Пока Челны ждут реакции республики и президента на проблему дефицита территории для развития, проектировщики нового генплана закрашивают участки внутри города и уповают на болотистые территории в дельте Шильны. Сегодня группа Александра Дембича представила новый, откорректированный, вариант документа, определяющего перспективы города на ближайшие 20 лет. Как ни старались, «впихнуть невпихуемое» не смогли – все же затронули часть Тукаевского района. Тот, в свою очередь, попросил держаться в рамках. Участники слушаний настаивали, что уплотняться в пределах города – плохой вариант, и надо идти договариваться к хозяину «Агросилы» Ильшату Фардиеву, чтобы подвинуть «Челны-Бройлер» и даже скинуться на это всей республикой при необходимости.
ОБ АКВАПАРКЕ, ЖИЛЬЕ И ПАРКОВКАХ
«МЫ ЕЩЕ РАЗ ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕСЧИТАЛИ И ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО МЫ СУМЕЕМ ОБОЙТИСЬ 4,5 МЛН КВ.М.»
Александр Дембич на этот раз выступал не один. К трибуне вышли и другие участники авторского коллектива.
Он в очередной раз подчеркнул, что генплан – это только один из градостроительных документов, которые работают на развитие территории. Есть еще проект планировки территории, который прорабатывает территорию более детально, и именно он отвечает на большинство вопросов, которые поднимали жители на прошлых слушаниях.
Спикер перечислил основные задачи генплана, среди которых развитие транспорта, системы общественных центров, озеленение, создание непрерывной береговой линии и поиск территорий под жилищное строительство. По объектам социальной инфраструктуры – авторы подсчитали, сколько городу понадобится детсадов, школ, больниц и пр.
– По нашим расчетам, в Челнах есть нехватка данных учреждений, поэтому на расчетный срок реализации генплана заложено строительство 16 школ, 34 детсада и 21 объект дополнительного образования с учетом возросшего населения. Вопрос нехватки учреждений здравоохранения решается в результате строительства дополнительных корпусов в составе существующих больниц, а также в результате внедрения кабинетов врача общей практики, – рассказала Лилия Закиева, один из разработчиков генплана, кандидат архитектуры, преподаватель кафедры градостроительства. – Объектами периодического и эпизодического обслуживания у нас являются учреждения культурно-досуговые, культурно-просветительские и зрелищные, поэтому в генеральный план закладывается строительство аквапарка, политехнического университета, большого выставочного и концертного залов и крематория.
По транспорту базовые задачи – продлить уже наконец Московский проспект, а также проспект Чулман до набережной в Комсомольском районе. И развить внутренний железнодорожный транспорт.
– Также мы предполагаем полный вынос грузового речного порта в зону нижнего бьефа и формирование на его месте пассажирского речного порта, – рассказала следующий спикер. – В городе высокий уровень автомобилизации и ДТП, в том числе с участием пешеходов. Заложенные транспортные решения позволят снизить нагрузку и перераспределить потоки. Необходимы муниципальные программы для более комфортного и безопасного пешеходного движения. Плюс рекомендуется разработка муниципальной программы, которая будет решать проблему парковок. Она актуальна не только для Челнов. Уже вставал вопрос создания программы по аналогии с «Нашим двором», которая будет решать вопрос строительства многоуровневых гаражей при реконструкции и новом строительстве.
По жилью – согласно стратегии социально-экономического развития города и республики, к 2030 году обеспеченность должна достичь 32–35 кв.м на человека (сегодня это 26 кв.м.). Для этого нужно еще примерно 4,5 млн кв.м. Проектировщики предположили, что можно построить жилье в дельте реки Шильна. Но для того, чтобы подготовить площадку под застройку, нужно завезти порядка 150 тыс. куб.м грунта, а это «дорогое удовольствие». Но можно рассмотреть вариант создания спутников в Тукаевском районе. Есть земельные массивы между Старыми Ерыклами и Нижним Суык-Су, а также около Калмаша. Они в частной собственности.
– Есть предложение – рассмотреть возможность о размещении спутников города. Есть один вариант – эта земля, которая сейчас принадлежит «Домкору», они готовы рассматривать ее в качестве территории для многоквартирного жилищного строительства. Другой вариант – это территория, которая принадлежит казанской фирме, – показал Дембич на карте.
К слову, в новом генплане предусмотрено меньше площадей под застройку жильем, чем в первом презентованном жителям варианте. Тогда говорилось, что нужно более 6 млн кв.м.
