06:17, 22 Ноября
Новости
Подробно

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

18.12.2023, 18:44

Целый перечень полномочий в градостроительстве забирают у местных властей и передают республике – закон сегодня поддержали депутаты Госсовета. В их числе – подготовка и утверждение генплана. Набережные Челны и Казань начнут работать по-новому через год, другие муниципалитеты – уже с наступлением нового 2024-го. Минстрой РТ и депутаты считают, что это позволит территориям встать на рельсы сбалансированного развития и перестать строиться хаотично без оглядки на инфраструктуру. При этом в министерстве появится дополнительный штат, а за местными чиновниками останется разве что проведение публичных слушаний. Челны тем временем вот-вот утвердят новый генплан, пока без сильного вмешательства республики. Что думают о новшестве депутаты, и как оценивают эксперты – в материале Chelny-biz.ru

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ И ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

«ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЗВОЛИТ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СБАЛАНСИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ»

Закон о перераспределении полномочий между муниципалитетами и республикой в градостроительстве согласовали сегодня депутаты Госсовета Татарстана. Перемены еще полгода назад анонсировал Chelny-biz.ru Олег Григорьев, руководитель Института пространственного планирования. Он надеялся, что это наведет порядок в республике.

Фото: Госсовет РТ
Фото: Госсовет РТ

Суть нового закона раскрыл Владимир Кудряшев, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Первым делом, чиновник заметил, что такое перераспределение предусмотрено федеральным законодательством, и практика показывает, что во многих регионах такой возможностью уже воспользовались (42 субъекта раскидали полномочия как раз по градостроительной деятельности). Этот опыт оценил и глава республики Рустам Минниханов. Что же изменится? На республиканский уровень передается целый ряд муниципальных полномочий:

– принятие решения о подготовке схемы территориального планирования района, проекта генерального плана поселения, городского округа, подготовка и утверждение этих документов;

– подготовка и утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа;

– принятие решения о подготовке правил землепользования и застройки, подготовка и утверждение таких документов;

– подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, внесение в них изменений и их утверждение;

– предоставление разрешения на условно разрешенное использование земельного участка, объекта капитального строительства, на отклонение от предельных параметров;

– принятие решения о подготовке документации по планировке территории, ее подготовка и утверждение;

– выдача разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию при строительстве и реконструкции на территории поселений и городских округов;

– подготовка и регистрация выдачи ГПЗУ;

– принятие решений о комплексном развитии территории, заключение соответствующих договоров;

– ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в ней. 

Фото: Госсовет РТ
Фото: Госсовет РТ

Что остается местным властям? Проведение общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительства. Такие условия, повторил Кудряшев, предусмотрены в целом ряде регионов.

– Необходимость передачи указанных полномочий связана с их влиянием на развитие муниципальных образований республики и обеспечение единой политики при осуществлении территориального планирования, зонирования и строительства объектов в Татарстане в целом, – объяснил чиновник. – Перераспределение позволит систематизировать вопросы, связанные со сбалансированным развитием территорий, в первую очередь, синхронизации строительства жилья, социальных объектов, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также размещением производственных площадок, созданием новых мест приложения труда, что в дальнейшем позволит обеспечить мониторинг, постоянное принятие взвешенных решений по развитию территорий и размещению производств.

Фото: Госсовет РТ
Фото: Госсовет РТ

Отвечать за все будет Минстрой РТ, плюс будут созданы территориальные органы ведомства на местах с использованием кадровых ресурсов из местных чиновников – 67 штатных единиц. Они будут готовить исходные материалы. Для координации работы территориальных органов, подготовки итоговой документации, их утверждения и принятия, согласования со всеми органами власти и пр. потребуется дополнительное структурное подразделение в Минстрое (17 единиц) и в Минюсте (четыре штатные единицы).

Нововведение коснется всех муниципалитетов, причем уже с 1 января 2024 года. Для Челнов и Казани предусмотрели годовую «отсрочку» – с 1 января 2025 года.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

ЧТО ДУМАЮТ ДЕПУТАТЫ

«ВОПРОСОВ НОРМАТИВНЫХ ОЧЕНЬ МНОГО. КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДОЛЖНЫ СЛЕДОВАТЬ ЗА ЖИЛЬЕМ, КОГДА И В КАКОМ ПОРЯДКЕ?»

