, 14 Мая
$ 74,3566
€ 89,9343
Предложения банков
Коронавирус. Заражено: 161 850 155 человек. В России: 4 922 901. В Татарстане: 20 944. В Челнах: 2 492
Новости
Подробно


«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

22.04.2021, 20:08

Новые санитарные правила и нормы (СанПиН), которые начали действовать в России с 1 марта, поставили в тупик управляющие компании Набережных Челнов. Руководители разводят руками. Теперь правила содержания и уборки общедомового имущества требуют: больше, чаще и чище. А тарифы остались прежними. Выросла периодичность влажной уборки подъездов, чистки мусоропроводов, полный отказ от которых лоббирует региональный мусорный оператор. Где взять людей и деньги – задаются вопросом руководители УК. Другие же игроки рынка ЖКХ надеются, что новые нормативы заставят управленцев работать качественнее и, наконец, обратить внимание на чистоту тех же мусоростволов в подъездах.

«МНОГО НОРМ, КОТОРЫЕ НЕВЫПОЛНИМЫ. ТЕ, КТО ИХ УТВЕРЖДАЕТ, ДАЛЕКИ ОТ РЕАЛЬНОСТИ»

Новые СанПиН вступили в силу на территории России с 1 марта. Среди прочих нововведений – требования к содержанию помещений, в том числе в многоквартирных домах. Так, изменения коснулись частоты влажной уборки с применением чистящих и моющих средств. Теперь управляющие компании должны проводить ее в помещениях общего пользования ежедневно (пункт 126). Влажная дезинфицирующая уборка мусороприемной камеры – по мере загрязнения, но не реже чем раз в неделю, а очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода – ежемесячно (пункт 132). Ряд положений касается также полива земельных участков МКД, мероприятий против гололеда, погрузки и разгрузки товаров магазинов в домах, требований к мусорным площадкам и т.д.

Участники рынка ЖКХ города считают, что новые правила и нормы далеки от реальности.

– Да, требования выросли, но тариф не поменялся. Мы пока работаем в том же режиме, что и раньше. Работаем над содержанием подъездов и мусоропроводов. Если есть жалобы на запах, направляем сотрудников. А полы в подъездах ежедневно мыть за такие деньги – это нереально! – считает руководитель УК «Вилюй» Людмила Уткина. – Дворники уйдут сразу. У нас и так работает довольно возрастной контингент. Есть люди, которым по 60–70 лет. Молодых очень мало, они не стремятся в ЖКХ.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

Очистка мусоропроводов в жилфонде производится по необходимости.

– Есть дома, где люди стараются соблюдать чистоту, а есть такие, кто умудряется, например, вылить суп в мусоропровод, – констатирует руководитель. – Сейчас у нас есть своя мобильная установка для очистки и дезинфекции. До этого дезстанция занималась обработкой, либо мы нанимали специалистов на сложные объекты. Так, на наших домах свое оборудование «обкатывала» компания «КамЭко» Олега Давыдова. Сейчас на многих мусоростволах у нас стоят свои установки. Но каждый месяц проводить чистку – это сложно. Нужно иметь в штате сотрудников, которые будут заниматься только этой работой, ходить с установкой. Это нереально. У нас нет таких денежных средств.

По новым СанПиН пока действительно больше вопросов, чем ответов, говорит заместитель генерального директора УК «Электротехников» Вячеслав Карпов. Причем ответ на вопрос о частоте влажной уборки подъездов компании удалось получить.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

– Есть письмо Роспотребнадзора от 2 апреля. Служба разъяснила: «В пункте 126 СанПиН, устанавливающем проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования МКД, имеется техническая неточность. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за содержанием помещений общего пользования МКД в частности в кратности проведения влажной уборки с применением моющих и чистящих средств необходимо осуществлять с учетом требований жилищного законодательства», – процитировал ответ Карпов. – У нас с жителями заключен договор управления в соответствии с этими требованиями, в котором оговаривается, что влажная уборка мест общего пользования проводится два раза в месяц.

