Генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин объяснил причины спада на рынке грузовиков. Основная – финансовая политика Центробанка РФ. Высокая ключевая ставка привела, с одной стороны, к неспособности клиентов обслуживать лизинг и автокредитование. С другой – к принципиальному нежеланию тратить деньги.
– Каждый, кто сейчас стоит перед выбором «купить новую машину или поездить на старой», выбирает второй вариант. Даже те, у кого деньги есть, кладут их в банк на депозит – когда еще представится возможность получать доход, ничего не делая? – цитируют Сергея Когогина «Вести «КАМАЗа».
Вторым значимым фактором спада продаж Когогин обозначил затоваривание рынка китайскими брендами. К началу этого года, по данным камазовских аналитиков, нераспроданными на складах остались порядка 40 тыс. автомобилей китайского производства. Еще около 20 тыс. машин, в основном, импортированных с востока, клиенты вернули лизинговым компаниям.
– Если ориентироваться на текущий прогноз рынка, то есть, на продажи 60-65 тысяч автомобилей в этом году, то можно вообще ничего не производить. Все эти машины уже есть, – говорит Когогин. – […] Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем покупают у нас. Я не скажу, на каких условиях они начали распродажу, но рынок не обвалится, он вернется на нормальные рельсы. […] Наша доля на нем сейчас превышает 30%. Целевая задача – достичь 50%, к которым мы возвращались в начале каждого кризиса.
На продажах Камского автозавода, по мнению Когогина, складские распродажи отразятся мало, поскольку на рынке зависли в основном не камазовские модели. Автогигант, помимо всего прочего, в текущих обстоятельствах переориентируется на корпоративных клиентов. Для примера Когогин привел сырьевые компании уровня «Газпрома» и «Роснефти», которые пополняют и обновляют свои автопарки ежегодно. Гособоронзаказ «КАМАЗа» спикер тоже назвал «большим» и долгосрочным: потребности армии не исчерпаются даже в случае окончания боевых действий на Украине, поскольку военный парк будет нуждаться в восполнении.
А вот экспортные поставки Когогин обозначил, как «небольшие» – на уровне 4-5 тыс. автомобилей за год.
Напомним, 2024-й год «КАМАЗ» завершил с убытком по РСБУ в размере 3,35 млрд рублей (-128% к 2023 году) и снижением выручки до 323,4 млрд рублей (-8,8% к АППГ). В консолидированной отчетности группы по международной системе (МСФО) за 2024 год прогнозируется положительный результат.
Алексей