Самолет из Турции с жителями Набережных Челнов на борту прилетел сегодня в районе трех часов утра в аэропорт «Бегишево». Рейс КК 6788 Стамбул – Нижнекамск здесь ждали двое суток. На столько же пришлось продлить пребывание в Турции пассажирам, следовавшим в Татарстан. Еще не оправившиеся от шока люди не скрывали слез счастья от благополучного возвращения на родину. Но перед самым вылетом им пришлось пережить новый стресс и панику в аэропорту Стамбула. Подробнее об этом, а также о том, как встречали татарстанцев, и о твердых намерениях пассажиров судиться с авиакомпанией за халатное отношение к россиянам – в материале корреспондента Chelny-biz.ru.
«ВЗРЫВЫ ПРОГРЕМЕЛИ НАД НИМИ, НО ВСЕ РАВНО ВСЕ ПЕРЕПУГАЛИСЬ»
104 пассажира рейса Стамбул-Нижнекамск стали «заложниками» трагедии в международном аэропорту имени Ататюрка после прогремевших там 28 июня трех взрывов. На момент теракта уже начиналась посадка на борт, при этом некоторые татарстанцы уже успели сесть в самолет, когда произошел теракт.
Сегодня в аэропорту «Бегишево» людей, встречающих своих близких и родных, было мало, так как большинство из пассажиров – граждане Турции, прибывшие на работу в Челны, Нижнекамск и ОЭЗ «Алабуга».
– Я встречаю двоюродного брата, который улетел отдыхать в Турцию с семьей. Они должны были вылететь на два дня раньше, – рассказал Рустам Аглиуллин, ожидавший прилета самолета. – Я узнал о теракте по телевизору. Мы забеспокоились. Я позвонил в справочную аэропорта, нас успокоили, сказав, что пассажиры рейса живы и здоровы. Мы тут же связались с родственниками. Они до взрыва уже успели сесть в самолет, однако оказалось, что рейс задержали.
Челнинец Ренат Кожбахтеев о случившемся также узнал из выпусков новостей. Сегодня в аэропорту он встречал супругу, которая отдыхала в Турции.
– Пассажиры, в том числе моя супруга, уже были внизу (в зоне посадки – ред.), готовились на посадку. Взрывы прогремели над ними, но все равно все перепугались. При этом, когда все это произошло, персонал разбежался, а пассажиры остались на месте и не понимали, что происходит. Все начали шуметь, поднялась паника. Через минут 30-40 пришла служба безопасности, через 2,5 часа их эвакуировали и отвезли в отели, – рассказал Ренат Кожбахтеев. – С женой на связь я вышел через 30-40 минут после теракта. Она была в шоке. «Самое главное, – она сказала, – мы живы».
Челнинец признался, что все это время переживал за супругу, периодически связываясь с ней по телефону. На вопрос отправит ли ее вновь в Турцию, коротко ответил:
– Нет, конечно.
«КОНЕЧНО, ВСЕ БЫЛИ ИСПУГАНЫ, НЕ ВСЕ СРАЗУ ПОНЯЛИ, ЧТО ПРОИСХОДИТ. НАЧАЛАСЬ ПАНИКА»
Пассажиры рейса КК 6788 Стамбул – Нижнекамск были уставшими. Многие до сих пор не отошли от шока, однако не скрывали радости от того, что все же благополучно вернулись домой. Дополнительные двое суток пребывания в Турции изрядно их утомили, а перед вылетом в Татарстан им вновь пришлось понервничать.
–– Был рейс в арабскую страну, возникала какая-то проблема с багажом, – рассказала Гульназ Зарипова, отдыхавшая в Турции с ребенком и родственниками. По некоторым данным, один из пассажиров отказался платить за перевес багажа. – Мы снова были немного напуганы, но по сравнению с предыдущим случаем это было не так страшно.
Челнинка рассказала, что на месте взрыва они были всего за 15 минут до происшествия.
– Мы успели пройти паспортный контроль и шли к самолету, когда прозвучали взрывы, и началась стрельба, – вспоминает Гульназ Зарипова. – К счастью, все пассажиры только успели войти в зону вылета, с разницей в несколько минут. Конечно, все были испуганы, не все сразу поняли, что происходит. Началась паника. Персонал не оповестил нас о случившемся, говорили: «Сохраняйте спокойствие», но конкретной информации не было. Большая часть сотрудников была эвакуирована и мы, к сожалению, остались практически одни. Была паника, люди бежали. Мы находились в последней ветке №308, дальше тупик. Люди были настолько напуганы, что, увидев бегущий из других веток народ, проломили стекла и выбежали на полосу. В аэропорту мы пробыли 13 часов. Часть пассажиров смогла уйти раньше, но так как там были тысячи людей, нам пришлось ждать.
