Самой обсуждаемой новостью в сфере образования Набережных Челнов на этой неделе стал возможный уход директора крупнейшего вуза города. Глава местного филиала КФУ Махмут Ганиев метит на место ректора КНИТУ-КАИ, причем как самовыдвиженец, без всякой поддержки изнутри. В этом решении тут же увидели сразу несколько возможных подоплек: одни считают это попыткой КФУ поглотить КАИ, другие – стремлением «КАМАЗа» распространить свое влияние на авиационный институт через «своего человека». Сам директор объясняет свой поступок желанием вернуться в альма-матер. Что думают на «КАМАЗе» о возможной ротации, за что Ильшат Гафуров благодарен Ганиеву и как оценивает его шансы, а также чем директор занимался более восьми лет в Челнах – в материале Chelny-biz.ru.
«Я ПРОВЕЛ В СТЕНАХ В КАИ СУММАРНО 33 ГОДА. ЭТО МОЯ АЛЬМА-МАТЕР»
Махмут Ганиев, директор крупнейшего вуза Набережных Челнов, может покинуть город и переехать в Казань – на пост ректора КНИТУ-КАИ. Перспектива возглавить самостоятельный вуз в столице вместо филиала в автограде – это, безусловно, значительный карьерный рост для Ганиева. Такая возможность появилась после того, как действующий ректор КАИ Альберт Гильмутдинов отказался участвовать в предстоящих выборах. У руководителя были все шансы сохранить место, однако он заявил о решении не выдвигать свою кандидатуру.
– Я заявляться на эти выборы не буду. Университет стоит перед 10-летним этапом реализации программы стратегического академического лидерства – и эту работу должен возглавить уже новый лидер и новая команда, – объяснил он свое решение. – Университет сейчас на подъеме, и у меня есть основания гордиться тем, что я сделал, а не цепляться за должность. Спасибо за доверие! Мне оказали высочайшую честь возглавлять этот университет. Мы за эти годы сделали многое, чтобы вернуть величие вуза. Я навсегда останусь «КАИстом»! А ректором пусть будет тот, кого изберет коллектив!
У коллектива четыре варианта, среди которых Ганиев. Он, надо сказать, единственный самовыдвиженец. Ученый совет физико-математического факультета выдвинул на пост заведующего кафедрой технической физики Алмаза Гайсина. Ученый совета института радиоэлектроники и телекоммуникаций поддержал проректора по образовательной деятельности и воспитательной работе Алексея Лопатина. Совет Альметьевского филиала вуза предложил своего директора Светлану Юдину. А вот Ганиев идет на выборы без всякой поддержки. На что рассчитывает выдвиженец? Как выяснил Chelny-biz.ru, в первую очередь, на свою тесную связь с КАИ. Махмут Ганиев хочет вернуться «на родину».
– Я провел в стенах в КАИ суммарно 33 года. Шесть лет я учился и 27 лет работал в вузе. КАИ – моя альма-матер, – коротко пояснил изданию Ганиев свое решение.
Директор челнинского вуза родом из Апастовского района, из деревни Шушерма. Он окончил КАИ в 1985 году по специальности «инженер-механик», в 1989 году – аспирантуру. С 85-го работал младшим сотрудником. В 92–96 годах был старшим преподавателем. Затем возглавил елабужский филиал КГТУ им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), где проработал до 2012 года. Тогда связь с альма-матер и оборвалась. Ганиева назначили в Челны в филиал К(П)ФУ в период становления фактически нового вуза.
Сегодня кандидатура Махмута Ганиева уже прошла утверждение Ученым советом КНИТУ-КАИ, поскольку соответствует всем формальным требованиям. Выборы ректора будут проходить в апреле, когда завершатся полномочия действующего ректора. Сейчас вуз должен согласовать процедуру с Минобрнауки, согласовать кандидатуры с властями. Затем свое слово скажет аттестационная комиссия. Здесь проблем возникнуть не должно. Ганиев – опытный управленец, без нареканий руководил елабужским и челнинским филиалами КАИ и КФУ. Когда будет назначена дата выборов, начнется предвыборная кампания: программные заявления, встречи с коллективом. Вот здесь кандидату из КФУ придется сложнее – все-таки более восьми лет вне КАИ… Итогом станет тайное голосование на конференции трудового коллектива.
«КАМАЗ» НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ПРОЦЕДУРУ ВЫБОРОВ. МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЕ СО ВСЕМИ ВУЗАМИ И СО ВСЕМИ РЕКТОРАМИ»
Внезапное самовыдвижение Махмута Ганиева породило множественные предположения о том, кто же стоит за кандидатом, который без поддержки коллектива вуза решился ввязаться в предвыборную гонку. Прежде всего, казанские СМИ обратили свой взор на «КАМАЗ» – якобы автогигант из Набережных Челнов продвигает «своего» человека (местный филиал КФУ активно сотрудничает с предприятием), чтобы оказать влияние на будущее развитие казанского вуза. Эту теорию на заводе категорически опровергают.
