Как изменилась жизнь в Набережных Челнах за месяц с начала спецоперации на Украине и первых санкций против России? Горожане были вынуждены поменять свои планы и продолжают вносить корректировки, надеясь, что скоро все устаканится. Большинство мирятся с последствиями. Кто-то отказался от покупки квартиры или машины, остался без отпуска у теплого моря. «Не страшно. Голодными точно не останемся», - говорят известные челнинцы, и не одобряют паникеров, которые скупают сахар и бумагу.
«В 90-Х ВЫРАЩИВАЛИ ВСЕ НА СВОИХ ОГОРОДАХ. ГОЛОДНЫМИ МЫ ТОЧНО НЕ ОСТАНЕМСЯ»
Айрат Тагиров, владелец пляжа SunDale:
– Произошел рост цен – это все заметили. Но критического давления на свой бюджет я не ощутил. Достаточно терпимо. Я заметил рост патриотизма и сплоченности. Рейтинги у главы государства подскочили. Я смотрю на будущее с оптимизмом. Думаю, мы выйдем из этой ситуации победителями.
Ажиотаж вокруг сахара и других товаров прошел мимо меня. Я, разве что, заранее закупил кое-какие стройматериалы для ремонта из боязни, что потом они станут дефицитом. Нужно начинать сезон, приводить в порядок SunDale. Так что это не закупка впрок чего-то ненужного, это мне понадобится в ближайшее время. А сахар, какие-то продукты я не закупал. Это все производится в России, так что я по этому поводу не волнуюсь. Я переживал, что могут исчезнуть с полок импортные краски. А есть я могу что угодно. В 90-х выращивали все на своих огородах. Меня это вообще не пугает, голодными мы точно не останемся. Да, подорожали машины, ряд других товаров. Но это не предметы первой необходимости.
До этих событий я купил путевку в ОАЭ, но не смог воспользоваться – самолеты перестали летать. Деньги пока не вернули. Должен быть улететь 15 марта. Как-то в один безденежный год в сентябре мы неплохо отдохнули в Волгограде. Отличный берег, достопримечательности. Потратили всего 50 тысяч на семью. Так что будем развивать внутренний туризм.
«20 ФЕВРАЛЯ Я ПРОДАЛ СВОЮ МАШИНУ, ПЛАНИРОВАЛ ПОКУПКУ НОВОЙ. В ИТОГЕ СЕЙЧАС ЕЗЖУ НА ТАКСИ»
Александр Матвеев, совладелец компании «ГАМА»:
– Конечно, я чувствую изменения. Мы каждый день видим в соцсетях, что подорожали сахар, бумага, гречка, что правительство прикладывает максимальные усилия, чтобы нивелировать негативные последствия. Сам я сахар особо не ем. И гречку тоже. Думаю, переживем.
Что касается бизнеса сейчас, месяц спустя, всех по-прежнему лихорадит. Люди бегают, не знают, что делать с долларами, как уберечь свои финансы, что будет завтра. Однозначного ответа никто не даст, никакой крутой аналитик. Конечно, мы очень зависимы от иностранных компаний – и бытовая техника, и автомобили, и станки на предприятиях. Сейчас все вынуждены перестраивать работу. Поднялись кредиты. Мы, например, были вынуждены в срочном порядке все погасить. Мой бизнес больше завязан на импорт, я активно пополнял склад, оплачивал поступающие товары по старому курсу. Сейчас есть определенный запас. Что будет дальше, когда у всех эти товары закончатся, – никто не знает, все в подвешенном состоянии. Но мы настроены оптимистично.
20 февраля, кстати, я продал свою машину, планировал покупку нового автомобиля. В итоге сейчас езжу на такси. Цены сильно взлетели, и на данном этапе я не готов покупать тот автомобиль, который планировал до 24 февраля. Скорее всего, возьму машину попроще. А на свой день рождения в марте я съездил в Мурманск, на берег Серверного Ледовитого океана. Я специально поехал не в южном направлении, потому что рейсы постоянно отменяли. В другое время я бы, скорее всего, не поехал на Север. Было холодно, но эмоций в разы больше, чем от той же Турции или Эмиратов. Необычное место, экстрим, северное сияние… Больше буду путешествовать по России – однозначно.
