Скандал в нижнекамской прокуратуре – на грани уголовного дела находится целый зампрокурора по общему надзору Михаил Карабашев. История связана с получением им двух муниципальных квартир – по социальному и специализированному найму в 2018-м и 2019-м годах. Информация о вскрытых нарушениях, о которых и пойдет речь в материале, муссировалась последние две-три недели, а сегодня события начали разворачиваться со стремительной скоростью, прямо перед республиканской коллегией прокуратуры. Утром федеральное издание Mash опубличило данные, а уже под вечер появилась реакция главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина – он потребовал проверить Карабашева. Перед самой коллегией стало известно, что глава республиканской прокуратуры Альберт Суяргулов готовит ряд кадровых решений и якобы указал коллегам готовиться. Примечательно, что фактически под каток попал городской прокурор Айрат Галимарданов, который написал рапорт по собственному желанию несколько ранее, хотя и вряд ли из-за Карабашева, отмечают собеседники.
О том, как разгорался скандал, о сути квартирного вопроса Карабашева и причем тут бывший руководитель исполкома Нижнекамска Денис Баландин – в материале.
ПОЧЕМУ УХОДИТ ПРОКУРОР И ЧТО НЕ ТАК С ЕГО ЗАМОМ
Силовые органы сегодня тщательно готовились к коллегии республиканской прокуратуры. Информация о том, что будет жарко, появилась за несколько дней до. И уже сегодня, перед заседанием, глава ведомства Альберт Суяргулов дал понять, что будет ряд кадровых решений. Безусловно, это касается Нижнекамска, в том числе городского прокурора Айрата Галимарданова. Буквально на прошлой неделе стало известно о том, что он подал рапорт по собственному желанию. Причин, как утверждают источники Сhelny-biz.ru, сразу несколько. Самая громкая, из-за чего сегодня лихорадит прокуратуру, связана с социальным жильем. Однако начало этой истории датируется периодом прокурора Ольги Куповой, то есть Галимарданова тогда еще здесь не было. И вряд ли можно утверждать, что причиной его отставки стала именно эта история.
Так, на днях в сеть откровенно слили информацию о том, что Михаил Карабашев, действующий зампрокурора (в этом статусе он служит всего несколько месяцев) имел неосторожность получить от государства две квартиры – одну по соцнайму, вторую – по спецнайму. Причем автор публикации (естественно, анонимный) довольно умело маневрирует как последовательностью событий, так и их наполнением. Однако на текст письма мы ссылаться не будем, а будем опираться на документы, которые имеются в распоряжении редакции.
Первую квартиру площадью 46,7 «квадратов» Карабашев получил по договору соцнайма в 2018-м году. Согласно условиям, муниципальная собственность передается в бессрочное владение и пользование. Примечательно, что постановление об изменении статуса жилых помещений и заключения договоров соцнайма было подписано Денисом Баландиным. Ранее он сам угодил в скандал по сути с теми же исходными данными, но о нем мы напомним чуть ниже. Судя по документам, которые есть в распоряжении редакции, решение о передаче жилья работникам нижнекамских организаций было принято местным горсоветом. Наймодатель – Дирекция единого заказчика в лице некоей Соболевой, которая действовала в интересах собственника жилого помещения на основании доверенности.
Позднее, в 2019-м году, управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского района опять-таки в лице Соболевой заключило с Карабашевым договор, но уже специализированного найма. Первую квартиру по итогу приватизировали, и, как утверждают источники Сhelny-biz.ru, продали. На тот момент якобы у Карабашева был жилой дом и доля в квартире. Отметим, что тогда городским прокурором была Ольга Купова.
По данным источников Сhelny-biz.ru, республиканское надзорное ведомство инициировало служебную проверку. А сам Карабашев, по информации издания, написал заявление на возбуждение уголовного дела в отношении неизвестного, который распространил информацию. При этом, отметим, что она всплыла спустя столько лет из-за скандала с выдачей жилищного сертификата уроженцу Таджикистана. И этот инцидент, как отмечают источники издания, мог стать причиной преждевременного ухода Галимарданова. Сам получатель сертификата – Мухиддин Холзода – задержан, ему вменяют покушение на мошенничество с соцвыплатами. Должностное лицо из числа сотрудников исполкома пока не установлено.
Собеседники издания указывают и на ситуацию с капремонтом домов в Нижнекамске. Как стало известно Сhelny-biz.ru из источников, близких к ситуации, у ГЖИ, как и у собственников квартир, проживающих в ремонтируемых домах, возник ряд претензий к качеству проводимых работ. Якобы прокуратура Нижнекамска в лице Галимарданова на них не реагировала или реагировала не должным образом, поэтому все претензии в конечном итоге легли на стол прокурору Татарстана Альберту Суяргулову, отмечают источники.
