Накануне переизбрания Фарида Салахова на должность руководителя исполкома Набережных Челнов в судах всплыли интересные методы его работы на посту. Например, сити-менеджер спасал от уголовки дочерний МУП «Электротранспорт», используя личные связи и деньги друзей. А те теперь не могут взыскать средства обратно. Материалы об этом появились в деле о банкротстве предприятия. В 2020 году МУП задолжал сотрудникам зарплату и выходные пособия. Денег у «Электротранспорта» не было, поэтому учредителю – исполкому – пришлось искать варианты. В ход пустили связи руководителя Фарида Салахова. В деле поучаствовали брат Ильгиз и друг Альвир Аглуллин, новый глава «Горкоммунхоза» и ХК «Челны».
КТО И ОТ ЧЕГО СПАСАЛ МУП «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ»
Интересные события всплыли в Арбитражном суде на процессе по банкротству МУП «Электротранспорт». Речь идет о событиях 2020 года, когда над городским автобусным предприятием нависла финансовая кабала. Компанией тогда руководил Радиф Мубаракшин.
В начале 2020-го муниципальное учреждение полностью потеряло автобусный парк из-за долгов по лизинговым платежам. А как только техника перестала выходить на линию, у МУПа накопились долги перед персоналом. Сотрудники «Электротранспорта» тогда обивали пороги прокуратуры. По материалам проверки ведомства возбудили уголовное дело по статье «Невыплата свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат». Конфликт урегулировали оперативно – на фоне уголовки МУП быстро рассчитался с долгами. Каким образом – тогда не разглашалось.
«В ходе расследования директор МУП полностью возместил имеющуюся задолженность и ходатайствовал о прекращении уголовного дела в отношении него в связи с деятельным раскаянием. В результате ходатайство подозреваемого было удовлетворено», – кратко сообщал следком Татарстана.
Сейчас же в суде выяснилось, что долги компании тогда покрыла некая Гузель Мустафина путем оформления договоров уступки долга по каждому работнику. 45 сотрудникам она выплатила 4,6 млн рублей.
Осенью того же года женщина захотела вернуть средства и обратилась в суд. Истица считает: поскольку долг сформировался уже после того, как началось банкротство МУПа, он относится к текущим платежам. А значит должен быть удовлетворен в первую очередь. Мустафина даже обращалась в суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего «Электротранспорта» Ильдара Залялетдинова. Причина - неуплата текущей задолженности перед заявителем.
Весьма любопытно, что интересы Мустафиной в суде представляет Ильгиз Салахов, родной брат руководителя исполкома города. По данным системы «Контур Фокус», близкий родственник РИКа владеет ООО «Эвери». Компания торгует одеждой в специализированных магазинах.
По этому вопросу созывали комитет кредиторов. Деньги на выплату долга зарезервировали, но пока не решили, в какой очередности он будет покрываться. Действия Мустафиной кредиторы расценили как компенсационное финансирование, так как установили ее тесную связь с исполкомом. В таком случае требования удовлетворяются за счет активов, которые остались лишними к окончанию банкротных процедур. Перспектива возврата денег правда весьма туманна, а в большинстве случаев и вовсе нулевая.
Когда в суде доказывали аффилированность Мустафиной с местной администрацией, всплыло несколько интересных фактов. Конкурсный управляющий, во-первых, просит обратить внимание, что учредитель МУП – исполком, который возглавляет Фарид Салахов, а его младший брат Ильгиз представляет Мустафину в суде. Во-вторых, указывают и на тесную связь сити-менеджера с Альвиром Аглуллиным. Последнему исполком уже доверил ликвидацию ряда городских МУПов, а также поставил у руля хоккейного клуба «Челны». Известно, что до работы в исполкоме Салахов и Аглуллин были бизнес-партнерами – совместно владели компанией ООО «ТЭК Альфа Тракс». И напоследок – Гузель Мустафина оказалась сотрудницей ООО «Альта-Транс», которое принадлежит семье Аглуллиных. Компанией до 2020-го руководил Альвир Аглуллин, а после передал долю и полномочия своему брату Дамиру.
Chelny-biz.ru направил официальный запрос конкурному управляющему «Электротранспорта» Ильдару Залялетдинову с просьбой разъяснить ситуацию. Ответа пока нет.
