Баталией за «Аякс» обернулось обсуждение благоустройства набережной в Челнах. Судно стоит как раз в южной части, где стартуют работы, у поселка Чаллы Яр и подножия ЖК «Парус». Местные жители недовольны шумными гулянками на корабле с алкоголем и песнями «с нацистским содержанием». Владельцы «Аякса» – местный туристический клуб (в основном, люди в возрасте) – уверяют, что эта тусовка не имеет к ним отношения. Они готовы убрать судно, если будет альтернатива, куда его поставить и чем заменить. Сообщество «Кораблик», кстати, казанские архитекторы из HEADS GROUP изначально включили в проект.
В целом у челнинцев возникло много вопросов к проекту. Почему проектирование набережной начинают с конца? Учли ли архитекторы сильные ветра? Нужна ли в этой части парковка, зона барбекю и фестивалей?..
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТА ТЕРРИТОРИЯ
«МЫ МОГЛИ УЙТИ В КАКУЮ-ТО КАБАЛУ РЕАЛИЗАЦИИ МАЛЕНЬКИМИ КУСОЧКАМИ…»
На обсуждение будущего набережной Табеева собрался полный зал в МЦ «Нур». Все столы были забиты: жители Чаллы Яр и ЖК «Парус», экоактивисты, местные предприниматели и сообщества, активная молодежь города и др. Проект представляли архитектор HEADS GROUP Владислав Куликовский и архитектор Александра Бакулина. Модерировала встречу руководитель городского сообщества URBANTATAR Гузеля Ахметгараева. От исполкома выступил первый замруководителя сити-менеджера Илья Зуев.
Уже в первые пять минут встречи у челнинцев возник вопрос, почему выбрана именно эта часть набережной. Его озвучил шоумен Артур Королев.
– Исходя из чего выбрали именно южную часть? По моему мнению, перспективное развитие центральной части – гораздо более интересно. Зачем начинать с конца? – спросил Королев.
– Территория центральной части довольно сложная. Существующий бюджет был несоразмерен ей. Мы могли бы уйти в какую-то кабалу реализации маленькими кусочками, – объяснил Куликовский. – Здесь необходимо будет сконцентрироваться в следующей очереди проектирования. А пока приоритет был отдан этой территории. Она вообще никак не благоустроена и выглядит как свалка. Также здесь важно провести более глубокую работу комплексного проектирования с учетом строящегося жилого комплекса. Провести ряд гидрогеологических мер, которые мешали старту центральной части. Поэтому выбор довольно обоснован.
Архитектор рассказал, что его команда, приступая к работе, рассмотрела всю набережную целиком – от южной части до парка Прибрежный. Здесь сформировалась очередность. В этом году уже реализована часть в парке: входная группа и площадки. Далее на очереди – продолжение работ в парке и параллельно южная часть, которой и занимаются архитекторы. Здесь они опросили уже несколько десятков фокус-групп, поговорили с экспертами, провели анкетирование.
Руководитель городского сообщества URBANTATAR Гузеля Ахметгараева рассказала, что в опросе приняли участие более 1,2 тыс. человек. 47% опрошенных сказали, что хотят здесь купаться и загорать. Основными проблемами назвали отсутствие условий для культурного отдыха и мусор. В топ запросов вошли оборудованный пляж, общественный туалет, контейнеры для мусора, кофейня или семейное кафе. Большинство просили сохранить природную территорию, ограничить движение машин и шум и обеспечить людям доступ к воде. Многие высказывались в поддержку сообщества «Кораблик» – это турклуб и молодежная площадка. Один из тезисов, которые обозначили для себя архитекторы, – найти компромисс между жителями прилегающих домов и других пользователей территории. Это реально острый вопрос, как выяснилось позднее во время встречи.
Александра Бакулина, архитектор проекта, рассказала о территории. Тут в свое время был грузовой порт «КАМАЗа», который работал с 80-го года. В 2006 году территорию выкупила частная компания, а потом началось строительство поселка Чаллы Яр. От порта осталась коса из бетонных волноломов, маяк, причальная стенка и определенные характеристики глубин, которые накладывают отпечаток на использование территории. Она в целом не выглядит сейчас привлекательной для отдыха.