«УСТРАИВАТЬ ОТПУСК, ДЕЛАТЬ КРУПНЫЕ ПОКУПКИ – СЕГОДНЯ НЕ ДО ЭТОГО. НАДО ДЕРЖАТЬ НОС ПО ВЕТРУ»
Николай Атласов, депутат Госсовета РТ, финансовый директор ООО «ПромИндустрия»:
– Жизнь идет своим чередом. Очевидно, что устраивать себе отпуск, делать крупные покупки – сегодня не до этого. Надо держать нос по ветру. Руководитель предприятия должен нести ответственность за людей, которые у него работают. Нужно понимать, в каком направлении двигаться. Что касается ажиотажа вокруг продуктов… прошло два года с первого случая коронавируса в России. Тогда люди раскупали туалетную бумагу, гречку, сейчас дело дошло до сахара. Надо понимать, что наши фермеры и предприятия обладают достаточно серьезными запасами. Я не знаю, для чего людям столько сахара. Я никуда не бежал и другим не советую. Это глупость. Не надо поддаваться панике, голод нам не грозит.
Мы с вами сейчас живем в эпоху глобальной перестройки мира, где Россия будет занимать одну из ведущих ролей. Наша экономика не будет экономикой сырьевого придатка. То, что нам объявили санкции, подтолкнет бизнес к развитию. Единственное – в такое время важна поддержка государства. Это и дешевые кредиты, и субсидии для важных отраслей промышленности. У нас есть возможность не экспортировать сырье, а делать все самим и делать так, как мы сами хотим. Сейчас у нас уже нет каких-то обязательств перед Западом. Мы можем делать то, чего раньше не могли.
«ПОДУМЫВАЛ СМЕНИТЬ КВАРТИРУ НА ПОБОЛЬШЕ… НО БОЛЬШЕ ТАК НЕ ДУМАЮ»
Армандо Диамантэ, директор театра «Мастеровые»:
– Я подумывал сменить квартиру на побольше… но больше так не думаю. Также у меня была мысль по поводу автомобиля. Ее я тоже бросил. Сейчас вопрос по запчастям меня стал очень сильно беспокоить, потому что я езжу на BMW. Запчастей абсолютно нет! Возникают проблемы с оплатой через интернет-сервисы.
Что касается театра – люди приходят, на посещаемости ситуация никак не отразилась. В труппе тоже нормально. Сложности мы преодолеем. Сейчас перед нами встают вопросы по новому зданию театра. Я буквально только что вышел с заседания Совета по культуре и искусству при президенте Татарстана, озвучивал там наши опасения. Курс подскочил, цены на стройматериалы взлетели, вырос бюджет на строительство. Кроме того, возникли проблемы с оборудованием. Все театральное оборудование – импортное, в России его не производят. Придется искать, подбирать. Варианты: либо выходить на китайских поставщиков, либо смотреть, что осталось на складах. Президент обещал всячески помочь в решении этих вопросов. Работы на стройплощадке не остановились, они продолжаются.
«МЫ НЕ СТРАДАЕМ ЭТИМ ЗОМБИРОВАНИЕМ, ЧТО НАДО С УМА СХОДИТЬ И ПОКУПАТЬ САХАР»
Ася Кислова, депутат горсовета, руководитель центра лечебной педагогики «Чудо-дети»:
– В жизни ничего не поменялось. По продуктам у нас не было особых предпочтений. Мы едим самую обычную еду. Поездок тоже особых не намечалось. Мы не планировали отпуск за границей. Нас вполне устраивают российские курорты.
Мы не страдаем этим зомбированием, что надо с ума сходить и покупать сахар, бумагу и гречку. Я вполне понимаю, что это искусственно созданный дефицит конкретно каких-то магазинов, которые на этом пытаются заработать деньги. Более того, я работаю с коллективом и объясняю им, что так не надо делать. Чем больше будет создаваться ажиотаж, тем выше будут цены.
Что касается работы, оказание помощи больным детям было, есть и будет, какая бы внешняя ситуация ни была. Болеть люди не перестают. Идет работа по нашему новому проекту на улице Центральная. Проводим экспертизу здания. Определили, что фундамент там хороший. На собранные с благотворительного концентра средства до удорожания успели закупить стройматериалов на два с лишним миллиона рублей. Пока есть возможность, будем делать, а дальше посмотрим, как пойдет. Написали несколько грантов, ждем результатов.
