Долгожданная объездная трасса Набережных Челнов, призванная разгрузить мост через Каму и автодорогу №1, рискует стать головной болью для властей. И городских, и тукаевских, и республиканских. Под многомиллиардный проект попадут сотни участков в автограде и ближайшей округе: дачи, дома, пашни, АЗС, магазины… Под угрозой даже инклюзивный городок для инвалидов, который презентовали Владимиру Путину. Правительство Татарстана зарезервировало уже около 400 участков, большинство - в районе. Садоводы, фермеры, предприниматели, жители деревень и не подозревали, пока Chelny-biz.ru не заглянул в карту и не озвучил. Теперь все взволнованы и ждут конкретики: у кого землю изымут, кого снесут. Так что, Фаилу Камаеву и его команде предстоит задачка похлеще той, что была у Наиля Магдеева в Орловке с продолжением Московского проспекта. Впрочем, тукаевские власти еще надеются обойтись минимальными неудобствами для жителей и бизнеса.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
В 2022 году в Татарстане начнут строить объездную трассу вокруг Набережных Челнов и Нижнекамска. Многострадальный проект вынашивался годами, дабы разгрузить от машин Закамский промышленный узел. В первую очередь, плотину Нижнекамской ГЭС и участок М7, проходящий через автоград (Казанский проспект или автодорога №1). Федеральная трасса посреди города десятилетиями создавала транспортные проблемы. На строительство новой никогда не было денег, и сам проект казался заоблачным.
Наконец, федеральный бюджет выделил на строительство автодороги М7 «Волга» в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. Проект ведет «Волго-Вятскуправтодор». Общая протяженность – 81 км. Дорога ответвляется от основной М7 в Елабужском районе, прорезает Нижнекамский, Заинский, Тукаевский и Мензелинский.
Строительство планируют провернуть с января 2022 года по октябрь 2024-го. Финансировать будут поэтапно. Пока выделено 18,5 млрд рублей на строительство второй очереди длиной 24 км: на 2022 год – 4,8 млрд рублей, почти столько же – на 2023-й. В 2024 году – 8,9 млрд. Дорогу будут строить в три этапа. Пока утвержден проект на вторую очередь – срединный участок трассы южнее Нижнекамска.
Тем временем власти Татарстана активно резервируют земли, запрещая нынешним собственникам и арендаторам операции с ними. Земли попадают в государственный резерв на три года. Права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов ограничиваются «в части возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений, проведения оросительных, осушительных, агролесомелиоративных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов».
КТО ПОПАЛ ПОД ТРАССУ
Первые постановления Кабмина РТ появились в мае. В первое (№314) попали 55 земельных участков в Тукаевском районе. Во второе (№326) – еще 161. В этом перечне в основном были земли лесного фонда, пустующие территории, земли промышленности, сельхозугодья в разных формах собственности. Участки находятся в районе сел и поселков Сосновый Бор, Татарстан, Бурды, Шильнебаш, Комсомолец, Суровка, Бурдыбаш, Новый Мусабай, Куперле, Шукрале, Калиновка, а также возле СНТ «Простор», «Автозаводец», «Чулпан». Единично в постановления попали частные домовладения и коммерческие объекты.
1 и 2 ноября премьер-министр Алексей Песошин подписал еще два постановления. Одно из них – №1038 – непосредственно касается Челнов и Тукаевского района. В документе около 200 участков.
25 из них – на территории автограда. Они находятся на выезде в сторону Уфы – на улице Металлургической и на перекрестке с М7. Как стало известно Chelny-biz.ru, в этом районе планируют построить кольцо. Под резерв попали в основном узкие придорожные полосы либо участки с газовыми и электросетями. Но есть и объекты сервиса. Например, АЗС «Уфа» и административное здание с магазинами напротив.
Остальные 170 участков – земли Князевского и Шильнебашского сельских поселений Тукаевского района. Здесь сразу три садовых общества, дачи челнинцев: СНТ «Яблочко», «Колосок-2» и «Лесное». Почти 150 участков находятся вдоль трассы. Больше всего строительство дороги затронет СНТ «Яблочко». Тут под резерв попал 121 участок – несколько ближайших к трассе линий. В «Колосок-2» – 11 частных участков, а также большие массивы свободной территории. В СНТ «Лесное» в основном земли сельхозназначения.
