Челнинская филармония, которая внезапно переродилась из цирка, начала поглощать творческие коллективы города. Первой «добычей» стал легендарный джазовый оркестр «Визит». Причем совершенно неожиданно и не совсем приятно для самого коллектива и, как выяснилось, его руководителя. Других подтянули по нарастающей: оркестр народных инструментов, работавший на добровольных началах, ансамбль «Наигрыш» и театр песни «Мизгель». Их своей барской рукой в бывшем здании «Мастеровых» собрали власти города, прошерстив учреждения культурной отрасли и найдя тех, кто, вроде как, спокойно работал сам по себе. Что, впрочем, было единственным выходом – филармонию открыть открыли, теперь ее надо, как пустую оркестровую яму, чем-то заполнять, чтобы «музыка играла». Передали всех в руки одной хозяйки – известному в Челнах культурному деятелю, худруку театра песни «Мизгель» Нафисе Ахметшиной. Она активно взялась за дело – затеяла ремонт, начала искать артистов по всей России, зазывать в Челны режиссеров и худруков. Исполком набросал устав и передал имущество цирка новым владельцам. А коллектив готовит вал амбициозных ивентов и проектов.
Собеседники издания опасаются, что филармония в итоге может остаться совсем без коллектива. У «детища» исполкома нет мощной базы, которая присутствует в историях других успешных филармоний. А без нее все самые крутые идеи могут развалиться. К тому же неожиданное слияние уже сформировавшихся коллективов болезненно и может иметь последствия, отмечают в творческих кругах.
ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПУСТОЙ:
ЗАЧЕМ ФИЛАРМОНИИ ПОГЛОЩАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ
Филармония неожиданно появилась в Набережных Челнах осенью прошлого года. Она всплыла в истории с бывшим зданием «Мастеровых», чья судьба интересовала общественность, и на которое метило сразу несколько творческих коллективов. Тогда стало известно, что объект достанется именно ей. Позже выяснилось, что филармония, о которой в городе прежде и не слышали, трансформировалась из цирка. Исполком без лишней огласки поменял учредительные документы организации в сентябре 2022-го года. Если говорить канцелярским языком, то МАУК «Набережночелнинский цирк» (юрлицо работало более 17-ти лет и базировалось в жилом многоквартирном доме в 22-м комплексе) сменило название на МБУК «Набережночелнинская Филармония». Тогда же поменяли прописку на улицу Академика Рубаненко,7.
Через несколько месяцев стало известно, что филармония начала поглощение творческих коллективов. Первой «добычей» стал легендарный челнинский джазовый оркестр «Визит», который в этом году отметил 16-летие. Сегодня муниципальное учреждение проходит процесс реорганизации – присоединяется к филармонии и вскоре перестанет существовать как отдельное юридическое лицо. Ожидаемы срок – лето. Процедура была запущена по решению города, учредителем выступает исполком Челнов.
Информацию о реорганизации Chelny-biz.ru подтвердил сам художественный руководитель «Визита» Владимир Завьялов. Но комментировать этот факт он отказался.
Источники издания говорят, что долгое время разговоры о создании филармонии были лишь на уровне слухов, а на деле все решения принимали за спиной коллектива. Самого заслуженного деятеля искусств РТ Завьялова и его музыкантов просто поставили перед фактом изменений. Судьбу коллектива решили городские руководители, «в чьих руках власть и деньги». Собеседники издания рассуждают, что, по сути, они принудили коллектив к изменениям, преследуя свои собственные взгляды и цели – «потому что какая филармония без больших профессиональных коллективов?». Первым на примете как раз и оказался «Визит». Также остается неизвестной судьба самого Завьялова в качестве руководителя – говорят, что администрация филармонии до сих пор не сделала ему соответствующих предложений.
При этом «Визит», действительно, удачный «трофей» для филармонии. Это отмечается и на самом сайте учреждения, где оркестр называют «одним из немногих профессиональных коллективов, который создает культурный имидж города Набережные Челны, является его гордостью и визитной карточкой».
Сам оркестр был создан в апреле 2007 года решением города. Художественным руководителем и главным дирижером был назначен выпускник Казанской государственной консерватории Владимир Завьялов. Уже в первые годы (2007–2009) своего существования оркестр принимал участие во всероссийских джазовых фестивалях-конкурсах, завоевывал почетные звания. Коллектив принимает активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях города, выступает с сольными концертами в городах республики и страны, занимается музыкально-просветительской, культурно-творческой деятельностью, организовывает и проводит лекции-концерты, способствуя приобщению населения к джазовому искусству. За 10 лет своей творческой деятельности оркестр создал большое количество концертных программ, сотрудничал с мэтрами джаза.