«МЫ ВЕДЬ ПРОШЛИ ЛОКДАУН. КОГДА ЗНАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ «НОЛЬ», УМЕЕШЬ РАДОВАТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ЕСТЬ»
Алексей Ищенко, ведущий мероприятия, предприниматель:
– Честно говоря, пока ничего не изменилось. Все так же: дом, семья, работа… Никак прошедший месяц не отразился на моей жизни. Мы ведь сами создаем себе установки. Да, цены выросли, но не так, чтобы «вау!». Они бы ведь все равно выросли – к гадалке не ходи! Сейчас просто есть, к чему подвязать.
И не сказать, чтобы люди стали проводить меньше праздников. Мы ведь уже прошли локдаун, когда вообще никто ничего не отмечал. А когда ты знаешь, что такое «ноль», то умеешь радоваться тому, что вообще что-то есть. Мероприятия есть и, дай бог, будут. Понятно, что их не столько же, как до локдауна.
Ажиотаж на продукты? Я не в курсе, вокруг чего сейчас ажиотаж. У нас дома нет телевизоров. У нас трое детей, и есть кому создавать ажиотаж дома. Все внимание им и работе, решению текущих задач. Нет времени охать и рассуждать. Одна задача сменилась на другую – ладно, хорошо, буду решать ее.
«МОЖЕТ, ЭТО НЕДАЛЬНОВИДНО, НО НАМ НЕКОГДА СТОЯТЬ В ОЧЕРЕДЯХ»
Диляра Эстрина, фотограф родов Камского детского медицинского центра:
– Конечно, есть определенные настроения – неизвестность, что ждет там впереди. А если глобально – в нашей жизни не особо что-то поменялось. Записи на съемку у меня не отменились. Поездки мы не планировали. По ценам на продукты мы видим, что есть повышение, но пока незначительное. Пользуемся продукцией местных производителей. Наверное, пока мы живем по инерции. Как долго это продлится, и будут ли какие-то существенные изменения – время покажет.
Никто из моей семьи не поехал за сахаром или чем-то еще, когда возник этот ажиотаж. Мы спокойно приходим в магазин и покупаем то, что нужно. Сахар, например, мы практически не едим, придерживаемся правильного питания. У нас есть три килограмма – нам их хватит на год. Варенье не варим. Впрок ничего не закупали. Может, это недальновидно, но нам некогда стоять в очередях.
«РАБОТАЕМ, КАК РАБОТАЛИ. ПАНИКЕ НЕ ПОДДАВАЛИСЬ»
Руслан Иманов, адвокат по уголовным делам:
– Пока не ощущаем изменений, это все последует в будущем. Нет изменений в покупках, планах. Поездки… я даже не планировал куда-то выезжать. Работаем, как работали. Панике не поддавались. Несмотря на ажиотаж по бумаге, у нас сложностей не было, хотя в судебном документообороте она используется повсеместно.
В последующем, я думаю, мы на себе все последствия принятых решений руководством страны прочувствуем – это однозначно.
На клиентах я пока тоже разницы не заметил. Для моих клиентов главное – справедливое решение судебной системы, и, конечно же, не получить наказание в виде реального срока. Вот что для них важно.
«БЕШЕНЫЕ ЦЕНЫ НА ВСЕ! ВСЕ ЗАКУПКИ ПОДОРОЖАЛИ – ДУРДОМ КАКОЙ-ТО!»
Сергей Гущин, директор ЖУ «Бумажник»:
– За месяц жизнь особо не изменилась. Отпуск только у меня под вопросом: куда поеду в этом году? Буду отдыхать по обстановке.
Бешеные цены на все! В работе тоже ощущается. Все закупки подорожали – дурдом какой-то! И никто это не регулирует. По сахару, бумаге паникеров в моем окружении не было. Мы смотрим на это и обалдеваем (это мягко сказано). Бумага, конечно, в офисе очень нужна. Слава богу, запасы есть. Но не проблема – все быстро перейдут на электронный документооборот. А по сахару я посмотрел, подумал: подожду еще чуть-чуть, переживу, не принципиально. Я вообще ничего не закупал. Как ездили раз в неделю в магазин, так и ездим. Склад не забивали, отвыкли от этого давным-давно.
В деятельности управляющей компании все очень сильно подорожало. У всех УК в подвалах стоит заграничная автоматика. Большой вопрос – как мы дальше будем ее обслуживать? Где будем покупать контроллеры и все остальное? Программное обеспечение, слава богу, наше. Насосы больших диаметров для отопления из Европы шли. В магазинах этих комплектующих либо нет, либо их прячут.
Что делать? Ищем пути решения. Будем ждать каких-то просветов.
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, открытые источники, business-gazeta.ru
Серг
Марат