Нижнекамская администрация разом потеряла шестерых чиновников, причем не рядовых госслужащих, а занимающих руководящие посты. Три заместителя сити-менеджера (по стройке, социалке и благоустройству), руководитель аппарата совета, начальник управления культуры и главный архитектор ушли или готовятся уйти в ближайшее время. Как рассказывают Chelny-biz.ru инсайдеры, некоторых из них все же попросили на выход: Рамиль Муллин якобы дал своей новой команде год на раскачку, а когда вместо результата получил поводы краснеть перед республикой, попрощался с подчиненными. Один из них провалил Сабантуй, другой – просрочил капремонт школ.
Кто и почему покидает Нижнекамск, и какие внутренние проблемы нужно решать городу сегодня – узнавал Chelny-biz.ru.
КТО УХОДИТ
Шесть увольнений подряд – эту череду еще в августе запустил бывший замруководителя исполкома по социальным вопросам Айзат Махмутов, за ним ушел зам по благоустройству Айназ Ярмиев, а теперь Chelny-biz.ru стало известно еще про четверых «отбывающих».
Среди них – руководитель аппарата совета района Алмаз Гиззатуллин. Управленцу 42, он родом из Нижнекамска. Отучился в КГУ на юриста. Начинал стажером в местном филиале Коллегии адвокатов РТ, дослужился до заведующим структурой. Позже «прокачался» по специальности «госслужба и нацбезопасность» в РАНХиГС и в 2021 году стал руководителем аппарата совета НМР.
Уходит также начальник управления культуры Гузель Мубаракшина. Ей 50, родилась не в Нижнекамске, но училась уже здесь. Чиновница родом из города Реж Свердловской области. В 93-м окончила Нижнекамский музыкальный колледж им. Сайдашева, позже закончила «вышку». 10 лет она посвятила нижнекамской детской музыкальной школе №5 и 11 лет – управлению культуры. Для того, чтобы покинуть должность после стольких лет, нужна веская причина. Сама чиновница сказала лишь, что настал определенный этап в ее жизни, и что она захотела что-то изменить.
Заместитель руководителя исполкома по строительству Радик Хазиев семь лет отработал в чиновничьем кресле и теперь покидает его. Управленцу на днях исполнился 41 год, он коренной нижнекамец. Окончил Академию управления «ТИСБИ». Работал в частных структурах программистом, прорабом, старшим инженером. Был директором казанского ТК «ЖБИ ГлавСнаб», начальником челнинского «Камгэсстройснаб», заместителем начальника отдела ОАО «Камгэсэнергострой». В 2016-м был замом директора по коммерции казанского ООО «Ак таш», откуда и вернулся в Нижнекамск, в чиновничье кресло, заместителем руководителя исполкома.
Пока все они значатся на сайте Нижнекамского района, официально с ними не прощались, но их уход – дело решенное, говорят источники Chelny-biz.ru.
Главный архитектор Нижнекамска Равиль Сафиуллин сам подтвердил изданию, что принял решение покинуть должность. Пока он продолжает работать. Впереди – последняя рабочая неделя в непривычном для Сафиуллина кресле чиновника. Архитектор из Набережных Челнов (родом он, к слову, из Йошкар-Олы) проработал в нем год. До этого был главным, ведущим архитектором множества проектов и архитектурных бюро, в том числе, директором челнинского «КМТ Проектный отдел», где работал с братьями. На госслужбу в Нижнекамске заступил в августе 2022 года.
ПОЧЕМУ УХОДЯТ
Инсайдеры издания уверяют, что увольнение сразу шести управленцев – это в некоторой степени совпадение, в некоторой – результат кадровой политики главы Нижнекамского муниципального района Рамиля Муллина. Якобы нельзя сказать, что это «массовый исход». Еще полтора месяца назад ушел Махмутов, а за ним Мубаракшина, которая была в его команде в отрасли культуры. Она с ним плотно сработалась, возможно, восприняла его уход критически и тоже ушла. Но никто ее не просил, рассказывает источник Chelny-biz.ru, знакомый с ситуацией. В отношении же Махмутова у Муллина действительно были вопросы.