– Мы еще раз тщательно пересчитали и пришли к выводу, что мы сумеем обойтись 4,5 млн кв.м с учетом той же нормы обеспеченности жильем, – пояснил архитектор. – Если мы эту норму не выполним, к городу, конечно, не будет никаких санкций, но население начнет уезжать в поисках лучшей нормы. Растет благосостояние граждан, они хотят иметь хорошее жилье с большой площадью. Сейчас строятся дома с большим количеством маленьких квартир, потому что такое сейчас благосостояние. Но мы всегда считаем, что экономика будет развиваться, благосостояние будет расти, дети будут съезжать от родителей, нужно будет больше жилья.
РЕЧПОРТ, ЕЛКИ У ЗАВОДОВ И ПРОСЬБА К ПРЕЗИДЕНТУ О РАСШИРЕНИИ ГОРОДА
«ВЫ В НЕМЫСЛИМЫХ УСЛОВИЯХ ПЫТАЕТЕСЬ ВПИХНУТЬ НЕВПИХУЕМОЕ. МНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАС В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ЖАЛКО»
Обсуждение продлилось три часа – даже дольше, чем в первый раз. Открыл его Артур Тагиров, владелец компании «АЙТАТ».
– Я внимательно изучил проект генерального плана. На территории речпорта, где сейчас есть гаражи и производства, предполагается снос и размещение многоэтажной застройки. Предложение – исключить эту землю из зоны многоэтажной застройки, убрать гаражи и построить там школу юных моряков, которую снесли (на месте ЖК «Междуречье» – ред.). Уважаемые жители, кто за это предложение, прошу поднять руку, – призвал Тагиров и зал поддержал.
Руководитель исполкома Фарид Салахов заметил, что данная территория отнесена к зоне смешанной застройки. Это не подразумевает снос гаражей. Там можно будет достраивать жилье или другие объекты. А что именно будет там размещено – это вопрос не генерального плана, а проекта планировки территорий.
– На берегу реки в Замелекесье все нужно облагораживать. Есть предложение исключить эту территорию из зоны многоквартирной застройки и создать на этом месте парк. За последние 20 лет в городе не было сделано ни одного нового парка. На мой взгляд, разработчики генплана немного вводят нас в заблуждение относительно озеленения, они хотят увеличить его за счет елок около заводов. Если мы захотим прогуляться в сквере, садимся на трамвай, едем на завод и там будут прекрасные скверы. Прошу проголосовать за то, чтобы на берегу Мелекески сделать парк и возможно туда перенести университет.
Разработчики возразили, что закладывается озеленение 25% территории в каждом новом микрорайоне. А на берегу от жилой застройки до воды остается не менее 150 метров, чего достаточно для зеленой набережной.
Тагиров поднял вопрос уплотнения застройки и пробок на дорогах города.
– Кто из вас стоял в пробке вечером в час-пик с ГЭСа в Новый город? – спросил он и зал дружно поднял руки. – У нас с вами на территории речпорта могут построить многоэтажки, на берегу Мелекески точно построят. Что мы в итоге получим? Если мы сейчас стоим в пробке 20– 40 минут, то будем стоять час, когда плотность станет еще выше.
Фарид Салахов напомнил в ответ, что параллельно создаются и дорожные артерии – Московский, который перейдет в Хади Такташа и Фоменко, а также Чулман, который перейдет в Комсомольскую набережную.
Тагиров все же настаивал, что городу стоит занимать новые территории в пригороде, причем не под Ерыклами и Калмашом, а ближе, где уже есть развитая дорожная сеть – в сторону «Челны-Бройлера».
– Представьте, сколько добираться до спутника. А у нас за проектируемой дорогой есть пятно, где ничего не будет. Я понимаю, что это не вопрос уровня разработчика генплана и даже, возможно, не уровня исполкома города, но его надо решить, – заявил Тагиров и обратился заочно к президенту Татарстана. – Уважаемый Рустам Нургалиевич, от лица жителей города Набережные Челны прошу вас рассмотреть вопрос расширения границ города. Это поможет нашему бизнесу с кадрами, поможет привлечь федеральные программы в наш город, позволит получить нашему городу статус федерального значения. Прошу рассмотреть этот вопрос до утверждения генплана города, – сказал он и снова призвал участников поднять руки за расширение границ города, зал снова поддержал. – Хочу поблагодарить команду разработчиков. Вы в немыслимых условиях пытаетесь впихнуть невпихуемое. Мне действительно вас в какой-то мере жалко, потому что вопрос расширения границ – не ваш уровень. Хочу поблагодарить исполком за то, что слышит жителей. Мы видим, что по итогам первых слушаний были внесены замечания.
