬ ИЗ США, ДАНИИ, АНГЛИИ, АВСТРИИ, ШВЕЦИИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ...»

– А Челны чем встретили?

– Это было очень интересное время: становление профессиональной джазовой музыки в отдельно взятом городе. В канун нового 1975 года биг-бэнд «Современник» представил жителям Набережных Челнов первую концертную программу. Вскоре мы уже участвовали в республиканском конкурсе в Казани, где получили бурю восторгов и комплиментов, а главное – безусловное признание со стороны маститых столичных композиторов и оркестрантов.

– Чем же так привлекла корпоративная, как теперь говорят, культура? Ведь и в Башкирии вам было что терять.

– В первую очередь трехкомнатной квартирой (улыбается). Семье требовалось пространство. Руководство автогиганта решило мою жилищную проблему и предложило возглавить эстрадный оркестр в ДК «Энергетик». Коллектив оркестра принимал участие в концертах на заводах «КАМАЗа», Елабуги, а также в многочисленных праздничных мероприятиях города. В этот период я заочно учился в Казанской государственной консерватории на теоретическом отделении, и в 1980 году успешно ее окончил. В течение пяти лет наш оркестр аккомпанировал народному артисту РФ Ренату Ибрагимову.

«В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло»

– Значит, «КАМАЗу» вы пока принадлежали лишь косвенно.

– Пока да. Я преподавал в училище искусств города Набережные Челны и собрал с коллегами-педагогами джазовое трио: Александр Колигер – рояль, саксофон-тенор, Александр Бакланов – ударные, Тагир Мухутдинов – контрабас. Вот там-то, в зале училища, нас и заметили представители дирекции «КАМАЗа», после чего у меня состоялась встреча с Николаем Бехом – генеральным директором завода. Речь шла о создании оркестра на базе автогиганта.

Учредители «Модуса»: Евгений Пан (Москва) и Валерий Емельянов (Наб.Челны). Картина «Три охотника» работы Юрия Свинина
Учредители «Модуса»: Евгений Пан (Москва) и Валерий Емельянов (Наб.Челны). Картина «Три охотника» работы Юрия Свинина

– Переговоры увенчались успехом?

– Более чем: вскоре мы собрали крепкий профессиональный коллектив. В его составе играли лучшие музыканты Казани, Ижевска и других городов. В 1988 году появился джаз-клуб «Модус». И с появлением клуба, настоящего, со сценой, залом, кафе городская музыкальная жизнь преобразилась. В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло. К нам ехали выступать из США, Дании, Англии, Австрии, Германии, Швеции, Новой Зеландии... И не только поющие и играющие джаз: творческие вечера проводили писатели, художники, артисты театра и кино, крупнейшие джазовые обозреватели и критики, политики, звезды джаза России и СНГ. Именно на нашей сцене начали свой творческий путь известные и проживающие ныне в Москве, Набережных Челнах и Ростове-на-Дону успешные джазовые музыканты: Сергей Хутас (контрабас), Евгения Глейберман (вокал), Олег Лужецкий (ударные), Елена Цой (вокал), Денис Кудрявцев (саксофон) и Анастасия Бондарь (вокал).

– А совсем молодых не старались вовлечь в джазовое пространство?

– А как же! В 2000 году в его стенах родился и уникальный детский коллектив Jazz Boys: Николай Колигер (рояль), Сергей Богдан (кларнет), Костя Хараджиев (ударные) трудились как взрослые под руководством вашего покорного слуги. Ансамбль получил дипломы фестивалей в Ростове-на-Дону и Сочи. Кульминацией выступлений детского коллектива стали гастроли в Германии, где ребята дали целых 9 концертов.

«В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло»

ДЕВЯНОСТЫЕ: ПОЖАР НА ЗАВОДЕ ДВИГАТЕЛЕЙ

«НАС СТАЛИ ДУШИТЬ НАЛОГАМИ, КОММУНАЛЬНЫМИ ПОБОРАМИ И Я ПОНЯЛ: ЭТО КОНЕЦ»

– Как это отразилось на тысячах горожан-сотрудников предприятия: можете вспомнить ощущения тех дней, месяцев?

– Конечно, помню, как сейчас: такое не забывается! Производство встало. Не платили никому, особенно музыкантам, числящимся на балансе «КАМАЗа». Пришлось выживать, и перво-наперво выкупать клуб.