– «КАМАЗ» не вмешивается в процедуру выборов. Мы заинтересованы в плодотворной работе со всеми вузами и со всеми ректорами, – прокомментировал Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. – У нас выстроено стандартное взаимодействие со всеми вузами – с КФУ и КАИ, с МГТУ имени Баумана и с Санкт-Петербургским политехническим университетом и с другими. Это взаимодействие везде примерно одинаковое. Нам нужны специалисты определенных профилей – мы озвучиваем вузам, какие выпускники и с какими компетенциями требуются на предприятие. Они смотрят, могут ли готовить ребят с такими компетенциями, и что для этого нужно, чем «КАМАЗ» может им помочь. Как правило, это, например, закупка дополнительного оборудования или наша поддержка при обращении за финансированием в государственные органы. Мы работаем исключительно в таком формате, большего нам не надо. Нам нужно, чтобы из вузов (в первую очередь, челнинских) выходили подготовленные специалисты, которые сразу пойдут работать на предприятие с нужными компетенциями, и которых не надо будет переучивать.
Так, у «КАМАЗа» есть программа взаимодействия с местным подразделением КФУ, которая была одобрена и утверждена несколько лет назад. И ее реализация не зависит от того, кто сидит в кресле директора филиала, отметил Афанасьев.
– Мы действуем в рамках этой программы. Помогаем с точки зрения оборудования, предоставления практической помощи в организации образования и никак не вмешиваемся в деятельность вуза. У нас нет приоритетных или неприоритетных учебных заведений, но мы всегда заинтересованы в том, чтобы наши челнинские вузы выпускали подготовленных специалистов.
Вторая теория «десантирования» Махмута Ганиева в КНИТУ-КАИ – попытка КФУ поглотить вуз. Ее накануне опровергал ректор Казанского Федерального Ильшат Гафуров.
– КФУ не является куратором каких-либо высших учебных заведений. Да, ваш покорный слуга возглавляет Совет ректоров вузов РТ, но это общественная организация, где мы обсуждаем текущие вопросы, которые касаются всех университетов. КАИ в свое время «отпочковался» от Казанского университета. И если говорить о возможности присоединения, как обсуждают сейчас некоторые горячие головы, то могу сказать, что никакого кураторства и никакого присоединения ни у кого даже в мыслях нет, и не предполагается, – заявил Гафуров в ходе пресс-конференции. – КАИ – ведущий национальный исследовательский университет, мы этим должны гордиться. У него есть свое направление как в науке, так и в подготовке специалистов. Область, связанная с авиацией, самолетостроением, – Казанский университет в этом направлении практически не идет. Мы акцентировали свое внимание на автомобилестроении, на машиностроении, в других областях. Хотя, должен сказать, что у нас есть возможности сегодня работать в тех направлениях, в которых работает КАИ. У нас достаточно много совместных публикаций. Мы работаем по принципу взаимного дополнения.
Ректор КФУ, кстати, заметил, что действующий руководитель КАИ Альберт Гильмутдинов – выходец из Казанского университета.
– Почему-то когда он был кандидатом в ректоры КАИ, и в процессе его работы ни у кого даже вопросов не возникало, – акцентировал Гафуров. – Махмут Масхутович Ганиев 32 года работал в КАИ. Он окончил этот вуз, был аспирантом, защищал в КАИ кандидатскую и докторскую диссертации, возглавлял филиал авиационного вуза в Елабуге. Я его знаю с 1998 года, когда работал главой администрации. Он очень порядочный и компетентный руководитель.
«МАХМУТ МАСХУТОВИЧ ВЫСТРОИЛ НЕПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С АВТОГИГАНТОМ, С РУКОВОДСТВОМ ГОРОДА»
Махмут Ганиев пришел в челнинский филиал КФУ в ноябре 2012 года, в период его становления как нового вуза. Шел весьма болезненный процесс слияния исконно челнинского КамПИ (ИНЭКА) и существовавшего филиала Казанского университета в автограде.
– Решение о назначении не местного руководителя принято специально, для того чтобы процесс формирования единого университета был объективным, – комментировал тогда глава автограда Василь Шайхразиев. – Мы прекрасно понимаем, что в некоторых случаях интересы города остаются в стороне. Сейчас стоит серьезная задача объединения, нужно этот путь достойно пройти. Я думаю, мудрое решение объединения вузов станет новым стимулом для подготовки специалистов с высшим образованием для нашего города и республики.