Кроме того, проект затронет сельхозугодия, земли фермеров, ПК «Татарстан», ООО «Челнинский». В зоне строительства оказались АЗС «Автостолица» и одноименный придорожный комплекс с гостиницей.
4 ноября Кабмин выдал очередное постановление – №1048. В документ попали еще 47 участков Тукаевского района, большая часть в Князевском поселении. В поселке Сосновый Бор – это частные дома и подсобные хозяйства, которые сегодня находятся рядом с трассой М7. В зоне строительства также оказались АЗС «ТАИФ-НК», участки под магазины (в том числе «Пятерочка»), кафе, СТО. Кроме того, проект затронет земли фермеров, сельхозпредприятий, СНТ «Лукоморье». Также зарезервированы массивы лесного фонда – около 650 га.
КТО ПОСТРАДАЕТ
«СЕЙЧАС ВСЕ ШОКИРОВАНЫ. БУДЕМ ЖДАТЬ КОНКРЕТИКИ ОТ РАЗРАБОТЧИКОВ ТРАССЫ»
Садовое общество «Яблочко» в районе села Тогаево создавали в 90-е годы, участки выдавали челнинским инвалидам. Многие из них до сих пор пользуются дачами, хотя около половины территории уже заброшено.
В последние годы участки вдоль трассы выкупили и объединили для социального проекта – инклюзивного городка для инвалидов. Его идею много лет вынашивал известный общественник Асхат Галеев, председатель организации инвалидов РТ «Спортивное движение» и руководитель Ассоциации предпринимателей в сфере адаптации инвалидов «Рост-ресурс». При поддержке коллег из бизнес-среды Галеев планирует построить поселок: дома, реабилитационный центр, производства, теплицы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Они смогут здесь жить, работать и зарабатывать. Первый дом уже построили. Об этом проекте Галеев рассказывал даже президенту РФ Владимиру Путину и заручился поддержкой.
– В нашем распоряжении 12 га земли. Место выгодное, вдоль трассы М7. Есть предприниматели, которые хотят построить небольшие заводы легкой промышленности и создать рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планируем обучать тепличному хозяйству, компьютерной грамотности. Хотели и придорожный сервис открыть, и магазин, и производства, – говорит о своей ситуации Асхат Галеев. – Я не знал о постановлении правительства. Мне инвалиды позвонили, сообщили. Люди сейчас обеспокоены. Туда вложены миллионы! Мои средства, инвалидов, инвесторов. Мы годами выкупали земли у каждого собственника индивидуально. Где-то обменивали, помогали переезжать. Это такой труд! Сейчас все шокированы. Будем ждать конкретики от разработчиков трассы. Нужно либо выкупать участки по нормальной цене, либо обменивать. Мы за свой кусок будем бороться. Инвалиды – это очень серьезный вопрос. Думаю, будет рассматриваться на высшем уровне.
ЧЕГО ХОТЯТ ЛЮДИ
«КАК ЗЕМЛЯ МОЖЕТ БЫТЬ В РЕЗЕРВЕ, ЕСЛИ ОНА В СОБСТВЕННОСТИ?! ЕЕ МОЖНО ТОЛЬКО ВЫКУПИТЬ!»
Новость Chelny-biz.ru о резервировании земель, в первую очередь, встревожила дачников. Руководители коммерческих объектов от комментариев пока воздерживаются. А садоводы осаждают председателей СНТ, у которых тоже нет ответов.
– Мне стали поступать звонки от садоводов, которые в Интернете прочитали об этом. Это вы, наверное, распустили? С вас все началось? – отреагировал на вопрос редакции Сергей Заикин, председатель СНТ «Лесное». Мужчина еще не верит, что его общество могут потревожить. – Вы про какую объездную дорогу говорите? Она как будет проходить? Наше общество никак под эту дорогу не может попасть! Когда здесь строили переезд, то отступили от трассы 70 метров. И от этой дороги до нашего общества еще метров 50! И как может быть земля в резерве, если она в собственности у садовода?! Ее можно только выкупить.