ЧТО ПРИДУМАЛИ АРХИТЕКТОРЫ
«КОГДА МЫ ТАМ БЫЛИ, МЫ ПРОСТО КАЙФОВАЛИ ОТ ПРОГУЛОК ПО ЭТИМ СЛОЖИВШИМСЯ ДОРОЖКАМ»
Архитекторы в разрезе всей набережной примерно прикинули, какие зоны и где должны быть, чтобы не накачивать обозначенную территорию всем подряд. В целом Табеева – спортивно-активная, развлекательная территория с экстримом и пляжем. А южная часть – более спокойная, с небольшим пляжем и водными видами спорта, более камерная, уютная и природная, обозначили авторы.
– Если рассматривать всю набережную, вода находится где-то далеко, к ней не очень удобно спускаться, – заметила Александра Бакулина. – Но если дойти до территории косы, то открывается доступ. Это концептуально немножко другая часть, отличная от остальной набережной и парка Прибрежный.
Архитекторы, изучая территорию в целом, услышали, что при скоплении отдыхающих на набережной становится тесно. Возникают конфликты между велосипедистами, роллерами, лыжероллерами и пешеходами. Поэтому они предложили в следующей очереди работ при расширении набережной предусмотреть отдельную велодорожку, отнести ее немного в сторону, а променад оставить пешеходам. Позволить такую «роскошь» – широкую дорогу – в южной части не получится.
– Там шикарная природная составляющая и уже сложившиеся дорожки. Когда мы там были, мы просто кайфовали от прогулок по этим сложившимся дорожкам, – рассказал Куликовский. – Надо просто добавить инфраструктуры. Не надо сравнивать ее с остальной частью Табеева и рассматривать как продолжение. По факту это даже другая улица. Надо связать эти территории, да. Но у каждой из них своя идентичность.
Участникам представили предварительное зонирование территории с вариантами использования, чтобы обсудить их.
Так, предусмотрели входную площадь, которая свяжет Табеева и новую территорию. Она же должна обеспечить более организованный доступ к судну «Аякс», которое также включили в схему. Далее – парковая зона с амфитеатром, детскими площадками, организованными зонами отдыха. Более насыщенная благоустроенная часть перетекает постепенно вглубь территории, растворяясь и переходя в природную зону. Ключевая зона набережной – пляж. Сохраняется спуск к воде для лодок и спецтехники. Учтен запрос на туалет. Обозначена фестивальная площадка со сценой. Она, кстати, тоже сразу вызвала вопросы.
– Напоминает историю с генпланом. У нас нет понимания, что будет на основной перспективной площадке набережной. Вполне возможно, что в последующие годы где-то там появится сцена и фестивальная площадка, а эта просто умрет, – предположил Артур Королев.
– Поэтому мы здесь и собрались, – заметил архитектор в ответ. – Мы хотим у вас спросить совета.
– Мое предложение – разрабатывать общую концепцию и только потом – по определенным блокам. И застраивать южную часть с учетом центральной.
Куликовский заметил, что уже начали прикидывать функции по всей набережной. А на проекте, предложенном к обсуждению, просто расписано максимально возможное зонирование. Участников попросили взять в руки стикеры и поработать с картой, чтобы потом обсудить те или иные зоны. Но челнинцы повернули ход обсуждения в свое русло.
МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ
«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ НОРМАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ: БУХАТЬ ТАМ БУДУТ!»
