Исторический купеческий дом на Центральной улице в Набережных Челнах оказался в центре конфликта. Его новая хозяйка пытается выпроводить прежних пользователей построек во дворе – казачью общину. Но казаки то и дело являются в дом со своим сторожевым алабаем, устанавливают свои порядки и меняют замки. Хозяева в шоке, как такое возможно, и заявляют о махинациях с документами. Казаки, в свою очередь, настаивают на том, что долгие годы базировались на Центральной-80 и охраняют нажитое. Chelny-biz.ru разбирался в имущественных спорах между бывшим владельцем дома бизнес-фондом «Интерес» семьи Котвицких (известного первостроителя Челнов), Закамской Братиной и новой хозяйкой, которая узнала о «набеге казаков», будучи во Франции.
ХОЗЯЙКА ДОМА
«ЭТОТ ЧЕЛОВЕК КАКИМИ-ТО НЕПОНЯТНЫМИ МАХИНАЦИЯМИ УМУДРЯЕТСЯ ОБХОДИТЬ ЗАКОНЫ»
«У нас сегодня нет доступа в наш дом», – начала свой рассказ хозяйка исторического здания на Центральной улице Талия Зарипова. Семья купила его в 2018 году, и с тех пор не видит покоя.
– В 2018 году мы решили купить дом, и как раз продавался этот, на Центральной-80. Продавцом выступал бизнес-фонд «Интерес» (ООО «БФИ»). Было два покупателя – я и Егор Егоров, – рассказала наша собеседница.
Как уже позже выяснила новая владелица, фонд задолжал городу за аренду земли, на которой стоял дом. На этом же участке, к слову, были и другие строения, но семья покупала только дом. Оказалось, что исполком через Арбитражный суд расторг договор на землю с БФИ еще в 2011 году и добился взыскания долга – почти 612 тыс. рублей с учетом неустойки. А в 2019 году было еще одно решение Арбитража о взыскании неосновательного обогащения – более 1,6 млн с учетом процентов за пользование чужими деньгами. Сделка купли-продажи дома состоялась как раз между этими судами.
– Мы об этом ничего не знали, – продолжает Зарипова. – После покупки дома начали оформлять в собственность землю. Участок был 8,5 соток. На нем стояли еще два склада. Чтобы выкупить землю под домом, я отмежевала эти постройки, но забор посреди участка ставить тогда не стала.
Исполком, в свою очередь, обратился в горсуд, чтобы признать склады бесхозными. Получив положительное решение, оформил их в собственность города и выставил на торги. Новая хозяйка дома участвовала в электронных торгах и купила еще и эти помещения. Но, как оказалось, на склады имели виды другие люди.
Егор Егоров, который в свое время не смог купить выставленный на продажу дом, в том же 2018 году, когда была сделка, зарегистрировал общественную организацию – казачью общину «Закамская Братина» – и «прописал» ее по адресу Центральная-80. Выяснилось, что в Минюст при регистрации было предоставлено гарантийное письмо от собственника дома, который не возражает против этого. Вместе с тем был заключен договор аренды на объекты на Центральной-80 между бизнес-фондом «Интерес», в состав учредителей которого вошли люди Егорова, и «Закамской Братиной».
Наша собеседница узнала о происходящем, когда Егоров в первый раз вторгся на территорию и повесил свои замки.
– Я находилась во Франции, мне позвонили родственники и сообщили, что Егоров хозяйничает на нашей территории. Как вообще такое возможно? Я вызвала полицию, она говорит: «У него договор аренды». Когда я вернулась в Челны, я выяснила, что он по старым просроченным бумагам БФИ заключил еще и договор с электросетевой компанией на подключение. Я срочно обратилась туда, чтобы узнать, на каком основании, ведь хозяйка дома я. Они должны были проверить информацию о собственнике, но не сделали этого. Тогда компания быстро аннулировала бумаги, оформила все на меня и выдала все документы. Я была в шоке! Этот человек какими-то непонятными махинациями умудряется обходить законы. И договор на электричество заключил, и «Закамскую Братину» зарегистрировал в моем доме, а я понятия не имела об этом.
Фото: ВК, Казаки г.Набережные Челны
Хозяйка дома начала судебное разбирательство. В результате в апреле 2022 года горсуд признал незаконным договор аренды между БФИ и «Закамской Братиной» и обязал организацию освободить и здания, и земельный участок.
Этот процесс, увы, не прошел мирно. Егоров опять приехал со сторожевым псом. На место приехали судебные приставы, которые обязаны были проследить за исполнением решения суда. Егоров в результате вывез часть своего имущества, которое хранилось на территории спорных объектов, и подписал все бумаги. Но во дворе остались лежать лодки.
– Они нам пока не мешали, мы ждали, что он их заберет. Но когда мы стали облагораживать участок, я попросила его забрать лодки и хлам, который нам мешает, но никакой реакции. У него якобы не было площадки, куда их вывезти. В итоге я избавилась от них. А когда он явился за ними, предложила ему обратиться в суд.
