Реконструкция парка «Прибрежный» в Набережных Челнах займет как минимум три года – настолько масштабный объект может быть благоустроен только поэтапно, считает казанская команда «Архитектурного десанта». Первым делом нужно восстановить лес, создать транзитные связи, навигацию, освещение и входные группы. Остальное оставили на следующие очереди. Концепцию презентовали жителям автограда в день визита президента. Архитекторы прислушались к пожеланиям после первого обсуждения, предусмотрев лыжероллерную трассу, место для барбекю и минимизировав в проекте зоны с твердым покрытием. Чтобы сохранить озеро как зону тихого отдыха, авторы концепции предложили перенести веревочный городок к набережной и вообще сконцентрировать все активности по периметру парка. Участники обсуждений, в свою очередь, предложили еще более кардинальное решение – перенести конноспортивную школу, которая «рвет» парк, к ипподрому. И вообще заняться ее содержанием на должном уровне. Возник и вопрос содержания парка в целом: кто займется санацией и сможет ли город обеспечить уход за таким большим объектом после его благоустройства. Тем более, что отрицательные примеры уже были.
«МЫ ХОДИЛИ И ВОСХИЩАЛИСЬ! ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА НУЖНО ПОДАРИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИСЬ ТАМ, ПОСМОТРЕТЬ, ДОЙТИ ДО ВОДЫ, НАСЛАДИТЬСЯ ЗАКАТАМИ…»
Второе обсуждение парка «Прибрежный» решили провести в Пушкинском лицее. Первое, напомним, прошло на природе. Презентовала концепцию Дарья Климова. Девушка родом из Набережных Челнов, и очень эмоционально рассказывала о красотах парка, его преимуществах, недостатках и «огромном потенциале». Преимущества – это ключевое значение парка, его уникальная экосистема и сложившиеся сообщества, которые заинтересованы в будущем объекта. Проблем больше. Первая – качество леса, наличие больных деревьев, сорняков. Вторая – освещение (парк очень «криминальный», нет ощущения безопасности). Третья – маршруты пользователей, которые пересекаются. Это и быстро движущиеся велосипедисты, и лошади, и машины. В парке нет навигации, здесь легко заблудиться. Места отдыха низкого качества или вовсе отсутствуют. Парк «не читается» – нет входных групп. Большую площадь занимают стоянки. Нет взаимодействия с водой. Это если вкратце.
Основные активности проектировщики решили разместить по периметру парка, оставив лесной массив практически нетронутым. Функционально объект разделили на восемь зон: зона общественной набережной, которая сейчас является точкой притяжения, зона лесной набережной, яхт-клуба, стихийных пляжей, конноспортивной школы, ипподрома (рядом – целый пласт медучреждений, которые не имеют доступа к парку), зона парка и восьмая – зона майдана, который живет своей жизнью, «отрезан» и «законсервирован».
– Самая сложная зона с точки зрения городского планирования, – отметила Дарья Климова, говоря про майдан. – Но у нее есть отличный потенциал, чтобы стать одной из спортивных доминант этого парка. Там есть твердое покрытие, где могут тренироваться роллеры, есть зона для биатлона. Также здесь можно создать открытый кинозал – вся инфраструктура для этого есть.
Угол на пересечении проспектов Чулман и Хасана Туфана в районе спуска к майдану предлагается отдать под ярмарочную площадку.
Очень сильно режет глаз тот факт, что набережная прерывается и не имеет никакого продолжения со стороны яхт-клуба. Архитекторы предложили закольцевать маршрут, построив единственную в проекте дорогу с твердым покрытием там, где она уже протоптана. Это будет очень деликатное решение, которое оценят маломобильные группы, считают авторы концепции.
Что касается существующей асфальтовой дороги к конноспортивной школе и яхт-клубу – предлагается ограничить доступ шлагбаумом, чтобы пользоваться ей по необходимости могли только резиденты этих учреждений. Таким образом дорога станет более безопасной. Архитекторы также разделили маршруты для велосипедистов и пешеходов, которые «сочетаются, но не всегда хорошо».