– С боями?

– Нет, что вы. Палок в колеса никто не ставил, наоборот, Бех сам подписал соответствующее разрешение. Но выкупать пришлось по-настоящему, отнюдь не за символические деньги.

Возведение пристроя к основному помещению «Модуса»
Возведение пристроя к основному помещению «Модуса»

– Каким вы видели в мечтах собственный клуб?

– Местом силы, отдушиной для местных и приезжих людей, любящих качественную музыку. Принимающим звезд джаза. У нас в клубе играли все: Вячеслав Назаров, Юрий Парфенов, Виктор Епанешников, Лев Кушнир, Александр Ростоцкий, Анна Бутурлина, Ирина Родилес, Александр Симановский, Николай Панов, Игорь Бутман, Евгений Рябой, Вадим Ахметгареев, Арзу Гусейнов, Михаил Моисеевич и Яков Окунь, Анатолий Кролл, Алексей Кузнецов, Володя Данилин, Давид Голощекин, Андрей Кондаков, Григорий Файн, Даниил Крамер, Сергей Манукян, Игорь Михайлович Бриль, Сережа Гурбелошвили, Герман Лукьянов. Из зарубежных гостей хочу отметить таких звезд, как Фил Абрахам, Тим Ходжкинсон, Пол Болленбэк, Деннис Роуланд, певица Дебора Браун, Кевин Махогани, Билл Скит, Напуа Девой и многие другие. Биг-бэнды Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, Анатолия Василевского из Казани и многие другие. Актеры, приезжающие на гастроли в Набережные Челны, после спектаклей коротали у нас вечера: великолепный Валентин Гафт, очаровательная Ирина Алферова со Львом Дуровым – все приходили отвести душу и вкусно поесть в нашем ресторанчике.

Николай Левиновский, Игорь Бутман, Виктор Епанешников, Вячеслав Назаров, Александр Колигер, Виктор Двоскин
Николай Левиновский, Игорь Бутман, Виктор Епанешников, Вячеслав Назаров, Александр Колигер, Виктор Двоскин

– Ничего себе! А дальше?

– Так мы прожили почти двадцать лет – с 1987 по 2005 годы, а потом в провинции все явственнее стало ощущаться приближение большого кризиса. Нас стали душить налогами, коммунальными поборами и я понял: это конец. Продал клуб, квартиру и переехал в Москву. Соседом по поселку Внуково был мой друг, трубач из известного ансамбля Алексея Козлова «Арсенал» Евгений Пан. Жили и играли там, а спустя еще несколько лет я переехал с семьей в Сочи.

«В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло»

– И как вам теперь дышится?

– Доктора оказались правы: здесь рай. Здесь у меня частный дом и небольшой семейный отель. Иногда сам играю на саксе под звездами – на террасе с видом на море. Концертная деятельность, конечно, в прошлом, но я поддерживаю форму, у меня всегда готова программа для внезапных выступлений в санаториях Черноморского побережья и на других площадках. Ну, а как без охоты и сбора грибов? Поневоле стал и садоводом-любителем: на участке более 12 видов экзотических плодовых деревьев. В свободное время общаюсь с друзьями-музыкантами. Любимая жена рядом со мной уже 32 года. Везде, где мы бросали якорь, она не только согревала семейный очаг, но и продвигала наш небольшой семейный бизнес, хотя по основному своему образованию – скрипачка, также закончила Казанскую консерваторию. Со мной всегда мои любимые дети: дочери Инна и Юлия, сын Николай и два замечательных внука Виктор и Саша Колигер, а еще – собака Дуся, английский бигль. В общем, я счастлив, а что еще нужно?

«В «Модус» начали залетать артисты и музыканты такого уровня, что мне и присниться не могло»

Фото: архив семьи Колигер; ВК Набережные Челны фото и видео; 

Комментарии
27.06.2023, 22:01

хозтовары там теперь, или аптека, не те времена
28.06.2023, 12:03

В 90 х я с иронией относился к советскому лозунгу : Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь. Оказалось, отношение к джазу именно такое и осталось.
21.07.2023, 08:59

Прекрасное место было. Мы с мужем там свадьбу играли 16 лет назад.