Как отметила Зарипова, персонал в аэропорте появился ближе к утру, в районе 7-8 часов. Эвакуировали татарстанцев только в 10, расселив в отелях, где они прождали еще полтора дня до вылета.
– Спасались кто, как может, прятались кто в туалет, кто куда, – рассказала еще одна пассажирка из Челнов, отказавшаяся представляться. – Мы были с детьми, они у нас маленькие и плохо соображали, что случилось. Сегодня, когда мы собирались в аэропорт, они говорили: «Это в тот аэропорт, где вещи падают?». Так-то все нормально, сегодня уже спокойнее.
«ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО ВАШЕЙ ПОМОЩНИЦЫ, КОТОРАЯ О ТЕРАКТЕ ЗНАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ?»
Этим же рейсом из Стамбула прилетел сегодня экс-депутат горсовета Набережных Челнов, директор компании «Конкор Оптика» Максим Федоров, все эти дни активно размещавший на страницах в социальных сетях информацию о происходящем в Турции. Бизнесмен подтвердил, что до 7 утра 29 июня пассажиры борта были предоставлены сами себе, в гостиницу Федоров с семьей также добирался самостоятельно.
– Из-за того, что танцевальный ансамбль «Бисеринки» был тоже с нами в аэропорту, вроде как поднялась шумиха. Павел Астахов начал «заниматься» этим вопросом (хотя я не знаю, чем он занимался, потому что все делали уполномоченные представители Татарстана в Турции), – заметил Максим Федоров. – У меня двое детей, еще были дети, но с нами ни один из представителей ни Павла Астахова, ни консульства, ни компании-авиаперевозчика не связались. Пусть это остается на их совести. Спасибо уполномоченным представителям республики Татарстан, которые с нами работали, помогали нам при вылете. Сегодня тоже были достаточно серьезные проблемы с вылетом. Их удалось решить.
– Сейчас в свою очередь мы будем готовить исковые заявления к авиакомпании Atlas Global по защите прав потребителей, – сообщил челнинец. – Может, иски будут предъявлены к аэропорту, потому что там тоже не было оказано никакой помощи. Потом, возможно, обратимся в страховую компанию, потому что все пришлось оплачивать за свой счет. Хорошо хоть у нас деньги были, но у некоторых вообще ничего не было. Тот же ансамбль «Бисеринки» до 7 часов сопровождали люди из Москвы, Украины, оплатившие им гостиницу до подключения республиканских властей.
Впрочем, после такого события отказываться от поездок в Турцию Федоров все же не собирается:
– Мне нравится Турция, она мне всегда нравилась, несмотря на политические взаимоотношения. Народ тот же, друзья те же. Всякое бывает, везде может случиться такое, но бардак по отношению к своим гражданам только у нас, наверное.
Сразу после прибытия в аэропорт Нижнекамска на странице Максима Федорова в Instagram появилась запись, адресованная президенту РТ Рустаму Минниханову (орфография и пунктуация автора сохранена):
«@rusminnikhanov можно задам вопрос? Почему в Бегишево не было ни психологов для женщин и детей, самому маленькому из которых было на мой взгляд меньше 4 лет, ни сотрудником МЧС, ни Вашей помощницы, которая о #terroristattack в #ataturkhavalimani знает больше чем мы? Простой человеческий вопрос. В Челнах что люди второго сорта живут?»
Федоров имеет в виду помощницу президента РТ Лейлу Фазлееву, которая вчера заверяла журналистов, что все татарстанцы находятся под контролем полномочного представительства в Турции, и все по мере необходимости оказывается помощь. Она опровергла информацию о том, что жители Татарстана не могут вылететь из Стамбула, потому что консульство отказало им в помощи. «Я думаю, что это не соответствует действительности. Однозначно. Какие могут быть вопросы и кому кто отказал?» – заявила Фазлеева.
Через час этот же самолет вылетел обратно в Стамбул. Всего в Турцию должны были отправиться 183 человека. Как сообщили в аэропорту «Бегишево», никто из них после теракта не сдал билеты.
– У нас в Турции родственники живут. Ничего страшного нет, тяжелее было бы, если бы оттуда пришлось лететь, – поделились мнением супруги Рамзия и Ильгар Гамбаровы. – Мы эту поездку месяц ждали. Бояться не стоит. Если суждено умереть, то ведь это может случиться при любых других обстоятельствах.
Лилия Хамитова
ЗАПОЗДАВШИЙ КОММЕНТ