Завтра, спустя 9 лет, известный челнинский джазовый музыкант Александр Колигер даст первый концерт в Челнах. Основатель джаз-клуба «Модус», куда приезжали звезды мирового джаза и частенько потенциальные инвесторы на переговоры, покинул Челны 12 лет назад. В интервью Chelny-biz.ru Колигер вспомнил, как развивал джаз в городе и даже водил в местную парикмахерскую Олега Лундстрема, как затем стали «душить» экономика и чиновники, а последней каплей был «выговор» за международный фестиваль. Рассказал, как сегодня отзываются о Челнах известные музыканты, что его самого радует и расстраивает в новостях из автограда, а также о новых планах привозить в город джазовые программы. Два ближайших концерта артиста состоятся 28 и 29 апреля в ресторане Boho отеля KamaRooms. Александр Колигер выступит вместе с казанском группой RUDEN JAZZ BAND и Андреем Руденом, которого называют лучшим пианистом Казани.
«БЫВШИЙ ЗАВ ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ (НЕ ПОМНЮ ЕГО ФАМИЛИИ) ОБОЛГАЛ НАШ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ»
– Александр Николаевич, вы давно не выступали в Набережных Челнах. Почему решили организовать концерты сейчас? Расскажите подробнее о программе.
– Уже девять лет я не играл в Набережных Челнах. Хотел здесь играть всегда. Три года назад в концертном зале мэрии выступления сорвались. Не по моей вине, к сожалению.
Программа концерта всегда – это лучшие джазовые стандарты в исполнении мастеров джаза Москвы, Питера, Казани. Всех тех, кто побывал в джаз-клубе «Модус» ранее. Мы сотрудничество с этими музыкантами будем продолжать и дальше. Планируем хотя бы раз в месяц с сентября по октябрь делать в Набережных Челнах концерты с привлечением народных артистов России, лучших джазовых музыкантов и певцов.
– Для того чтобы у читателей было понимание, мы не можем обойти стороной те обстоятельства, которые вынудили вас уехать из Набережных Челнов.
– А уехал я из Набережных Челнов после того, как мы получили несогласие и выговор от мэрии города за последний, третий, фестиваль (якобы было мало народу). Но те 300 человек в зале были по-настоящему истинными любителями джаза, и музыканты, стоящие на сцене, были поражены, что такой был классный прием. Я считаю, что Третий фестиваль прошел очень хорошо. Но постепенно ситуация стала ухудшаться. Директор соцкультбыта, на базе которого и создавался Николаем Ивановичем Бехом наш профессиональный оркестр, начал меня душить. Жить стало просто невозможно. Сколько я не боролся, чтобы сделали дорогу до 23/10 (буквально там 300 м), и Халиков мне обещал, – бесполезно, яма на яме, зимой там вообще невозможно было проехать никак. И до сих пор, видимо, такая ситуация. Вот все это так мне надоело, бороться с этими чиновниками не было сил, и я плюнул на все.
– Вы отмечали, что Ильдар Халиков помогал джаз-клубу «Модус».
– Ильдар Шафкатович был идеальным мэром города: интеллигент, прекрасно знает музыку. Он всех иностранцев ко мне привозил в джаз-клуб, собеседования, банкеты. Николай Иванович Бех занимался. Вот такой должен быть руководитель, да. Но в последнее время у нас с Ильдаром Шафкатовичем получилось несогласие. Он не поддержал меня, потому что бывший зав отдела культуры (не помню его фамилии), подложил мне большую свинью, оболгал наш третий международный джазовый фестиваль в Челнах. Халиков мне сделал выговор, и после этого у нас произошли разногласия. Я не получил поддержку, меня постепенно давили-давили. Я вынужден был продать все, практически по минимальной цене, и уехать.
«ИНОГДА ПОЛУЧАЕТСЯ ПОБРОДИТЬ С ДРУЗЬЯМИ-ОХОТНИКАМИ ПО НАШИМ МЕСТНЫМ ЛЕСАМ И БОЛОТАМ»
– Понятно, что челнинские журналисты вас всегда спрашивают о периоде жизни в Челнах. Вероятно, уже поднадоели. Вспоминая эти 30 лет, как события считаете самыми значимыми?
