«Кошмарным» и «психологически нервным» назвал владелец холдинга «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев прошедший 2020-й год. Причем таковым он стал не только для автосферы, но и для всего бизнеса в целом, отметил крупнейший бизнесмен Набережных Челнов в ходе пресс-конференции Ассоциации РОАД.
- Первый урок, который вынес лично я, – оказалось, что я совершенно ничего не понимаю в автобизнесе. При прогнозах есть высокая вероятность ошибки. Это меня разочаровало. Но то, что я такой не один, несколько успокоило. Нас, специалистов автобизнеса, весь год бросало то в кипяток, то в лед. Год сопровождался атмосферой высокого психологического напряжения, - поделился эмоциями бизнесмен.
Начало 2020-го, по его словам, было оптимистичным: в первом квартале ощущался легкий дефицит автомобилей, что является комфортным состоянием для рынка. Первый квартал прошел с ростом в 2% к предыдущему году. Второй оказался самым сложным: - 46%. Бизнесмен отметил, что по факту провал может оказаться еще больше.
- Все мы помним это нарастающее состояние тревоги и ощущение катастрофы, которое наступило с апреля. Полный пессимизм, перспективы года смотрелись совершенно мрачно, - продолжил он. - Второй квартал был просто кошмарный! Мы не знали, что делать со складами, пытались отказаться от автомобилей. Обдумывали, как не допустить кассового разрыва, чтобы в компании не было дефолта. В третьем квартале катастрофические прогнозы на снижение рынка ставил не только я, но и производители. Все порезали программы и, в конечном итоге, к концу квартала мы ввалились в состояние жесткого дефицита. Впервые за последнее время продажи определялись не достоинствами какой-то марки, бренда или успешностью продавцов, а просто наличием автомобилей. В таком состоянии мы и докатились до конца года. По итогам получилось: -9%. Прогноз менялся несколько раз. Но самый кошмарный сценарий, который нам мерещился в апреле, не реализовался, и все завершилось благополучно.
Вторичный рынок автомобилей вышел в небольшой рост на 1,7%. Этому, по словам Зубарева, способствовал дефицит новых автомобилей и нарастающее влияние официальных дилеров. Последние, согласно данным РОАД, увеличили свое присутствие на 5%, что подтверждают и данные из Татарстана, отметил бизнесмен. Но есть нюанс – рост дилеров хорош на растущем рынке.
– Когда он падает, а мощности нарастают, это снижает эффективность дилеров и повышает их уязвимость перед будущими кризисами, - подчеркнул Зубарев.
Он добавил, что РОАД продолжит работу с правительством в плане поддержки отрасли, пригласил к этой работе производителей. Делая осторожный прогноз на текущий год, бизнесмен пояснил, что видит его стабильным. Рост, по его мнению, может составить 3-5%.
- Но прошлый год нас научил, что все может быть. Поэтому чудес и потрясений мы не ждем, но предполагаем, что он будет стабильным, менее нервным. И в личном плане тоже, - резюмировал спикер.
Вячеслав Зубарев, отметим, является президентом РОАД. Его избрали в сентябре прошлого года.
Фото: realnoevremya.ru
Житель города при Камазе
Вася
Бывший работник