Айзат Махмутов, говорят источники, не оправдал надежд руководителя. Вопросы возникли еще после проведения федерального Сабантуя в Нижнем Новгороде. Нижнекамск был одним из организаторов от республики, и Махмутов там якобы «накосячил». Как именно – не распространяются, но в итоге с ним пришлось расстаться (по одной из версий, он был нетрезв в самый неподходящий момент, но этому нет подтверждения). Да еще и скандальное ДТП, в котором «засветился» чиновник. Автомобиль, зарегистрированный на исполком Нижнекамска, попал в ДТП под Мензелинском. За рулем Ford Mondeo находился Махмутов. Мужчина при этом использовал служебный автомобиль в выходной день в личных целях.
В то же время Ярмиеву предложили должность, он, говорят бывшие коллеги, пошел на повышение - перешел в Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан». Он, как узнал Chelny-biz.ru, будет работать здесь замом – «крепкому хозяйственнику» доверили курировать работу с территориями, в том числе по программе «Наш двор» и благоустройству парков и скверов.
Руководитель аппарата Алмаз Гиззатуллин, по данным источников Chelny-biz.ru, тоже пошел на повышение в Казань. А Радик Хазиев, человек из прошлой команды, не проявил своих талантов при новом руководителе. Более того, чиновник провалил капремонт школ – не все успели доделать к 1 сентября.
При этом нижнекамский исполком, как рассказали Chelny-biz.ru источники, в целом планирует оптимизацию строительного блока – три должности заместителя руководителя совместят в одной, и те, что покинули Ярмиев и Хазиев (а с ним и главный архитектор Сафиуллин) просто упразднят. Первый отвечал за «Наш двор» и общественные пространства, второй – за соцкультбыт. Есть еще зам по инфраструктуре. По сути, все это стройка. В процессе работы было много смежных вопросов, и это разделение на три ветви якобы себя не оправдало. В итоге решено объединить все в руках одного зама, как это сделано в Челнах. То есть на место Ярмиева и Хазиева не будут искать людей.
– Муллин пришел в 21-м году, набрал команду, дал людям год, чтобы они изучили территорию. Потому что Айназ Ярмиев, например, из Казани, Рафаэль Игтисамов и Айзат Махмутов из Челнов и так далее. Из разных муниципалитетов собралась команда. Год был предоставлен на знакомство с территорией, а второй год – на то, чтобы, опираясь на накопленный опыт, генерировать идеи и показывать результат, – рассказывает собеседник издания. – Рамиль Хамзович – руководитель динамичный, прогрессивный, энергичный, он не настроен буксовать на одном месте, чтобы люди годами засиживались на должности, ему нужен результат здесь и сейчас, нужны быстрые решения, стремительные шаги по преобразованию и улучшению города. Если человек на второй год работы не сгенерировал ничего, не проявил свой потенциал, такие люди уходят из команды.
ЧТО ГОВОРЯТ О РАБОТЕ В НИЖНЕКАМСКЕ
Нижнекамск – интересная, но сложная территория для работы. Об этом говорит архитектор Равиль Сафиуллин.
– Это город, который создавался как жилая инфраструктура к промышленному предприятию. Сам по себе он не существует и до сих пор не является самодостаточным. У него нет устойчивого развития без промпредприятия. Раньше менеджмент предприятия одинаково эффективно решал вопросы производства и социальной жизни, ее разнообразия, интересного времяпровождения горожан вне работы. Николай Лемаев, стоявший у основания промышленности города, говорил, что начинать выполнение плана нужно с дома. Это значит, что нужно обеспечить сначала досуг и социальную составляющую сотрудникам, и уже потом можно рассчитывать на то, что они будут эффективно выполнять свои рабочие обязательства. Поэтому был баланс. А после того, как настала рыночная экономика, и непрофильные активы предприятий начали «отстегиваться», вся социалка легла на плечи муниципалитета, а бизнес сконцентрировался на развитии собственного производства. Получилась такая ситуация, что промышленные предприятия Нижнекамска – действительно на очень высоком мировом уровне, а город сильно отстал. Появились люди, которым интересно работать на предприятиях Нижнекамска, но они не готовы привозить свои семьи в город. Этих людей можно назвать вахтовиками. Они отправляют заработанные деньги семьям в другие регионы, и спустя время, реализовав свои амбиции и потенциал, они уезжают. Получается, что это город временных людей. А у временных людей запросы на базовом уровне, они не приносят городу пользу, и он не развивается.