– Мне кажется, у вас вводные данные немного искаженные, – заметил предприниматель Максим Федоров. – Я живу в ЖК «Парус», здесь есть ребята из Чаллы Яр. Мы сидим и думаем, где вы такое там увидели? Тропинки, по которым, как вы говорите, хорошо гулять, мы протаптываем, когда мусор убираем за теми алконавтами, которые там собираются, и после концертов на «Кораблике». Вся эта коса – это ветрозащитная зона. Как с экологами решен вопрос? Вот кайтинг там – это здорово, там по Каме идет ветровая труба. Вы знаете, что там десятиметровые ямы? Какой пляж? Там люди у вас утонут. Дальше. Та спокойная погода, о которой вы рассказываете, в год бывает максимум две недели. Не зря пляж в другом месте. Что такое фестивальная зона, что такое барбекюшная? Давайте говорить нормальным языком: бухать там будут!
Он задал уже традиционный для Челнов вопрос, почему объектом не занимаются местные архитекторы.
Участников снова попытались вернуть к картам и стикерам, но инициативу перехватил Ильдус Камалов, экс-директор инженерного центра «Синергия», бывший депутат горсовета, пенсионер.
– А может, сначала обсудим? Причем тут стикеры? – спросил он, и пока архитекторы пытались как-то организовать работу за столами, добился слова – он спросил у зала, разрешат ли люди ему выступить и услышал «да!». – Не зря философ говорил, что слова даны человеку для того, чтобы скрыть истину. Весь объем патетики и восхваления этой территории города можно перенести куда угодно! Почему не перенести этот разговор на застройку и благоустройство территории в долине реки Челнинки за трамвайным парком? Там есть 49 га земли. Если бы у меня были миллиарды, я бы завтра там начал осваивать. Я этих ребят не виню, они привыкли благоустраивать с шашлычными, скамейками, малыми формами…
Камалов рассказал о своем опыте работы в Чебоксарах, об изучении прибрежных территорий в Челнах и встрече с Рустамом Миннихановым, после которой была разработана концепция укрепления берегов и застройки прибрежной зоны города на протяжении 29 км.
– Решать какие-то локальные точки, бежать впереди – это невозможно. Вначале нужно сделать общую идеологию застройки прибрежной зоны. У меня буквально каждый квадратный метр разрисован, – показал свой альбом Камалов. – У вас тут даже не указано, откуда основные направления ветров. А это самый агрессивный склон. Там без берегоукрепления просто так пляж делать – это непредусмотрительно. Там ни песок, ничего держаться не будет. Это городу не нужно.
– Мы с вами этот вопрос обсуждали, мы вас поняли. Просто ваша концепция подразумевает, что Челнам нужно выделить 500 млрд рублей, застроить всю воду, поставить гостиницы и высотное жилье. Это же тоже слишком радикально, – прокомментировал Владислав Куликовский.
Камалов все же настаивал на том, что для благоустройства нужно подобрать другое место.
Рустам Валеев высказался от предпринимателей, работающих на набережной. Он предложил спорт сконцентрировать в центральной части, не нагружая им территорию косы.
– Мы работаем на набережной уже 12 лет. 10 лет назад разрабатывали проект набережной с нуля, поэтому имеем представление. Хотелось бы поблагодарить ребят за то, что они делают хорошее дело. Спасибо, что слышите нас. Основную мысль вы правильно уловили – центральная часть набережной спортивно-развлекательная, и южную часть надо делать более спокойной. На наш взгляд, все спортивное движение надо оттуда убирать, переносить в центральную часть. Из-за ветров в южной части что теннис, что волейбол в принципе не к месту. Просим учесть, – подытожил Валеев.
Также из зала прозвучало предложение из «Аякса» сделать креативное пространство и воткнуть рядом колесо обозрения из парка Победы.
ЧТО ГОВОРЯТ В ЧАЛЛЫ ЯР
«Я ВЫВОЖУ ОТТУДА ПРИЦЕПОМ МУСОР. ЕСЛИ ВСЕ ОДНОРАЗОВЫЕ МАНГАЛЫ СОБРАТЬ, МОЖНО ДОМ ПОСТРОИТЬ»
Отдельный стол заняли жители микрорайона Чаллы Яр, ближайшие соседи территории. Людей не обрадовала указанная на схеме парковка и перспектива мангалов и фестивалей.
