«Те ДТП, которые произошли в городе, связаны непосредственно с человеческим фактором», – сегодня говорил мэр Наиль Магдеев на комиссии по безопасности дорожного движения (БДД), подводя итоги года. Глава города подчеркивал: власти делают все, чтобы был порядок на дорогах, но люди… Его поддержал и Радий Кадиков, глава Госавтоинспекции, приведя в пример последнее смертельное ДТП в Челнах: «Я понимаю, там какой-то накат был, колея… Но он сам нарушил и сам себя убил». В Челнах в целом за прошлый год на дорогах погибло 10 человек, пострадало 577. При этом Госавтоинспекция фиксирует рост количества аварий на 9%. Виновниками все чаще считаются сами горожане, а среди основных причин – гонки на дорогах и несоблюдение простых правил ПДД.
КАПРЕМОНТ ДОРОГ
«ДОСТАТОЧНО ДОЛГО МНЕ ПРИШЛОСЬ КОЕ-КОГО УБЕЖДАТЬ, ЧТОБЫ СУММУ УДВОИЛИ»
– Вопросы организации дорожного движения порой не всегда только зависят от нас. И те ДТП, которые произошли в городе, связаны непосредственно с человеческим фактором, – открыл сегодня итоговую комиссию по БДД мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. – И дорога нормальная, и условия нормальные, но определенная беспечность, потеря бдительности приводят к таким результатам, а порой и очень печальным. Не все и не всегда зависит только от государственных органов: ГИБДД, дорожников...
Основным докладчиком комиссии был глава Госавтоинспекции Радий Кадиков. Так, за год в Челнах из-за неудовлетворительного состояния дорог произошло 34 ДТП – это, к слову, чуть ли ни вдвое меньше, чем за 2023-й (64 случая). Погиб один человек (как и годом ранее) и 46 (84) получили травмы различной степени тяжести. В основном аварии произошли из-за отсутствия или плохой различимости разметки, несвоевременной уборки дорог и неровного покрытия дорожного полотна. Тут Кадиков подчеркнул, что ежегодно на ремонт и обновление дорог выделяется немалая сумма. В прошлом году, к примеру, она составляла свыше 2 млрд рублей.
– Здесь, Наиль Гамбарович, я при всех говорю: в этом большая ваша заслуга. Деньги с неба не падают, это действительно ваша настойчивость, принципиальность, – обратился Кадиков к Магдееву.
Так, к примеру, в Челнах из списка мест концентрации ДТП в прошлом году выбыли два участка по проспекту Чулман – убрали развороты, с тех пор аварий там не было. Тем не менее, в городе по-прежнему имеется девять опасных мест: проспект Мусы Джалиля – улица Батенчука, Яшьлек – 40 лет Победы, Чулман – Х. Туфана, Татарстан – Ш. Усманова, Мензелинский тракт, д. 1 (Орловское кольцо), Машиностроительная, 29 (Лемана ПРО), разворот напротив Сармановского тракта, поворот на БСИ и 1047-й километр трассы М-7. План на 2025-й: ликвидация шести мест концентрации аварий, трех зон аварийности, двух потенциально опасных участков.
О том, какие объекты войдут в план на 2025 год, позже доложит Руслан Вильданов, начальник управления ЖКХ. Тут Челнам есть чем похвастаться: работы запланированы на сумму 4,5 млрд рублей – чуть ли ни вдвое больше, чем годом ранее. В городе впервые капитально отремонтируют центральную улицу в поселке Орловка – от Набережночелнинского проспекта до первой дороги (это 2,7 км), улицы Машиностроительную (от Орловского кольца до проспекта «КАМАЗа»), Магистральную, Маршала Жукова, а также продолжится ремонт проспекта Яшьлек и Боровецкого моста.
– Это хороший подарок к 400-летию города. Именно с этим связано увеличение сумм, выделяемых на капитальный ремонт, – в свою очередь заявил Магдеев, отмечая, что деньги пришли в город не просто так. – Долго эта тема обсуждалась. Достаточно долго мне пришлось кое-кого убеждать, чтобы сумму удвоили. Никто никому ничего просто так не приносит. Но, тем не менее, мою просьбу услышали. Те цифры, о которых говорит Радий Закиевич, не просто цифры. Это жизнь и здоровье людей. Те средства, которые мы довольно эффективно направляем на обустройство дорог, влияют на безопасность дорожного движения. Мы под улучшением дорог подразумеваем не то, что дорога ровная, серый, красивый асфальт. Первое – это безопасность, средства регулирования дорожного движения, а потом уже ровная, красивая дорога с разметкой. У нас приоритеты такие, и результаты говорят сами за себя. В республике рост количества погибших – 14%, у нас снижение.