В состав филармонии также пригласили оркестр народных (национальных) инструментов, которым руководит Ирек Файзрахманов. Выпускник Казанской государственной консерватории также выступает дирижером и идейным вдохновителем. Коллектив был создан в 2019 году, дает концерты на добровольных началах. Основа репертуара: татарская национальная музыка, исполняемая на аутентичных инструментах, а также произведения академической классической музыки. Как говорят в самом оркестре, их цель – создание в городе платформы для популяризации народных инструментов, среды, где смогут развиваться как профессиональные, так и начинающие музыканты. Играют на домре, балалайках, баянах, гуслях и т.д. Увидеть коллектив, например, можно было играющими на набережной Тукая. Сам Ирек Файзрахманов оценивает присоединение к филармонии как шанс придать оркестру крепкую базу для развития.
– До этого в городе никогда не было оркестра народных инструментов, хотя он уже давно был нужен. Мы давно работаем над ним. С 2019 года коллектив начал давать концерты на добровольных началах. А сейчас это уже будет официальный полноценный коллектив, оркестр национальных инструментов набережночелнинской филармонии, – поделился он. – Предложение к нам поступило от руководства филармонии. Сейчас коллектив создается, можно сказать, с нуля. Набираем музыкантов, выпускников разных консерваторий. Нам отправляют резюме, идут прослушивания кандидатов. Приходят заявки из других городов и регионов России. Люди готовы переехать в Челны. В октябре открытие филармонии, дадим большой концерт.
Приютить в филармонии решили и ансамбль народных инструментов «Наигрыш», которым сейчас руководит Эльвира Федорова. Его в 1996 году создали единомышленники: преподаватели и выпускники челнинского колледжа искусств. Художественным руководителем долгие годы был Николай Федоров, при нем же коллектив получил звание профессионального и стал культурным брендом Челнов. Ансамблю сначала выделили помещение в культурно-деловом центре «Эврика», затем он переехал в ДК «КАМАЗ», в кабинет в 65 кв.м. По информации источников, знакомых с ситуацией, в составе ДК коллективу сокращали трудовые клетки. Некоторые музыканты на этом фоне покинули коллектив. В их числе оказался и сам худрук Николай Федоров. Он уволился в 2019 году по собственному желанию. Три года коллектив был совсем без руководителя.
Однажды его и артистов даже звали на встречу в исполком – «по вопросу соблюдения трудовой дисциплины и дальнейшего развития, работы ансамбля». О судьбе коллектива также беспокоилась городская общественность, задавали вопросы властям. На фоне этого город объявил, что решит проблему «Наигрыша», в том числе, путем слияния с филармонией. Но в итоге коллектив все равно оказался в подвешенном состоянии: первоначальная радость сменилась новыми вопросами, так как их положение фактически не поменялось. Как говорят собеседники издания, филармония требует у ансамбля приносить доход, но сделать этого коллектив не может – для обновления репертуара необходимы сотрудники, найм которых не может себе позволить филармония. Замкнутый круг. Сама Эльвира Федорова отказалась подробно комментировать ситуацию, лишь отметив, что ансамбль продолжает работу в привычном режиме.
– Можно сказать одним словом – это положительные изменения. Хотя бы потому, что нас, наконец, стали называть артистами ансамбля, а не вокалистами. Работаем по-прежнему. А что будет дальше – покажет время, – коротко высказалась она.
А началась филармония, кстати, не с баяна и даже не с вешалки, а с театра песни «Мизгел», который в числе первых вошел в ее состав. Именно здесь, вероятно, знали обо всех изменениях с самого начала. Почему? Художественным руководителем коллектива является действующий директор филармонии Нафиса Ахметшина. Театр начал свою творческую деятельность в 1995 году. На протяжении более 25 лет этот коллектив занимает ведущие позиции в концертной, конкурсной деятельности на уровне республики и страны. Участвовали в «Утренней звезде» на Первом канале, в праздновании 1000-летия Казани, инаугурации президента РТ и т.д. Артисты коллектива – это несколько десятков детей в возрасте от 5 до 18 лет. В репертуаре – песни на разных языках (русском, татарском, итальянском, английском и др.).
Из всех подходящих для присоединения муниципальных культурных коллективов, по сути, остаются только театр танца «Булгары» и камерный оркестр Игоря Лермана. Кстати, ранее в кулуарах обсуждалось, что помещение в здании бывшего театра достанется коллективу Лермана – якобы в качестве репетиционного зала. В «Булгарах» изданию сказали, что предложения о присоединении к ним не поступало. Также стоит вопрос о присутствии в филармонии самого цирка – в структуре он пока официально не обозначен.