ПРО ОТНОШЕНИЯ С ТУКАЕВСКИМ РАЙОНОМ И ФАРДИЕВЫМ
«ВЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО ПРОСТО РАЗМЕСТИТЬ МНОГОЭТАЖНУЮ ЗАСТРОЙКУ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ – ЭТО ОЧЕРЕДНОЙ КОЛЛАПС»
Тему расширения в сторону Тукаевского района поднимали еще не раз. Александр Мишатин, участник слушаний, предложил не уплотнять городскую застройку, а посмотреть в сторону соседей.
– Во-первых, мы предусмотрели расширение города на восток, – показал Дембич. – Во-вторых, мы говорили о двух спутниках. То есть город расширяется, но поскольку мы заходим на территорию другого муниципалитета, необходимо его согласие. Сейчас аппарат президента ведет работу по проведению совещания с администрацией района и города. Думаю, в ближайшее время оно состоится, потому что без ведома Тукаевского района мы не можем планировать какие-либо объекты строительства на его территории. Что касается города, давайте посмотрим, какие ресурсы сегодня есть. Это Орловское поле, территория ЗЯБ и ЗСК. Они позволяют несколько увеличить жилой фонд. Есть еще отдельные небольшие территории по городу, которые можно застраивать. Это не говорит об уплотнении. Мы просто находим пустующие участки и предлагаем их застроить, – ответил Дембич.
Другой участник обсуждений поинтересовался, почему город все-таки не стал рассматривать расширение в сторону «Челны-Бройлер».
– Это идеальная территория, очень перспективная. Там мало оврагов, рек, населенных пунктов. Город зажат со всех сторон, и туда можно расширяться с минимальными проблемами, – считает челнинец. – Можно же договориться. Сесть за стол переговоров с Фардиевым. Обращений к нему не было, насколько я знаю. У депутатов горсовета, Госсовета бизнес тоже завязан на строительстве. Это всем выгодно. Этот вопрос нужно решать. У нас другого выхода нет. Это единственный холдинг в республике, который сможет себе позволить переместиться в другое место. Даже неофициально можно нашему президенту и Фардиеву договориться. Можно даже в тарифы ЖКХ включить, если они не потянут перенос, и всей республикой перенести.
– Республика знает, что есть такая потребность, есть вопрос границ Челнов и Тукаевского района. Мы генплан проектировали в границах города. Остальное будет обсуждаться на уровне республики, – прокомментировал Фарид Салахов. – А по тарифам – будьте аккуратны в высказываниях, иначе напишут, что мы решили переложить это бремя на плечи людей.
Главный архитектор Тукаевского района Ольга Никитина призвала проектировщиков определиться уже с границами, пока не выходить за пределы города. Она рассказала, чем чревато строительство спутников.
– От вас мы получили письмо, что работа идет только в границах городского округа. У вас все схемы идут с разными границами. Определитесь и поправьте, пожалуйста, проект в рамках муниципалитета. Это первое. Второе – по территориям, на которых вы рассчитываете получить какие-то квадратные метры жилья. К сожалению, у нас тоже действуют свои документы, правила землепользования и застройки сельских поселений, где в принципе не предусмотрено многоэтажное жилищное строительство. Более того, по одной из перспективных территорий, которые вы указали, застройщик намерен снизить этажность вплоть до частного сектора, поэтому там может не быть такого выхлопа жилья. Я считаю, что актуализация генплана – это нужно, это своевременно. Но предложение такое – давайте пока будем работать в границах существующего муниципального округа. А что касается претензий на территорию Тукаевского района… Примерно в пяти сельских поселениях нам придется корректировать границы, документы градостроительного зонирования, территориального планирования. Это очень затратно. Поэтому мы все-таки хотим, чтобы инициатором изменения границ выступала республика. Чтобы родился документ, который нас организует. Вы должны понимать, что просто разместить какую-то многоэтажную застройку в сельском поселении – это будет очередной коллапс, как с участками для многодетных семей, потому что район не в состоянии обеспечить эти территории инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой. Давайте сегодня рассматривать генплан города в существующих границах с использованием внутреннего резерва. Я поддерживаю идею вовлечения в оборот непригодных территорий. По этому пути сегодня очень активно идет Казань. Зачем нужны эти болота? Я считаю, нужно приводить эти территории в порядок.
ПРО ПРАВЫЙ БЕРЕГ И СТРОЙКУ НА РЕКЕ
«КОМУ ВООБЩЕ В ГОЛОВУ ПРИШЛА МЫСЛЬ ЗАСЫПАТЬ РЕКУ?! МНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА НА БЕРЕГУ – ЭТО НЕДОПУСТИМО»
Пенсионерка Людмила Александровна высказала предложение «перенести» город на тот берег – эту тему поднимали ранее экс-депутат горсовета Ильдус Камалов и действующий депутат Руслан Нигматулин. Женщина аргументировала свое видение тем, что развивается особая экономическая зона, и жители Набережных Челнов и так ездят в том направлении на работу.