Ганиев приступил к масштабной оптимизации – от факультетов до преподавателей и их зарплат.
– Проблем много: есть дублирование по некоторым кафедрам, специальностям и даже факультетам. И чтобы, как говорится, вместе с водой не выплеснуть и ребенка, стараемся создать что-то новое. Учитываем потребности города, «КАМАЗа», – рассказывал он в 2013-м. – Мы проводим оптимизацию. Есть кафедры с одним и тем же названием, есть группы, где учатся восемь–девять человек. А в группе хоть два человека, хоть 20, преподавателю положена зарплата. Моя задача – провести оптимизацию и выбрать самых квалифицированных людей.
Накануне Ильшат Гафуров, кстати, поблагодарил Ганиева за ту работу, что он провел.
– Все сложные моменты процесса формирования нашего подразделения в Набережных Челнах он прошел достойно. Там был самостоятельный вуз и наш филиал. Процесс объединения был непростым. Махмут Масхутович выстроил достаточно хорошие отношения с автогигантом, с руководством города, – оценил ректор КФУ. – Я не видел, чтобы были какие-то нарекания. Хотя были проблемные моменты, связанные с теми или иными, в том числе коррупционными проявлениями. Да, он достаточно принципиально подходил ко всем вопросам. По сути, минимизировал все, что там происходило, – припомнил Гафуров коррупционные скандалы, которые гремели в вузе в 2018-м.
В тот год силовики шерстили факультеты филиала один за другим и, надо сказать, их работа всерьез пошатнула имидж Ганиева, хоть в некоторых случаях и сообщалось, что вуз помогал следствию (и даже местами сам инициировал проверки). Только за 2018 год правоохранители пришли в экономический, юридический и даже строительный факультеты. Последний на тот момент возглавлял некогда уважаемый в городе строитель, бывший депутат Госсовета РТ Фриль Ахметов. Заведенных уголовных дел о взятках было много, эпизодов – сотни, судили и студентов и преподавателей. Один из последних приговоров прозвучал в отношении кандидата технических наук Сергея Юрасова, в его уголовном деле фигурировало 16 эпизодов взяточничества.
2019-й стал для филиала еще одним переломным годом. Тогда было положено начало проекту создания технического университета на базе НЧИ КФУ.
– Правительство Татарстана и правительство России уделяет большое внимание подготовке инженерных кадров, и сейчас мы идем в сторону создания на нашей базе технического университета, – комментировал Ганиев Chelny-biz.ru. – Проект стартовал в связи с подготовкой к 50-летию с начала строительства «КАМАЗа». Сейчас этот вопрос продвигается дальше. И Владимир Владимирович Путин во время визита в Челны положительно высказался об этом плане.
Тогда же зашел разговор о строительстве новых объектов на территории студенческого городка. Было подготовлено два участка – один для общежития, другой для нового учебного корпуса. Директор заявлял о создании кампуса – давно заброшенного проекта, который рассчитывал реанимировать руководитель.
– У нас полумиллионный город, нам не хватает общежитий, нам не хватает помещений, оснащения. Чтобы обеспечить «КАМАЗ» полноценными качественными кадрами, особенно с точки зрения цифровизации, конечно, нам нужно обновлять базу. У нас база неплохая, но все меняется очень быстро и динамично, – отмечал Ганиев, акцентируя, что вуз должен успевать за «КАМАЗом», который запускает современные производства. – Мы волей-неволей должны соответствовать этому высокому уровню. Мы отправляем туда студентов на практику, и они видят самые передовые технологии. Кроме того, сейчас мы принимаем участие в дальнейшей работе над новым двигателем Р6. Мы за год выполнили договоров с «КАМАЗом» на 30 млн, а начинали с 2 млн, то есть мы в 15 раз увеличили объем договоров. И в целом Сергей Анатольевич отмечает, что качество подготовки кадров нашим институтом для «КАМАЗа» стало намного выше.
При этом руководитель все же всерьез настроен на Казань. В беседе с Chelny-biz.ru он не стал комментировать свои шансы, сославшись на установленный порядок выбора ректора. Нынешний руководитель Ганиева Ильшат Гафуров также сослался на решение коллектива КНИТУ-КАИ.
– Любой человек хочет быть самостоятельным, это только поддерживается. Если у человека есть амбиции – пожалуйста, пусть попробует, – прокомментировал Гафуров. – Нынешний ректор никогда в КАИ не работал до этого момента, но у него же получилось девять лет возглавлять ведущий технический вуз. Время есть, коллектив определится и выберет достойного.
Chelny-biz.ru
Фото: АктивПроф, пресс-центр НЧИ КФУ, kazanfirst.ru, milandr.ru
Бывшие студенты, работники НТЦ
Салим
Раушания
Раушания
Виктор Сергеевич