Основные активности разработчики расположили по периметру парка, но отметили, что и внутри нужно создать идеологический маршрут просветительского характера, чтобы объединить пространство. Сделать благоустроенные зоны отдыха с инфостендами, которые помогут узнать что-то интересное, или инсталляциями.
Не забыли также про стационарные туалеты, питьевые фонтанчики, точки проката и детские площадки. Предусмотрели и зоны для барбекю, только не у озера, как просили на первом обсуждении жители, а со стороны набережной, ближе к яхт-клубу.
– Тут могут появиться кемпинги, зоны для барбекю, потому что традиционно жители Челнов любят «ходить на шашлыки», и эту возможность им надо обеспечить. Просто надо это систематизировать, чтобы это было безопасно, – отметила Климова.
При этом сама существующая городская набережная перенасыщена и требует переосмысления – здесь очень много активностей. В то же время у нее плохая связь с водой за исключением участков в районе пляжа. Пирсов и выходов к реке должно быть больше, считают специалисты. «Лесная набережная» – территория на окраине лесного массива – также плохо освоена на данный момент.
Архитекторы предложили также открыть территорию яхт-клуба, чтобы люди могли подойти, не мешая при этом спортсменам. У яхт-клуба, добавила спикер, есть потенциал для создания небольшого кемпинга, территории, где люди смогут снимать домики, проводить время, где смогут останавливаться спортсмены во время соревнований.
Эко-кластер – так обозначили зону в районе конноспортивной школы. На ее базе может существовать эко-школа, которая могла бы проводить занятия с детьми. Такой запрос прозвучал во время первого обсуждения.
В парке есть заболоченная местность, в чем архитекторы также увидели потенциал для создания интересных пространств – «болотных троп». Например, из металлических сеток. Ландшафт (эмоционально заметила спикер) очень интересный.
– Какие-то невероятные растения! Мы ходили и восхищались. Я считаю, всем жителям города нужно подарить возможность пройтись там, посмотреть, дойти до воды, насладиться закатами, которые в Челнах на набережной просто потрясающие!
У зоны ипподрома очень маленький функционал, считают архитекторы, при этом она занимает большую площадь. Используют ее только лошади. А могли бы еще как минимум и собаки. Авторы предложили создать маршрут для собачников, который начнется от подземного перехода через Чулман в районе «Солнечного парка». Рядом, ближе к ипподрому, предлагается создать площадку для выгула собак.
«ОЗЕРО – ЭТО СЕРДЦЕ ЭКОСИСТЕМЫ. ВЕСЬ ЛЕС ИМ ПИТАЕТСЯ, И ЕГО ХОТЕЛОСЬ БЫ СОХРАНИТЬ НЕТРОНУТЫМ»
На территории заброшенной стройки («очень маргинальная зона») архитекторы видят школу, которая специализировалась бы на творчестве или эко-просвещении, а в районе озера – зону тихого отдыха.
– Сейчас существует конфликт. Это очень близкая точка доступа, и многие пенсионеры приходят именно сюда. Многих притягивает вода. Веревочный городок и тарзанка иногда нарушают спокойствие этой территории и не совсем отвечают той концепции использования парка, как видим мы, – рассказала Дарья Климова. – Мы предлагаем перенести этих резидентов ближе к набережной, там есть отличные места с видом на Каму. То есть это зона активности, которая должна быть расположена по периметру. Ее хотелось бы забрать изнутри, чтобы сохранить среду. Озеро – это сердце экосистемы. Весь лес им питается, и его хотелось бы сохранить нетронутым.
Также предложено создать зону для выездной регистрации браков и маршрут для молодоженов до озера. И как вариант – возродить традицию посадки деревьев.
– Это очень экологичные, очень деликатные решения, которые не требуют значительных построек, – резюмировала специалист.
Реализацию проекта благоустройства разделили на три этапа. Первым делом, считают архитекторы, нужно восстановить лес, создать транзитные связи, навигацию, освещение и входные зоны. Остальное оставили на следующие очереди.
