На борьбу за будущее автограда вышла молодая челнинская интеллигенция. Перспективной молодежи надоело смотреть на растущие тут и там «свечки» – они хотят крутые объекты, которые дадут толчок развитию Набережных Челнов, а не просто квадратные метры, где можно сносно жить. А пока из автограда «пачками» уезжают креативные, умные и талантливые, потому что оставаться в городе – «дикий зашквар». Очередным триггером стали новости о застройке территории под бывшим Заводом ячеистых бетонов. Здесь, опасаются молодые люди, вырастет очередной безликий жилой комплекс, который продолжит превращать город в один огромный спальный район – без изюминки, исторической памяти и якорей, цепляющих молодежь. Волну поднял предприниматель, шоумен Артур Королев. Его недавняя публикация получила горячий отклик. Мы решили узнать подробнее, что именно беспокоит молодых и активных, которым не безразличен автоград, и как они видят решение проблемы.
«АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО НАХОДИТСЯ В СТАРОМ ДЕТСАДУ. НЕУЖЕЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ ТАМ, БУДУТ ДУМАТЬ О СУДЬБЕ ГОРОДА?»
Артур Королев, предприниматель, шоумен:
– У Набережных Челнов должна быть градостроительная концепция, согласно которой реализуются объекты. Не нужно бездумно застраивать пустые места, чтобы обеспечить город многоэтажками. Необходимы не просто дома с инфраструктурой, а какая-то высшая идея.
Мы говорим: «Давай поедем в Казань и вдохновимся». Но никто так не говорит про Челны. В столице мы вдохновляемся архитектурой. И там это прекрасно понимают, поэтому работают над фишкой города. Мы не можем с этим конкурировать. Возможно, нам стоит посмотреть под другим углом на развитие районов, чтобы они были узнаваемы своей спецификой, атмосферой. У нас ГЭС, например, давно претендует на звание исторического района. Там нужна своя концепция, демонтаж шиномонтажных мастерских и т.д. Сделать как в Иркутске – их мэр распорядился расчистить центр исторического района и сделать акцент на этнодомах русских сибиряков, которые некогда приезжали в город. Там все застроили, выложили брусчатку, поставили классные заведения и место зажило, сюда начали приезжать туристы.
Нам тоже необходимо давать вторую жизнь городским объектам. Есть множество примеров из зарубежной урбанистики, где сохраняли территории и здания бывших фабрик, заводов, станций и получались крутые дистрикты или парки. Недавно ребята с URBANTATAR подняли тему с территорией бывшего предприятия ЗЯБ. Она мне тоже близка. На эту территорию можно посмотреть под совсем иным углом. Сохранить историчность. Строители, которые занимались этим проектом, возвели практически весь город. Почему бы не перенести сюда строительные факультеты? Территория тогда заговорила бы совершенно иным языком. У нас слава города строителей, но как таковой центр строительства у нас отсутствует. И территория ЗЯБ могла бы претендовать на это звание. Здесь нужно не просто засилье многоэтажек, а центр, вокруг которого бы все это строилось. Хороший пример – КБК. Там же выросли поколения семей! Они все друг друга знают, у них есть свой определенный микроклимат.
В городе много спорных градостроительных решений. Та же улица команды «КАМАЗ-мастер». Это легендарная команда, гордость нашего города! Ты едешь по улице, посвященной ей, и не понимаешь почему она так названа. С одной стороны – гаражи, с другой – бетон и жилая застройка…Почему она так и не стала достопримечательностью? Есть вопросы по высоткам у Чаллы Яр. До их появления проспект Дружбы народов выходил прямиком к берегу Камы. С возвышения был доступен обзорный вид на берег и реку. Виды восхищали, создавался эффект «челнинской Калифорнии», когда дорога уводит тебя вниз. Высотки могли бы смесить вправо или влево, чтобы дорога упиралась в реку, а не в дом. Но архитектурное бюро решило иначе. Не может быть такого, чтобы самые высокие дома были построены у Камы…
Но я не удивлен. Для меня яркий пример – это само архитектурное бюро нашего города, которое находится в старом детском саду. Неужели люди, которые работают там, будут думать о вдохновении и судьбе города?