Депутат Фадбир Сафин поинтересовался вопросом развития новых ЖК – застройщики представляют красивые проекты со школами, садиками, поликлиниками и дорогами. А на деле ничего этого не строится. Нельзя ли сначала строить соцобъекты, а потом башни – спросил он.

– Мы, в том числе, поэтому вносим этот законопроект. Чтобы уйти от тех многочисленных проблем, связанных с несогласованностью и несбалансированностью развития территорий, – ответил Владимир Кудряшев. – Как вы правильно заметили, наблюдается большой объем жилищного строительства, за которым на сегодня не успевают объекты социальной инфраструктуры. Это происходит отчасти из-за того, что на местах принимают решения, не соответствующие тем вышестоящим градостроительным документам, которые были разработаны и утверждены ранее. Поэтому контроль за всей этой работой будет возложен на Минстрой РТ. Чтобы исключить в дальнейшем те ситуации, которые мы видим.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

– Больше сбалансированности все-таки будет, – добавил Фарид Мухаметшин. – Как раз эти вопросы предусматриваются через такой шаг, как опережающее строительство объектов социальной инфраструктуры.

Депутат Азат Хамаев уточнил, какие вопросы все-таки остаются в ведении муниципалитетов, и как будет учитываться их мнение. Замминистра ответил, что уже подготовлено постановление о реализации положений законопроекта в части взаимодействия с органами местного самоуправления. 

Мухаметшин передал слово Александру Тыгину, председателю комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, который участвовал в разработке документа.

Фото: Госсовет РТ
Фото: Госсовет РТ

– Нормативы строительства социальных объектов – тема очень интересная. Этот вопрос нуждается в очень серьезном переосмыслении. Джае касаемо тех огромных массивов, которые возникли. Там нет прописанных! – обозначил Тыгин. – У нас численность мало меняется, а объектов нужно все больше, больше и больше. Вопрос – где? Из Казани, допустим, дети переехали в пригород, а где школа-то нужна? Что делать с Вахитовским районом, откуда люди переехали? Вопросов нормативных очень много. Как социальные объекты должны следовать за жильем, когда и в каком порядке? И, безусловно, нужен жесткий контроль.

Закон позволит установить единые подходы к территориальному развитию и градостроительству в целом, повторил тезис замминистра Александр Тыгин. Татарстан не первым проводит эту работу, весь опыт учтен, и весь объем полномочий, без дроблений, передается на уровень республики целиком, отметил он.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

– Мы здесь припозднились, но с позитивными нюансами. Законопроект обсуждался достаточно долго. И Минстроем, и комитетом работа велась несколько месяцев. Принципиальным является то, что он принимается вместе с пакетом постановлений по вопросам взаимодействия с местными органами власти. Публичные слушания и обсуждения остаются на низовом уровне – это верно. Этот механизм интеграции по каждому градостроительному решению – как донести мнение нашего населения в этих решениях и в то же время обеспечить единообразие.

Тыгин предложил принять законопроект в первом чтении и в целом.

– Вопрос важнейший. Мы не хотим лишать полномочий, участия в этом процессе органы местного самоуправления. Инициативы у них будут, но окончательное слово, балансирование всех процессов, конечно, должно быть в правительственном документе, – поручил Фарид Мухаметшин.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

Голосование прошло не однозначно. 77 депутатов выступили за, четверо – воздержались. Сомневающиеся есть, заметил Мухаметшин и призвал быть внимательнее при реализации закона.    