Участникам обсуждений предложили задать вопросы авторам концепции. Желающих оказалось много. Так, педагог Городского дворца детского творчества отметила, что дорожка для молодоженов – лишнее, как и художественная школа.
– Не надо пускать процессии в бальных платьях по парку. Художественная школа на месте Дворца спорта, я считаю, тоже лишнее. У нас достаточно художественных и музыкальных школ в городе. Не надо. Оставьте это место для спортивного отдыха. И мое самое большое желание – не укатывайте парк в асфальт. Две дороги достаточно.
Женщина попросила также насытить территорию перед парком хорошо освещенными спортивными зонами.
Предприниматель Павел Кибирев поинтересовался, учитывали ли разработчики планы города на застройку земельных участков на Чулмане и возможный подъем уровня воды в Каме. Архитектор сообщила, что их заверили, что вода подниматься не будет.
– Да, мы знаем, что есть проекты, в том числе про аквапарк. Если какие-то решения будут приняты, конечно, наш проект будет под них подстраиваться. Есть силы, которые невозможно преодолеть. Мы всегда сможем найти решение, – ответила Климова.
Тренер спортшколы рассказал, что рукотворное озеро в парке изначально по советскому генплану должно было стать первым в каскаде озер, ведущих к Каме. Сегодня там заболочено. Архитектор отметила, что создание системы озер – это дорогостоящее и сложное решение, а на данный момент стояла задача разработать более простые решения. Тренер также попросил парковку и больше спортивных городков.
Вопросов было еще много, «лес рук», выражаясь учительским языком. Но чтобы сэкономить время, модератор дала старт работе в группах и попросила подумать над названием парка.
«ЭТИ АКТИВНОСТИ, КАКИМИ БЫ ОНИ КРАСИВЫМИ И ПРЕКРАСНЫМИ НЕ БЫЛИ, СО ВРЕМЕНЕМ ПРИХОДЯТ В УПАДОК»
После обсуждения за столами ни одна группа не вышла презентовать свои идеи, все решили высказаться с места – прозвучали просьбы предусмотреть неучтенные моменты, вопросы и замечания.
Так, группа, которая объединила инвалидов по зрению, попросила в зоне для собачников огороженные площадки для тренировки и дрессировки поводырей. Общественные туалеты призвали сделать доступными для людей с ОВЗ. И в целом не забывать про доступную среду, в том числе на пляже. На бульваре Юных ленинцев, например, после реконструкции убрали тактильные плитки, и теперь люди путаются.
– Еще мы не услышали про парковки. Мы услышали, что хотят убрать стоянку. Но есть много активностей, мероприятий… У нас в городе проблема с общественным транспортом. В частности, для инвалидов-колясочников и других категорий. Хоть и говорят, что автобусы хорошие. Нам приходится пользоваться не общественным транспортом, а либо личным, либо такси. А подъехать к парку некуда. Еще один момент – предусмотреть доступную для нас навигацию.
Предложили реализовать в парке проект «Голос Набережных Челнов» (уличного радио «СТВ-МЕДИА»), который сейчас работает на остановках, – установить динамики и использовать их для звуковой навигации.
Активист Вячеслав Куншин поинтересовался, насколько в результате благоустройства сократится площадь озеленения.
– По результатам окультуривания парка на ГЭСе я визуально заметил, что она сократилась. Насколько она сократится здесь? И второй вопрос – по содержанию. Готов ли город взять на содержание предложенные вами решения? Часто бывает так, что приходят люди, сдают работу, а потом оказывается, что на содержание денег в городском бюджете нет, и эти активности, какими бы они красивыми и прекрасными не были, со временем приходят в упадок.
Третий момент – Куншин попросил усилить полицейский патруль в парке.
