Школьников с каждым годом больше, а вести уроки скоро будет некому – это ключевые проблемы городского образования, которые прозвучали сегодня на августовской педконференции. Власти города ожидают рост учащихся к 2024 году на 10 тысяч человек. 24 школы уже вынуждены работать в двухсменном режиме и количество таковых только растет. О ситуации давно известно, ее выносили несколько раз на обсуждение, но кардинально решить все же не получается. И даже новые мегашколы не спасают - они вынуждены набирать учеников больше, чем позволяет проектная мощность. В управлении образования заверяют: уйти от второй смены пока не получится. Еще одна боль – дефицит педагогов, которых с каждым годом все меньше и меньше. Не хватает учителей начальных классов и предметников. Где их найти и как сберечь, о новых тенденциях образования, о запросах самих детей, которые хотят быть услышанными – в материале Chelny-biz.ru.
ШКОЛЫ:
«ГОРОД СТРОИЛСЯ СТРЕМИТЕЛЬНО, ШКОЛЫ ОДНОВРЕМЕННО ПРИХОДЯТ В АВАРИЙНОЕ СОСТОЯНИЕ»
В Набережных Челнах сегодня состоялась традиционная августовская педконференция. Пленарное заседание прошло с участием министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина. Уже третий год здесь не озвучивают рейтинги школ, что обычно является ключевым для педсостава города (об этом подробнее ниже). От исследований минобр отказался, объяснив «непонятной гонкой» среди директоров: мол, ничего важнее для них нет. На этот раз впервые не были озвучены и школы-аутсайдеры, а также те, чьи ученики засветились в негативной сводке правоохранителей. Выступавшие акцентировали свои доклады на других проблемах.
Глава города Наиль Магдеев традиционно говорил о строительстве новых школ и детских садов: от позитивного – к тревожному. В Набережных Челнах растет количество школьников: в этом году их 67 тысяч, а к 2024 году, по предварительным подсчетам, станет на 10 тысяч больше. Несмотря на ежегодный запуск новых объектов, не удалось уйти от двухсменного режима. Если в прошлом году в таких условиях работали 22 образовательных учреждения, то в этом уже 24.
За школьной партой окажутся 8,5 тысяч первоклассников. Как отметил начальник управления образования Рустем Хузин, их число будет расти еще как минимум два года, поэтому от второй смены уйти пока явно не представляется возможным.
– Учитывая рост детского населения, нам предстоит серьезная работа по стабилизации ситуации со второй сменой. В городе существует потребность в строительстве еще одной школы на 1224 места в 65-м микрорайоне и капитальном ремонте 25 школ, которым более 30 лет и которые не вошли в республиканскую программу капремонта. Просим вас оказать содействие, – обращался Харисов к бывшему министру образования и науки РТ Рафису Бурганову и Магдееву.
Впрочем, новые школы были построены, однако загруженность так и осталась на высоком уровне. К тому же, как удалось выяснить Chelny-biz.ru, та самая мегашкола, уже построенная в 65-м микрорайоне, в этом году примет больше всего учащихся. Здесь будет обучаться 2414 детей. По числу учеников образовательное учреждение обогнало мегашколу в Замелекесье. Последнюю, к слову, удалось разгрузить с появлением гимназии №14.
– Возрастает число детей, нагрузка на существующие школы. Безусловно, нам и дальше необходимо продолжать работу по строительству новых детских дошкольных учреждений, школ - совместно с руководством республики и при поддержке руководства страны, – отметил сегодня Наиль Магдеев.
Начальник управления городского образования обозначил и проблему «катастрофической нехватки средств на капремонт школ».
– Ильсур Гараевич, благодарим вас за оказанное содействие в ремонте пищеблоков и капремонте учреждений. В то же время хотелось озвучить одну просьбу: нам катастрофически не хватает тех средств, которые направляются на капитальный ремонт. Город строился стремительно и ежегодно сдавалось порядка шести-семи образовательных учреждений, соответственно, сейчас они одновременно приходят в аварийное состояние.
Ощущается нехватка мест в коррекционных школах. На сегодня 50 первоклассников, которые нуждаются в специальных условиях, до сих пор не устроены. Хузин попросил министра разрешить дополнительные места для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта.
Непростая ситуация и в детских садах. По словам мэра, на 100 мест приходится 121 ребенок. Как отметил Хузин, сеть детсадов с каждым годом расширяется. Всего сегодня в городе 128 дошкольных учреждений. Их посещают более 33 тысяч детей. Охват (включая годовалых детей) 73,7%. К первому сентября откроются еще три садика на 660 мест. Обеспеченность местами составит от 3 лет и старше – до 100%, от 1,5 лет до 3 лет – 75%.
Несмотря на дефицит мест, в городе продолжают открывать специализированные группы для детей с ограниченными возможностями. За последние три года их открылось 24.
КАДРЫ:
«КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ РАСТЕТ. МЫ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬ КАДРЫ»
Вторая проблема – успеть подготовить до 2024 года, когда количество школьников составит 77 тысяч, новые кадры. Сегодня мэр поставил задачу отработать и эту проблему. Он отметил, что в городе есть все необходимое – педагогический колледж и университет.
– Количество детей растет. Мы за эти годы должны подготовить кадры, которые будут обучать и воспитывать наших детей, – обозначил Магдеев.