Это, вероятно, стало триггером для последних событий. Неделю назад Егоров снова вторгся в дом, рассказала Талия Зарипова.
– Мой племянник во дворе ремонтировал машину, Егоров со своим сыном перелез через забор, поменял замок, привязал алабая, загнал свой автомобиль, преградив выезд. Племянник вызвал полицию, тогда Егоровы ушли, предупредив, что спустят пса с привязи, если он срежет их замок. Он срезал, впустил полицию, они составили протокол и ушли. Племянник пошел спать в дом, а утром, когда он открыл дверь, на него накинулась собака – Егоров исполнил свою угрозу. Племянник еле успел закрыть дверь, ему пришлось целый день сидеть в доме. Это дикость!
Вызволить его оттуда помог участковый. На следующий день родственники написали заявление в полицию с требованием освободить дом от посторонних. Но пока правоохранительные органы ничем и не помогли, говорит Зарипова.
Сегодня семья продолжает отстаивать свое имущество и предпринимает меры, чтобы раз и навсегда отвадить от него и Закамскую Братину, и бизнес-фонд «Интерес». Так, ранее горсуд удовлетворил иск хозяйки дома в отношении БФИ о прекращении использования объекта недвижимости на ее территории и обязал внести изменения в ЕГРЮЛ – изменить юридический адрес. Решение было в апреле этого года. Еще в июне 2022-го аналогичное решение было по Закамской Братине. Но пока в открытых источниках обе организации остаются «прописаны» на Центральной-80.
Тем временем БФИ пытается оспорить право собственности Талии Зариповой на склады и признать результаты торгов недействительными. В марте этого года горсуд отказал фонду в его иске. Решение обжалуется.
КАЗАЧЬЯ ОБЩИНА
«МЫ УВИДЕЛИ, ЧТО НАШЕ ИМУЩЕСТВО НАХОДИТСЯ НЕ В СОХРАННОСТИ, УВИДЕЛИ ОТКРЫТОЕ ВРЕДИТЕЛЬСТВО»
Егор Егоров поделился с Chelny-biz.ru своей историей развития событий.
– В 2018 году наша казачья община приобрела часть уставного капитала бизнес-фонда «Интерес». Компания располагалась по адресу Центральная-80 в Набережных Челнах. Мы вошли в состав учредителей с тем условием, что на балансе компании на тот момент находился дом по этому адресу. Там же были другие строения, которые не были поставлены на баланс. Участок был за фондом еще с 1995 года по договору аренды с исполкомом, и за это время на нем были возведены строения под литерами «А», «Б», «Г», которые после продажи дома оставались в пользовании бизнес-фонда. Мы планировали поставить их на свой баланс для дальнейшей реализации культурных проектов для города, о которых муниципалитет прекрасно знал, – рассказал Егоров. – На тот момент, когда мы стали совладельцами фонда, организация уже успела продать сам дом гражданке Зариповой Талие Мансуровне (пока мы этот вопрос не оспариваем). В том же 2018 году мы подали документы в исполком, чтобы поставить на баланс оставшиеся здания по праву приобретательной давности. Бизнес-фонд передал их в пользование Закамской Братины по договору безвозмездной аренды.
Казаки стали проводить здесь культурно-массовые мероприятия, в том числе с детьми-инвалидами, благотворительные акции и пр. Параллельно вели работу по оформлению зданий.
– Чиновники, вроде как, пошли нам навстречу: согласовали дату приезда на территорию, сфотографировали здание и сказали, что будет приниматься решение о передаче зданий нам на баланс. Однако Зарипова, я так полагаю, поняла, что у нас есть притязания на эти здания, переговорила со специалистами управления земельных и имущественных отношений, и исполком, зная, что у нас есть права на объекты, обратился в горсуд. На закрытом заседании вынесли решение о признании данных строений бесхозными. Нас об этом никто не уведомлял. После того, как было вынесено определение, здания поставили на баланс исполкома, и их реализовали с торгов гражданке Зариповой. Когда мы об этом узнали, подали апелляционную жалобу на определение о признании зданий бесхозными. Ее принял Верховный суд РТ, и в 2022 году вынес определение об отмене решения горсуда и признании дальнейших сделок недействительными.
Сегодня, заявил Егоров, община действует, опираясь на это решение. Что касается недавнего конфликта – он возник из-за необходимости защитить свою собственность, которая остается на Центральной, заявил спикер.