Ну и последний момент, который, как ни странно, касается уже бывшего главы Камских Полян Рината Салахутдинова. Он – главный фигурант уголовного дела о взятке сотовым телефоном и, по аналогии с экс-главой Тукаевского района Фаилом Камаевым, бывшими чиновниками Актанышского района Энгелем Фаттаховым и Рустемом Ильясовым, должен был быть уволен с подачи прокурора по статье «утрата доверия». Технически, конечно, так и было. Однако, как известно Сhelny-biz.ru из собственных источников, инициатором стала не прокуратура, а глава Татарстана Рустам Минниханов, который направил соответствующее письмо. Затем в Камских Полянах высадился десант Марса Бадрутдинова, начальника управления раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики. Именно их материалы якобы и легли в основу увольнения Салахутдинова по статье.
Что касается Карабашева, то по данным издания, он тоже завершает карьеру в надзорном органе, а далее вокруг него могут разворачиваться события, инициированные уже следственным управлением СК.
ЧТО С КВАРТИРОЙ БАЛАНДИНА
Ранее силовики уже проверяли процесс приватизации муниципальных квартир должностными лицами – в Нижнекамске выстроилась длинная очередь из тех, кто хотел получить служебное жилье. Тогда же и вскрылся скандал, в котором оказался Денис Баландин – о нем мы упоминали выше. Сhelny-biz.ru подробно и активно освещал ту историю, суть следующая: ему в собственность плюс-минус по той же схеме ушла «двушка». Решение передать служебное жилье тогда еще руководителю исполкома в собственность приняли депутаты горсовета Нижнекамска в мае 2020-го года. Тогда мэром был Айдар Метшин. На заседание вынесли вопрос «О передаче жилых помещений в собственность граждан, работающих в организациях города». В списке было четыре фамилии – сотрудник УК «ПЖКХ-10» Дамир Сафин, «Водопроводно-канализационного и энергетического хозяйства» Фиршат Авзалов и Олеся Ратникова, которая работала на ИП Захаркина.
Спустя почти три года прокуратура в лице Ольги Куповой посчитала, что жилье отошло ему незаконно, а решение местных депутатов о передаче недвижимости было признано недействительно. К тому моменту Баландин успел продать имущество, а с него в доход государства потребовали возврата 4,5 млн рублей.
– Я изначально не признавал исковые требования, потому что считаю –- квартира мне была выдана законно. Во-первых, нужно сказать, что это была не полноценная квартира, как можно подумать, это было нежилое помещение на первом этаже, бывшая лифтерская. Для понимания – там были голые стены, полное отсутствие условий для проживания, маленькая квартирка площадью 48 кв.м. Мне пришлось полностью вложиться в нее, продав единственную квартиру, которая была у нашей семьи, – рассказывал ранее Баландин. – Мы проживали в Камских Полянах. Я попросил эту служебную квартиру, поскольку, работая в исполкоме в Нижнекамске, не мог ежедневно ездить 50 км туда и обратно, учитывая, что график ненормированный. Я отвечал за жилищно-коммунальное хозяйство, поддержание жизнеобеспечения целого города, а это практически круглосуточная работа. Соответственно, физически просто не мог проживать в Камских Полянах. Тогда я попросил служебную квартиру, чтобы супруга и наш маленький ребенок могли жить со мной в Нижнекамске. Тогда нам пришлось принять сложное решение – продать нашу единственную квартиру и сделать ремонт в служебной. Вы прекрасно понимаете, цены на квартиры в Камских Полянах очень низкие и после продажи денег хватило только на ремонт.
Источники издания утверждают: когда Нижнекамский горсуд рассматривал это дело, юротдел исполкома не проявлял активности по защите своих же интересов. Однако, когда дело дошло до Казани, ситуация изменилась – исполком встал на сторону Баландина – якобы спорное жилье было предоставлено ему законно, а решение комиссии носит лишь рекомендательный характер. В конечном итоге Верховный суд Татарстана отменил решение нижестоящей инстанции и признал законным решение о выдаче квартиры бывшему руководителю исполкома.
Примечательно, что сам Баландин, Ольга Купова (фактически работала в Камских Полянах, находясь в структуре нижнекамской прокуратуры), бывший глава Камских Полян Ринат Салахутдинов и Александр Умников (сейчас – замглавы, до этого он был начальником юридического отдела), работали в Камских Полянах.
Анастасия Клевцова
Оставьте первый комментарий