Виктор Забегаев, председатель СНТ «Колосок-2» :
– Проектанты здесь были, объясняли, что здесь будет вторая двухрядная дорога. Но наши участки вроде не попадают в зону проектирования. Тукаевский исполком показал мне какую-то схему строительства, но не могут точно сказать, какие участки попадут. Я постараюсь с проектантами связаться, может, подробнее что-то скажут. Вот то, что шумовые щиты собирались ставить между нами и дорогой, – это я знаю.
Элеонора Гумарова, председатель СНТ «Яблочко» :
– Я с планом строительства не знакома. Дорожники летом отмечали сети на карте, поставили колышки. Я так понимаю, до этого момента и будет расширяться дорога. Садовые участки в эту зону попадают. Они приватизированы, но люди давно не пользуются. По этим участкам есть долги. Так что мне не жалко будет с ними расстаться, если честно. Мне интересно, где граница будет проходить, и не затронет ли строительство дорогу внутри садового общества. Она является общей. Смогут ли садоводы нормально добираться до своих участков, вот это меня волнует.
ЧТО ГОВОРЯТ ВЛАСТИ
«БУДУТ САМЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ЧТОБЫ НАНЕСТИ МИНИМАЛЬНЫЙ УЩЕРБ ВЛАДЕЛЬЦАМ»
В министерство земельных и имущественных отношений редакции пояснили, что резервирование участков накладывает ограничения на операции по землям. Продавцы и покупатели должны понимать, что их могут изъять (выкупить) для госнужд.
В агентстве «Волго-Вятскуправтодор» прокомментировали, что за резервом последуют изъятие и выкуп земель. И снос объектов, если они будут мешать. Однако детализированный план трассы еще утвержден. Из 81 км будущей дороги согласовано только 24 км.
Ждут этого документа и местные власти, которым придется непосредственно заниматься изъятием и выкупом земель, гасить возможные конфликты и бунты.
Замруководителя исполкома Тукаевского района по строительству, архитектуре и жизнеобеспечению населения Рафаэль Игтисамов подчеркивает, что резервирование земель – важная подготовительная процедура при строительстве автодорог. Она предусмотрена законодательством и подразумевает ограничение возможностей использования участков в границах проектирования. Он прокомментировал ситуацию так:
– Земли пока резервируются, чтобы исключить спекулятивные операции, которые в перспективе могут препятствовать реализации этого проекта. Пока все, что попадает в зону проектирования, так называемой трассировки, резервируется. Далее проектными решениями будут предприниматься меры по конкретным участкам. Будут искать самые рациональные решения, чтобы нанести минимальный ущерб владельцам, проводить минимальное изъятие. Появятся элементы обустройства трассы, шумозащитные экраны, чтобы доставить минимальный уровень неприятностей собственникам и пользователям земельных участков.
Велика вероятность, что АЗС, объекты придорожного сервиса сохранят, - продолжает замруководителя исполкома. - Бывает так, что земельный участок значительно превышает пятно застройки. В зону проектирования может войти лишь какая-то часть, а сами объекты под снос и не попадут. Тогда правообладателю участка, возможно, придется отчуждать в пользу государства только часть.
- Строительство дороги поделено на три этапа. Часть проектных решений должна быть готова в этом году, остальные – в первой половине 2022 года. В следующем году уже должно начаться строительство. Причем, сроки реализации федеральным центром установлены очень короткие – до 2024 года. Сейчас разрабатывается наш, тукаевский, участок, - говорит Игтисамов. - Помимо нового строительства реконструкции подвергнется участок М7, который идет от Набережных Челнов до места предполагаемого соединения с объездной трассой. На выезде из Челнов – на пересечении М7 с улицей Металлургическая предполагается кольцевая развязка, перед населенным пунктом Сосновый Бор – многоуровневая. Дорогу между ними доведут до первой категории.
Резюмируя ситуацию... Обеспокоенным владельцам земель стоит изучить постановления правительства и свериться со списком участков по кадастровым номерам. И ждать итоговых проектных решений. Тогда и станет ясно, насколько пострадают от мегастройки те или иные частные владения.
Лилия Павлова
Андрей
Наиля
Брат
Гражданин
Антиединорос
Софокл
Данил
Антиединорос
ххх
Не хейтер
Андрей
Идая