– Мы бы остались при прежнем названии – парк «Прибрежный», – выступил следующий участник обсуждений, и этот тезис встретили аплодисментами. – Жители города привыкли к этому названию, оно исходное, исконное, челнинское, поэтому мы за его сохранение. Второе – мы услышали, что авторы проекта за экологичность, поэтому у нас вопросы по этой теме отпали, мы это полностью поддерживаем. Хотелось бы услышать больше об объектах для массового спорта, а не только для отдыха. И хотелось бы, чтобы вы учли молодежные тренды и тенденции. Не только силовые тренировки на тренажерах, а зоны для сообществ. Например, площадка для зумбы или первая в городе открытая площадка для аэройоги.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ЛИЦО ГОРОДА БЫЛО БОЛЕЕ СИМПАТИЧНЫМ»
Рустам Валеев, руководитель ассоциации велопрокатчиков признался, что был удивлен, что не позвали на первую встречу.
– Мы 11 лет занимаемся набережной, мы там живем буквально. У нас там бизнес, у нас большой опыт. Первое – на набережной важно сохранить безалкогольную концепцию, – заявил Валеев. – К сожалению, у молодежи есть привычка выпивать (и еще кальяны курить – добавили из зала). Второе – на данный момент нет достаточного количества парковочных мест. Третье – хотим заметить, что в вашей схеме пункты проката размещены небезопасно. Мы знаем по опыту, где их просто нельзя ставить. Зоны проката, спорта, общепита надо разделить. На данный момент там бардак. Для иностранных гостей (на набережной часто появляются немцы, китайцы, иранцы…) должны быть путеводители. И еще нужны пункты ППС как на бульваре Энтузиастов.
Другой участник группы обратил внимание на гору с надписью «Яр Чаллы».
– Мы не увидели ее проработки в вашей концепции. Можно обустроить смотровую площадку. Плюс сама надпись низкого художественного качества. Я дизайнер, меня это задевает. Она уродливая. При этом она просматривается с реки, и хотелось бы, чтобы лицо города было более симпатичным.
Предложение перенести конноспортивную школу к ипподрому прозвучало от стола Павла Кибирева.
– Она «рвет» весь парк, – отметил предприниматель. – В любое время года там вонища невозможная. Так как это муниципальное предприятие, никогда не будет хватать денег на ее содержание в должном виде. Сколько уже роликов в интернете было про эту конноспортивную школу! Рубят бабки, издеваются над животными…
– Никогда у нас не издевались над животными! – не выдержал представитель учреждения. – Сначала посмотрите, потом говорите! Где вы такое видели?! Мы в суд подали на тех, кто так писал.
Набережную, добавил Кибирев, надо рассматривать отдельно.
Участники обсуждений заметили также, что необходимо уже «добить» вопрос с аквапарком.
– Все-таки можно тендер провести, выиграют – построят аквапарк, сделают прекрасную парковку, кафе…
Слово взяла главный архитектор города Малика Шамсиева. Она поблагодарила разработчиков за масштабную концепцию парка и внесла несколько замечаний.
– К парку выходят несколько городских проспектов. Это вертикали города: Хасана Туфана, Вахитова, Беляева, Автозаводский. Хотелось бы на завершении этих проспектов с учетом будущей застройки (вы можете обратиться в отдел архитектуры, мы вам подскажем) организовать парковочные места, потому что весь Новый город едет либо в парк «Гренада», либо в парк «Прибрежный».
Шамсиева напомнила, что на Чулмане панируется строительство социальных объектов – Дворца единоборств, русского драматического театра и других культурных зданий. Она также отметила, что ипподром зимой используется в качестве катка, а осенью и весной как ярмарочное пространство. Что касается оздоровления леса – в первую очередь необходимо провести инвентаризацию, и, если в процессе санации за счет вырубки больных деревьев образуются пустые участки, использовать под зоны отдыха их, не вырубая здоровые растения. Шамсиева решила подытожить встречу, передав микрофон руководителю исполкома Фариду Салахову. Он заметил, что действительно следует разделить лес и набережную.
– В лесу не надо асфальтировать, а вот набережную стоит продолжить, причем в обе стороны, – отметил сити-менеджер.
Он поблагодарил всех за работу и утвердил, что название парка меняться не будет.
Анна Перебаскина
Фото: nabchelny.ru, Chelny-biz.ru, 2gis.com, Наши Челны, fotokto.ru
Игрек
. зрения
юрист
Житель
Ольга
Александр
лена
Житель
Елена