Вслед за рекордным спросом в Челнах на треть снизились продажи жилья - объемы упали с 29,8 млрд до 19 млрд рублей. Информацию сегодня озвучили на совещании в мэрии. В целом же инвестиции в строительную отрасль выросли и достигли 91,5 млрд рублей – масштабы тащат госпрограммы и ряд крупных промышленных предприятий. Последние заняли 60% от всего объема. Глава города аккуратно комментирует ситуацию на рынке жилья и хвалится промышленным строительством – мол, просто так заводы не строятся, значит, все в порядке с экономикой.
Как Наиль Магдеев утащил новую школу из другого района Татарстана, что упаковали в юбилейный список «подарков» и, конечно, о душегубках-маршрутках, в которых курили и промышляли наличкой – о чем еще говорили сегодня на «деловом понедельнике».
КАК ДВА ЗАВОДА ВЛОЖИЛИ 7,5 МЛРД
«ЗАВОДЫ СТРОЯТСЯ РАЗ В 100 ЛЕТ, КАК И ТЕАТРЫ В ГОРОДЕ. НИКТО ПРОСТО ТАК ЗАВОД СТРОИТЬ НЕ БУДЕТ»
Строительный блок исполкома Набережных Челнов сегодня отчитался об итогах за 2024 год. О работе за год доложил Мансур Фаттахов, который возглавил профильное управление в мае прошлого года. Отрасль вносит достаточно весомый вклад в экономику муниципалитета и, несмотря на изменения на рынке, все городские инвестиционные проекты были реализованы: велось строительство жилья, работы в рамках программ по капремонту и обновлению. По оценке года, предварительный объем инвестиций в сферу составил более 91,5 млрд рублей (79 млрд в прошлом году). Всего было выдано 559 разрешений на строительство и 245 на ввод объектов в эксплуатацию. Статистика исполкома показывает: чаще в Челнах строят промышленные объекты и производственно-складские помещения – это 60% от всего объема выданных разрешений. В числе самых крупных промобъектов прошлого года, к примеру, шестой по счету завод Haier (4,2 млрд), корпус научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» по сборке карьерных самосвалов (1,3 млрд), технопарк «Олимп» (2 млрд) и др. Далее идет стройка жилья, торгово-офисных помещений и прочих объектов.
– Это говорит о том, что продолжается строительство новых производств, заводов, фабрик. Действующие предприятия строят промышленные объекты, увеличивается ассортимент выпускаемой продукции, увеличиваются налоговые отчисления в городской бюджет, количество занятых. Поэтому Набережные Челны остаются городом, где развивается экономика, – оценил итоги мэр Наиль Магдеев. – Строительство – это лакмусовая бумажка, показывающая как развиваются промышленные предприятия. Если из 559 разрешений 60% приходится на промышленность – это говорит о том, что, несмотря на трудности, наши предприятия продолжали развитие. Это день сегодняшний, это день завтрашний и это день послезавтрашний. Это если так по-крупному, стратегически посмотреть за горизонт. Заводы строятся раз в 100 лет, как и театры в городе. <…> Никто просто так завод строить не будет. Строительство – это локомотив развития экономики.
КАК УЖАЛСЯ РЫНОК ЖИЛЬЯ
«ПОЖИВЕМ, УВИДИМ. БЕЗУСЛОВНО, ЭТО ОТРАЖАЕТСЯ НА ВСЕМ СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ГОРОДА»
Что касается строительства жилья, то основная часть в ближайшие годы должна развернуться в северо-восточной части города (речь идет про территорию за проспектом Яшьлек). В прошлом году в Челнах построено 20 коммерческих домов, три соципотечных, два арендных и 41 тыс. «квадратов» ИЖС. В общей сложности введено 222,6 тыс. кв.м. жилья при годовом плане в 320 тыс. Впрочем, за счет перевыполнения республиканских показателей для автограда план посчитали выполненным. Сегодня в городе идет строительство жилых микрорайонов Дружный», «Вивальди», «Новые просторы», «Высота 45» («Домкор»), «Новое Побережье», «Компас», «Новый», «Авиатор» («Профит»), «Междуречье», «Автозаводец» («Экспо Регион Закамье»), «Притяжение», «Премьер-квартал на набережной («Талан»), «Озеро», «Челны Сити», «Отражение» и жилой дом в 10 комплексе («Евростиль») и др. Всего с привлечением средств дольщиков в городе возводится 60 домов, горожане вложили свыше 30 млрд. Одним из приоритетных направлений является строительство жилья по программе социальная ипотеки. Сегодня в очереди стоят 1068 семей.