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

«ЕСЛИ ТУКАЕВСКИЙ РАЙОН, К ПРИМЕРУ, БУДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗВИТИЕ ПОСЕЛЕНИЙ – ЭТО ПЛОХО»

Александр Дембич, заслуженный архитектор РТ, профессор КГАСУ:

– Я считаю, это правильный ход. Это связано с тем, что на местах (кроме Казани) – и в Челнах, и в городах поменьше – вообще нет специалистов в области градостроительства. Поэтому реально оценить качество генерального плана или каких-то других градостроительных документов, которые они заказывают, а потом получают исполнителя, они реально не могут. Если специалистов нет, то грамотно посмотреть материал и сказать, что тут хорошо и что тут плохо, очень сложно. Поэтому и перевели на республиканский уровень. Тут хотя бы есть соответствующие специалисты.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

Недостатки могут быть во всем, но их, наверняка, смогут решить. Может, проектировщики и эксперты не очень глубоко будут знать исходную градостроительную ситуацию той или иной территории. Поэтому им порой трудно объяснить – то или иное предложение улучшает ситуацию или нет, или оставляет без внимания проблему, которая есть на местах. Такое бывает. Но, я думаю, все равно местные администрации будут как-то в этом участвовать. Проблемы, местные особенности они обозначат. А вот с точки зрения профессиональных знаний, конечно, лучше доверить это специалистам. В Казани они есть. Если из них будет сформировано подразделение при Минстрое республики, то, наверное, это будет правильно. Когда-то в министерстве был отдел контроля градостроительной документации, и это было правильно.

Что касается сроков – спрогнозировать сложно. Сейчас согласование чрезмерно бюрократизированное. Мы, например, генплан закончили на самом деле где-то в начале января этого года. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают. Не очень быстро. Хотя все говорят, что надо ускорить, но на деле не получается. Новый республиканский закон вряд ли как-то на это повлияет, потому что порядок согласования генплана прописан в Градостроительном кодексе РФ. Что касается нового генплана Челнов – я знаю, что Минстрой уже согласовал проект. Думаю, в течение максимум недели он будет согласован полностью и передан городу для утверждения на сессии.  

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

Дело не только в том, как качественно выполнена документация, но и в том, как она внедряется. Кто будет за этим следить – я не знаю. На моей памяти за последние 15–20 лет такого контроля не было. По идее неплохо бы тому же Минстрою назначить выездных экспертов, которые оценивали бы ситуацию на местах.     

Вячеслав Нилов, заслуженный архитектор РФ:

– Вопрос непростой. Формируется, скорее всего, положительное мнение. В практике, когда полномочия целиком были у районов и городов, то они размещали инфраструктуру, жилье, исходя из своих представлений по перспективе. Это не увязывалось с соседними территориями. Ярким примером стала ситуация, когда Зеленодольск утверждал свои пригородные территории, это вошло в противоречие с территориальным развитием Казни в этом направлении. Были соответствующие неувязки. То же самое, как мне представляется, было между Тукаевским районом и Набережными Челнами. Граница двух этих образований была неоднозначной. Город считал, что черта проходит так, район – по-другому. Централизация территориального развития, скорее, положительный момент.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

Что касается отрицательных моментов, то тут республиканские ведомства могут чинить бюрократические препятствия всевозможными предложениями. Роль республиканских ведомств при этом точно будет возрастать – вот это, наверное, плохо. Может быть давление вышестоящих органов: здесь не так, тут надо по-другому. Территориальным органам власти это будет болезненно. Если Тукаевский район, к примеру, будет самостоятельно определять развитие поселений, в независимости от городских намерений и их перспектив – это плохо. Нужно, чтобы оба территориальных образования развивались в увязке друг с другом. Нововведение поможет в решении этой проблемы, мне так кажется. Но это непростое решение, придется сталкиваться со сложностями.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

Ольга Никитина, главный архитектор Нижнекамского района, бывший главный архитектор Тукаевского, Елабужского районов и Набережных Челнов:

– Посмотрим, как это будет работать. Раньше так же централизованно этим вопросом занимался Фонд пространственных данных. Я думаю, теперь этой работой займется созданный в Татарстане Институт пространственного планирования под руководством Олега Григорьева. Там, в принципе, собираются неплохие специалисты. Думаю, качество будет хорошее. Но отмечу, что и сейчас местные власти разработкой генпланов не занимаются. Это работа проектных организаций. Я думаю, в любом случае на местах останется вся работа по сбору исходных данных, согласованию с населением. Какая работа у нас была – такая, в принципе, и останется. Но есть некоторые сомнения.