Таким образом, если по 126-му пункту компании могут расслабиться, то по другим еще есть вопросы.

– По мусоропроводам есть технические вопросы. Например, стволы в старом жилом фонде сделаны из асбестоцемента, и они не вынесут частой мойки, они просто будут разрушаться. У нас есть свой регламент, по которому мы работаем. У каждого ЖЭКа есть свое оборудование, обученные специалисты, – говорит замдиректора УК. – Мы сами моем мусоропроводы раз в месяц (за исключением зимнего периода), мусорокамеры – раз в неделю. Все оговорено в договоре управления домом, и мы по нему все выполняем в соответствии с жилищным законодательством. Если бы люди кидали мусор исключительно в пакетах, проблем было бы меньше. Практика показывает, что в некоторых подъездах мусоростволы очень чистые, а в некоторых, особенно в осенний период, когда идет сбор и обработка урожая, и особенно если не используют пакеты, появляется зловоние и грязь.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

Директор УК «Камстройсервис» Сергей Клещев отмечает, что любые изменения, влекущие за собой более частое проведение тех или иных работ, неизбежно повлекут за собой и рост тарифов.

– СанПиН вступили в силу, но есть много норм, которые при нынешнем положении вещей невыполнимы. Те, кто их утверждает, далеки от реальности. Вышло достаточно много обновлений. Они касаются не только мусоропроводов, но и в целом усиления санитарно-эпидемиологических мер. А это влечет увеличение трудозатрат, материалов и прочего, что неизбежно потянет за собой увеличение платежей, – заметил руководитель. – Недостаточно просто принять новые правила, изменения должны повлечь за собой целый ворох дальнейших решений, которые необходимо срочно принять, чтобы перейти на новые отношения. Но сейчас кроме СанПиН у нас больше ничего нет. Нами поставлена задача – чтобы рекомендательные нормы исполнялись по мере возможностей, а существующие требования законодательства – неукоснительно.

«ПО 30–40 ЛЕТ НЕ ЧИСТИЛИ МУСОРОПРОВОДЫ В СТАРЫХ ДОМАХ! ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ, ЧТО ТАМ?!»

Как надеется Олег Давыдов, руководитель компании «КамЭко», которая оказывает услуги по очистке и дезинфекции мусоропроводов, новый норматив должен сподвигнуть управляющие компании более внимательно относиться к мусоростволам. Пока же, уверен руководитель, платежи по соответствующей графе квитанций зачастую расходуются не по назначению.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

– У меня есть письмо от Кабмина РТ, из которого следует, что в этой услуге 41% – это как раз чистка и дезинфекция. 1,45 рублей с 1 кв. м берут в тех домах, где есть мусоропроводы, получается 59 копеек с квадратного метра – на эти виды работ. При этом мусоропроводы у нас, как правило, не чистятся и не дезинфицируются десятилетиями, – говорит Давыдов. – По 30–40 лет не чистили мусоропроводы в старых домах! Вы представляете себе, что там?! Самая большая проблема – 12-этажные башни. Там не четыре, а восемь квартир на этаже. Как правило, отходов в два раза больше, и до второго этажа мусоропровод всегда забит. Все накапливается, растекается, прилипает и воняет.

При этом существующие методы работы, о которых заявляют УК, зачастую не дают желаемого результата, считает руководитель специализированной компании.

– Новостройки, где устанавливаются мусоропроводы, должны сдаваться исключительно с моющими дезинфицирующими модулями – МДМ – на чердаке в стволе мусоропровода. Но, как правило, эта установка стоит, как памятник. Ее не используют. Почему? Есть минусы в использовании модулей. Вода под сильным давлением подается из специальной насадки, а поскольку уплотнительные резинки на мусороприемных клапанах обычно слетают уже в первые месяцы использования, образуются щели, через которые смывы проникают на лестничные клетки. Второе – не продумана система утилизации смывов. В мусороприемной камере должен быть отдельный рукав, куда они должны уходить. А так они стекают в общедомовую канализацию или растекаются по всей территории. В старом жилфонде некоторые пытаются использовать мойки Karcher. Вода опять же льется вниз.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

