Кировский райсуд Казани накануне продлил меру пресечения в отношении Ирека Набиева, бывшего федерального судьи Набережных Челнов. Несмотря на то, что уголовное дело с легкой руки Александра Бастрыкина было возбуждено еще в 2022-м году, это заседание, по сути, было первым за три года. Дело в том, что тогда Набиев сбежал за границу и его объявили в федеральный розыск, а после заочно арестовали. Он вновь пересек границу Российской Федерации лишь в сентябре этого года, предварительно анонсировав, что «будет отстаивать свои права». В московском аэропорту Шереметьево его встретили сотрудники правоохранительных органов и определили в казанское СИЗО-2. С тех пор про Набиева не было слышно практически ничего, а само расследование будто скрыли за железным занавесом. Что, в принципе, понятно, учитывая особый правовой статус обвиняемого. Однако Сhelny-biz.ru удалось выяснить ряд интересных подробностей, в том числе и то, что за пару месяцев до возвращения Набиева границу пересекал его сын. Через него, как утверждают источники издания, и велись переговоры со следствием. Подробности – в материале.
КАК ВОЗВРАЩАЛСЯ НАБИЕВ
Спустя практически два месяца после того, как бывший судья Набережных Челнов Ирек Набиев, который пробыл в бегах три года, анонсировал свое возвращение в Россию, в информационном поле появились первые официальные «следы» его присутствия на территории Татарстана в качестве обвиняемого. Речь идет о продлении меры пресечения Набиева, которое рассмотрели накануне в Кировском райсуде Казани. Экс-судья останется в СИЗО-2 в Казани до 30 января следующего года.
В совокупности ему вменяют 11 эпизодов по семи статьям уголовного кодекса. Всех его предполагаемых подельников – а это пять человек – уже осудили, пока Набиев находился в федеральном розыске. Но об этом напомним чуть ниже. Сейчас же вернемся к истокам возвращения Набиева на Родину.
Так, в первых числах сентября один из телеграм-каналов опубликовал новость – беглый экс-председатель Пестречинского суда РТ Ирек Набиев намерен вернуться в Россию. Там же присутствовала аудиозапись, на которой мужчина, голос которого похож на голос Набиева, объявляет о том, что будет отстаивать свои права.
«Я принял решение добровольно вернуться на Родину и отстаивать свои законные права в рамках уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Это осознанное, добровольное решение подтверждает, что я полностью доверился действующим законам РФ и очень надеюсь на объективное, справедливое расследование данного дела со стороны правоохранительных органов», – говорится в аудиозаписи.
А после последовала первая достоверная информация – Набиев задержан в московском аэропорту Шереметьево. Он самостоятельно прибыл на территорию РФ из Германии через Турцию. Тогда источники Сhelny-biz.ru сообщали, что Набиева тут же поместили в казанское СИЗО. На этом, собственно, все. Дело в том, что экс-судья уже был заочно арестован, поэтому следователю не нужно было выходить в суд с ходатайством об определении меры пресечения. Здесь же отметим, что изначально (еще в 2022-м году) уголовное дело формально расследовалось в Нижнем Новгороде – сейчас папка на Набиева лежит в Третьем следственном управлении ГСУ СК по РФ, которое взаимодействует напрямую с Центральным аппаратом, что, в принципе, и объясняет закрытость. Территориально отдел есть и в Казани, а это, по сути, объясняет то, почему Набиев сейчас находится в казанском изоляторе. Тогда решение расследовать дело Набиева за пределами республики, по словам инсайдеров издания, было принято из-за конфликта интересов – он был в статусе судьи и председателя судов сразу нескольких городов и районов Татарстана.
Так, как выяснил Сhelny-biz.ru из собственных источников, Набиев после задержания практически сразу отказался от услуг местных адвокатов, мотивировав это тем, что у него есть юридическое образование и он сам в состоянии защищать и представлять собственные интересы. К тому же, часть защитников из Татарстана – бывшие служащие, что якобы не совсем устраивает обвиняемого. Накануне Набиева все-таки представлял адвокат, но с московской пропиской.
Также известно, что на момент его фактического задержания никакой сделки со следствием оформлено не было. Однако, как сообщают источники издания, незадолго до возвращения беглеца, в Россию вылетал его сын и якобы переговоры со следствием велись именно через него. Как подчеркивают инсайдеры Сhelny-biz.ru, Набиеву, при отсутствии смягчающих обстоятельств и с учетом его побега, может грозить по совокупности преступлений лет 10-12, а то и больше. Кроме того, все его предполагаемые подельники (о них ниже) уже получили реальные сроки, соответственно, большая часть эпизодов, вменяемых Набиеву, по сути, доказана. Остается выяснить степень причастности к ним бывшего судьи.