Фаттахов обозначил и ситуацию со снижением спроса на рынке нового жилья. Если по итогам 2023-го он составлял рекордные 29,8 млрд рублей, то по итогам 2024-го – 19 млрд. Получается, что снижение произошло более чем на треть.
– В 2024 году спрос на рынке нового жилья был снижен. Это связано с уменьшением льготных ипотечных программ и повышением стоимости квадратного метра жилья (стоимость варьируется от 110 до 200 тысяч рублей за «квадрат»). Средняя стоимость – 150 тысяч рублей, – добавил чиновник.
Комментируя спад продаж жилья, Магдеев охарактеризовал рынок как «в не очень хорошем состоянии».
– Рынок жилья пока стагнирует. Поживем, увидим, – отметил мэр. – Безусловно, это отражается и на строительных организациях, и на всем строительном комплексе города. Есть вопросы, связанные с промышленным строительством и по ключевой ставке (она достаточно высокая для промпредприятий) и по ряду других причин. Безусловно, 2025 год будет непростым. Но, тем не менее, мы и дальше будем и капитально ремонтировать, и строить новые объекты, понимая, что жизнь продолжается.
ЧТО ПОЛУЧИТ ГОРОД К ЮБИЛЕЮ
«ШКОЛУ, КОТОРУЮ ПОСТРОИЛИ В 65-М КОМПЛЕКСЕ, ДОЛЖНА БЫЛА БЫТЬ В ДРУГОМ РАЙОНЕ ТАТАРСТАНА»
Наиль Магдеев раскрыл некоторые детали юбилейных планов – объекты, которые появятся к 400-летию города и 50-летию со дня выпуска первого грузовика КАМАЗ. «Первой ласточкой» Магдеев назвал школу в Замелекесье. Ее построят к 1 сентября в 22-м микрорайоне микрорайона. Стоимость объекта – свыше 2 млрд рублей. Школа будет рассчитана на 1224 ученика.
– Страницу празднования открываем строительством новой школы. Это подарок президента Российской Федерации и раиса Республики Татарстан к 400-летию нашего города. Этот объект был в перечне, подготовленном к празднованию 400-летия. Задача – к 1 сентября 2025 года школа должна быть построена, – подчеркнул глава города. – Нормативный срок строительства – 18 месяцев, но за 10 лет я не помню, чтобы мы 18 месяцев строили школу. В прошлом году построили за восемь месяцев, в позапрошлом – за девять. Мы помним каждую новую школу – их у нас 10. Эта будет 11.
Сегодня в Замелекесье функционируют две школы – №№14 и 39, обе работают в две смены. В общей сложности в них обучаются порядка 5 тыс. детей.
– Если мы школу в Замелекесье не построим, то одна из школ, №39, будет учиться в три смены. То же самое могло произойти в 65-м комплексе, если бы не построили школу, то 42-я… Вадим Николаевич (Матюшин, директор школы – ред.) и вся его команда организовала бы учебу в три смены. Но этого не произошло. Ашаган кеше белми, тураган кеше белә. Думают, что просто так все происходит. Ничего просто так не происходит. Школу, которую построили в 65-м комплексе, должна была быть в другом районе Татарстана. И мы к строительству приступили в марте – решался вопрос, будет ли эта школа построена в Челнах или в другом районе. Но просьбы и обращения услышал раис республики и принял решение в нашу пользу. Ничего просто так не происходит. Мы можем рассказать разные истории, как достается любой объект. Ничего легко не достается. Поэтому мы вместе в вами должны быстро и качественно работать, чтобы объект появился. <…> Каждый объект, ребят, вот здесь вот, – дотронулся Магдеев до груди. – Каждый объект через сердце проходит. Они сегодня служат людям и дальше нужно в этом направлении работать.
В юбилейном списке также очистка Мелекески (более 300 млн), 4,5 млрд на стройку и ремонт дорог (в прошлом году вдвое меньше).
За счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2024-м году построено и капитально отремонтировано объектов на 4,5 млрд. Не менее амбициозны задачи и на текущий год. В списках на капремонт: инфекционная больница, гимназия №54, школа №88, семь школьных столовых, МЦ «Орион», общежитие политехнического колледжа, детская школа искусств, гараж подстанции №1 скорой медицинской помощи, подростковый клуб «Виктория», здание Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии, помещения военного комиссариата Центрального и Автозаводского районов, кровля здания 56-й пожарно-спасательной части 15-го пожарно-спасательного отряда, здание отдельного батальона ППС полиции, кровля административно-бытового корпуса № 2 УМВД, реабилитационные центры «Солнышко» и «Перекресток», а также помещения пункта раздачи питания детской поликлиники №3. Больше 1,5 млрд потребует в этом году программа капремонта жилья и еще на 2,3 млрд Челны отремонтируют 79 дворов.