– Какая парковка? Зачем она здесь? На выезде будет коллапс! – высказался мужчина, поднявшись на сцену, поближе к экрану. – Это будет парковка не для приезжих. Жители башен, которые здесь построились, все, кому не хватает места, устроят себе там парковку. Зачем она в зоне отдыха?
Вопрос очень насущный, признал архитектор и тут же провел голосование. Большинство подняли руки против парковки.
– Зона, где вы предлагаете мангальную и фестивальную – почему бы там не сделать футбольную и баскетбольную площадки? – продолжил житель. – У нас площадки забиты, люди играть не могут, потому что места нет. Лучше так, чем устраивать там, извините, бухальню. Я четыре года живу в Чаллы Яре, я вывожу оттуда прицепом мусор. Вы не представляете! Если все одноразовые мангалы собрать, можно дом построить, – возмущался мужчина, но в зале возникли споры из-за ветрености и удаленности территории для спорта. – Поставлю вопрос иначе. Давайте сделаем из этой зоны все что угодно, но не мангальную и не бухальню. Кто за? – зал поднял руки.
Архитектор отметил, что игровые спортивные площадки лучше все же разместить в центральной части набережной. А вот зону воркаута все поддержали. Последовавшее предложение экстрим-парка не вызвало такого же энтузиазма.
Мужчина также пожаловался на собачников, которые выгуливают питомцев по улицам Чаллы Яра и оставляют после себя «минное поле». Но тему с зоной для выгула собак участники обсуждения тоже не приняли.
Его сосед предлагал сделать широкие прогулочные и велодорожки – не менее 12 и 10 метров, соответственно. Его, однако, не поддержали. По плану их ширина примерно четыре – шесть метров.
– Это то же самое, что сейчас. Попробуйте вечером в выходной день, когда много людей, там пройти. Это же невозможно! – заметил мужчина и вдобавок предложил вырубить все существующие деревья и кусты и высадить «нормальные деревья», но это предложение тоже не попало в цель.
СПОРЫ ВОКРУГ «АЯКСА»
«МЫ ВАМ НЕ ПРЕДЛАГАЕМ СНЕСТИ КЛУБ. УБЕРИТЕ ЭТО РЖАВОЕ СУДНО, НА КОТОРОМ ТВОРИТСЯ ВАКХАНАЛИЯ»
Настоящая баталия развернулась к концу встречи из-за «Аякса» – судна, стоящего как раз в той части набережной. Здесь базируется туристический клуб. Его представители (в основном, люди в возрасте) заняли отдельный стол в зале. Один из них заявил, что клуб – едва ли не единственный оплот туризма в Челнах.
– Сейчас у нас есть одно место – «Аякс». Там собирается и молодежь. Мы там делаем лодки. Сплавляемся и по Каме. Такое место есть, и мы хотим, чтобы оно осталось. На сегодня оно обозначено как «Кораблик». Нам приятно, что оно осталось. Хотелось бы, чтобы нас поддержали, – выступил мужчина.
– Я другую точку зрения про этот «Кораблик» хочу высказать, – взял слово Максим Федоров. – Я учился в Камском политехе. У нас было достаточно серьезное туристические движение. Мне кажется, это движение должно быть цивилизованно оформлено. Я живу в ЖК «Парус», летом хожу с детьми на набережную, катаюсь на роликах. К сожалению, туристов мы мало там видим, мы видим концерты с матерными песнями и, бывает, с нацистской идеологией, что сейчас неприемлемо. Гуляют до утра, курят дурь, бухают. Может, товарищи туристы и собираются к концу сезона. Я считаю, нужно помочь им правильно организоваться в нужном месте. Но этот ржавый «Аякс» нужно убирать. Он, во-первых, небезопасный…
– А ты что предлагаешь вместо «Аякса»?! – выкрикнул мужчина из зала.
– Когда начинаешь говорить: «Ребята, пожалуйста, не пейте», – мы слышим вот такие «а что ты предлагаешь». Я предлагаю вам нормально организовать все это в комфортном для вас и не мешающем другим месте. Это нужно решать с исполнительным комитетом, – ответил предприниматель.