В связи с этим и возникает вполне логичный вопрос – для чего он вернулся? Тут инсайдеры издания называют сразу несколько версий. Первая – действительно попытаться обелить свою честь и достоинство (изначально он не признавал свою вину). Но тут есть одно «но»: некоторые осужденные (чьи приговоры уже устоялись) дали на него показания, а сам Набиев в их уголовных делах зашифрован как «лицо №1 с особым правовым статусом – предполагаемый организатор преступной группы». Версия вторая – попытаться избежать наказания, заключив на стадии предварительного следствия контракт с Минобороны РФ. Как утверждают источники, близкие к ситуации, Набиев якобы действительно просился на СВО, в чем ему отказали. И версия третья – получить некие гарантии, дав показания на кого-то, кто тогда был вне поля зрения следствия, заключив досудебное соглашение. Однако об истинной причине возвращения Набиева в Россию спустя три года, проведенных в бегах, остается пока только догадываться.
ЧТО ВМЕНЯЮТ БЫВШЕМУ СУДЬЕ
Иреку Набиеву, как известно Сhelny-biz.ru, вменяют тот же набор статей уголовного кодекса РФ, что и три года назад. Это получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), два эпизода мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), похищение человека, совершенное организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ), вымогательство (п. «а, б» ч. 3 ст. 163 УК РФ), превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ч. 4 ст. 33, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств организованной группой и в особо крупном размере (п. «а, б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ), и четыре эпизода подделки, изготовления или оборота поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков (ч. 4 ст. 327 УК РФ).
В ноябре 2021-го года Генпрокуратура РФ утвердила обвинительное заключение в отношении пятерых фигурантов так называемого дела Набиева. На скамье подсудимых оказались: бывший глава межрайонной налоговой службы Алмаз Сафин (его судили в Елабуге), бывший водитель Ирека Набиева в Менделеевске – Алексей Кайманов, племянник экс-судьи – Денис Набиев, бывший одноклассник Набиева – Альберт Зарипов и его двоюродный брат – Марсель Салахов. Последние четверо заслушали приговор Верховного суда РТ.
Им вменяли вымогательство и похищение директора компании «Кишер» Вячеслава Утробина в Набережных Челнах, а также аферу с перерегистрацией его фирмы на подставных руководителей, чтобы вывести 76,8 млн рублей. В деле фигурировал предполагаемый организатор преступлений, который имел «особый правовой статус», его засекретили.
Тогда издание «Реальное время» публиковало подробную версию следствия. Так, в августе 2017-го фигуранты узнали, что в «Кишере» единственным владельцем и директором стал Вячеслав Утробин. Он решил сменить прописку компании, но получил отказ из-за постановления о якобы имевшейся задолженности по налогам и сборам, которое, по мнению силовиков, появилось благодаря содействию со стороны на тот момент начальника елабужской ИФНС Алмаза Сафина. Далее участники пытались сменить гендиректора в ООО «Кишер», предоставляя в налоговую липовые документы о смещении Утробина и назначении другого человека. Утробин, как тогда писало издание, обнаружил попытку фальсификации и заблокировал ее. После его по указке организатора похитили, вывезли в Менделеевск и требовали переоформить компанию на иное лицо, а также засвидетельствовать сделку у нотариуса. Тот отказался. В итоге у него отобрали паспорт и учредительные документы. Утробина накачали наркотиками и бросили в людном месте.
Пока Утробин находился под административным арестом, преступники отправили в налоговую документы о смене директора. После в инспекцию с паспортом Утробина пришел Кайманов, в документ он вклеил свою фотографию. Выдавая себя за настоящего владельца и директора, он подал заявление о сложении полномочий и назначении директором другого человека.
В результате группа заполучила доверенность на распоряжение чужим банковским счетом и, чтобы его разблокировать, инициировала подачу налоговых деклараций с выплатой, начисленной ФНС. Всего, по версии следствия, в октябре-ноябре 2017-го года со счета «Кишер» в бюджет были перечислены 23,7 млн рублей. Остаток фигуранты отправили в казну под видом налога на прибыль. Затем они, как писало издание, представили уточнения к платежкам, попросив отразить уплаченные суммы в качестве налоговых платежей двух других организаций – ООО «ПКФ Техно-Ойл» и ООО «Транснефтепродукт», реально задолжавших ФНС. По итогу в пользу группировки отгрузили топливо на 52 млн рублей. Получателем товара было ООО «ГК «Кайманофф». Именно эту фирму силовики считали одним из финальных звеньев преступной цепочки.
К слову, в июле 2020-го года Кайманов получил восемь лет колонии строгого режима за контрабандный вывоз через границу РФ с Кыргызстаном 17 тонн метанола, а также мошенничество в крупном размере. Однако в октябре 2020-го этот приговор Тукаевского райсуда отменили в апелляции: Верховный суд РТ отправил дело в прокуратуру для устранения процессуальных нарушений. Обратно в Тукаевский суд оно не вернулось, сообщало тогда издание.
Уже в феврале 2022-го года глава СКР Александр Бастрыкин получил согласие Высшей квалифколлегии судей РФ на уголовное преследование татарстанского судьи в отставке. В сентябре на Набиева возбудили уголовное дело и Нижегородский областной суд его заочно арестовал.
Что касается фигурантов дела Набиева, то Сафин получил три года колонии, Кайманов – 6 лет и 4 месяца колонии строгого режима (заключил досудебное соглашение), Зарипов – 10, Салахов – восемь, Набиев (племянник судьи) – девять.
Анастасия Клевцова