– В 2020 году мы получили от исполкома лодки – четыре яла для восстановления Клуба юных моряков. Два яла были отправлены на реконструкцию, два других, которые можно было спускать на воду летом, были размещены на Центральной-80. У нас были договоренности с Зариповой, что в зимний период они будут оставаться там, а летом мы их заберем. Однако буквально неделю назад, когда мы решили поставить их на воду, обнаружили пропажу. Талия Мансуровна благополучно куда-то отправила ялы и уехала во Францию, где проживает. Она фактически признала, что выкинула их. Нами было написано заявление в полицию, сейчас ведутся мероприятия по их розыску. Эти лодки – не спичечный коробок, они на 18 посадочных мест, габаритные. Ущерб – порядка 300 тысяч рублей, – говорит Егоров. – Когда мы увидели, что наше имущество находится не в сохранности, увидели открытое вредительство со стороны оппонентов, мы начали вывозить оставшиеся вещи из гаража. А чтобы обеспечить сохранность имущества, привезли сторожевую собаку. В данном случае никаких противоправных действий мы не совершаем, действуем в рамках закона, получив определение об отмене решения горсуда. Более того, на указанной территории есть здание, которое также находится в нашем пользовании, и на которое не претендует сторона оппонента – гараж под литерой «Г». Мы находимся там на законном основании. Также у нас там примыкающее здание пекарни с отдельным входом. В дальнейшем мы будем получать сервитут на беспрепятственный доступ к нашим объектам.
Община не собирается сдавать позиции и прогнозирует, что пойдет до Верховного суда и кассации, если будет необходимо.
– Мы писали в правоохранительные органы и в следственный комитет, что исполком предоставил суду фальсифицированные документы, доказывая, что здания бесхозные. Мы платили там аренду с 1995 до 2011 года. До 2018-го все здания находились в нашем пользовании, и мы несли все расходы по их содержанию. Мы готовы идти по трудному тернистому пути, чтобы добиться правды. Хотя могли бы заниматься общественной деятельностью и создавать культурное пространство на исторической территории города.
Пока организация приостановила свою деятельность на Центральной и перенесла в Тукаевский район, на свое подворье в поселке Тогаево.
ДОМ
«ОНИ МНЕ ЕГО РАЗБИЛИ ПОЛНОСТЬЮ, ИЗУРОДОВАЛИ ВОРОТА, БЕЗ МОЕГО ВЕДОМА ИЗМЕНИЛ ВНЕШНИЙ ОБЛИК»
Дом, напомним, является памятником архитектуры Набережных Челнов. Он находится в ряду зданий по левую сторону Центральной улицы. Историческая ценность некоторых из них, конечно, сомнительна. Многие – явный новодел.
В самом начале 19 века улица была застроена простыми крестьянскими домами, но со второй половины столетия, с развитием пароходства и хлебной торговли, ее облик сильно изменился. Здесь появились многочисленные каменные и полукаменные, кирпичные и полукирпичные строения. Самые добротные постройки принадлежали купцам, главным образом, иногородним. Сегодня сохранилась архитектура некоторых купеческих объектов. Это однотипные двухэтажные здания – первые этажи были каменными, здесь велась торговля, вторые – деревянными, тут жила семья. У каждого дома имелось большое подворье. Фамилии исторических хозяев большинства домов, увы, не сохранились. Предположительно, это купцы-хлеботорговцы, известные династии Муллиных, Зайнашевых.
В 1919–1921 годы по решению органов Советской власти была проведена национализация имущества бывших купцов и торговцев. С тех пор здания меняли хозяев. В советский период, еще до строительства «КАМАЗа», здесь активно шла торговля.
Предпоследний владелец дома на Центральной-80 – ООО «Бизнес-фонд «Интерес» – было образовано в 2000 году. Учредителями организации были Валерий и Диана Кузнецовы, Валентина Королева, Андрей и Иван Котвицкие, сыновья Заслуженного строителя РТ Анатолия Котвицкого. В 2018-м соучредителями остались только Андрей Котвицкий и Валентина Королева. Последняя вышла из числа совладельцев, ее сменил Анатолий Егоров. Директором в 2022 году стал Тимур Егоров. Анатолий Егоров – также председатель «Закамской Братины». Обе организации, согласно данным открытых источников, базируются на Центральной-80. Егор Егоров, к слову, – бывший учредитель двух частных охранных компаний – ЧОП «Барьер СБ» и ЧОО «Тамерлан». Его оппонент Талия Зарипова в открытых источниках ни в каких юрлицах не значится.
– Дом признан памятником архитектуры городского масштаба. Они мне его разбили полностью, изуродовали ворота, без моего ведома изменил внешний облик, – сокрушается Талия Зарипова о нынешнем состоянии здания. – Я писала заявления в исполком и прокуратуру по этому поводу, писала, что не могу гарантировать сохранность дома из-за этого рейдерского захвата. Но, увы, никакого отклика не получила.
Анна Перебаскина
Коренной
Tatiana
Talia
Паша
Фаиля
Alina
Татьяна
Татьяна
горожанин
epansha-murza
Guest 13
Юрий
Алина
Алина
Коренной
Галоша
Алия
Юрий
Алия
Fidelio