– Чем вам лично мешает «Аякс»?
– Там бухают, курят наркотики. Неправда? Правда! Видео показать? – предложил Федоров возмущенным пенсионерам.
– У нас там семь парусников, которые мы сделали сами, своими руками. У нас есть великолепный плот с семью алыми парусами, который был представлен на Дне города. Нас в общем больше 200 человек. Люди ходят в серьезные походы. В этом году наши были на Камчатке, в Саянах, на Алтае, на Байкале, – перечислила участница турклуба. – Вы просто не в курсе! Вы видите ту молодежь, которая просто прибивается к нашему кораблю. Может быть, она там бухает. Но это не наши! Мы тоже видим на вашем берегу, где вы спускаете свои лодки, без конца бухают, матерятся, оставляют после себя огромное количество пустых бутылок. Возможно, мы видим не вас, и вы видите не нас. Вот Елена Борисова – владелица корабля. У нее высшее образование. Она занимается туризмом.
– Почему тогда у вас там звучат песни с нацистской идеологией? – допытывался Федоров, на что услышал: «Да вы что!», «Где факты?!», «Это голословно!».
– Я как представитель одного из крупнейших туристических клубов Набережных Челнов могу сказать, что люди, которые ходят в дальние походы, они не только у вас, – обратился к защитникам «Аякса» другой участник встречи. – Поверьте, вас там очень мало осталось, кто по олдскулу, по советскому стилю продолжает туристическое движение. Вы говорите: «Это не мы собираемся». Получается, кто-то собирается на вашей территории, и вы ее не контролируете. Я лично призываю к тому, чтобы облагородить эту территорию. Не только ваш корабль, но и весь пляж, и чтобы это было под контролем. Я согласен с мужчиной (с Федоровым – ред.), что там есть сборища. Однажды я в таком участвовал, мне не понравилось, и я ушел. Корабль, может, и стоит оставить, но нужно как-то контролировать и облагородить его, а не так, что там сейчас периодически стихийно происходит нечто.
– Товарищи туристы, мы вам не предлагаем снести ваш клуб. Вы уберите это ржавое судно, на котором творится вакханалия, которое к вашим походам никакого отношения не имеет. Вы уберите эту затопленную (в зале возмутились, что никакая она не затопленная – ред.) баржу, постройте здание, у вас же земля есть, сделайте, как в яхт-клубе «Навигатор», где есть школа, – предложили жители Чаллы Яра.
– У нас времени для этого нет, нам всем под 70! И пенсия 17 тысяч. Какое здание?!
– Мы бы убрали кораблик, если бы нам предложили другое место, – уже конструктивнее предложил организатор клуба Михаил Борисов, – но его ведь не предлагают. Он стоит у полузатопленного причала. Там глубина резко четыре метра вниз. Представьте, если мы убираем оттуда «Аякс», оставляем понтон, приходят туда балдежники, дети, еще кто-то, поскальзываются и уходят на глубину. И вы хотите, чтобы это место осталось без надзора? Мы согласны отсюда уйти. Сторожку, которая была на берегу, уже снесли. Но предоставьте нам место. Это не автомобиль, который можно куда угодно поставить. Для судна нужны специальные условия: глубина, подъезд для пожарной машины, электроэнергия. Это же не предоставляется. «Уберите!». Легко сказать!
Архитекторы в итоге отказались от системы стикеров – попросили просто записать все пожелания прямо на карте и в анкетах, поблагодарили всех за обсуждение и анонсировали следующую встречу. Они взяли три недели, чтобы переварить полученную информацию и разработать концепцию.
Как сегодня выглядит обсуждаемый участок набережной и «Аякс» – фото по ссылке.
Анна Перебаскина
Видимо
Нина Сафронова
Виталий
Уже во всех сми
Марат
Вы смешны со своей иронией
Вася
людмила
Леон
ЯМы
Хорош
М да
ЯМы
Юлия
Вася
Мария
Михаил Семенович Борисов