Всего по данным главы Госавтоинспекции за год в городе произошло 487 ДТП (рост 8,7%), в которых погибло 10 человек, ранено – 577. Статистика за 20 лет показывает снижение смертности на дорогах.
Мэр продолжал: ГИБДД совместно с дорожниками нужно внимательно посмотреть проект капитального ремонта – чтобы потом не было «давайте переделаем».
– Сейчас есть возможность, пока еще не начались работы, все вопросы в зимний период согласовать. Это касается и улицы Машиностроительной (от Орловского кольца до проспекта КАМАЗ). Мы ее тоже берем в ремонт. Вы знаете, есть вопросы по улице Магистральной. Сразу нужно предусматривать все меры по безопасности дорожного движения. Дополнительные светофоры, средства регулирования – много чего есть, – прокомментировал Наиль Магдеев. – Много мест концентрации ДТП мы убрали. Один разворот под мостом над рекой Мелекеске чего только стоит! Сегодня левой полосы, которую вечно занимали, уже нет. Правая полоса была постоянно занята, чтобы заехать и кофе попить, и пирожок съесть. Оставалась только одна, чтобы проехать.
ДТП С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
«ТЯЖЕСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП С УЧАСТИЕМ АВТОБУСОВ СНИЗИЛАСЬ»
По традиции Кадиков поднял тему пассажирского транспорта. Если раньше из уст главного автоинспектора чаще звучали претензии в адрес частных перевозчиков (за нарушения на маршрутках, полные салоны пассажиров и водителей-лихачей), то сегодня таких выпадов не последовало. Статистика инспекции показывает: количество аварий с участием автобусов снизилось на 14%. За прошлый год было 24 ДТП. Кадиков напрямую связывает это с появлением автобусов большой вместимости.
– Тяжесть последствий ДТП с участием автобусов также снизилась. Это стало возможно благодаря планомерной работе руководства города по внедрению автобусов большой вместимости, что способствовало созданию более безопасных условий для перевозки пассажиров. На сегодня по городским маршрутам курсирует 134 автобуса большой вместимости, – отметил Кадиков.
Акцентировал спикер и на том, что поменялось и поведение водителей.
– Хочется отметить, что нарушений правил перевозки пассажиров выявлено 63, в 2023-м было 287. По светофору – нарушили 13 водителей, в позапрошлом году 33. Это говорит о том, что водительский состав стал меньше нарушать ПДД. Мы меньше стали выявлять нарушения правил перевозки пассажиров, – приводил статистику Радий Кадиков. – Вы помните, в этих малогабаритных автобусах - «газельках», «фордах», - набивались, как селедки в бочке? Их останавливали. Сидячих мест – 12-18, а там было по 30 человек! Естественно, мы это нарушение фиксировали и наказывали. Вот к чему приводит то, что в эксплуатацию вводятся автобусы. Это не только комфорт, но в первую очередь безопасность дорожного движения.
Тем временем в Челнах с начала года ДТП уже унесло одну человеческую жизнь – на днях погиб 44-летний мужчина. Водитель иномарки влетел в столб. Кадиков сегодня подчеркнул: погибший гнал и совершал маневры.
– Ну действительно, можно валить на зимнюю дорогу, но есть свидетели: водитель двигался с достаточно большой скоростью, обгонял, пытался вклиниться. Регистратор записал, как он вылетает с левой полосы (это как раз результат того, что делал резкий маневр, плюс скорость не соответствует дорожным условиям), не справляется с управлением и влетает в столб, – рассказывал Кадиков. – Водитель практически сам себя убил. Что, если бы он хорошенько зацепил соседнюю машину? На этот столб могло намотать невинных людей! <…> Можно многое говорить. Кто-то сразу скажет, что гололед или что-то такое. Это обычная зимняя дорога. Она что у нас, что в Нижнекамске, что в Казани, примерно такая же. Я понимаю, там какой-то накат был, колея… Но он сам нарушил и сам себя убил. Вот поэтому мы более подробно делаем анализ, чтобы люди учились на ошибках других и подобное не повторяли.