КАК CОЗДАВАЛИ МУП И КАК БАНКРОТИЛИ
На МУП «Электротранспорт» руководство города возлагало большие планы. Идейным вдохновителем создания автобусного предприятия был мэр Наиль Магдеев, который в 2015 году запустил транспортную реформу и решил пересадить челнинцев на большие автобусы. Было создано муниципальное предприятие, у «КАМАЗа» закупили 190 единиц техники. Два с половиной года компанией руководил Рашид Шамсудинов, глава трамвайного парка города. Затем полтора года у руля МУП стоял Александр Гурьянов. Судебные тяжбы и уголовка пришлись на время работы Радифа Мубарашкина.
- Мы увидели неспособность нашей администрации заниматься пассажирскими перевозками, - заявил в сентябре 2019 года гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. - Несколько лет назад мы подарили свое транспортное предприятие городу. 60 процентов городских перевозок проводилось трамваями, это не наша функция. И мы приняли решение с акционерами передать его городу и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизингу, сервисному обслуживанию превышают 700 миллионов. Администрация показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки! «КАМАЗ» передал им безвозмездно предприятие, в ответ получили только проблемы.
Тогда Когогин обмолвился, что дело, скорее всего, закончится изъятием автобусов. Так и случилось. Осенью 2019-го МУП получил соответствующий иск. Всю технику вернули автогиганту в начале 2020 года. А через год МУП признали банкротом.
Сумма требований кредиторов приближается к 1 млрд рублей. В числе самых крупных кредиторов - камазовские дочерние предприятия: «Лизинговая компания» и «Автозапчасть КАМАЗ».
Рыночная стоимость движимого и недвижимого имущества МУП оценили в 71 млн рублей. Имущественный комплекс - производственная база - через торги достался «КАМАЗу».
КАК САЛАХОВ ПРИШЕЛ ВО ВЛАСТЬ «МАТУР ИТТЕРЕП ЭШЛƏРГƏ»
У руководителя исполкома на днях истекает срок полномочий. На должность уже объявили конкурс, он состоится 23 марта. 36-летний Фарид Салахов считается главным кандидатом, а сам конкурс – чисто формальной процедурой переизбрания. В марте 2020 года с ним заключили контракт не на полный пятилетний срок, а только на два. Новый договор будет действовать до конца работы нынешнего созыва горсовета – до 2025 года.
До прихода во власть Фарид Салахов не был широко известен челнинцам. К началу 2020-го уроженец Буинска три года управлял муниципальным «Предприятием автомобильных дорог». Он сменил на посту осужденного за злоупотребление должностными полномочиями и растрату Фарида Киямова. До этого на счету у Салахова было руководство и участие в четырех прекративших деятельность компаниях: «ПрофТехСервис», ТЭК «Альфа Тракс», ТК «Булгария», «КамаРегионТранс» – все связаны с транспортом и перевозками. Перед конкурсом распространилась информация, что кандидат – родственник тогдашнего министра транспорта РТ Ленара Сафина.
Кстати, на пассажирском транспорте Салахов акцентировал внимание и в программной речи, предлагал полностью перейти на безналичный расчет:
– С моей точки зрения, к вопросу необходимо подойти комплексно. Необходимо создать удобную для пассажиров и комфортную для перевозчиков систему общественного транспорта, оптимизировать маршрутную сеть, перейти на безналичный расчет и создать единого оператора. Используя механизмы поддержки в рамках федеральных и республиканских программ, обновить подвижной состав и продолжить строительство дорожной инфраструктуры и новых трамвайных линий.
- Матур иттереп эшлəргə (красиво работать)! Чтобы все было в рамках законодательства», - напутствовал тогда нового сити-менеджера мэр Наиль Магдеев. - Принимать решения, отвечать за них – это тоже очень важно.
Того же желал Салахову депутат Госсовета РТ Олег Коробченко:
- У руководителя города своих дел выше крыши. Вам придется самому брать на себя ответственность.
Коротко подводя итоги работы руководителя исполкома, можно сказать, что он был интегрирован во все процессы городского хозяйства. И все, что происходило в Челнах за два последних года, происходило при его участии – прямом или косвенно. При этом чиновник, как правило, оставался непубличным. И челнинцы часто задавались вопросами: «А где Салахов?» и «Почему за него отдувается Зуев?»
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, fotobus.msk.ru
Дамир
Раушания
Константин
Олег
Знающий
Всё знающий