Эти решения провоцируют еще одну важную проблему. Из Челнов утекает молодежь, увозя с собой потенциал и мозги. Отсутствует культура студенчества, в зарождении которой могли бы помочь городские объекты. У нас 17 вузов и ссузов. Но все они разбросаны по городу. Ребята учатся в зданиях детских садов, приспособленных помещениях. Нет монументальной точки, которой можно вдохновляться. Хотя она могла появиться. Пример – территория бывшего КамПИ. Здесь могли создать студенческий городок, школьники вдохновлялись бы атомсферой, там со временем образовалась бы своя инфраструктура, общепит, спортплощадки. Но территорию разрезали на кусочки – появился ТЦ «Торговый квартал», дома «спасителей» обманутых дольщиков. Недалеко 11-й комплекс, где строилось здание КФУ. Там, кстати, захоронена капсула времени. Хотелось бы открыть ее и прочитать некролог похороненным мечтаниям и идеалам КГУ. История с ЗЯБ, кстати, аналогична – когда вроде бы есть запрос от жителей города, но потом – раз! – и на месте все равно всплывают очередные строительные проекты высоток с парковками.
Из Челнов будет уезжать молодежь, если ее не цеплять перспективами, атмосферой. У нас вообще провал с активной, креативной молодежью. Я выступаю на различных форумах городского и республиканского характера. Всегда задаю один и тот же вопрос – хотели бы жить в городе Набережные Челны? Руки поднимают 10–15%. Остальные готовы уехать. Это молодые люди, не обремененные ипотеками, семьями и прочим. То есть те, кто свободен и может быть активным и инициативным. Но они уезжают. Среди школьников бытует мнение, что, если ты остаешься в Челнах – это зашквар, а ты неудачник. В нашей юности было так же – либо ты идешь на завод, либо занимаешься предпринимательством, либо уезжаешь.
Где амбиции, где университетская жизнь? Где то, ради чего молодые люди могли бы приезжать в город? У нас нет студенческой атмосферы. С другой стороны, мы можем начать с чистого листа. Сделать упор на инженерных специальностях, так как с гуманитарными прекрасно справляется Казань. Нет смысла бороться за историчность, как это делает Елабуга. Наш город нужно представлять под другим концептуальным соусом, связанным с инженерной мыслью, машиностроением, автоматизацией. У нас рядом «КАМАЗ», Нижнекамск со своими предприятиями – все это можно был бы объединять, коллаборировать. Чтобы студенты из других районов, изучая город, приезжали сюда не ради жилья в новостройках, а ради университетской атмосферы и перспектив. Пока же Челны выступают донором мозгов для других городов – Казани, Питера и т.д.
«ПОДВИЖКИ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ УЖЕ БЫЛИ. НО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО НУЖНЫ КАКИЕ-ТО КРУТЫЕ МОДЕРАТОРЫ, ЧТОБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИМЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЮ»
Юлия Ахметзянова, директор фонда «Солнце внутри»:
– Сильный вуз, где бы он ни был, всегда является объектом притяжения. Если его нет в городе, то молодые люди, закончившие школу и желающие дальше расти и развиваться, уезжают. Вернуться вряд ли кто-то захочет. Кто-то едет за привлекательной инфраструктурой большого города. Кто-то за большой зарплатой – в сфере общепита, креативных пространств. Да и в целом в большом городе больше просторов для самореализации.
Уехала большая часть моих друзей – Москва, Санкт-Петербург, заграница. Говорят, что в Челнах отсутствует воздух для творчества и креативности. Мы сегодня приехали из Санкт-Петербурга, показывали наш спектакль. Представляли Набережные Челны. Мы, челнинцы, показали очень крутой уровень, представили город через людей. Поэтому я считаю, что, если человек может, – он делает, реализуется. Независимо от процента застройки территории.
Если говорить про частный случай, то та команда, которая работает по проекту застройки ЗЯБ, достаточно открыта к диалогу. Нужны какие-то предложения к ним, которые они могли обдумать, взвесить. Мне кажется, диалог всегда полезен. Очень круто, если симбиоз бизнеса и креативного класса по развитию территории сработает. Территория улучшится, вырастет ее капитализация.
Насколько я помню, такая же инициатива была у «Талана» – привлечь инициативных горожан, чтобы выработать совместные решения по застройке. Таким образом, подвижки работы с населением уже были. Но ощущение, что нужны какие-то крутые модераторы, чтобы предложения имели реализацию.