– Провести три международных джазовых фестиваля в Челнах – это, конечно, для меня самые большие события, потому что приезжали самые значимые музыканты Европы и России. Только Оркестр Олега Леонидовича Лундстрема бывал у нас пять раз. Мы с ним были очень близко знакомы, один раз я его даже водил в парикмахерскую здесь, в Набережных Челнах. Это был просто джем-сейшн!
– Сейчас вы живете и работаете в двух городах – Москве и Сочи. Довольны тем, как складываются дела? Какие планы и проекты реализуете сейчас?
– Я сейчас живу в Москве, собираюсь на лето в Сочи, куда подтянется вся семья. Скажу вам, в Сочи я плодотворно поработал и поиграл, и сам много занимался. Музыканту нужно заниматься всегда! В Москве очень удачно складываются обстоятельства, и сейчас идут переговоры о создании джаз-клуба в шикарном месте Переделкино, в деревне Рассказовка. Надеюсь, будет положительный результат наших переговоров.
Концерт в Сочи
– Ваша семья, дети участвуют в реализации этих планов?
– Все мои дети музыканты, все имеют высшее музыкальное образование, и я доволен. Конечно, помогают. Супруга тоже закончила Казанскую консерваторию и сейчас с удовольствием играет на скрипке, поет джаз, причем поет профессионально, с вибрацией и очень чисто интонирует, поскольку скрипачи – всегда слухачи. Буду включать ее выступления в программу концертов.
– Как часто приезжаете в автоград не по работе, а, возможно, по личным делам?
– Стараюсь быть хотя бы раз в два года, у меня дочери в Казани и Челнах. Иногда получается побродить с друзьями-охотниками по нашим местным лесам и болотам. Для меня Челны – это родной город. Лучшие годы жизни (30 лет) я провел здесь, с моей семьей, любимой работой в джаз-клубе «Модус». Дружба с гастролирующими музыкантами, которые к нам приезжали, продолжается сегодня наяву и в «Фейсбуке». Я переписываюсь с музыкантами Америки, Германии. Ну и, конечно, встречаюсь лично в Москве. На этом концерте 28 апреля я что-нибудь новое расскажу, дополню.
– Два года назад вы говорили о переезде в Венгрию, на родину предков. Что помешало реализовать план?
– Вы знаете, я никогда не планировал переезд в Венгрию. Но иметь двойное гражданство я и сегодня хочу. Это надо, почему нет?! Чтобы стать гражданином Венгрии, нужно знать язык. Этот язык для меня такая тарабарщина! Сложно выучить, поэтому дети учат, документы в посольстве лежат, все готово. У нас дед репрессированный чистокровный венгр, и много родственников там. Но у них знание венгерского языка обязательно. Хотя я привел в посольстве пример Германии, где принимают всех и учат бесплатно немецкому языку, затем дают гражданство. А венгры огородились: сначала выучи – а потом будешь гражданином.
«ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕ ОЧЕНЬ МНОГО НАРОДУ ПРИХОДИТ НА КОНЦЕРТЫ ДАЖЕ В ВЕДУЩИХ ДЖАЗ-КЛУБАХ ПИТЕРА И МОСКВЫ»
Совместное выступление с Андреем Руденом
– В 2004 году в интервью вы сказали: «Даже если не будет Колигера, джаз в Челнах останется». Джаз остался в Челнах?
– Мне Игорь Бутман рассказывал, как он пригласил ваш оркестр «Визит» в Сочи на фестиваль. Я, кстати, как-то предлагал свои аранжировки для вокалистов в репертуар этого оркестра. Написать хорошую аранжировку достаточно трудно, но как-то они не откликнулись на мой подарок. Ради Бога! И еще меня поразили слова Завьялова (я его хорошо знаю) о том, что он провел Первый фестиваль. Это не Первый, а уже Четвертый фестиваль. Для него он может быть и первым, и последним, а для Набережных Челнов он должен быть Четвертым по названию.
Конечно, джаз останется в Челнах. Все музыканты хотят играть джаз, но не у всех получается, к сожалению. Это не популярная музыка по доступности, потому что главное в ней – импровизация, а это большой талант. В Челнах я пока не вижу импровизаторов. Возможно, я не владею информацией, поэтому, пользуясь случаем, хочу пригласить челнинских музыкантов на джем-сейшн 28 апреля. Приходите, поиграем вместе.
