Компания Cognitive Technologies, основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного грузовика КАМАЗ, создавая сценарии поведения самоуправляемого автомобиля, столкнулась с проблемой морального права, сообщает журнал «За рулем». В определенных ситуациях, когда не удается избежать ущерба для кого-то из участников движения, авторобот должен принять решение «по-человечески».
Предположим, беспилотный автомобиль едет со скоростью 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Как должен поступить авторобот: продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила (с угрозой потери водительских прав), перестроившись на встречную полосу через двойную сплошную линию разметки, или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?
Разработчики системы приглашают всех желающих пройти анкетирование. На его основе сформируют законодательную инициативу, регламентирующую поведение самоуправляемого автомобиля на дороге. Организаторы исследования подготовили описания пяти типичных ситуаций, в которых избежать аварии невозможно. В них допускается 16 вариантов поведения авторобота. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.
Исследование планируется провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31–50 лет) и старшей (старше 50). Также обратят внимание на различия в ответах мужской и женской аудитории и разных социальных групп респондентов.
Компания планирует подвести итоги до конца января 2016 года. Пройти анкетирование можно здесь: http://www.cognitive.ru/survey/.
Юрий