На территории бывшего завода можно предусмотреть локации для творческой молодежи. Мне не хватает свободных пространств для выставок современного искусства, реализации креативных проектов, независимых театральных площадок. Сюда можно было бы привлекать людей, давая свободу в творчестве, проводить не зависимые от города фестивали и т.д. Чтобы это было не на муниципальной основе. Но такие проекты, конечно, должны быть прибыльными, окупаемыми. Круто, если оно будет приносить деньги владельцам и тем, кто там будет работать. Мне, например, было бы интересно сделать мастерскую с развитием прикладных техник через творчество.
«ГОРОД – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЖИЛЬЕ И ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. ПРИ ЗАСТРОЙКЕ НАДО СРАЗУ ПРОДУМЫВАТЬ МЕСТА, ГДЕ МОЛОДЕЖЬ СМОЖЕТ ОТДЫХАТЬ»
Ярослав Гользаузер, основатель, руководитель сети «Школа Рока Underground Rock School»:
– Если идет стройка жилья, наверное, это на самом деле необходимо. Сейчас есть возможность предусмотреть объекты для молодежи и на территории Завода ячеистых бетонов, и в зоне у «Торгового квартала».
Мы видим пример Замелекесья: домов очень много, построили школу, садик, но погулять там на самом деле негде. Мы проезжали там в прошлом году на самокатах – и сплошь машины, машины… Нет ничего интересного для горожан. Поэтому многие боятся, что на территории бывшего завода будет то же самое.
Я понимаю озабоченность. В городе строят жилье, торговые центры. При этом хотят, чтобы молодежь в городе задерживалась, но ничего для этого не делают. Нет мест, где молодые люд могут себя выразить. Не так давно мы собирались в татарском драмтеатре, обсуждали эти вопросы. Было люди, которые занимаются граффити. Им негде выразить свою мысль. И в итоге они рисуют там, где не положено. В то же самое время в Казани есть место, где они могут это делать на вполне законных основаниях. Понимая, что их арт-объект провисит месяц, его закрасят и появится что-то другое. Такого в Челнах нет.
Молодежь, которая занимается экстремальными видами спорта, тоже говорит, что не везде есть для этого инфраструктура. Но город – это не только жилье и торговые центры. При застройке надо сразу продумывать места, где молодежь сможет отдыхать. Иначе потом получится, что мы уже в готовой застройке будем искать куски земли, чтобы туда локально помещать объекты.
«ТО, ЧТО ИЗ «БАТЫРА» СДЕЛАЛИ «МАГНИТ», – НАСМЕШКА И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД МОЕЙ ЮНОСТЬЮ И МОЛОДОСТЬЮ. НО ЭТО, ВИДИМО, ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ»
Александр Крынский, уроженец Челнов, московский предприниматель:
– Критические посылы со стороны творческой интеллигенции Челнов – это нормальный подход. Он должен способствовать появлению реакций и каких-то действий. Но необходимо смотреть по потребностям. Надо понимать, кто является целевой аудиторией и живет в городе. Если это повзрослевшее население, рабочий класс, та же самая немногочисленная интеллигенция, – надо ориентироваться по их потребностям. Они уже скажут – какие изменения налицо.
Я уехал из Набережных Челнов в 2004 году. В городе тогда было много недостроенных домов. В том числе «Тюбетейка». Одна мечеть и недовосстановленная Боровецкая церковь. В течение десяти лет ничего сильно не менялось – и это на фоне устойчивой, растущей экономики. Это вызывало у меня уныние. А потом я начал замечать положительные сдвиги, жизнь в городе заиграла новыми красками. Застроились пустыри, появилось много нового жилья. По благоустройству, в том числе. Во времена моего детства единственным воркаутом для развлечений была игра в «Четыре угла» на расчерченных на асфальте квадратах. Сейчас же во всех дворах есть детские площадки, в парке Гренада экстрим-треки, в парке Победы много молодежи, которая играет в волейбол и т.д. Такой спортивной атмосферы, в частности, для молодежи, я давно не видел. Такой структуры как ИТ-парк раньше тоже не было. Сейчас это очень большой магнит для развития и реализации молодежи.
По чему я скучаю в Набережных Челнах? Мне не хватает клубной культуры и атмосферы, которая осталась в начале нулевых. То, что из «Батыра», в который приезжала куча звезд разного уровня, сделали магазин «Магнит», – просто насмешка и издевательство над моей юностью и молодостью. Но это, видимо, приметы времени. Не только из Челнов ушла клубная культура. Ее в принципе не стало, она трансформировалась во что-то другое.