Сам Давыдов сделал ставку на установку, которая применяет метод сухой чистки. Ее разработало предприятие оборонно-промышленного комплекса «Сплав» в Туле. Установка представляет собой три модуля – один счищает, другой дезинфицирует, третий делает гидроизоляцию. В 2014-м компания применяла ее, оказывая услуги крупным УК города: «Ремжилстрой», «Махалля», «Жилкомсервис», «Челныстройремонт». Но в большинстве своем частные управляющие компании «не заморачиваются» с чисткой мусоропроводов, констатирует предприниматель.

– Когда Госжилинспекция и Роспотребнадзор приходили в УК с проверками, сразу к нам прибегали, просили провести чистку. Раз в году заключают договор, получают один акт и все, потом его везде предъявляют: «Да, мы работаем, вот договор, вот акт». Но это же неправильно! Работы должны проводиться по графику, регулярно. И это не обязательно должны делать мы. Альтернатива есть всегда, мы не стремимся монополизировать рынок. Есть ФАС. Есть специализированные компании, которые занимаются дезинсекцией, дератизацией. Есть предприниматели, которые ищут свою нишу в ЖКХ. Тем более, я один всю эту работу не сделаю.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»
   

Олег Давыдов отметил, что пока четкий и обязательный к исполнению регламент по чистке и дезинфекции мусоропроводов существует только для Москвы, а на уровне регионов его нет. Правда, сегодня работа в этом направлении ведется.

В этом свете актуальной выглядит позиция регионального мусорного оператора «Гринта», который выступает за полный отказ от мусоропроводов. Однако, как только тема стала обсуждаться на уровне города, жители встретили ее в штыки. Это подтверждают и главы руководители управляющих компаний.

– У нас на территории этот вопрос, вряд ли, продвинется. Никаких собраний пока не было, жители не инициировали, – говорит Людмила Уткина. – Здесь дело не только в «Гринте», процесс идет и в других регионах. Где-то инициатива продавливается сверху. Но решение должны принимать жильцы. У нас, например, люди против того, чтобы закрыть мусороствол и выносить мусор на площадку на улице. Все привыкли выйти из квартиры и закинуть пакет в мусоропровод. Я как руководитель управляющей компании боюсь, что на площадке появятся крысы и мыши. Нельзя исключать, что кто-то нес, не донес, бросил на землю, и мусор будет валяться. Есть проблема воспитания, есть фактор лени. Грызуны быстро появляются, а вывести их очень сложно.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

Олег Давыдов также не считает тему отказа от мусоропроводов в пользу контейнеров в Челнах перспективной:

– Как это должно выглядеть? Мусоропровод полностью демонтируют? Нет. Заварят и уйдут? В любом случае, чтобы законсервировать, нужно сначала почистить, продезинфицировать. Об этом никто не думает и не говорит. Контейнерные площадки в Казани стали большой проблемой – бегают мыши, мусор разлетается. В любом случае, есть Жилищный кодекс. Все изменения происходят только по протоколу общего собрания. Жители сами должны принять решение.

Жилфонд компаний «Электротехников» и «Камстройсервис» пока тоже не инициировал собраний по поводу мусоропроводов.  

– Никто от них еще не отказывается, и работа по переходу на площадки сбора ТКО у нас активно не идет, – поделился с Chelny-biz.ru Сергей Клещев.

«Ежедневно мыть подъезды за такие деньги – это нереально! Дворники уйдут сразу»

Таким образом, мусоропроводы из домов Набережных Челнов в ближайшее время никуда не денутся, а новые СанПиН по их обслуживанию могут поставить управляющие компании в сложное положение. Во что это выльется – рост тарифов, череду штрафов от Роспотребнадзора или новые методы работы – покажет время.   

Chelny-biz.ru

Фото: Chelny-biz.ru, ugra-news.ru, sovhozlenina.info, business-gazeta.ru, nabchelny.ru, kurjer.info, f-musor.ru, vtambove.ru