КОСТЮМ КЛОУНА В ПОЛОСКУ, АРТ-БРАНЧИ, СЪЕМКИ ФИЛЬМОВ И ПРОКАЧКА АРТИСТОВ:
ЧЕМ И ЗАЧЕМ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ФИЛАРМОНИЯ
Что в итоге из себя представляет филармония – пока непонятно. До сих пор не было официальных пояснений ни от управления культуры, ни от руководителя исполкома. Но, как говорит о филармонии ее собственный сайт, это «концертная организация, имеющая в своем распоряжении концертный зал и несколько творческих профессиональных коллективов различных составов, а также солистов» (в том числе, названные выше).
Нафиса Ахметшина стала директором в конце прошлого года. Выпускница Казанской государственной консерватории по классу вокала, обладатель звания заслуженного работника культуры РТ ранее более 10 лет возглавляла музыкальную школу №4. Она же, согласно данным открытых источников, является учредителем ООО «Квартал талантов» (который ранее носил имя театра «Мизгель») вместе с Раилей Тулуповой (она сейчас значится замдиректора филармонии, а в ансамбле занималась сольфеджио и аранжировками).
Ранее Ахметшина говорила, что филармония будет работать по трем векторам: помощь в организации общегородских праздников, прокачка профессиональных коллективов и солистов, постановка мюзиклов. В учредительных документах, которые изучил Chelny-biz.ru, говорится о несколько иных направлениях работы.
Учредителем, разумеется, выступает город. Координировать и регулировать деятельность филармонии будет управление культуры во главе с Румилем Карамиевым. Курировать, кстати, будут и предпринимательскую деятельность учреждения. Город будет ставить перед филармонией, как и перед другими творческим коллективами, муниципальные задачи и давать деньги для их реализации (в виде субсидий). Но при этом сама директор, кстати, ранее открыто заявляла, что не откажутся и от помощи бизнеса – например, в покупке фортепиано, цифрового рояля и больших народных инструментов.
Основные виды работ, согласно уставу: творческая деятельность в области искусства и организации развлечений; производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ; рекламная деятельность. При этом пул занятий, которые будут приносить доход, в разы шире – список состоит из 27 пунктов. Они касаются области исполнительных искусств, художественного творчества, деятельности концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов (включая услуги билетных касс), организации свадеб, юбилеев, конференций, выставок, в т.ч. музыкальное сопровождение; издание музыкальных и нотных тетрадей, книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых; деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ; деятельность студий звукозаписи и т.д.
Филармония может предоставлять помещения в аренду; организовывать прокат видеокассет и аудиокассет, грампластинок, компакт-дисков; предоставлять услуги по ремонту и настройки музыкальных инструментов (кроме органов и исторических музыкальных инструментов) и т.д. Кроме этого, здесь на платной основе могут обучать детей и взрослых.
В уставных документах также есть своеобразная опись имущества, которое филармонии досталось от своего циркового предшественника. Там значится звуковая аппаратура, видеокамера, радиосистема, оргтехника, мебель, сейф, СВЧ-печь, холодильник и прочее. Из интересного «наследия» осталось несколько костюмов клоунов: с домиками, жирафами, в полоску и т.д.
Что предложит филармония? Ранее директор в беседе с изданием предпочла использовать обтекаемые фразы, отметив, что здесь будут работать профессиональные коллективы – вокалисты, инструменталисты. При этом она называла филармонию «центром профессиональной музыки». Среди интересного, что директор озвучивала ранее в разных источниках: создание художественного совета, в котором будут состоять специалисты из сферы культуры (будет отбирать концертные номера для городских мероприятий), арт-бранчи (где участники могут встречаться с актерами, писателями, музыкантами, режиссерами и прочими), квартирники для молодежи (выступления рок-исполнителей, джазовых коллективов). Захватят интересы малышей и подростков.
Здание планируют отремонтировать, но без перепланировки. Ремонт затронет репетиционные залы, помещения для оркестра, хореографический зал. Дизайнерского концептуального подхода здесь не будет. Новый директор, кстати, первым делом приступила к работе над обустройством творческого гнездышка – сразу же начала работать над вопросами ремонта, технического оснащения сцены. Даже приглашали специалиста, который помог составить смету по звуковому и световому оборудованию. «У нас очень много планов, есть определенные «фишки», но пока не хочется их озвучивать...», – говорила Нафиса Ахметшина изданию. На вопрос о том, что станет символом филармонии (как в случае с красным деревом «Мастеровых»), не ответила.
– Для нас символ будет немножко другой. Время покажет, сделаем нечто другое. Лицо у филармонии все же должно быть. Но все обстоятельства зависят не только от нас. Время сейчас непростое, и поэтому я реально думаю о сегодняшнем дне. Как будет возможность, все появится, – прокомментировала руководитель.
Пока филармония занимается комплектованием штата. Здесь ждут выпускников институтов культуры, консерваторий, музыкальных колледжей. Готовы работать с вузами и сотрудниками музыкальных школ, которые смогу выступать на сцене. Планируется сотрудничество со специалистами из других регионов, в числе которых режиссеры, дирижеры, музыканты, солисты и т.д. Сейчас штат комплектуют стандартными для культурно-зрелищного учреждения клетками – аранжировщиками, декораторами, звукооператорами, звукорежиссерами и т.д.