Все меняется в лучшую сторону. Большое видится на расстоянии, надо просто сравнивать, наблюдать. Моменты, о которых я говорю, видно на протяжении 10–15 лет. Важно не забывать, что у каждого города есть свой характер, своя история. Из Челнов никогда не сделаешь купеческий город Золотого кольца. Челны никогда не будут похожи на мегаполис – в столичных годах совершенно другой уклад и темп жизни. Это и не хорошо, и не плохо. Это особенности моего родного города – он просто не может быть другим. Мне не нравится формулировка «моногород», но Челны – это завод «КАМАЗ». Он является основополагающим. От этого нужно отталкиваться. История завязана на нем. Поэтому город не может быть другим – как Казань, Елабуга, Питер…
Мы зависим от экономического развития региона. Не можем игнорировать, что Казань – столица республики. Она всегда будет оттягивать одеяло на себя. Но это не говорит о том, что город Набережные Челны по комфорту и продвинутости может и должен уступать Казани. Конкуренция всегда была. Я даже застал момент, когда по части развлечений и гастрономического отдыха Челны превосходили ту же самую Казань. Но из Челнов невозможно, условно говоря, сделать Лас-Вегас. Надо учитывать вводные данные. Но те изменения, которые я вижу, достаточно позитивные.
«БЫЛО БЫ ЗДОРОВО, ЕСЛИ БЫ СТРОЙКА СТАЛА КРУПНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ, КОГДА АКТИВНЫЕ ГОРОЖАНЕ И МОЛОДЕЖЬ БЫЛИ УСЛЫШАНЫ»
Гузеля Ахметгараева, руководитель городского сообщества URBANTATAR, проекта-исследования ZYAB.PROJECT:
– Наш проект ZYAB.PROJECT был создан еще в 2020 году, когда татарский драматический театр переехал на ЗЯБ. Этот проект – попытка изучить, исследовать, показать какими могут быть Челны, как их видит креативная молодежь города. Мы сделали фэшн-съемку. Она как раз совпала с новостями о том, что завод сносят. Позже, в марте, мы провели воркшоп, на котором исследовали мнения и планировали сформировать коллективное экспертное мнение историков, предпринимателей, депутатов, студентов и различных слоев населения. Это помогло бы понять – что делать с заводом дальше. Это была наша попытка организовать качественную коммуникацию для принятия каких-либо архитектурных и градостроительных решений в Челнах. На воркшопе выявилась огромная проблема – действительно, в городе не хватает креативных, независимых пространств. Здорово, что благоустраиваются парки и скверы, что мы видим новые молодежные центры, рост креативного бизнеса. Но какой-то единой точки притяжения сегодня нет. По стечению обстоятельств ZYAB.PROJECT принял на себя такую миссию. В результате общения со старожилами мы поняли, что завод действительно ветхий, также к нам поступила информация, что застройщик при возведении жилого комплекса будет пытаться учитывать идентичность места.
Таким образом, мы получили два вывода – о необходимости сноса завода и потребности в создании новых точек притяжения для молодежи, креативного бизнеса. Мы никак не можем повлиять на судьбу жилого комплекса – быть ему или нет. Но было бы здорово, если бы стройка стала крупным прецедентом, когда активные горожане и молодежь были услышаны, оказали весомое участие в решении важных вопросов для города.
Размышлять о том, что должно быть на этом месте, сложно. Нужно комплексное, открытое исследование с привлечением экспертов из различных сфер. Потому что это должно быть финансово и экономически обосновано. А также востребовано, живо, важно и нужно. То, что будет функционировать. Это должна быть точка притяжения с учетом идентичности места, завода. Объект, который бы имел статус символичного места, которое организовало город, сделало его. Как дань первостроителям Челнов.
Челны – это бешеный отток молодежи. Отрицать это было бы нечестно. У города в целом много проблем, в том числе, в части образования, событийного наполнения. Но есть богатый ресурс – энтузиазм горожан. Поэтому в коммуникации с челнинцами при решении не только градостроительных и архитектурных вопросов должен применяться принцип открытого диалога. Хочется, чтобы такая практика стала постоянной.
Мы очень рады, что 26 мая состоятся публичные слушания по территории ЗЯБ. Думаю, что получится выстроить здоровую коммуникацию. Надеюсь, что слушания будут широко анонсированы. Это очень важно для всех, кто принимает участие в решении этого вопроса и беспокоится о развитии Челнов.
Chelny-biz.ru
Александр
Александр
Александр
Александр
Ю
Ю
Кей
Автандил
Амбидекстер
Раушания
Олег