КАК МЭР ПРИПОМНИЛ «ДУШЕГУБКИ»
«ПОМНИТЕ ВСЕ ЭТИ МАХИНАЦИИ В АВТОБУСАХ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ? ВСЕ, МЫ ЭТУ ЛАВОЧКУ ЗАКРЫЛИ!»
Не обошел стороной мэр самую жаркую тему нынешней зимы – транспортный кризис автограда. Мэр попросил продолжать разъяснять ситуацию горожанам. Пока же город работает «по минимальному варианту». Городу как минимум необходимо еще 70 автобусов.
– Появятся дополнительные 70 автобусов (понятно, что не завтра), появятся новые маршруты. Как сказал министр обороны РФ Андрей Рэмович Белоусов: «Ошибаться можно, врать нельзя». Поэтому как есть скажите: не хватает 70 автобусов. Я ни от руководителя исполкома, ни от вас этого не услышал, – взглянул Магдеев на Альвира Агуллина, директор МУП «Горкоммунхоз». – Скажите так. Люди поймут. Мы маршрутную сеть готовим под 200 автобусов, пока у нас в наличии 135. Поэтому часть маршрутов мы совместили. Люди предлагают вернуть автобусы малой вместимости, которые были. Но я не готов, и, думаю, жители тоже не готовы опять вернуться в эти душегубки. Тем более сегодня 96% оплаты ведется в безналичной форме. Помните все эти махинации в автобусах малой вместимости, когда заставляли перечислять на телефон, наличкой баловались? Все, мы эту лавочку закрыли! Возврата к этому не будет! 96% пассажиров оплачивают проезд в безналичной форме. То есть никаких серых схем, махинаций нет. Автобусы малой вместимости остаются источником повышенной опасности. Культура обращения с пассажирами (сколько мы на это обращали внимание, управы на них не было), хамство… Доходило до того, что в автобусах малой вместимости попадались водители в нетрезвом состоянии – никакого предрейсового медосмотра не было. Я думаю, что мы выбрали правильный путь. Понятно, что он более затратный для бюджета.
Магдеев отметил, что сумма дотаций городского общественного транспорта в 2025-м году составит порядка 600 млн рублей. Речь идет о выделении средств как для трамвайного управления, так и для автобусного предприятия. В случае закупки еще 70 единиц техники, годовая сумма дотаций вырастет до 800 млн.
– Только по итогам 2025-го года мы будем вынуждены за автобусы, которые приобрели в лизинг, дать дотаций городскому общественному транспорту – для трамвайного управления и автобусного – около 600 миллионов рублей. А если мы еще 70 автобусов приобретем, а мы их приобретем, то сумма дотаций в год возрастет до 800 миллионов рублей. Мы же пассажиров возим по 40 рублей за билет, а фактическая себестоимость – 70 рублей. 30 рублей за каждого пассажира транспортному предприятию компенсирует городской бюджет. Иначе завтра-послезавтра он будет банкротом, – сказал Магдеев.
Мэр напомнил, что с 1 февраля в Челнах начнут продавать новые проездные. Единый безлимитный будет строить 2,4 тыс. рублей. Для удобного передвижения есть приложение, где можно в режиме реального времени отслеживать передвижение состава.
– Этого с автобусами малой вместимости невозможно было сделать. Поэтому мы, думаю, пока вынужденно держим 14 маршруток. С поступлением новых автобусов большой вместимости будем менять их. У нас есть далеко идущие планы по расширению маршрутной сети. Но пока будем жить в рамках того количества автобусов, которые есть. Ваша задача: интервал должен быть минимальный, а количество автобусов – максимальное. <…> Пригласите СМИ, проведети по всему хозяйству. Покажите, что это четко медицинский осмотр, точно технический осмотр подвижного состава, что это особые требования к чистоте и порядку в автобусах. Что нет этих вонючих прокуренных «газелей», которые только вчера были на маршрутах. Мы уверены, что возврата к тому, что было, уже не будет.
Также мэр на фоне очередной попытки атаки республики БПЛА поручил подчиненных провести работу с управляющими компаниями на тему информирования граждан о действиях в ЧС.
– Все атаки отражены, республика в полной боевой готовности. Все ритмично работает, все промышленные предприятия. Но ко всему нужно быть готовым. Еще раз обратить нужное внимание управляющих компаний для того, чтобы не только во внутренних чатах была бы информация, связанная с действиями граждан в тех или иных ситуациях, но и визуально, в каждом доме, в каждом подъезде. Это очень важно.
Лилия Хамитова