– В период вашей работы в джаз-клубе «Модус», по вашим же собственным словам, о джазе в Челнах знали все артисты, в том числе многие за рубежом. Помнят о нашем городе музыканты? Вас еще ассоциируют с Челнами?
– Когда музыканты собирались на гастроли, обязательно Набережные Челны включали в джазовый маршрут. Все ведущие джазмены мира играли в Питере, потом Москве, далее шла Казань, но чаще Уфа, оттуда ехали к нам, в Челны, потом в Тольятти (Самару), Екатеринбург и т.д. Вот такой всегда круг выстраивался, и Челны обязательно входили в эту программу. Конечно, они, когда видят меня, вспоминают и Челны, как я их в джаз-клубе встречал. Сегодня они меня уже не ассоциируют с этим городом, потому что все знают, что мы закрылись, и закрылись не по нашей вине. Но это нормальная жизненная ситуация, случай.
– Как бы вы оценили популярность джазовой музыки в России? Говорят, что она значительно выросла. Вероятно, речь о столицах.
– В самых крупных городах джазовая музыка всегда популярна, но вместе с тем, часто бывает так, что не очень много народу приходит на концерты, даже в ведущих джаз-клубах Питера и Москвы. Но то, что в Москве в ресторанах сейчас предпочитают не держать просто музыкантов, которые играют шлягеры «а-ля» Киркоров, Лепс и т.д…. Вместо этого играют джазовые музыканты. Недавно был в одном пивном баре Москвы, где слушал нашего друга Ирину Родилес. Кстати, пригласил ее в Набережные Челны, она обещала приехать со мной. Так что в ресторанах играет живая музыка, народ предпочитает слушать джаз, и это очень приятно.
«ОКАЗЫВАЕТСЯ, КАЖДЫЙ КОЛЛЕКТИВ ПОКУПАЕТ СВОИМ СОТРУДНИКАМ БИЛЕТЫ В ТЕАТР, БЕСПЛАТНО РАЗДАЕТ»
– Следите ли вы сейчас за новостями из Набережных Челнов? Что вас заинтересовало за последнее время? Что порадовало, что огорчило?
– Да, я читаю новости в интернете. Огорчает меня только, что пишут бесконечные криминальные истории, что дороги плохие, в общем, мало что поменялось. Вот я проехал по Московскому проспекту, по местным дорогам – яма на яме. Но, черт побери, вам, видимо, Путина нужно, чтобы дал указание построить дороги. Если бы он дал указание, завтра начали бы делать дороги.
Александр Колигер с Андреем Руденом
– Интересуетесь тем, как развиваются культура, искусство в городе? С кем поддерживаете отношения?
– Конечно, интересуюсь, и дети мои сообщают то, что я не прочту в газетах – как культура развивается. Театр «Мастеровые» во всю гремит, на постановку им нужно миллион рублей, чтобы выпустить спектакль. А чтобы выпустить новую музыкальную программу, тоже нужны деньги, никто их не дает и не даст. А вот я вам расскажу интересную историю. Недавно были с супругой на спектакле в театре Маяковского, шел довольно посредственный спектакль, но народу много, я удивился – рядовой день. Оказывается, каждый коллектив покупает своим сотрудникам билеты в театр, бесплатно раздает, и они идут и смотрят. Полный зал, аншлаг. Вот это спонсорство.
В Челнах тоже должно быть так: руководитель покупает билеты и раздает их лучшим сотрудникам, поощряет – идите в театр «Мастеровые» или сходите к Колигеру на концерт, черт побери, или к Лерману. Это и будет спонсорская поддержка.
– Вы говорите, что нашли в Челнах единомышленницу – владелицу ресторана «Бохо» Светлану Гомберг. Обсуждаете какие-то планы по развитию джаза в Челнах, по организации концертов?
– Светлана Гомберг сказала мне очень приятные слова: «Я всегда мечтала, чтобы у нас звучала элитная музыка». Возможно, джаз. Поэтому мы эти концерты будем делать раз в месяц пару концертов. Нужна реклама, чтобы все горожане знали, что они всегда могут послушать лучших исполнителей джаза в ресторане Boho.
Chelny-biz.ru