Фото: пресс-служба администрации НМР
Фото: пресс-служба администрации НМР

Возможно, дольше будут проходить процедуры по разработке и согласованию, поскольку работу будут вести централизованно в одном месте на весь Татарстан. Это довольно большой объем. Поэтому, возможно, затянутся какие-то сроки. Что касается большего контроля со стороны республики – он, в принципе, был и раньше. Не скажу, что он появился с принятием этих документов. А так, я считаю, будут плюсы – в институте очень профессиональный коллектив. 

Какой еще плюс я вижу – институт Григорьева занимается вопросами развития агломераций. В этом смысле хорошо, что они будут сопоставлять все генпланы близлежащих территорий. Раньше каждый документ разрабатывался самостоятельно, иногда без учета соседних территорий. А здесь, я думаю, будет более сбалансированная работа, с учетом ресурсов конкретных районов. Допустим, в одном муниципалитете что-то развивается лучше, в другом хорошо развита какая-то сопутствующая функция. На уровне республики эти вещи они смогут сопоставить и планировать новые генпланы с учетом возможностей соседствующих муниципалитетов. Я на это надеюсь. Это касается и производства, и транспортной инфраструктуры, и объектов образования. Пока существует некий дисбаланс.

«Мы генплан закончили где-то в начале января. Буквально через несколько недель будет год как его согласовывают»

В целом отмечу, что генплан – это живой документ, который можно развивать, менять. Только необходимо соблюсти соответствующие процедуры. Пока конкретики на местах – как именно будет работать новая система – нет. Все-таки решение принято только сегодня. Как это будет работать – мы увидим позже.

Chelny-biz.ru

Комментарии
19.12.2023, 10:45

Никакого ген плана, градостроительной политики и архитектуры в Челнах нет. Город не уютный, просто коробки с людьми и стоянками для машин возле них.
19.12.2023, 11:49

Горожанин

Этоиеще хорошо, если есть стоянки возле новых домов. Часто их нет
19.12.2023, 14:54

Александр

стоянки и парковки всегда прекрасны, не то что эти ваши газоны, заехать даже нормально на бордюр невозможно
19.12.2023, 17:23

Почему за весь срок разработки генплана города отмалчивается заместитель Салахова по строительству Ганиев Айрат?!!!! Нечего сказать или в глаза смотреть стыдно за проваленную работу????
19.12.2023, 12:57

Город на Каме и даже набережной нормальной нет. Во многих городах набережная - это символ города , достопримечательность, любимое место прогулок и отдыха горожан, различных мероприятий, место, где можно любоваться природой, гладью реки, её свежестью, рассветами и закатами. У нас же, во главе угла- прибыль, этим всё сказано.
19.12.2023, 13:42

Набережная не уютная, поставили бы ротонды-беседки с колоннами
19.12.2023, 14:56

Александр

и ротонды венец красоты! еще бы лебедей из покрышек, совсем другой расклад, четкий такой!
19.12.2023, 22:10

Ахах. Вот это архитектурный прием)))
19.12.2023, 15:45

Наконец-то
19.12.2023, 16:41

Никитина - бывший бывший бывший.. Пошла вниз, все меньше и меньше, и все больше разговоров и больше.
19.12.2023, 22:11

Ольга Алексеевна бы в своем царстве-государстве разбиралась. Видимо, здесь собрали мнение тех, кого не спрашивали, но очень хотели высказаться, ибо нечем заняться...
20.12.2023, 09:23

Ха-ха насмешили!!!! Никитину на рабочем месте то не видели, человек-больничный, Шакиров все хотел ее уволить!!!! Та дичь, которую она творит сейчас в Нижнекамске скоро заинтересует компетентные органы!!!
20.12.2023, 13:53

А зачем спрашивают Никитину, которая за столько лет, кроме точечных ларьков и не согласовала ничего??
21.12.2023, 13:49

Архитекторов надо вывести из штатов районов и города и перевести в Министерство строительства, а находится должны здесь и вести надзор за развитием города и села.
21.12.2023, 14:42

Упразднить Тукайку, присоединив к городу, иначе эти гастролеры раздадут все пригородные земли своим друзьям и родственникам, а город должен расти и развиваться в совокупности с районом.
23.12.2023, 19:11

Читатель

Ну сейчас Дембич и К⁰ наворотят делов, последнее препятствие в лице челнинского бизнеса и общественного мнения успешно преодолели.