СОСТОЯНИЕ ДОРОГ
«Я НЕ ПОМНЮ, ЧТОБЫ МЫ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ ЗАНИМАЛИСЬ РЕМОНТОМ ДОРОГ. АНОМАЛИИ НЕ ТОЛЬКО В ПОГОДЕ, АНОМАЛИИ УЖЕ И В НАШИХ ДЕЙСТВИЯХ»
Тему соответствующего обслуживания дорог в зимний период продолжил и Марат Анисимов, директор ПАД. С 10 декабря 2024 года дорожники перешли в круглосуточный режим работы. Сегодня в обслуживание ПАД свыше тысячи километров дорог и тротуаров. Для уборки снега в первую смену ежедневно работает до 130 единиц техники (не менее 100 во вторую), а в пиковые нагрузки – до 200.
– Проблемой для предприятия являются не выпавшие осадки, а резкие перепады температур, – заявил Анисимов. – Влага при температуре выше нуля проникает в поры асфальта. При низких температурах вода замерзает и увеличивается в объеме, тем самым разбивает асфальт изнутри, а далее появляется аварийная яма.
В этом году латать дыры ПАД начал с 10 января. Ремонт выполнен на площади 780 кв.м.
Среди основных задач главный дорожник Челнов обозначил: очистка тротуаров, местных проездов, подходов подземок и максимальный вывоз снега с мест возможного подтопления.
– Погода такая, какая есть. С одной стороны, нет такого большого количества снега. А с другой стороны, появляются проблемы другого уровня, – подвел итог доклада Магдеев. – Положительные температуры абсолютно ничего хорошего не дают нам для состояния дорожно-уличной сети. Вот эти плюсы и минусы – для нас это большой минус. Дороги рвет. Мы в начале весенне-летнего периода получим их в, мягко говоря, не очень хорошем состоянии. Нужны будут дополнительные финансовые ресурсы для того, чтобы последствия этой относительно теплой зимы потом исправлять. Я не помню, чтобы мы в январе-феврале занимались ремонтом дорог. Аномалии не только в погоде, аномалии уже и в наших действиях.
Начальник управления ЖКХ Руслан Вильданов в свою очередь отметил, что совместно с ГИБДД в начале прошлого года был разработан перечень мероприятий, направленных на устранение шести мест концентрации ДТП, трех зон аварийности и одного потенциально опасного места и шести мест, где чаще всего гибнут люди. Все эти участки ликвидированы.
Вильданов также напомнил, что с ноября в городе начали фиксировать перевозку груза без полога. Нарушение фиксируется в автоматическом режиме программным комплексом «Страж». Пока работает одна камера. В этом году их количество увеличат до восьми. Напомним, физлицам за нарушение правил грозит до 3 тыс. рублей, должностные лица могут получить штраф до 30 тыс., а юрлица – до полумиллиона.
Штрафовать челнинцев стали и за езду по автобусной полосе. Нарушения фиксируют три стационарные камеры: напротив рынка «Челны» на ГЭСе и две по Московскому проспекту. Сегодня исполком предлагает выделить автобусные полосы по проспектам Яшьлек, Автозаводский, Сююмбике, Чулман (от Нариманова до академика Королева), а количество камер, фиксирующих заезд на них, увеличить еще на 20.
ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
«РЕБЕНКА МОЖНО НАУЧИТЬ И ПРИУЧИТЬ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ БЕЗОПАСНЫМ ПРИВЫЧКАМ. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
В рамках мероприятия заслушали и выступление Рустема Хузина, начальника управления образования Челнов. Чиновник рассказал о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. К слову, в прошлом году с участием детей зафиксировано 82 ДТП, в 45 случаях аварии произошли по причине неосторожности ребят. Один ребенок погиб. Чаще всего дети не спешивают на пешеходках с самокатов и велосипедов или выскакивают из-за транспорта.
– Ребенка можно научить и приучить к определенным безопасным привычкам, – включился в разговор Магдеев. – Все начинается с детства. Нас родители так приучили: ложку держать в правой руке, обувь надевать с правой ноги, хлеб, который в руки взял, ты должен обязательно доесть. Это же многие вещи на автомате делаешь. Понимаете? Если мы не будем учить наших детей, никто их этому не научит. Если в школу придет дядя в форме… Конечно, они с открытыми глазами, с широко открытыми ртами будут вас слушать.
В школах города в течение девяти лет реализуется городская программа «Безопасный город». Ее задача – развить у школьников устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах. Программа рассчитана на детей 1-2 классов. Ежегодно она охватывает более восьми тысяч учеников. В 78 школах организована работа 253 отрядов юных инспекторов движений. Мэр отметил, что такие отряды должны появиться во всех школах, в том числе и в двух частных. Глава города также акцентировал внимание: все школьники младших классов должны иметь светоотражающие элементы одежды.
Сhelny-biz.ru