Как доложил Рустем Хузин, в городе сегодня работает 7 718 педагогов. Анализ показал, стабильно высокий процент приходится на учителей со стажем более 20 лет. Большая часть педагогических работников старше 35 лет, пенсионного возраста – 17%, из них 107 в возрасте 65 лет и старше. Средний возраст педагогов – 44 года. Ежегодно в школы города приходят до 250 молодых специалистов.
– В этом учебном году впервые за многие годы остро встал вопрос комплектования школ учителями начальных классов, физики, химии, биологии. В педагогических вузах республики или в недостаточном количестве будущих педагогов, или у них вообще нет некоторых специальностей, выше названных. По некоторым специальностям уже скоро некому будет вести уроки. Уважаемый Ильсур Гараевич (министр образования и науки РТ – ред.) просим вас обратить внимание на эту проблему, – обратился Рустем Хузин. - В этой связи решением кадровой проблемы является воспитание будущих педагогов из числа своих выпускников и заключения с ними договоров в рамках целевого приема на педагогические специальности. Таковых на сегодняшний день только 44 выпускника. В этом году в школы города придут всего 10 таких учителей. Это говорит о слабой профориентационной работе руководителей образовательных учреждений.
Особое внимание Рустем Хузин уделил и новым стандартам образования, которые вступят в силу в 2022 году. В этом учебном году их будут апробировать в восьми челнинских школах: №№10, 26, 28, 34, 39, 42, 56, 77.
– Они должны стать педагогическими площадками для всех остальных, – сказал Хузин.
Чиновник также остановился на трендах образования: обучение всю жизнь, тотальная цифровизация, онлайн курсы, интегральный подход, геймификация образования, дополненная и виртуальная реальность, активная работа над проектами, адаптивное обучение.
– Мы предлагаем всем коллективам изучить их суть и широко использовать в практике преподавания, – отметил Хузин. Он напомнил, как год назад всем школам удалось перестроиться на дистанционное обучение в период пандемии. Также обозначил, что перед педагогами стоит задача не запрета, а грамотного использования интернета детям.
В своем выступлении мэр города отметил все-таки значимость «рейтингов», которые являются «залогом успеха любого коллектива».
– Мы будем отмечать лучших, безусловно обращать внимание и вмешиваться в процесс, где нет достойных результатов, – отметил он. – 183 наших ребенка не получили документ об общем образовании. Это же вопрос не только к детям и родителям, но и в первую очередь нашего учительского городского сообщества. Все дети находятся с первого класса практически в одинаковых стартовых условиях. В чьи руки попадают наши дети, так они на выходе и показывают результаты.
Завершая, Магдеев также обратился с просьбой к Ильсуру Хадиуллину вернуть рейтинги школ.
– Мы должны понимать, где мы находимся и где лучшие практики в городах и районах нашей республики. Мы должны понимать, как мы себя видим в масштабах республики. Сравнивать себя обязательно нужно, обращаю внимание руководителей образовательных учреждений: дух состязательности, дух новаторства - он должен присутствовать в каждом трудовом коллективе, – аргументировал глава автограда.
Хадиуллин поставил задачу поработать над изменением отношения к учительству.
– Мы должны защищать систему образования, прежде всего учителей. Учитель – это главная фигура в школе. Вот к этому мы должны стремиться. Защита должна быть и моральная, материальная, и духовная. Она должна быть обогащена тем отношением, которое будет окружать учителя. Если мы в дальнейшем не будем ценить, уважать, беречь, любить наших учителей, тогда мы можем оставаться вообще без них.
ДЕТИ:
«ПОВЕРЬТЕ, У НАС ПРОБЛЕМ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ВАС»
Докладчиком пленарного заседания также стала спикер городского совета учащихся Милена Викторова. Десятиклассница школы №11 рассказала, что на встрече мэра она обратилась с просьбой выступить на августовской педконференции. Школьница подняла несколько «горячих» проблем, на которые просила обратить взрослых.
По ее словам, большинство выпускников сталкиваются с такой проблемой как разумное финансовое планирование.
– Да, мы бы хотели, чтобы нас учили, как грамотно распределять бюджет, – обозначила Милена.
Спикер предложила, чтобы на уроке информатики детей учили ориентироваться в медиапространстве, отличать фейковые новости и тому, как не попасть на уловки киберпреступников.
Викторова подняла и вечную проблему «отцов и детей». Она считает, что настала пора ввести уроки семейной психологии, где дети могли бы изучить «хотя бы малейшие азы взрослой жизни».
– Дорогие педагоги, поверьте, у нас проблем не меньше, чем у вас. Да, они не такие глобальные и некоторые даже могут взывать улыбку на вашем лице, а некоторые скажут: «Мне бы ваши проблемы». Но без вашего одобрительного взгляда, чуткого слова, нам не обойтись, – пыталась достучаться до собравшихся школьница.
Наиль Магдеев в свою очередь предложил провести городскому совету учащихся родительское собрание.
– Я надеюсь, что руководители школ обратят на это внимание, пообщаются в таком неформальном варианте. Не тогда, когда учителя или родители дают установку, а когда это делают дети. Мы этого боимся. Мир меняется, друзья мои. Я думаю, что мы должны слушать и слышать своих детей. Это и касается тех, кто говорит от микрофона, – обозначил мэр.
Олеся Аверьянова
Фото: Реальное время, nabchelny.ru, business-gazeta.ru, gsrk.ru
###
ирина
Энвер
Эмилья
Антимагдеев13
Антимагдеев13
Медведев
Роман
Тимур
Challenger
Виолетта
Эмилья
Юлия
Юлия
А.
А.
Challenger
Уассяаа
Анжела
Иван
Нур
Раушания
Раушания