Вторая бизнес-встреча из цикла «Перестройка 2.0. Вызовы импортозамещения» состоялась 12 октября в паназиатском ресторане Chojo. Как стало известно, организаторы не планировали развивать тему, но желающих рассказать о преодолении санкционных ограничений оказалось слишком много. И в этот раз зал был полон, участники представляли совершенно разные сферы бизнеса, что помогало составить полную картину происходящего в челнинской деловой среде. Первая же ремарка модератора встречи Жанны Дариной о затухании активности бизнеса вызвала целый ряд опровержений.
Руководитель отдела продаж компании «Талан» Гульнара Нурмиева на примерах показала удачные решения по замене зарубежных поставщиков на отечественных, что позволило не снижать темп работы. В конце прошлого года «Таланом» был запущен знаковый проект по застройке территории возле набережной, уникальный, помимо прочего, еще и тем, что проектирование благоустройства ведется совместно с жителями. Планов у компании много.
— Мы не останавливаемся, развиваем наши проекты, делаем жизнь челнинцев еще краше и еще комфортнее и не собираемся останавливаться, — подчеркнула Гульнара Нурмиева.
О росте количества заказов рассказал Антон Комлев, коммерческий директор ПО «Пластик».
— Раньше сроки изготовления у нас были три-пять дней, а сейчас две-три недели. Очень большой вал заказов. Проблема только в кадрах, — поделился бизнесмен.
Довольно оптимистично прозвучало и выступление председателя Совета директоров группы компаний «Штайнблок» Валерия Пескова, который назвал нынешнее время хорошим для строительной отрасли, потому что в России действует программа, по которой к 2030 году должно быть построен 1 миллиард квадратных метров жилья. Примерно 80 триллионов рублей будет потрачено на строительные материалы, при этом 95% из них должны быть российского производства. Спикер привел интересные цифры: в 2005 году квадратный метр жилья в Набережных Челнах стоил 25 тысяч рублей, а в 2023 году уже 100 тысяч, стройка идет активно, и потребности города и республики в стройматериалах только растут, а это поле деятельности для предпринимателей. В частности, ГК «Штайнблок» ощущает нехватку комплектующих для производства и не может удовлетворить увеличивающийся спрос:
— Вчера прошли переговоры, в Кировской области, возможно, будут строить завод по выпуску цемента специально для Татарстана, — поделился планами Валерий Песков. — У нас в листе ожидания около сорока заказчиков, которые хотят построить домостроительные комбинаты и заводы ячеистых бетонов. Надеемся, что Набережные Челны будут известны не только как производители КАМАЗов, но еще и заводов ячеистых бетонов!
Отмечает рост положительную динамику в связи с уходом импортных производителей и Эльвира Малинина, директор лакокрасочного предприятия ООО «Фреш Деко»:
— За год мы выросли на 20%. Если на начало года у нас было 60 дилеров, то сейчас 80! Есть проблемы с доставкой, но мы стараемся ее решать. А 1 ноября планируем открытие второго завода в Набережных Челнах.
Неожиданные показатели гостиничного бизнеса озвучила Алена Чулакова, помощник учредителя гостиничного комплекса «Татарстан». По ее словам, за счет увеличения объемов внутреннего туризма и деловых поездок процент загрузки отеля вырос на 80%. Ярослав Балта, учредитель ГК BALTA, рассказал, что на первой встрече цикла «Перестройка 2.0. Вызовы импортозамещения» компания нашла трех хороших партнеров, и в ходе выступления подчеркнул, что слово «отечественный» больше не является ругательным, что нужно больше доверять российским производителям, которые успешно конкурируют с зарубежными.
— Я хотел бы, чтобы сейчас, когда мы уходим от западного к российскому производителю, все были лояльнее к тем, кто начинает делать что-то новое.
Впрочем, на встрече обсуждали не только достижения. Денис Балта говорил о том, как важно, чтобы бизнес был услышан, чтобы осуществлялась реальная, а не номинальная поддержка от государства. Павел Евдокимов, генеральный директор группы компаний «Инжиниринг Плюс» и группы компаний «КАМВЕНТ», посетовал, что в его сегменте порой импортозамещение заключается в перепродаже китайского товара по маркой «нового российского» бренда и такого рода предприниматели зачастую получают поддержку государства. Кроме того, спикер, отдавая должное бизнесменам, создающим производства и строящим заводы, посчитал разумным более взвешенный подход, некое экономическое планирование, позволяющее предприятию получать заказы после старта.
— Нельзя пять лет строить завод, а потом прийти на рынок и понять, что ты уже не нужен, - считает Евдокимов.
В рамках обсуждения параллельного импорта возникла тема Китая, которую совершенно неожиданно развил Илья Мугенов, владелец компании Mugenov. По его словам, с Китаем надо работать, потому что это будущее, а Европа сдает позиции из-за неповоротливости и «неподвижности». Он считает, что товары из Поднебесной будут замещать не только европейские аналоги, но и российские, в частности автопром. Китайское правительство серьезно субсидирует предпринимателей и ставит им целью активную экспансию на мировые рынки.
— В Китае на принятие решения - сутки! Из-за этого у них все быстро, они не любят тянуть резину. Китайцы адаптируются, им нравится быстро меняться, и они развиваются гораздо быстрее всех.
Среди затронутых на бизнес-завтраке тем были и туризм, и банковская сфера, и производство одежды для верховой езды, и множество других. Были разыграны подарки от партнеров мероприятия — компаний Талан, «Главбух» и бренда #НАКОНЕ.
— Получился живой и интересный разговор, — резюмирует модератор встречи Жанна Дарина, организатор деловых мероприятий, бизнесвумен, директор Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны». — Хочется поддержать предпринимателей-созидателей, ибо они закладывают базу развития и города, и региона.
Реклама, ИП Зарипова Ж.И. ИНН 165037960014
Эльвира