Для начала, считает специалист, нужно поменять отношение к приезжим, перестать называть их вахтовиками и называть деловыми туристами.
– Пусть Нижнекамск станет городом-курортом для деловых туристов, которым комфортно было бы перевезти сюда свою семью – жену и детей. Это значит, что нужно обеспечить досуг супруге, качественное образование детям. В городе должны быть разнообразные товары и услуги, и тогда он будет считаться комфортным. Тогда стратегию можно сформулировать так: город должен быть привлекательным для жены вахтовика. Сейчас он очень маскулинный, ему не хватает женственности, – считает архитектор. – Если касаться особенностей градостроительства, в Нижнекамске занижена плотность населения в четыре–пять раз от рекомендуемой Минстроем страны. Что такое разряженная плотность? Это много «ничейной» территории, которую не в силах содержать город, и жители не считают ее своей, поэтому ей не занимаются. В старых частях города создается ощущение запущенности. Кроме того, низкая плотность означает, что на улицах мало людей, и бизнесу неинтересно развивать сервис услуг и торговлю, потому что нет траффика. Соответственно, на такой разряженной территории есть проблемы с сетями (здесь очень серьезный износ) и общественным транспортом.
Много приезжих и в структуре самого исполкома.
– Человек, который родился, вырос, отучился и работает на госслужбе в администрации в Нижнекамске – это большая редкость. Скорее исключение. Большинство руководителей – приезжие. Я тоже вахтовик. Я не собирался связывать свою судьбу с этим городом, но я ему предан. Меня наняли как специалиста непредвзято оценить его и попробовать его преобразовать. Определенные результаты есть. Я считаю, такая ротация, как сейчас идет в Нижнекамске, – это нормально, потому как это служба. Она требует личной мобилизации, это очень энерго и ресурсозатратно. Работу в кресле главного архитектора я могу сравнить с тумблером, который переключает два режима: эксперт и политик. Я могу глубоко капнуть любой вопрос как эксперт в своей сфере. В то же время нужно быть убедительным политиком, разговаривать с людьми, принимающими решения, которые не являются экспертами в этой области. Нужно общаться с жителями, которые все новое воспринимают как стресс, дискомфорт и выражают однозначное категоричное «нет» в ответ на все нововведения. Мало кто хочет отказываться от привычного, даже если это привычное уже не очень удобно и не работает. Поэтому приходилось постоянно переключать этот тумблер от эксперта к политику. Не знаю, насколько мне удалось найти баланс… Наверное, я не очень с этим справился, честно говоря. Я больше склонялся в сторону экспертности и надеялся, что все, что выходит из-под моего пера, будет сразу приниматься. Но это отдельная энергозатратная работа – донести правильные вещи. Я честно признаюсь, не знаю, как выстраивать эту работу, это область дальнейшего роста для меня. Как реализовать принятые грамотные стратегические решения, пройти сквозь возражения – это отдельный навык, который я буду дальше тренировать.
Стоит отметить, что в Нижнекамске в целом непростая ситуация во власти. Прежнее руководство вроде бы отошло от дел, но влияние людей из команды Айдара Метшина в городе нефтехимиков остается довольно сильным, и новому руководителю приходится работать и с этим.
Анна Перебаскина
Правда нижнекамска
Олег
Вася
яя
Вася
Антимагдеев13
Нефтехим