Ильдус Камалов тоже выступил, напомнил о своей концепции развития и застройки прибрежной зоны и признался, что доволен тем, что разработчики взяли в работу идею с застройкой дельты реки Шильны.
– Меня удивляет, что я в выступлениях Александра Алексеевича Дембича так и не услышал, что у нас есть река Кама, что есть водохранилище. Инженерная защита берегов до сих пор не заточена, – заметил Камалов. – Нижний бьеф нужно привести в порядок. Там около 1,8 тыс. га. Это зона экологического бедствия. И ни одного слова в генплане про него нет.
Он отметил, что вдоль реки со стороны Элеваторной Горы могла бы получиться прекрасная дорога. И по правому берегу у Камалова тоже есть проект с мостом в районе пляжа SunDale.
Тема застройки дельты Шильны, однако, пришлась по душе не всем. Участница слушаний Елена высказалась на этот счет очень эмоционально.
– Согласно Росреестру, территория, которую вы хотите засыпать, – это территория реки. Да, есть заболоченный участок, но все остальное – это вода. Кому вообще в голову пришла мысль засыпать реку?! – Возмутилась женщина. – Я требую, я буду настаивать на том, чтобы реку не засыпали! Это разве разрешено законодательством?! Может быть, я чего-то не знаю. Мы должны уничтожить водный объект для того, чтобы когда-то кто-то вложил туда огромные средства, которые не окупятся, и построит свои дорогие многоэтажные дома, из которых якобы будет красивый вид. Там лебеди, цапли, рыба нерестится! Данную территорию мы будем отстаивать! Не дадим вам ее! И еще вдоль реки Мелекески – я требую, чтобы эту территорию тоже исключили. Я считаю, что многоэтажные дома на берегу реки – это недопустимо.
ПРО ГАРАЖИ
«МОЖЕТ, ЭТИМ ЛЮДЯМ НЕ НУЖЕН ПАРКИНГ. ГАРАЖИ – ЭТО НАША КУЛЬТУРА»
На обсуждения снова подняли вопрос по гаражам. ГСК «Домостроитель» на ул. Нариманова оказался закрашен красным (зона жилой застройки). Означает ли это снос – спросил Александр Мишатин.
– Мы считаем, что боксовые гаражи надо через какое-то время ликвидировать. Сегодня на территории города 162 га занято гаражами. Там можно построить 12 тысяч квартир при пяти-семиэтажной застройке. У нас выбор – или сохранить все эти гаражи или построить квартиры, – заметил Дембич. – Мы сейчас говорим, что нужна программа строительства многоярусных паркингов в городе.
– А может быть, мне не нужен паркинг. Может, этим людям не нужен паркинг, – оглянулся мужчина на зал. – Я понял, что вы против гаражей. Но они были созданы не просто так. Это наша культура. Мужики в возрасте это подтвердят. Плюс мы там храним запасы на зиму, сейчас времена сами понимаете какие. Не трогайте гаражи.
Проектировщики обратили внимание, что зона застройки многоэтажными жилыми домами включает не только жилье, но и гаражи, и озеленение. Речь не идет о сносе существующих там объектов. Решение одинаковое для всех гаражных кооперативов, подтвердил Фарид Салахов, – в генплане не закладывается их ликвидация.
Архитектор Ринат Сафиуллин отметил, что вопрос застройки территории гаражных кооперативов можно решить, если подойти с умом. Выставить определенные условия девелоперам, которые готовы развивать эти участки, чтобы довольны были все. Но оставлять все как есть – нельзя. Салахов все же повторил, что гаражи трогать не будут, решение принято.
Участники подняли еще много частных вопросов – затронет ли продолжение Московского проспекта их дома, можно ли бизнесу спокойно развиваться на территории, которой меняют функциональное назначение (Салахов заверил, что можно), можно ли приватизировать землю под гаражом. Просили исключить из перспективной застройки земли на Сидоровке по соседству с частным сектором. Просили предусмотреть развязку в районе Пединститута и БСМП (по ней, кстати, город работает), подумать о запуске электробусов по дорогам города и сделать упор на строительство мостов.
Анна Перебаскина
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Артур Тагиров
Марат
Антимагдеев13
Местный Олигарх
Житель Челнов
М да
Юлия
Юлия
Юлия
Раушания
Рузалина Васильевна Овчинникова
Артур Тагиров