– Готовимся к открытию творческого сезона. Готовим репертуар, интересные номера. Ничего рассказывать пока не буду. Встречаемся с музыкантами, дирижерами, очень интересно проходят беседы. Работаем над репертуаром. Думаем, чем можем удивить. Поэтому все увидите в октябре, – пообещала Ахметшина.
Но уже известно, что сезон планируют открыть мюзиклом.
БОЛЕЗНЕННАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ И «НЕВКУСНЫЙ ПИРОГ»:
ЧТО ДУМАЮТ О СЛИЯНИЯХ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Разговоры о «поедании» филармонией творческих коллективов вызывают бурные обсуждения среди деятелей культуры города. Больше всего шокирует челнинцев, известных в профессиональных кругах, реорганизация «Визита», так как оркестр достаточно известный и знаковый для города. Грубо говоря, люди недоумевают, как меньшее могло поглотить большее. Собеседники издания лишь перебирают догадки – кто же станет следующим паззлом для картины филармонии.
О ситуации с объединением творческих коллективов города в единый центр в беседе с изданием порассуждал экс-директор татдрамтеатра Челнов Рашат Файзерахманов. Бывший начальник управления культуры автограда отметил, что филармония в Челнах появляется не впервые, она была в конце 90-х – начале двухтысячных годов, располагалась в ДК «Энергетик».
– В Казани, например, действует филармония имени Габдуллы Тукая на базе бывшего ДК имени Кирова. Главная цель филармонии – это объединение эстрадных, сольных, творческих исполнителей. Сегодня я без преувеличения могу сказать, что филармония имени Габдуллы Тукая на самых первых рядах в области культуры и искусства по выдвижению именно творческих сил. Филармония дает объединиться всем творческим силам, которые есть в городе. Она дает возможность организовать концертную, творческую деятельность исполнителей, певцов, – отметил спикер. – Мне кажется очень правильным решение руководства нашего города. Во-первых, создали в городе филармонию. Во-вторых, управление культуры совместно с руководством города пытаются решить вопрос об объединении творческих сил. И потом филармония дает не только большие возможности в организации концертно-творческой деятельности наших исполнителей, она дает еще возможность предоставления площадок для выступлений, составляет свой годовой план, где и какие артисты будут выступать, собирает заявки на гастрольную деятельность. Она решает вопросы материально-технического характера. Например, артист талантливый, но не может выйти на сцену из-за отсутствия финансовых средств, не может сшить сценический костюм или еще что-то.
По словам Файзерахманова, раньше без ходатайства филармонии творческие исполнители не могли получать звание заслуженного народного артиста, так как были сами по себе. Особенно это касалось сольных певцов, эстрадных артистов.
– А филармония, еще раз повторюсь, объединяет все это. Как общий дом, который решает все в своей творческой атмосфере, имея свой микроклимат. С моей точки зрения, это очень правильное решение. Если филармония пойдет по правильному направлению, нужному, которое сегодня требуется исполнителям, то это будет большая заслуга нашего города, – заявил собеседник. – Нафиса Исхаковна очень инициативный руководитель. Она достаточно известна в нашем городе, даже со своим театром песни «Мизгель». Если есть какие-то идеи, она не остановиття, пока не добьется этой цели. У филармонии очень много возможностей, если эту работу начать с умом и творческим подходом.
Файзерахманов упомянул в разговоре и джазовый оркестр «Визит».
– В любом случае реорганизация – это болезненно. Я понимаю Владимира Завьялова тоже. Он же создавал по крупицам с таким трудом этот коллектив, организовывал гастроли и показывал перед жителями города и не только свои концертные программы. Я думаю, что здесь ему плохо не будет. Плюсов больше в любом случае, – отметил Рашат Файзерахманов и добавил, что при реорганизации оркестр переходит в полном составе.
Он посоветовал филармонии активизировать работу над развитием творческих способностей именно среди молодежи.
Экс-руководитель ДК «Энергетик» и почетный гражданин города Гульзада Рзаева отметила, что к процессу формирования коллективов филармонии нужно отнестись очень серьезно.
– На моем веку у нас во дворце культуры «Энергетик» была такая попытка сделать филармонию, чтобы были артисты. Такие вещи для большого города нужны. Но для этого должна быть база. Извините меня, начинать без базы… Мы все это начинали так. К этому надо отнестись очень серьезно, потому что с человеческим фактором работать надо. Там и увольнения, и принятие, и прочее. Чего только нет, – отметила Рзаева. – Можно, знаете, с очень хорошей идеей получить очень невкусный пирог.
Chelny-biz.ru
Челнинец
Раушания
Мила